Мир без барьеров

Нет необходимости напоминать прописные истины: городская среда должна быть комфортна и удобна для всех без исключения.

Мы ходим по родному городу по знакомым улицам, мимо знакомых зданий, памятников, площадей, остановок общественного транспорта, магазинов…

Мы смотрим на наш город, смотрим и, чаще всего, не задумываемся: а удобен ли он для проживающих вместе с нами людей с ограниченными возможностями?

Я решил разобраться в этом вопросе. А для этого мне необходимо было, прежде всего, понять: а что же это такое – безбарьерная среда?

За информацией я отправился в Отдел социальной защиты населения по Селенгинскому району. Вот что рассказала начальник Отдела Елена Вандановна Дашинимаева:

«Основой государственной политики России в области социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями, кроме Конституции РФ, является Федеральный закон от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Основные обязанности в этом вопросе возлагаются на муниципалитеты, но мы, как профильное ведомство, не имеем права оставаться в стороне. Кроме контроля мы осуществляем организацию и поддержку проведения мероприятий, связанных с проблемами инвалидов. А проблем этих масса – это и удобные пандусы (наклонные въезды Прим. авт.) для въезда инвалидных колясок в различные учреждения, и оборудование остановок общественного транспорта, и пешеходных переходов, тротуаров, установка дорожных знаков, специальных светофоров и т.п. Последние два года этим вопросам стало уделяться больше внимания, хотя проблем ещё очень много, и главная из них – это недостаточное финансирование. Горожане заметили, что новые магазины, бюджетные учреждения оборудованы удобными въездами, перилами и т.п. Этими сооружениями охотно пользуются и престарелые граждане и мамы с детскими колясками, люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в общем люди с ограниченными возможностями.
   
В Селенгинском районе в данное время на учёте находятся 47 инвалидов-колясочников, из них 5 детей. В Отделе есть специалист, который прошел обучение и занимается вопросами доступной среды.

Отдел соцзащиты участвует в комиссии по введению объектов в эксплуатацию. Если сооружение не соответствует установленным нормам СНиП 35-01-2001, мы акты не согласовываем.

Необходимо чтобы Муниципальные образования  включили в состав комиссии представителей прокуратуры. Тогда уже на стадии проектирования соблюдались бы нормы законодательства.

У соцзащиты есть вопросы к аптекам, почтовым отделениям, банкам, то есть к тем заведениям, которыми часто пользуются инвалиды. Большинство этих заведений не оборудованы для посещения людьми с ограниченными возможностями. Возьмите для примера центр города. Весь так называемый «коленвал» (и не только он) по первому этажу занят различными заведениями, учреждениями, торговыми точками, причём пандусы исполнены так, что пользоваться ими невозможно. Строительные нормы и правила не исполняются. Было бы очень неплохо, если бы ИП и ЧП, организации, муниципалитет объединили усилия и построили  стилобаты (горизонтальные эстакады, примыкающие к цокольным этажам зданий. Прим. авт.); это, к тому же, украсило бы центр города.
 
Важнейший шаг к возвращению людей, получивших инвалидность, к полноценной жизни – их реабилитация. К сожалению, в отделе нет специалиста по реабилитации инвалидов. Всех обратившихся инвалидов консультируем, направляем в специализированные учреждения. Такие центры есть в Улан-Удэ, Закаменске, Гусиноозёрске в сосудистом отделении, а, также, есть детский реабилитационный центр «Светлый» в окрестностях Улан-Удэ. Предлагаем социальное  обслуживание на дому.

 В проведении физкультурно-оздоровительной реабилитации  наибольшую активность проявляет Межрайонная местная организация Всероссийского общества слепых (ВОС), активно занимаются спортом воспитанники Усть-Урминской коррекционной школы под руководством директора школы и опытного тренера. Хотелось бы, чтобы наибольшее количество людей, среди этой категории, были привлечены для участия в различных, систематических спортивных занятиях и соревнованиях.

