Отпевай меня дважды...

ВООБЩЕМ ... ОТПЕВАЙ МЕНЯ ДВАЖДЫ ...

   Жила была в одном малом городишке старуха одинокая Софья . Никто уже и не помнил почему она одна осталась под такие то серьезные года . Но вот пришло ей время помирать вроде как . Собрала она вещички какие получше , попродавала заранее незадорого по соседям и села письма писать по родне да знакомым . Много писем она прощальных тогда отписала . Почтальон аж дважды с мешком к ней заходил . Последнее же особое письмо она местному батюшке отправила с письмоносцем отдельно . И наказала чтобы он его вручил ему лично . Ну суть да дело , а письмо то вручено было кому предназначалось . Батюшка то как письмо получил на закате , так сразу вскрыл и читать его взялся . В том письме она ему последнее поручение свое отписывала :

               Мир твоему дому отец Никодим .
   Вот видимо и подошло мое время упокоиться с миром . Ты у нас батюшка молодой и по делам твоим вижу справный сам . Меня же еще прежний отец духовный тут напутствовал Григорий . Напутствовал от тяжеГригорий  . Он до тебя здесь служил и уж больно мудреным был в наущениях . К смертушке то я сама вроде как по его советам готовилась . Ну и немного своим разумением старалась . Вообщем покупать ничего не надо . Все есть ... Но будет у меня к тебе просьба одна прощальная . Как отойду бездыханной , отпой и схорони меня с моим приданным . Оно все в кованом сундучке при мне будет . Да проследи , чтобы не трогал его никто и он со мною в землю схоронился . Под правым боком пусть у меня останется . Места в моем последнем деревянном наряде думаю хватит . Причищаться я уже к тебе не пойду . Ноги уж мои совсем не те стали . Да и думаю не зачем . Все указанное мне старым батюшкой сама справно выполнила , а новое старалась не делать . Что же в исполнении просьбы моей , то на тебя батюшка надеюсь как ни на кого другого . Больше ведь сие доверить то и некому . А посему заранее тебе и благодарной остаюсь . Прощаться ранее срока не буду , примета говорят плохая . Но как к тебе моя соседка Авдотья придет , так почитай и представилась . Я ей наказала меня по каждому утру проведовать уже сейчас . Ну вот вроде бы и все . Мир душе твоей отец Никодим .

   Отец Никодим как письмо то прочёл , так сразу все на свой лад внутри перекумекал :

     - Это же какое глухое язычество в душе к упокоению готовящейся . На том свете ни злато ни серебро цену не имеют . Так ведь бы приданое то свое и на благость какую пожертвовала перед смертью .

    Вот и решил он во что бы то ни стало сие приданое изъять к нее на убеждении . Но время было уже к вечеру и сие дело он до утра то отложил . Только вот на следующее утро к нему соседка Авдотья уже прибежала с известием печальным ... С известием что письмо писавшая представилась к миру другому . Вообщем прохлопал батюшка момент нужный . Подобрал у себя , что для обряда нужно и с Авдотьей в дом к усопшей пришёл . А там все уже вроде как и готово ... Сама Софья в гробу вся в одеждах лежит , а под правой рукой коварный сундучек о котором в письме писалось покоится . Тут уж и народ начал прибыаать в дом для засвидетельствования усопшей , так что вопрос с сундучком был бы совсем неловко при людях поднимать . Походил вокруг да около Софьи и мнение своё пришедшим людям объявил :

   - Не избавилась усопшая душа от земного . Хоронить с приданым не по христьянски конечно , но коль такова последняя воля ушедшей то делать нечего . Придётся волю её исполнить .

И при всех письмо присланое ею зачитал . Ну а после добавил :

   - Коль не избавилась от бренного , то отпевание долгим будет . Придётся мне ночь с днём и ещё одной ночью особые песнопения над ней вершить . Иначе мытарства не пройдёт . Для сего мне большее приготовление нужно . Вообще ближе к закату подойду со всем нужным .

