Григорий Бакланов
Писал интервью с Баклановым. Долго не мог подобрать к нему ключик, пришлось провоцировать – попросил оценить свои сочинения по пятибалльной шкале, он взвился и стал перечислять: это у меня хорошо получилось, и это...
У Бакланова славная семья: тихая дочь Шурочка – студентка Литинститута, жена Эльга Анатольевна – абсолютный словесный портрет актрисы Гундаревой.
За чаем жена принялась вспоминать, как Григорий Яковлевич начинал: маленький сын, жили втроём на её учительскую зарплату, а он писал «Пядь земли». В итоге, говорю, всё окупилось? Григория Яковлевича моё замечание задело, но Эльга Анатольевна его успокоила: «Что ты, Гриша, кипятишься! Правда ведь, окупилось».
Спросил, есть ли у них общие симпатии, и угадал: Наталья Гундарева – любимица семьи, ни одной её новой роли не пропускают.
6 марта 1981 г.
Бакланов назначил встречу днём, а когда я приехал – вылетел из дома, на ходу застёгивая плащ:
– Срочно вызвали в издательство – из новой повести целый абзац выбрасывают! А вы непременно дождитесь, Шурочка с Эльгой вас пока развлекут...
Вернулся Григорий Яковлевич уже вечером – довольный: отстоял абзац!
27 марта 1981 г.
Приехав из командировки, обнаружил, что в мое отсутствие интервью с Баклановым вышло с купюрами: исчезла важная по смыслу фраза, а фотографию ополовинили, оттяпав руку. С текстом понятно: «Ад в нашей прозе описан подробно, потому что мы прошли через все его круги, а рая у нас пока никто не видел», – такое цензуре понравиться не могло. Но вот рука чем помешала? Пошёл к ответственному секретарю за объяснением. Лейкин был предельно вежлив:
– Про ад и рай пусть Григорий Яковлевич в своих книжках рассуждает. А фотографию перекадрировали по решению редколлегии – было высказано мнение, что это портрет не лица, а руки.
Вечером, когда отдавал Бакланову его портреты, Эльга Анатольевна заметила:
– Правильно, что на этом снимке руку отрезали. Она здесь у Гриши получилась слишком загребущая.
У редакционной и семейной цензуры разные оценочные шкалы, но в результате они совпали.
А по-моему – красивая писательская рука.
15 – 21 мая 1984 г. / VIII Всесоюзное совещание молодых писателей
Почти все имена участников хорошо известны, самые яркие среди дебютантов – Михаил Успенский и Татьяна Толстая (её дебют подготовлен лучше других, прав был Каверин). На подведении итогов замечательно сказал Бакланов:
– Было время, когда руководители нашей страны цитировали писателей. Теперь – наоборот. Так пусть нынешние молодые всё поставят на свои места.
И примечательно оговорился литгенерал Георгий Мокеевич Марков:
– Мы, писатели старшего п о х в а л е н и я...
19 – 22 августа 1991 г.
(...) ...Пока мы с Остёром говорили, бэтээры исчезли – то ли впрямь отправились к БД защищать демократию, то ли смылись от греха подальше...
Оставалось ехать в «Московские новости».
В редакцию еле прошли, поскольку ребята завалили письменными столами оба входа. В предбаннике Егора Яковлева было не протолкнуться, в дверях стояли Бакланов и Адамович – смотрели телевизор, где как раз светился Коротич: вещал, что в такой ситуации возвращаться в Россию не намерен – остаётся в Штатах и там будет бороться (?!). На что Бакланов сказал:
– Кажется, Виталий Алексеевич подписал себе смертный приговор.
Сидеть в «МН», где все ожидали штурма с разгоном или даже с арестом, было глупо – мы с Фыфкой и Черновым взяли по пачке ксероксных листовок и поймали машину до Красной Пресни. (...)
17 января 2000 г.
Омерзительная тусовка в «Президент-отеле» по случаю присягания на верность И.О. президента. Рожи – те же, от Боярского до Кости Райкина, которые в цинизме просты, как правда: авось и нам что-нибудь хорошее сделает.
Когда телекамера бесцельно шарила вдоль стен, в кадр случайно попал Бакланов, но персонально к нему никто не обратился – им вчерашние прорабы перестройки без надобности. Жаль Григория Яковлевича: наверняка переживает.
ФОТО: Григорий Бакланов / Москва, февраль 1981 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/
-----
Свидетельство о публикации №216120401256