Сказка Живая вода Байкала на основе русской народн

Жила  в Алзамае старая-престарая бабушка. Трудилась она, не покладая рук, чтобы вырастить своих детей. Учились мальчишки в третьей школе,  и выросли  добрыми и пригожими молодцами. Старший сын окончил Иркутский лесотехнический колледж, стал лесником. Он обошёл весь  лес, объехал все деляны, узнал, где самые спелые сосны растут, где молодой лес поднимается, а где пожары прошли, будто калёным железом  всё живое  повыжгли.
Средний сын отправился учиться в город Красноярск. Там он превзошёл все науки и  воротился домой экологом.
А самый младший сын, которого звали Николкой , остался дома. Он копал землю, сажал картошку, капусту да морковку, рубил дрова, да топил печку, возил воду из колодца, зимой снег чистил, летом чернику, бруснику, да грибы собирал, словом, делал всё то, что безработные в Алзамае делают. А на самом – то деле работы у него полным-полно было: то полоть, то окучивать, то поливать, то копать, то сено косить, то копны возить… Успевай только поворачиваться. А главное- о матери своей старой заботился! Но это в нашем Алзамае за работу не считается… Поэтому старшие братья считали его невеждой и простаком. И  даже называли его дурачком, но только за глаза, потому что Николка  кормил своим трудом всю семью. Лесники да экологи в Алзамае все на бирже стоят, работы в нашем лесхозе им не нашлось. А Николка стал таким сильным,  что  легко мог справиться с ними обоими. Поэтому в доме царили мир и любовь.
Но однажды мать слегла от неведомой болезни. И хотя сыновья хорошо заботились о ней, с каждым днём старушке становилось всё хуже и хуже. Куда только не возили её сыновья- и в Иркутск, и в Красноярск, и в Новосибирск ,нигде не могли вылечить её. Совсем  было отчаялись, но пришла как-то раз  соседка и сказала:
- Есть на свете такое лекарство, которое может поставить на ноги вашу мать. Но вряд ли вы сумеете его раздобыть.
- Ты только скажи нам, что это за лекарство, а уж мы его раздобудем, пусть даже для этого придётся нам продать и дом, и огород, и пойти нищими по свету.
- Тогда слушайте и хорошенько запомните то, что я вам скажу. Стоит вам окропить живой водой больную мать, как она тотчас же выздоровеет. Эта вода и мёртвого воскресить может, но её достать очень трудно. Если отправиться  в Иркутск, а потом в Слюдянку, там пройти километра два в обратную сторону вдоль берега Байкала, перейти через дорогу, которая в старину называлась Великий чайный путь, подняться на Шаманский мыс и спуститься по  крутой  каменистой тропинке, перейти через узкую протоку и снова подняться в гору, а потом  ещё раз спуститься к Байкалу,- лежит большой – большой камень, рядом с которым  из глубины, с самого дна, поднимаются токи живой воды..  Чтобы  набрать её, нужно попросить разрешения у самого Байкала! Но если не отгадаешь его загадок,  превратишься в камень. И помните, отправляясь в дорогу, нельзя оглядываться, что бы не случилось! На моём веку много людей ходило за живой водой, да мало кто  воротился.
Соседка ушла, а братья заспорили. Каждый из них хотел немедленно отправиться за живой водой и считал, что лучше других справится с этим делом. Победу в этом споре одержал старший брат. Он сказал:
- За живой водой должен отправиться лесник, которого не испугают никакие опасности. А я в лесу повидал всякое и не раз смотрел, не дрогнув, смерти в глаза. Неужто я оробею перед каким-то Старым Байкалом? Оставайтесь дома и ухаживайте за матерью, покуда я не вернусь с живой водой!
Согласились братья..
Прошла  неделя, а от старшего брата никаких вестей. Тогда средний брат решил пойти за живой водой и разузнать, что стряслось со старшим братом.
- Я человек учёный, - эколог, я  - все науки превзошёл. Сумею я разгадать все хитрости Байкальских загадок. А ты, Николка,  оставайся ухаживать за больной матерью.
Положил средний брат в сумку побольше  еды,   и ушёл.
Прошла ещё неделя - от братьев нет ни слуху, ни духу.
«Оба они, наверно, в камни превратились, - подумал Николка. - Пойду-ка я за живой водой. Либо добуду её и вылечу мать, либо сам  камнем стану,  как  братья!»
Попросил  соседей ухаживать за больной матерью, положил немного еды в сумку, взял паспорт и пошёл  на вокзал. Приехал   в Иркутск, потом в Слюдянку, а там прошёл километра два в обратную сторону вдоль берега Байкала, перешёл через дорогу, которая в старину называлась Великий чайный путь. - Эй, парень, куда идёшь? Ты пошёл не по той тропинке! Хотел было Николка обернуться, да вспомнил, что говорила соседка, и не оглянулся. - Добрый вечер, - услышал он голос. - Куда вы направляетесь, мой друг? - К  Самому Байкалу!- ответил  Николка,  - Я иду за живой водой. Кто-то дернул его за рубаху, кто-то укусил его за ногу, но  юноша не испугался и не оглянулся, только ускорил шаг.