У отдела соцзащиты населения большая проблема с  кадрами, имеющими профильное образование, специализирующимися  в работе с инвалидами и  семьями, имеющими  детей инвалидов. Таких специалистов готовят в БГУ и ВСГТУ на отделении социальной работы. Есть смысл задуматься о целевой подготовке выпускников наших школ с последующим трудоустройством, обеспечением жильём. Тогда острота кадровой проблемы могла бы быть сглажена.

Отдел активно сотрудничает с Региональным  общественным  Фондом  «Здоровье Бурятии». В рамках этого сотрудничества мы возим детишек на реабилитацию в Улан-Удэ.  Представители фонда у нас в районе в кабинете психологической разгрузки проводят обучающие семинары по эффективной методике реабилитации детей с детским церебральным параличом. Сейчас  ведём переговоры о сотрудничестве с Байкальским благотворительным фондом.

При Отделе соцзащиты работает  «Университет третьего возраста», в котором пенсионеры изучают работу на персональном компьютере, занимаются туризмом, спортом, пользуются социальной библиотекой. Планируется обучать детей-инвалидов пользованию ПК (персональным компьютером, Прим. авт.) на базе СОШ №4 и СОШ №1, на дому. К этой работе будут привлекаться волонтёры – ученики старших классов по соглашению с РУО.

По обеспечению инклюзивного (совместного) обучения ведётся целенаправленная работа. В СОШ №4 и №1 полностью оборудован первый этаж под проезд инвалидных кресел.

По трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста есть проблемы, потому что не все организации идут на это. И, тем не менее, План квотирования приёма таких граждан на работу постоянно уточняется, и контролируется его выполнение. Особое внимание трудоустройству данной категории граждан уделяется Центром занятости населения.

Вот ещё какая у нас проблема: сейчас общество инвалидов в районе существует формально. Этому есть ряд причин. Во-первых, ограниченная мобильность и разбросанность по территории города и района не позволяют им регулярно собираться в своём помещении. Во-вторых, и это самая главная проблема, для того, чтобы колясочник смог добраться до общества  инвалидов, ему надо как-то спуститься из своей квартиры (которая не всегда на первом этаже), добраться на общественном транспорте до центра города (если место жительства, скажем, в 9-м микрорайоне). А общественный транспорт, в большинстве своём, для перевозки инвалидов-колясочников не приспособлен.
 
Какой могу сделать вывод. Начинать работу по социальной реабилитации инвалидов-колясочников надо с оборудования их жилья, приспособление его для их нужд. Хорошим выходом в данной ситуации было бы строительство одноэтажных жилых домов со всей положенной инфраструктурой специально для такой категории граждан.

Что касается паспортизации объектов. Совместно с районной Администрацией  составлен и утверждён Реестр объектов социальной  инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Селенгинского района, созданный с целью объективной оценки этих объектов для разработки мер, обеспечивающих их доступность.»

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. И всё же один интересный вопрос, вопрос приёмки вновь возводимых объектов и проверки их доступности для маломобильных групп населения мне не давал покоя. Но к нему я решил вернуться чуть позднее: в разговоре с правоохранителями и муниципальной властью.

Понимая, что вскрытые проблемы надо рассматривать с различных точек зрения, я направился в Общество инвалидов района.
 
Вот что рассказал председатель Межрайонной местной организации Бурятского республиканского отделения (БРО) Всероссийской организации слепых (ВОС) в г. Гусиноозёрске Борис Сергеевич Хлебников после отчётной конференции, проходившей 18 марта 2014 года:

«Штаб-квартира организации находится в Гусиноозёрске по адресу; ул. Ленина, 15. К нам относятся первичные организации Кяхтинского, Джидинского, Закаменского районов.

Помещение передано нам местными властями в оперативное управление. Коммунальные услуги оплачиваются частично из собственных средств, частично за счёт спонсорских пожертвований. Арендная плата за пользование помещением не взимается.

