Григорий Бакланов

9 февраля 1981 г.
Писал интервью с Баклановым. Долго не мог подобрать к нему ключик, пришлось провоцировать – попросил оценить свои сочинения по пятибалльной шкале, он взвился и стал перечислять: это у меня хорошо получилось, и это...
У Бакланова славная семья: тихая дочь Шурочка – студентка Литинститута, жена Эльга Анатольевна – абсолютный словесный портрет актрисы Гундаревой.
За чаем жена принялась вспоминать, как Григорий Яковлевич начинал: маленький сын, жили втроём на её учительскую зарплату, а он писал «Пядь земли». В итоге, говорю, всё окупилось? Григория Яковлевича моё замечание задело, но Эльга Анатольевна его успокоила: «Что ты, Гриша, кипятишься! Правда ведь, окупилось».
Спросил, есть ли у них общие симпатии, и угадал: Наталья Гундарева – любимица семьи, ни одной её новой роли не пропускают.

6 марта 1981 г. 
Бакланов назначил встречу днём, а когда я приехал – вылетел из дома, на ходу застёгивая плащ:
     – Срочно вызвали в издательство – из новой повести целый абзац выбрасывают! А вы непременно дождитесь, Шурочка с Эльгой вас пока развлекут...
Вернулся Григорий Яковлевич уже вечером – довольный: отстоял абзац!

27 марта 1981 г.
Приехав из командировки, обнаружил,  что в мое отсутствие интервью с Баклановым вышло с купюрами: исчезла важная по смыслу фраза, а фотографию ополовинили, оттяпав руку. С текстом понятно: «Ад в нашей прозе описан подробно, потому что мы прошли через все его круги, а рая у нас пока никто не видел», –  такое цензуре понравиться не могло. Но вот рука чем помешала? Пошёл к ответственному секретарю за объяснением. Лейкин был предельно вежлив:
     – Про ад и рай пусть Григорий Яковлевич в своих книжках рассуждает. А фотографию перекадрировали по решению редколлегии – было высказано мнение, что это портрет не лица, а руки.
Вечером, когда отдавал Бакланову его портреты, Эльга Анатольевна заметила:
     – Правильно, что на этом снимке руку отрезали. Она здесь у Гриши получилась слишком загребущая.
У редакционной и семейной цензуры разные оценочные шкалы, но в результате они совпали.
А по-моему – красивая писательская рука.

15 – 21 мая  1984 г. /  VIII Всесоюзное совещание молодых писателей
Почти все имена участников хорошо известны, самые яркие среди дебютантов – Михаил Успенский и Татьяна Толстая (её дебют подготовлен лучше других, прав был Каверин). На подведении итогов замечательно сказал Бакланов:
     – Было время, когда руководители нашей страны цитировали писателей. Теперь – наоборот. Так пусть нынешние молодые всё поставят на свои места.
И примечательно оговорился литгенерал Георгий Мокеевич Марков:
     – Мы, писатели старшего   п о х в а л е н и я...

19 – 22 августа 1991 г.
(...)  ...Пока мы с Остёром говорили, бэтээры исчезли – то ли впрямь отправились  к БД  защищать демократию,  то ли смылись от греха подальше...
Оставалось ехать в «Московские новости».
В редакцию еле прошли, поскольку ребята завалили письменными столами оба входа.  В предбаннике Егора Яковлева  было не протолкнуться, в дверях  стояли Бакланов и Адамович – смотрели телевизор, где как раз светился Коротич: вещал,  что в такой ситуации  возвращаться  в Россию не намерен – остаётся в Штатах и  там будет бороться (?!).  На что Бакланов сказал:
     – Кажется, Виталий Алексеевич подписал себе смертный приговор.
Сидеть в «МН»,  где все ожидали штурма с разгоном или даже с арестом,  было глупо – мы с Фыфкой и Черновым взяли по пачке  ксероксных листовок и поймали машину до Красной Пресни. (...)

17 января 2000 г.
Омерзительная тусовка в  «Президент-отеле»  по случаю  присягания на верность  И.О. президента. Рожи – те же,  от Боярского до Кости Райкина, которые в цинизме  просты, как правда:   авось и нам что-нибудь хорошее сделает.
Когда телекамера бесцельно шарила вдоль стен,  в кадр случайно попал Бакланов,  но персонально   к нему никто не обратился – им вчерашние  прорабы перестройки  без надобности.  Жаль Григория Яковлевича:  наверняка переживает.


ФОТО: Григорий Бакланов / Москва, февраль 1981 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----


Рецензии