Воспитанный мальчик

               

 У Димы сегодня счастливый день. Он любит счастливые дни, особенно те, о которых
знает заранее и ждёт с радостным волнением и нетерпением.  Ему хотелось, чтобы счастливым был каждый день, но так не получалось. Приходилось долго ждать: или день рождения, или новогоднюю ёлку, или обещанный папой поход на рыбалку с ночёвкой у костра. Дима давно понял, что  счастливые дни зависит от взрослых. Но взрослые этого не понимают. Если бы они поняли, то сделали бы день рождения не только зимой, но ещё и летом, а папа брал бы его на рыбалку каждый раз.

Дима любит  папу и маму, и бабушку.  Особенно бабушку.  Если Дима ошибается или что-нибудь делает плохо, например, получает в школе «тройку», то мама сердится, папа подсмеивается, а бабушка не сердится и не смеётся. Она его жалеет и объясняет. Бабушка всё ему объясняет. От неё Дима узнал, что у него «вся жизнь впереди» и что она, бабушка, научит его «жить правильно».

Бабушка всему его учит. Когда Дима был маленьким, она научила его правильно выговаривать слова, узнавать буквы, читать и писать.  Теперь он уже большой мальчик,  учится в первом классе. Ещё до школы бабушка объяснила, что учиться надо старательно. Дима старается и учится хорошо. Она научила его быть вежливым и уступать место старшим, особенно стареньким. Дима всегда уступает и в автобусе,  и в любом другом месте. Он не раз слышал, как о нём говорили, что он - воспитанный мальчик.

Сегодняшний день счастливым для Димы сделала тоже бабушка. Она давно обещала взять его в Москву. И сегодня обещание исполнила, поэтому они вместе едут в электричке.

Ехать в электричке, да ещё сидеть около окна – очень интересно. Дима радовался всему: тому, что быстро мчится электричка, что за окном мелькают придорожные пейзажи, что впереди увлекательная прогулка по Москве. Бабушка не забыла взять в дорогу книжку с картинками. Они вместе её читают. Бабушка объясняет, почему Красную площадь называют Красной, для чего люди построили кремль, что такое «мавзолей». Но Дима никак не может сосредоточиться. Он отвлекается, то смотрит в окно, то рассматривает пассажиров в вагоне.

От  остановки к остановке вагон электрички наполняется пассажирами. Уже все места на скамейках заняты. Кое-где и в проходе стоят пассажиры, им не досталось места на скамейках. Дима подумал, как хорошо ехать в Москву, сидя на мягком сидении, и как тяжело ехать, стоя в проходе.

Бабушка вслух читала книжку и объясняла картинки. Дима невнимательно слушал и с восторгом смотрел вокруг, улыбаясь  и радуясь счастливому дню.
 
На очередной остановке в вагон вошли новые пассажиры. Около купе, где сидели Дима с бабушкой, остановилась тётя. Дима не сразу её заметил, а потом обратил внимание. Тётя, хотя и не старушка, но всё равно старенькая, и похожа на бабушку. Он сразу понял, что ему надо сделать: тётя старенькая, стоять ей трудно,  надо уступить своё место! Дима отодвинул книжку на колени бабушке и хотел встать. Бабушка строго посмотрела поверх очков.
 
– Ты куда?
 
Дима тихонько объяснил.

- Там тётя старенькая стоит, пусть она сюда сядет.

Бабушка удержала его рукой.

- Сиди!
 
Дима догадался, что бабушка не поняла, зачем он хочет встать. Ещё раз объяснил, что надо уступить место пожилой тёте. Но бабушка крепко держала его, не давая подняться.

- Сиди. Нам далеко ехать, ты устанешь, - тихо, но строго приказала  бабушка.

- Там тётя старенькая…, - опять пытался сказать Дима.
 
Бабушка не отпускала руку. Дима смотрел на неё с недоумением. Почему бабушка не позволяет уступить  место старенькой тёте? Она сама учила его уступать старшим. И учительница также говорила. Почему же сейчас нельзя?  Почему в автобусе уступать надо, а в электричке – не надо?
 
- Там тётя старенькая, - ещё раз повторил Дима.

- Сиди!  Тёте кто-нибудь уступит место, а ты ещё ребёнок. Сиди.

Дима смотрел на бабушку и не понимал её объяснение.  Ну почему уступить место тёте должен кто-то, а не он, Дима - воспитанный мальчик? Растерянно поглядел Дима на тётю и встретился с ней взглядом. Она смотрела на него. Ему показалось, что она осуждающе качает головой и молча удивляется: «Какой невоспитанный мальчик!» Дима отвернулся и покраснел. Ему стало стыдно. Так же стыдно, как однажды в школе на уроке, когда он соврал, а учительница поняла, что он соврал и, глядя на него, качала головой.

Он опять попытался встать, но бабушка не отпускала. Ну почему уступать стареньким то надо, то не надо? Когда надо, а когда не надо? Дима растерянно думал, но не находил объяснения. Ему уже совсем не интересно смотреть в окно и рассматривать картинки. И на пассажиров смотреть не мог, потому что все вокруг глядят на него и осуждают: «Какой невоспитанный мальчик!»

Он склонил голову ниже и думал, думал.  «Почему взрослые вчера говорили одно, а сегодня говорят другое? Почему они сами делают не так, как говорят и объясняют? Как их понять и что ему делать?» Дима не заметил, как по щеке  сползла слезинка и упала на картинку.  К стыду добавилась обида: на бабушку – за то, что не объясняет непонятное; на тётю – за то, что он виноват перед ней не по своей вине; на всех взрослых – за то, что отняли у него долгожданный счастливый день.
               


Рецензии