Спортивные мероприятия проводятся за счёт средств местного бюджета по статьям физкультура и спорт. Нами проводятся соревнования по лыжным гонкам, лёгкой атлетике, шашкам и шахматам.
 
Заработная плата нам (две ставки руководящему составу) выплачивается из федерального бюджета.

Сейчас в проекте находится Федеральная программа по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов. Составлена и подписана смета расходов, Надеемся, что положение инвалидов улучшится.
 
Состояние доступности объектов для инвалидов в районе  и, особенно, в городе мы оцениваем как недостаточное. Вместе с тем, шаги к достижению этой цели делаются. Так, в целях организации инклюзивного   образования (совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов. Прим. авт.) в СОШ №4 и №1 оборудованы первые этажи для беспрепятственного проезда учеников в инвалидных креслах. Устроены удобные пандусы. Многие вновь вводимые объекты также оборудованы в соответствии с требованиями СНиП.

На наш взгляд, есть несколько нерешённых, или, если правильнее говорить, нерешаемых проблем: во-первых, мало обеспечить инвалиду-колясочнику свободный доступ к различным заведениям, ему, как правило, для начала надо выйти из квартиры, спуститься по лестнице на улицу, преодолеть бордюры, колдобины на дорогах, пешеходные переходы и т.п. В этом отношении наш город практически не оборудован. Необходимо установить знаки о возможном пересечении проезжей части инвалидами хотя бы в центральной части города, в частности, в районе нахождения правления нашей организации.

Практически все заведения: магазины, аптеки и т.п. в городе оборудованы пандусами, то есть наклонными въездами. Но посмотрите, как исполнены эти въезды: угол наклона мягко сказать не соответствует СНиПу (Строительные нормы и правила, Прим. авт.). Там не то, что инвалид в кресле побоится въезжать, даже здоровый человек не рискнёт, особенно при обледенении. Проблему бы решил широкий цокольный этаж стилобат, объединяющий все магазины и прочие объекты в одном доме, с удобными заездами-съездами при установленных углах наклона (кстати сказать, законом установлен угол наклона пандуса 8%; говоря проще, если высота порожка входной двери от уровня земли 80 сантиметров – длина пандуса должна быть 10 метров и не меньше, каждый гражданин с рулеткой в руках может проверить соответствует ли интересующий вас пандус этому условию. Прим. авт.)
 
Иногда предлагаются выносные домофоны, кнопки вызова, но, на наш взгляд, эта затея не имеет практического исполнения в силу известных причин.

И ещё одно существенное замечание: коммерсанты зачастую не считают для себя обязательным приведение оборудования своих заведений в соответствие требованиям законодательства, потому что это лишние расходы. Считаем, что муниципалитеты и города, и района в состоянии заставить всех заинтересованных лиц выполнять свои конституционные обязанности. Считаем необходимым подключаться к решению этих вопросов и правоохранительные органы.»

Как я и ожидал, интересным и полезным стал разговор с председателем районного отделения БРО ВОИ (Бурятская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов, Прим. авт.) Натальей Пурбуевной Доржиевой, вот её рассказ:

«В этом году Селенгинскому отделению БРО ВОИ исполнится 25 лет. Члены общества принимают активное участие в спортивной и культурной жизни. Так недавно при поддержке отдела социального обеспечения мы принимали участие в республиканских соревнованиях по шашкам, шахматам, настольному теннису и метанию дротиков.  Есть предложения организовать турнир по сидячему волейболу.

В 2012 году мы принимали участие в концерте, который давал в зале театра «Родничок» ансамбль Улан-Удэнского отделения общества глухих. До сих пор находимся под впечатлением!