    Сказав это Никодим к себе в приход уже отбыл . Весь день ему Софья в душе покоя не давала . Ну а к вечеру собрав все из ритуального , в самый последний момент остановился и из шкафчика большую связку ключей достал с книгой молельной . Вообщем облачился в приготовлениях и уже с этим он сам прибыл к почившей . А там хоть народу то и поубавилось , но все одно до аудиенции было далековато . Сидят вокруг кто со слезами , кто с траурной миной . Словно Софья при жизни им самая , что не на есть ближайшая душа человеческая была . Никодим то видя такое людские проникновение горем , понял что ключи в эту ночь ему лишними будут . Ну что уж ему тут делать ..? Свечи расставил и взялся за отпевание покойной . Так первая ночь в гортанных песнопениях и минула вся . И ведь хоть бы кто один глаз сомкнул из оставшихся при обряде . Сундучек Софьин словно измором всех брал . На утро Никодим открестился и плюнув в душе на всё , в превеликой усталости к себе отсыпаться пошёл .
   
   Ближе к обеду отца Никодима все таки лихая опять разбудила . День и ночь перед похоронами , что ни на есть самые беспокойным обещали быть . Но спех спехом , а связку ключей он все же опять с собою не забыл прихватить . Нууу ... На случай великого везения и ожидаемой аудиенции с бабкой Софьей . Правда вот по прибытию ничегошеньки в комнате , где бабка лежала не изменилось . Караульные в безутешности только лишь в лицах попросели немного . А так ... Как каждый при усопшей своего момента ждал , так и продолжал ждать . Вообще при таком внешне скорблении , отче вновь взялся за упокойное гортанное чтиво .
 
    Так минул вечер и ночь , и наступило утро самих похорон . Соседка Авдотья чуть днём повеяло , за сподручными быстренько сковыляла . Благо все уже предупреждены были и долго себя ждать не заставили . Пришли с обязанностью в лицах , посидели коротенько и давай Софью в её последнем наряде через дверь до катафалка выволакивать . Только вот уж больно тяжелелая та сторона была , где сундучек коварный под рукой лежал . Все руки выносящих соскальзывали с той стороны и ставить несколько раз приходилось , да перехватывать поудобней . Но худо бедно дотащили ее до чёрной кареты .
 
  Так то до городищенского кладбища было недалече ехать , но вот только портящаяся погода шаг всем потихоньку начала ускорять . Уж больно никому не хотелось при проведенных неусыпных ночах ещё и под дождь с грозой попасть . Вообще наспех под самую грозу на место прибыли . По быстрому при отце Никодиме простились , поцеловали венчик в очередь и крышку заколотили . Горсти земли уже при дожде последние полетели на прощание . Сподручные как последняя щепоть земли улетела , остальное минутой под дождем закидали . Ну а как на холмике крест водрузили , так все и отбыли поминать . Кто пешком , а кто менее суеверный так и в катафалк набились от мокроты небесной  . Соседка Авдотья в доме усопшей уже порасторопничала . Обжидала всех как подобает к поминовению .

    Вообщеми весь вечер поминали Софью , кто как мог на свой лад . Да и проливной дождь с грозой особого желания расходиться не добавлял . Уже ближе к ночи кто не ушел и ещё при малом уме оставался , начали потихоньку ко сну отходить . Места в доме не так уж и много было , а потому с удобствами тут кому как свезло . Отцу Никодиму за его старания особые народ кресло уступил . Вот так до утра все и уснули кто где . Но по утру как только рассвет утвердился , всех ужасные крики и грохот кулаков в дверь разбудил . Кто ближе к дверям спал ,  отпер дверь и впустил стучащих .

     На пороге были двое из кладбищенских смотрителей . Оба в дом вбежали при грязных сапожищах , запыхавшиеся и с ужасом в глазах . Окинули всех взглядом и выпалили :

     - Там на кладбище ужас какой то !!! Бабка Софья из могилы вылезла !!! Кругом трупы лежат , а у одного старуха окаянная на плечах сидит !!! Не иначе ведьму вчера схоронили !!!

    Второй то из смотрителей , кто менее запальный был , на отца Никодима глянул и пробурчал :
   
    - Это хорошо что ты здесь . Отпевал да не отпел старуху и дело это теперь по твоей части будет ...

