Европейское потепление

В преддверии зимы градус отношений между Россией и Европой заметно пошел вверх. Все чаще стали звучать разговоры об отмене санкций, да и прежде непримиримые противники нашей страны, похоже, осознали, что худой мир все же лучше хорошей политической или экономической войны. Да и победа Трампа на президентских выборах в США наверняка заставила всерьез призадуматься не одного европейского политика. Ведь свежеизбранный американский глава, похоже, совсем не горит желанием метать громы и молнии в сторону России.

Газ пойдет другим путем

«Потепление» произошло сразу по двум пунктам. Прежде всего первые заморозки повысили на европейском рынке спрос на российский газ, благотворно сказавшись на экономическом климате в нашей стране. Теперь уже противников «Северного потока - 2» и «Турецкого потока» практически не осталось. Не считая, конечно, Украины, которая после их ввода в строй фактически останется не у дел. Ведь «Северный поток» рассчитан на снабжение Италии, а его турецкий «собрат» возьмет на себя Балканы, а Украина при таком раскладе останется за бортом. Да, резервный вариант всегда необходим, но подобный статус вряд ли удовлетворит украинцев, ведь это совсем другие деньги и влияние. Все-таки сейчас Украина еще пытается за счет транспортировки газа разыгрывать антироссийскую карту, однако все понимают, что такое положение дел временно и в 2018 году все может кардинально измениться.
Не по душе строительство двух вышеназванных потоков и Польше, ведь с ними деньги за транспортировку газа пройдут и мимо нее тоже.
Вдобавок к этому Россия нашла консенсус с Туркменистаном по вопросу строительства новой железнодорожной ветки для перевозки грузов, берущей свое начало в Иране и тянущейся по туркменским и казахским землям вплоть до Санкт-Петербурга. Этостроительство обеспечивает прямой путь товаров из Юго-Восточной Азии, да и транспортировка станет быстрее и дешевле. А значит, Суэцкий канал и уж тем более путь вокруг африканского континента станут куда менее востребованными. Туркменистан в данном проекте заинтересован не меньше России. Не удивительно, что и по другим энергетическим соглашениям наши страны пойдут рука об руку. Добавьте к ним Иран и Казахстан и станет ясно, что постепенно в мире формируется своеобразная экономическая картель. К слову, Европа в нем тоже заинтересована, ведь от поступающих таким образом дешевых товаров она вряд ли откажется.

Подобная заинтересованность в экономических и транспортных вопросах делает предпринимателей в странах Западной Европы более склонными к сотрудничеству с Россией в экономических аспектах. А если учесть последние успехи в Сирии и возможное скорое решение сирийского вопроса, то противникам России станет еще сложнее отстаивать свою антироссийскую позицию.

Кто на новенького?

Есть и вторая сторона «потепления» – политическая. Выигранные социалистами, положительно настроенными по отношению к России, выборы в Молдавии и Болгарии, состоявшийся 4 декабря референдум в Италии и победа на французских праймериз Франсуа Вийона, выступающего против «левых» и за отмену санкций и, соответственно, теперь серьезно претендующего на президентское кресло, привели к тому, что из ярых противников России на просторах Европы остались лишь Германия во главе с Меркель и Польша под руководством Анджея Дуды. Однако первой в следующем году тоже предстоит пройти через процедуру выборов и нужно признать, что прогноз для нее неПольша под руководством Анджея Дуды. Однако первой в следующем году тоже предстоит пройти через процедуру выборов и нужно признать, что прогноз для нее не самый благоприятный.
Так что отношение к России определенно начинает меняться. Не исключено, что Крым все-таки признают российским, не говоря уже о том, что есть надежда, что к концу следующего 2017 года санкции все же будут сняты (а если Меркель проиграет выборы, то это определенно произойдет).
Укрепление российских отношений с Китаем, Японией и рядом других стран привело к тому, что европейская валюта падает, и неизвестно, сумеет ли Европа в будущем удержать свое первое место в мире по ВВП (Китай и Индия уже начинают медленно, но верно ее теснить). Да и президент Филиппин неожиданно изъявил желание перейти на российско-китайскую сторону, так что можно с уверенностью утверждать, что политика изоляции и нападок на Россию провалилась.
Всерьез задуматься заставляет и то, что при помощи Турции, Сирии, Ирана и Китая Россия вообще способна обойтись без помощи Европы и вовсе не пустить их сельхозпродукцию на свой рынок. Подобный шаг будет стоить Европе тысяч рабочих мест и, несомненно, вызовет недовольство представителей среднего класса, которые потеряют большую часть своих доходов. Европейские политики это прекрасно понимают и отнюдь не хотят терять свою власть и насиженные места в правительстве.

Друзья поневоле

Нельзя игнорировать и рост сепаратистских настроений в Европе. Испания и Великобритания находятся на грани развала, и если Россия поддержит сторонников отделения Каталонии и Шотландии, то территориальная целостность этих государств окажется под большим вопросом. Тем более что многие европейцы уже не так доверяют своим национальным СМИ, предпочитая информацию российских агентств. А значит, и из информационной войны Россия вполне может выйти победителем. Благо что сегодня в Европе проживает много россиян, которые переехали за границу в последние годы. Во многих странах уже сложились свои русские диаспоры, и некоторые из них (например, в Германии) весьма влиятельны.
Так что «тепло» со стороны Европы идет не потому, что европейцы этого сильно хотят, а потому, что обойтись без этого они уже не могут как в политическом, так и в энергетическом плане. Ведь абстрактные глобальные вопросы волнуют людей гораздо меньше их личных интересов, и если политика импортозамещения в России разовьется еще больше, то многие европейские производители рискуют навсегда потерять российский рынок.
Конечно, всем нам хотелось бы ощутить положительные перемены прямо сейчас, однако принципиальные изменения мы сможем почувствовать никак не раньше 2018 года. К этому сроку должен быть достроен по крайней мере один поток, построен мост в Крым и подойти к концу война в Сирии. И, конечно, все ждут отмены санкций, которые, похоже, нанесли самой Европе не меньше вреда, чем они надеялись нанести подобным шагом России.


Рецензии