Хотя Селенгинское отделение является юридическим лицом, оно осуществляет свою деятельность исключительно за счёт спонсорских пожертвований, которые направляются, в основном,  на уплату коммунальных платежей. Часть денег расходуется на проводимые различные мероприятия, о которых я говорила. Кроме того мы участвуем в соискании грантов – в этом году мы такой грант выиграли, который направили на оборудование кабинета психологической разгрузки. При поддержке Администрации района мы планируем перепланировку нашего офиса и устройство отдельного выхода для въезда на инвалидных креслах. Наши постоянные спонсоры – это «ВЭМ» (директор В.М. Каргин), Гусиноозёрская ГРЭС (А.С. Кудленок), кафе «Лотос» (С. Цыренжапова), ИП «Додонов ИП», ИП «Москвитин ЛИ», ДК «Шахтёр»  (Егнинова Т.Н.)

Теперь что касается непосредственно доступной среды на территории муниципального образования. На наш взгляд, наиболее оборудована в этом отношении ЦРБ. В остальных организациях и учреждениях при всей проделанной работе есть масса замечаний. Так, при наличии удобных пандусов существуют высокие, труднопреодолимые пороги. Это на неискушённый взгляд порог высотой 10 сантиметров – пустяк, а для инвалида-колясочника такое препятствие практически непреодолимо без посторонней помощи. В основной своей массе в городе пандусы положенному не соответствуют. Углы въезда такие «сумасшедшие», что даже играющим на них детишкам взбираться трудно. Практически все входы в здания оборудованы с нарушениями, не позволяющими инвалидам их посещать, в чём усматривается нарушение конституционных прав граждан на свободу передвижений. Это же относится и к состоянию тротуаров, спусков к пешеходным переходам и состоянию самих тротуаров (узкие, разбитые и т.п). Иной раз, чтобы перейти дорогу, надо объезжать неудобный участок на значительном расстоянии. Аптеки недоступны практически все в черте города. Магазины недосягаемы тоже практически все.

Многие учреждения и организации, на первый взгляд, оборудованы удобными заездами. Но приглядимся поближе: СОБЕС – за входными дверьми (перед входом в операционный зал) несколько ступеней и никакого пандуса и перил. Недавно сданные крупные торговые центры, на первый взгляд, оборудованы, но второй этаж – не для инвалидов. Та же самая история и с Администрациями, как района, так и города. ДК «Шахтёр», чтобы не делать пандус, решили ограничиться кнопкой вызова с чёрного хода, но указатели направления движения у парадного входа отсутствуют, кнопка давно не работает, а когда работала, дежурный персонал помогать инвалиду въезжать в двери отказывался, несмотря на то, что пороги высокие; вход на второй этаж невозможен. Также недоступен второй этаж в поликлинике ЦРБ.

Сейчас много говорится об инклюзивном образовании, вроде бы что-то делается, въезды оборудованы в 4-й и 1-й школе, но это только на первый этаж. А дальше?

Очень острая проблема для инвалидов-колясочников – это выход из квартиры на улицу. Я слышала историю про одного инвалида, который при помощи друзей из строительной организации устроил персональный подъёмник-лифт к своей квартире на пятом этаже с наружной стороны здания. Но не всем же везёт с такими друзьями!

Ещё одна проблема, на мой взгляд, это вопрос ежегодного переосвидетельствования инвалидов со стойкими заболеваниями для подтверждения инвалидности, как будто такие заболевания могут сами собой «рассосаться». Отношение работников МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия, Прим. авт.) к инвалидам напоминает отношение чиновника к надоевшему посетителю. Налицо много случаев установления инвалидности более низкой степени по формальным признакам, работники свои методики гражданам этой категории не показывают, в результате существуют нарушения их гражданских прав в этой области. Далеко за примером идти не надо: я сама благодаря своей настойчивости узнала, что с моим заболеванием положено установить вторую степень инвалидности. Но специалисты МСЭК говорят; «Вы же хо;дите сами, без посторонней помощи?!». Но они же не знают, что для этого я предварительно «накачиваю» себя обезболивающими. И такая картина у многих. И многие просто махают рукой и не обращаются за защитой своих прав в компетентные органы. Одному Богу видно, что значит инвалиду-колясочнику обивать пороги прокуратур и судов! При этом СОБЕС от  помощи гражданам-инвалидам в получении положенной степени инвалидности не помогают вообще!

