Все это было...

        С благодарностью моей наставнице Шелкович Раисе Ивановне.

Родилась я в 1940 году, когда еще не знали, что будет война, которая повлияет на судьбы миллионов людей.
Жили мы в средней полосе России, около восьми часов езды от Москвы и Ленинграда. Военных действий мы не видели, так как немцы к нам не дошли, но война все -равно коснулась моей семьи.
    Папа мой был военный врач. Поэтому был мобилизован на фронт в первые дни войны. Так что я его помню только по фотографии. Как вы поняли он погиб. Погиб уже к концу 1944. О чем осталась похоронка. Родители и мама, конечно погоревали, но, нужно было жить дальше.
     Вот дальше и будет мой рассказ.
Мама моя вышла замуж очень молодой. Ей только исполнилось семнадцать лет, когда она пошла под венец. Отец был старше мамы на десять лет. Он очень любил маму и жалел ее и берег, поэтому я родилась через три года после свадьбы...
Те три года до моего рождения и год до войны из рассказов мамы,( когда я уже стала взрослой и тоже мамой) были самыми счастливыми в ее жизни...
Ну, что же, война закончилась, а жизнь продолжалась. Маме было чуть больше двадцати лет, когда она овдовела, и осталась одна с маленьким ребенком на руках. Нет, жила она не хуже других, так как были еще папины родители. Но она была одна...
Вот так однажды глядя на нее, бабушка ей и сказала:
--Тоня! Павла уже не вернешь, а ты еще молодая! Оставляй нам Раю, а сама езжай устраивать свою жизнь.
Мама послушала бабушку, и уехала. Нет, я ее не осуждаю, понимаю, что она была молода. Да и у бабушки с дедом жилось мне не плохо.
    В детстве я была ребенком довольно крупным. Это потом чего то расти перестала. Так что в первом кассе я была выше всех. И училась хуже всех...
А почему? Не знаю сама, но мне чего то казалось, что если я буду в конце слова дописывать хвостики к гласным, то это будет очень красиво. За что и схватывала двойки по правописанию. А с арифметикой было еще хуже--мне было что отнять, что прибавить, что двойка, что пятерка--одно и то-же.
Схвачу двояк, радостная бегу домой, и кричу:
--Бабушка! Я двойку получила!
А бабушка сама была безграмотная, отвечает:
--Вот умница внученька! Врачом будешь как папа!
Сейчас вспоминаю, и самой смешно становится. А доверчивая была! Соседские пацаны научат меня матерным стишкам, и подговаривают:
--Пойди расскажи деду!
Я и бегу, радостно вопя:
--Дедушка! Я стишок новый выучила!
--Вот, умница, внученька! А,ну ка, расскажи!
Я и выдам:
  Расскажите,девушки,
  А мне не до того!
  Умер дед на бабушке!
  Не знаю от чего!
--Ох! и выучила!--только проворчит дед.
А, потом за зимние каникулы, я как то повзрослела...И дела мои с учебой пошли на лад, и я стала одной из лучших учениц в классе...
Вот так и жила я с бабушкой и дедом до пятого класса... А в один день, весной, уже к концу занятий, иду я из школы, а мне соседский мальчишка прокричал:
--Райка! Иди домой! Там к тебе мамка приехала!
--Какая мамка! Зачем она мне нужна?--думала я.
Зайдя в дом, я увидела молодую женщину, с маленькой девочкой, пяти лет. Это была моя младшая сестра, по маме.
Мама приехала за мной. Сказала, что у нее есть теперь квартира, и она хочет забрать меня к себе.
Бабушка, конечно в слезы. Мол сына потеряли, а теперь и внучку отбирают...Но дед цыкнул на нее, сказав, что она мать, и имеет право. А они люди уже не молодые, мало ли что может случиться. Но просил "Раю в гости к ним привозить", и "можно с Леночкой". Это моя младшая сестра.
Меня эта новость совсем не обрадовала, но сейчас я понимаю, что дед был прав.
Хотя, с этого времени,закончилось мое детство...
Мужа у мамы не оказалось, тащила она нас сама, поэтому жили мы трудно. А мне после деревенской жизни у бабы и деда,  с молоком и булочками, было совсем трудно привыкать. Мама нас булками не баловала, так как приходила с работы поздно. А, ко всему, я еще была и за няньку для Лены после школы, забрав ее с садика, на правах старшей.
Так, поучившись до восьмого класса, я не стала ни куда идти учиться, а прямиком пошла на завод, учеником токаря.
Завод был по изготовлению военной промышленности. Требования очень высокие, но и условия для их выполнения были тоже хорошие. Мы были обеспечены инструментом, резцы нам затачивали заточники, и устанавливали наладчики. Да и зарплата была не плохая. Так что жизнь потихоньку налаживалась.
Сестренка подросла, уже не нуждалась в опеке. Несколько раз мы съездили к деду с бабушкой, потом их не стало, и я стала совсем взрослой. И потом пришла любовь...
   Его звали Антон. Он был геологом, ездил в экспедиции. Когда приезжал, привозил мне подарки, и водил в кафе. Любила я его страшно! А мама ругала меня. Говорила, что он не для семьи...Может она была и права. Но кто ее слушал?
А, потом я узнала, что он встречался с другой девушкой, в экспедиции. Это был для меня удар!
И я решила уехать. Куда глаза глядят. Мама меня уговаривала:
--Куда ты едешь? Встретишь еще свое счастье!
Но я не могла оставаться в том городе.
Так я оказалась здесь, в Украине. В городе строились новые предприятия, открывался новый ГОК, и я устроилась на работу.
Поселилась в общежитии, написала маме где я, и стала жить дальше.
Об Антоне старалась не думать, да и жизнь началась другая--новые люди, новые впечатления. Да и не нужен мне никто был...
И тут ко мне стал приглядываться парень с другого участка. То на танцах пригласит танцевать(а танцевал не плохо), то конфетами угостит...Но я равнодушна была к нему. Надоел он мне страшно!
Вот я и высказала ему! Что мол, что ты все ходишь за мной, как пес на веревочке!
--Пес?!
Вспылил он, и больно ударил меня по руке.
--Ах! Ты ж, зараза!
Прокричала я, и прогнала его.
Долго мы не виделись. Куда то женихи другие подевались. Я и заскучала...И где то месяца через три встретила его. Обрадовались оба.
А, дальше? А, дальше была уже совсем другая история...


Рецензии