Анатолий Рыбаков
Архив у Рыбакова в идеальном порядке – всё аккуратно, по папочкам: рукописи, рецензии, отзывы коллег, письма читателей. Положил передо мной пудовую папку с откликами на рукопись романа «Дети Арбата» и сказал, что не начнёт разговор, пока я это не прочитаю. Наедине с чтивом не оставил – два часа терпеливо сидел напротив, следил за выражением моего лица (пришлось включить все свои мимические способности). Представление о последнем романе смог получить весьма относительное, но Рыбаков писатель крепкий, а его «Кортик» и «Бронзовая птица» – классика подростковой литературы.
22 января 1986 г.
«Дети Арбата» – роман подчёркнуто автобиографический. Хотя, конечно, действительное в нём художественно трансформировано. Это моя главная книга. Прежде у меня не было автобиографических книг о войне, а тут, во второй части, я буду описывать события, в которых сам участвовал: битва под Москвой, Сталинград, форсирование Вислы и Одера, штурм Берлина...»
Весь этот абзац вылетел из интервью вместе с вопросом: «Над чем работаете?»
Было без чего-то десять, я позвонил Колосову домой, и гнев главреда был страшен:
– Мало того, что вы звоните ночью, так ещё и объяснений требуете! Это я требую, чтобы вы завтра же написали объяснительную записку, зачем хотели протащить в газету антисоветскую (!?) информацию!..
23 января 1986 г.
С утра написал главреду объяснительную – каяться не стал, а вопрос задал: почему из уже прошедшего цензуру интервью с Анатолием Рыбаковым оказался выкинут весь абзац о планах писателя и его ответ про «Детей Арбата».
К полудню собрался редакторат «Литературной России», плюс парторг Юра Гусинский и профорг Слава Сухнев. Когда заходили в кабинет, Гусинский шепнул: «Не дрейфь, поборемся. Не сорвись только!»
Отчихвостили меня замы главреда и ответсек по полной программе:
– Вся беседа с Рыбаковым – с идеологическим душком...
– Это провокация, цель которой – столкнуть лбами...
– И не надо делать вид, будто ничего про «Детей Арбата» не знаете!.. Наверняка читали рукопись, Рыбаков её всем суёт...
Последним говорил Колосов:
– Из этой наглой объяснительной записки вытекает, что не он, а мы виноваты. А почему я должен отчитываться перед своими сотрудниками, каким образом принимаются решения? Вот у меня на столе два телефонных аппарата без диска... куда надо аппараты... так что, я свои разговоры по ним должен на весь коридор транслировать?..
Наговорившись, стали думать, что с провокатором делать.
– Нужно вынести строгий выговор с предупреждением.
– И повесить его в коридоре, чтобы все спрашивали, за что именно? А он будет гоголем ходить?.. Выговор дать, но пусть просто распишется, что с приказом ознакомлен.
– И какой в этом резон?.. Глупо давать такой выговор.
Долго молчали. Тогда инициативу перехватил парторг:
– Время сегодня такое, что нужно быть очень гибкими. Рыбаков, конечно, свой роман скоро напечатает. И мы опять закажем Жоре интервью с Анатолием Наумовичем, да ещё и премию за лучший материал дадим, – проникновенно сказал Гусинский. – Полагаю, наш сегодняшний разговор, прямой и дружеский, пойдёт ему на пользу. Скажи всем, как ты себя у нас чувствуешь?
Меня колотило, я себя не контролировал:
– Как Рихард Зорге у японцев. С одной разницей – он понимал, о чём они говорят, а я нет.
– Пошел отсюда прочь! – сказал Славка Сухнев. – Вон отсюда, кому говорят!
И я вышел.
И ничего мне в итоге не было, даже выговора.
5 апреля 1987 г.
C 4-го номера «Дружба народов» начинает публиковать роман «Дети Арбата». Снова делать интервью с Анатолием Рыбаковым? Нет уж, увольте.
24 декабря 1990 г.
Шумная презентация «огоньковских» книг «Остров Крым» и «Ожог» (с матриц АРДИСа, дарованных Элендеей) в Доме кино. Полный сбор: Ахмадулина, Рыбаков, Элем Климов, Лиснянская с Липкиным, Табаков...
У нас радости нет: эти книги – последнее, что мы успели сделать в журнале. (...)
18 мая 1994 г.
Умер Саша Рыбаков (с днём похорон неясно – ждут прилёта Анатолия Наумыча из Штатов).
Вообще-то по степени алкогольной интоксикации Сашка должен был умереть лет 10-15 назад, когда ещё работал в «ЛГ». Я помню, как он из неё вылетел. Выросший на коленках советских классиков, с детства привык каждому «тыкать», и как-то, оказавшись в лифте с Чаковским, попросил: «Дядя Саш, одолжи чирик до гонорара!». Обалдевший главред тут же выдал ему требуемую бумажку, а придя в свой кабинет – сразу поднял крик: «Немедленно уволить этого!... Ну, этого!...». На вопрос секретарши, кого именно, ответить не мог – Чак вообще не помнил ни одной фамилии. И забылась бы эта история, но Саша сам виноват – заявился к Чаковскому и вернул ему десятку. Тут Александр Борисович уже не сплоховал – вцепился в рукав негодника с криком: «Этого! Вот этого уволить!»... После чего пьяный Рыбаков сидел под дверью «Литгазеты», плакал горькими слезами и всем жаловался: «На хер дяде Саше сдалась эта десятка!..»
С того времени его жизнь и пошла под откос, вот и Наташа Борисовна ушла от Сашки к успешному автору «Смиренного кладбища»...
11 мая 2013 г.
Вчерашней ночью на своей даче в Переделкине заживо сгорел 80-летний литературовед Олег Михайлов. Как многие писатели, сдавал свою роскошную квартиру в высотке на Котельнической (где я был у него зимой 88-го – "в смутный час тревоги", как написал он на подаренной мне книжке про Кутузова) и постоянно жил за городом – в одиночестве, что и стало причиной гибели. Наверняка ему пустили петуха ради золотой земли, как в прошлом августе по соседству спалили дачу Анатолия Рыбакова. В обоих случаях дотла сгорели писательские архивы: у Михайлова хранились письма русских эмигрантов, с которыми он много лет переписывался, и архив Рыбакова я тоже видел своими глазами – роскошный и в идеальном порядке. То-то Наташа Иванова казнится – просили же у неё Рыбаковский кладезь и Литмузей, и ИРЛИ, а у неё всё руки не доходили, да и любила рассказывать, что в кабинете писателя всё на прежних местах...
ФОТО: Анатолий Рыбаков / Переделкино, январь 1986 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/
-----
Свидетельство о публикации №216120401839