Он поднялся на Шаманский мыс, спустился по  крутой  каменистой тропинке, перешёл через узкую протоку и снова поднялся  в гору.  Вдруг в чистом небе вспыхнула ослепительная молния, Шаманский мыс  задрожал от оглушительных раскатов грома. Пламя озарило Байкал. Вековые сосны с  громким треском падали на землю. Огненная стена встала на пути Николки.. Вместо того чтобы испугаться и повернуть обратно, он смело зашагал прямо в огонь. Шипящие языки пламени лизали ноги Николы, смрадный дым душил его, но он продолжал идти вперёд. И  огненная завеса разошлась.
Наконец-то он добрался до цели. Спустился к самому Байкалу. И увидел большой камень, возле которого  из глубины, с самого дна, поднимались  токи живой воды..
Шатаясь от усталости, Никола  подошёл к камню и припал к воде. С каждым глотком юноша чувствовал, как силы возвращаются к нему. Он напился живой воды и вскочил на ноги, бодрый и весёлый. И тут  услышал он из самой глубины могучий голос:
- Слушай меня, юноша!  Я – Байкал! И знаю, зачем ты пришёл ко мне! У меня на дне  лежит кувшин.  Я достану его и наполню его живой водой. Но  для этого ты должен отгадать три моих загадки..
Хорошо, Великий  Байкал! Я попробую! Загадывай!
Ответь мне, Священному Байкалу, в чём  моя самая Главная Загадка? Подумал Никола, подумал и сказал: Главная твоя Загадка – твоё происхождение! Если ты – гигантский разлом или провал, то как  к тебе попали тюлени- животные  Океана? Если ты – остаток  солёного Океана, то почему  у тебя живут пресноводные тюлени-нерпы? И почему я не увидел никаких следов могучей деятельности древнего Океана? Если ты – озеро, то почему за 25 миллионов лет ты всё ещё так молодо выглядишь? Наверное, ты – зарождающийся Океан, ведь твои берега  ежегодно расходятся!
Брызнула волна о камень, загорелась  в ней разноцветная радуга. Понравился ответ Байкалу. Ну, говорит, отгадай вторую загадку!
Почему вы, люди, считаете, что  у меня,  властителя чистых хрустальных сибирских вод,  есть заколдованные места?
-Трудно это мне  объяснить, институтов я не кончал, но когда в третьей школе учился, слышал, что  воздушный шар «Святая Русь» с путешественником Ефремовым  и исследователем  Исайчевым пролетал над твоей аномальной зоной, которую называют «Бермудским треугольником».  Место это так и не удалось никому исследовать. Больше 100 лет назад, летом 1907 года, группа первооткрывателей пропала в этом месте без вести, а за последние годы оттуда не вернулись три международные экспедиции. Слышал я, что  в 2005 году там потерпел крушение вертолёт с сотрудниками МЧС на борту. А недавно  где-то здесь пропали два моих брата!
Брызнула волна о камень,  вспыхнула  изумрудами зелёными. Нахмурился Байкал. Может, и не понравился  ему ответ Николки. Но задал  ему и третью загадку:
Люди загрязняют мою целебную воду, не ценят моей живительной силы, которую я дарю им! Они похожи на тех, кто подрывает корни кедра, с которого кормятся питательными  орехами… Что я делаю для того, чтобы вода моя не загрязнялась?
Николка задумался пуще прежнего: как  Байкал остаётся до сих пор чистым, если  все его реки несут загрязнённую воду, а на берегах добавляют нечистые стоки  ещё и  заводы? Да   вспомнил!  Чистят воду сами обитатели Байкала: рачки эпишура, губки и водоросли. Да ещё Байкал пополняют молодые ювенильные воды, образующиеся на дне, где происходит конденсация пара из поднимающегося к поверхности мантийного вещества. И ещё сам Байкал, как настоящий Творец, создаёт микроорганизмы,  перерабатывающие не только нефтепродукты, но и автомобильные покрышки!
Сказал всё это Никола и глаза зажмурил. Правильно ли получилось?
Удивился Байкал такому ответу! Вижу, что ты  не только сильный, но ещё и умный! Передай людям, что станут они камнями и скалами, если надоест мне фильтровать их помои и выбросы. А кувшин-то с живой водой бери! Редко ко мне из Алзамая такие  молодцы  умные приезжают! Сорви  маленькую  веточку драгоценного рододендрона розового  и кропи впереди себя моей живой водицей камни, которые встретишь на тропинке.
 Поклонился Никола Байкалу в пояс, головой до самой воды достал, попил  байкальской водицы, чтобы силы прибавилось, взял кувшин и побежал по тропинке, окропляя камни водой. Падала капля на камень, и он превращался в человека.
Чем дальше, тем больше лежало камней на тропинке. Все они оживали под брызгами живой воды.   Были здесь и оба  брата Николы.
Вернулись они домой и  увидели, что  соседи  пришли прощаться с больной, чувствуя её  последний час. Не теряя времени, Окропил Никола   мать живой байкальской  водой. Она  открыла глаза и улыбнулась.
Люди, которых оживил Николай святой  водой из  кувшина, построили  простые  дома на берегу Байкала,  обзавелись деревенским хозяйством и стали жить в согласии с природой, не разрешая никому загрязнять живую воду.
А благодарные алзамайцы теперь  повсюду рассказывают о животворящей  воде Байкала, о том, как она исцеляет и изменяет человека.  Мы  славим его в песнях и называем, как и все, кто был на Байкале,  и кто не был, Священным!
Мы славим тебя, Священный Байкал!
Ты чистой воды волшебный кристалл!
Ты  тайна великая,  сила живая!
Об этом все знают у нас  в Алзамае!
 


Рецензии