       При таких то известиях , со всех сон да хмель как рукой сняло . Мужики с мест посаскакивали и в первых рядах с отцом Никодимом на погост ринулись . И ведь действительно картина всем по приходу предстала ужасающая . Могила была разрыта , а из неё с сундуком Софьиным в руках словно выкорабкивался человек . Но как выкарабкивался , так и застыл на краю ямы с глазами открытыми . Сама же уже схороненая у него на плечах повисла , своими руками словно любя обнимая . Подле же ещё двое мужиков в кровище спекшейся мертвые лежали . При такой сцене , пришедших на какое то время всех в молчаливый ступор охолонило .

   Первым очнулся батюшка Никодим и стал спешно креститься .

   - Свят , свят , свят ... Свят , свят , свят ...

    После подошёл сам к могиле и пошевелил за плечо бабку на плечах повисшую . Она же хоть и окоченевшая была , но так и осталась бездвижимой . Немного обождав отче присел и стал разглядывать все уже внимательней . Взялся за сундучек и стал его из рук охолодевших вынимать . Тот же хоть словно и нехотя , но поддался его рукам . Вот тут то все в яме пришло в движение , сползая вниз и обнажая ранее сокрытие . Внутренняя часть рукавов Софьиной одежды вся в крючках рыбацких была . На них то и держались её объятия с её последним гостем ...
    Это уже позже , когда полицейский урядник место происшествия изучал , то полная картина этой ночи и предстала . Той ночью в грозу к старушке на могилу пришёл первый алчущий сундучка . Но выкопав до гроба , принял смерть от лопаты по голове следующего пришедшего за сундуком копателя . Но и ему не суждено было изъять схороненое . За всеми наблюдал ещё и третий . Видимо дождавшись исполнения всей грязной работы , он только после себя проявил . Смерть настигла в яме и второго пришедшего . Дальше видимо вытаскивая сундук из под руки покойной тот зацепился за пришитые рыбацкие крючки её рукавов . И чем больше он тянул сундек на себя , тем больше крючков впивалось в него через одежду .  Ну а от всей этой возни приходило в движение и мертвое тело покойной . Так что не мудрено , что он скончался от разрыва сердца с ней на плечах . Да и гроза с дождём ситуации поспособствовали . Но то уже было после , а на самом же погосте все виделось всем по иному ...
   
    Как скндучек то оказался в руках у Никодима , так он сразу и смекнул в чем дело . Посмотрел он на людей и вымолвил :
   
    - Видимо за ним приходили убиенные ... И дабы не вводить дальше всех в соблазнение , нужно его вскрыть прилюдно ...
   
    Вот тут то уже связка ключей святого отца и пригодилась . Немного повозившись с нехитрым запором , крышка Софьиного сундучка была открыта . Он был полностью набит ржавыми гвоздями , камешками и прочей ерундой обычно являющейся под ногами . Сверху правда лежал запечатанный конверт . Вскрыв его Никодим достал от туда последнее письмо Софьи :
   
                Мир дому и твоей душе отец Никодим ...
   
      Ну вот видимо я и дождалась своего избавления от бренного . И коль ты читаешь и это письмо , значит все то о чем говорил мне прежний батюшка правда . Именно он меня от моих неблагодатей избавлял да напутствовал . Говорил мне , что мало одной веры и молитв во избавление , любое покаяние делами подтверждать надо . И ведь знаешь ..? Во всем он прав был ... Делая какое либо дело , пусть даже и через себя , через какое то время получаешь и силу привычки к нему . Алчность во мне неуемная сидела , а алчностью той моя тчеславность скрытно верховодила . По не зрелости своей словно в тумане была и одержима вся этим . Отвернулись от меня многие души . От того и под старость бобылевать одной и пришлось .
Вот отец Григорий видя беду мою и рукоположил мне оставшееся время дело одно исполнять . Как увижу кого в беде , так обязана у него безделушки какое то время покупать . Так этот сундучек и накопился у меня . Но вот в чем он ещё меня от напутствовал перед своим уходом .
- Побеждая любых бесов в себе , ты лишь сама получаешь избавление от них . Их же самих ты не уничтожишь и они найдут пристанище в менее окрепших душах . Но на то воля свыше и придёт их время для избавления ...
 А потому слова его разбудили во мне любопытство . Захотела я увидеть в ком мои бесы пристанище то нашли . Да и самих их тоже лицезреть . И коль письмо то моё прочитано сейчас , то знать моё любопытство в этом удовлетворено . И потому ... Отпевай меня дважды ...


Рецензии