Раньше до 2005 года выделялся специальный транспорт – автомобили «Ока» с ручным управлением. Теперь и этого нет.
 
Инвалиды имеют право на 50% скидку на оплату за квартирный телефон, однако эта льгота государством не представляется. В некоторые микрорайоны телефон вообще не проведён. В правлении Электросвязи отвечают, что нет технической возможности. По этой же причине невозможно подключиться к высокоскоростному Интернету (а ведь это – дополнительная возможность трудоустройства).»

От себя лично добавлю, что Наталья Пурбуевна настоящий подвижник, энтузиаст; скольким инвалидам она помогла поверить в себя, бороться за свои права. А ведь на её плечах ещё и мать инвалид (парализована после инсульта), Наталья Пурбуевна сама ухаживает за матерью. Остаётся преклоняться перед силой духа этой женщины! Иной здоровый не сделает и десятой доли того, что удаётся осуществить ей.

Памятуя о невыясненной проблеме (приёмка объектов в эксплуатацию при наличии нарушений закона), я решил узнать мнение представителя правоохранительных органов, в частности прокуратуры.
 
Гусиноозёрский межрайонный прокурор Иван Артёмович Перелыгин тоже нашёл время для беседы. Вот, что он сказал:

«На основании не  только республиканского, федерального, но и международного законодательства, в частности Конвенции о правах инвалидов (2006 года), Прокуратура осуществляет контроль исполнения  нормативных актов, регламентирующих вопросы социальной защиты маломобильных групп населения.

Бесспорно, что на территории района по многим объектам свободный доступ инвалидов не обеспечивается. У правоохранителей есть рычаг воздействия на нерадивых хозяйственников в виде статей КоАП (Кодекса об административных правонарушениях, Прим. Авт.), в частности статья «Отказ от обеспечения доступа».
 
Основная трудность заключается в том, что не поступают жалобы от граждан, не потому, что такие они несознательные, а потому, что мало знают о своих правах, может быть и личная ложно понятая скромность не даёт быть до конца принципиальными. Не берусь кого-то в чём-то обвинять, хотя известная активность в этих вопросах со стороны граждан, особенно тех, кого это непосредственно касается, не помешала бы, а, скорее всего, помогла бы скорейшим образом решить проблему создания в наших населённых пунктах безбарьерной среды.

В инициативном порядке мы проводили и планируем проводить далее проверки в социально значимых для такой категории граждан объектах инфраструктуры: аптеки, больницы, почты и т.п.
 
Что касается частных торговых организаций, а в особенности социальных магазинов, вопрос устройства пандусов и других подобных сооружений стоит остро.  Это связано, прежде всего, со значительными финансовыми затратами. Я думаю – устройство стилобатов возле цокольных этажей зданий, в которых находятся магазины и прочие социально значимые объекты, с удобными съездами-заездами, с допустимыми углами наклона, можно организовать, как говорится, всем миром. Ну и при поддержке муниципалитетов, разумеется. Здесь надо подумать о стимулировании наиболее социально ориентированных коммерсантов, о  снижении налоговой нагрузки, об освобождении от налогообложения средств, пущенных на эти цели, и других. А к хозяевам, игнорирующим требования закона, не грех будет применить и принудительные меры.

Это же требование касается и оборудования пешеходных переходов, тротуаров и других объектов в соответствии с установленными требованиями – здесь нелишне было бы подумать о специальных предупредительных дорожных знаках, звуковых светофорах и другом подобном оборудовании. А для более рационального решения этих всех вопросов необходимо собрать круглый стол с участием работников СОБЕСа, муниципальных органов, представителей от обществ инвалидов и общества слепых,  ветеранских организаций, правоохранительных и других заинтересованных органов. На этом форуме обсудить и определиться, где и что наиболее целесообразно сделать.

Есть необходимость подключиться к контролю выполнения требований законодательства в области «доступной среды» ещё на стадии проектирования объектов, чтобы потом не бить, как говорится, по хвостам.

Поступила информация о том, что некоторые объекты продолжают приниматься без согласования с органами социального обеспечения. Поскольку тут просматривается коррупциогенный момент, нами будет организована проверка и, при такой необходимости, приняты меры воздействия.

В заключение хотел бы обратиться к руководству органов социального обеспечения и к гражданам: не стесняйтесь обращаться в правоохранительные органы за поддержкой, если считаете, что нарушаются ваши права на достойную жизнь. Вместе мы, если не все, то многие проблемы, в состоянии решить.»

Разумеется, вопрос, который я освещаю, не имел бы полноты без мнения муниципалитетов. Поскольку проблема наиболее остра в самом Гусиноозёрске, я напросился на интервью к нашему мэру Андрею Николаевичу Кудряшову.

Конечно, меня интересовала личная оценка нашего градоначальника состояния доступности в городе; что делается и что планируется сделать в этом направлении; какие существуют проблемы. Но главное, что заинтересовало меня (и, не сомневаюсь, интересует многих читателей) как происходит процесс приёмки объектов инфраструктуры, возведённых с нарушениями установленных требований?

В полученных мною ответах на вопросы много говорилось о необходимости осуществления мероприятий, обеспечивающих доступность объектов для маломобильных граждан. Это не лишне, хотя все и так знают, что инвалиды нуждаются в участии властей предержащих.

В отношении сделанного по городу А.Н. Кудряшов сказал следующее:

«За последние пять лет возведены пандусы к зданиям Администрации района, Администрации города, Управления пенсионного фонда, Отдела социальной защиты, Центральной районной больницы, Сосудистого центра. Кстати, сосудистый центр выдержан по всем стандартам СанПиНа (Санитарные правила и нормы, Прим. Авт.) и СНиПов. В нём устроены разного рода пандусы, поручни, лифты, кабинеты реабилитации после тяжёлых болезней, тренажёрные залы.

Сегодня наши предприниматели также начинают строить свои магазины, учитывая безбарьерную среду. Например, новые супермаркеты: «Абсолют», «Славия – Тех», возвели удобные пандусы, поручни, широкие двери. На почту или телеграф тоже въезжать на кресле или входить удобно. Конечно, люди с ограниченными возможностями посещают не только социальные объекты, но и культурные мероприятия. Так, при реконструкции кинотеатра «Россия» был предусмотрен пандус, широкие двери, кафе на первом этаже и т.д. В последние два года при проведении капитального ремонта многоквартирных домов встраивают поручни на крылечки. Также мы обращаем внимание на то, чтобы магазины в городе устанавливали на свои лестничные входы поручни или перила.

Много нерешённых проблем в создании безбарьерной среды в многоквартирных домах. Наши жилые многоэтажные дома, в основном, старой постройки, в них не предусмотрены пандусы. Для инвалидов-колясочников составляет немало труда выехать из своей квартиры. Эту проблему надо решать совместно с управляющими компаниями и, конечно нужна поддержка на республиканском (а может быть даже и федеральном) уровне.

Уже; начала работать Программа по проведению паспортизации жилых зданий, социальных и промышленных объектов. Все данные вносятся в единый реестр. И если в дальнейшем в жилых домах, учреждениях и организациях будет проводиться капитальный ремонт, обязательным условием будет создание безбарьерной среды (пандусы, широкие двери, поручни, туалеты для инвалидов-колясочников и т.д.), удобные подъезды к зданиям, лифты. Также в жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров спланировано размещение мест отдыха со скамейками (не реже, чем через 300 метров).

В феврале-марте 2014 года работниками Администрации МО «Город Гусиноозёрск» были обследованы условия проживания 347 человек (участники ВОВ, вдовы участников ВОВ, дети войны, участники трудового фронта). При проведении обследований была выявлена нуждаемость в ремонте жилья отдельных граждан, а также в дополнительной социальной защите граждан. Собранные данные обобщаются специалистами. В 2014 и последующие годы работа по созданию безбарьерной среды будет продолжена.»

Руководство мэрии Гусиноозёрска любезно предоставило копию Положения о порядке переустройства или перепланировки зданий или помещений и состав приёмочной комиссии.

Одна из статей Положения прямо указывает на то, что работы, производимые с нарушением действующих строительных требований запрещены (!). Из этого следует, что любой Акт приёмки, разрешивший перепланировку или строительство без учёта прав инвалидов – незаконен. Что же мы видим в нашем городе?! Практически любое заведение имеет грубые нарушения законодательства в области доступной среды и благополучно работает. Напрашиваются вопросы: а почему был подписан Акт приёмки? А почему никак не отреагировали правоохранительные органы? Вопросы, вопросы…

Мне видится, что прав был председатель местного отделения общества слепых Б.С. Хлебников, который предлагал ввести в состав Приёмочной комиссии представителей общественных организаций и правоохранительных органов. Тогда не было бы на территории города такого засилия пандусов, тротуаров, дорог, остановок общественного транспорта и пешеходных переходов, не приспособленных для пользования людьми с ограниченными возможностями.

«Сытые голодных не имут», говорится в русской поговорке. Очевидно, для того, чтобы чиновник понял, каково маломобильному человеку жить в нашем городе, ему, чиновнику, хотя бы на день надо завязать глаза или усадить его в инвалидное кресло.

Выводы:

Вопрос доступности для всех групп населения это не только соответствующее оборудование мест проживания, (т.н. городской инфраструктуры) это и доступность обучения, информации, обеспечение занятости; это и вопросы реабилитации инвалидов и их адаптации к новым условиям жизни и многое другое. Вопросы доступности касаются не только и не столько инвалидов, но и престарелых граждан, родителей, имеющих маленьких детей и т.п.

С решением проблемы доступности тесно связана кадровая проблема в органах социального обеспечения, которую тоже надо решать муниципальным властям по примеру органов здравоохранения, государственного управления или образования.

Даже если район и город будут, в конечном итоге, оборудованы так, как того требует законодательство РФ в области поддержки маломобильных групп населения, мы мало чего добьёмся если не решим проблему покидания инвалидами своих домов для выхода в городскую среду. Сюда входят удобные выезды из квартир, лифты, подъёмники, пандусы. Есть смысл задуматься над строительством специального жилья для инвалидов на первых этажах обычных домов или отдельных одноэтажных многоквартирных домов. Такое жильё могло бы предоставляться инвалидам пожизненно на условиях социального найма без права приватизации.

Учреждения и организации в лучшем случае оборудуют свой первый этаж. А дальше? Как, например инвалид-колясочник сможет самостоятельно попасть на приём к Главе района, или, скажем, к Мэру города? А как ученик в инвалидном кресле поднимется на другой этаж школы, ведь кабинеты находятся на разных этажах? Эти вопросы не продуманы.

Заставить различные организации привести свою инфраструктуру к требованиям законов было бы проще, если бы средства, направляемые на эти цели, не облагались налогами, как происходит, к примеру, со средствами, направляемыми на благотворительность.

В городе и в районе много различных заведений, принятых в эксплуатацию сравнительно недавно при наличии несоответствия СНиПам и другим нормативным актам. Указанные нормативы действуют уже с начала 2000-х годов, а всё новые и новые объекты по-прежнему принимаются и принимаются. Требуется разъяснение компетентных органов: а как такое вообще может происходить в принципе?

17.03.2014 г.

Семён Герасимов.


Рецензии