Ганина яма - место, куда бросили царя и его семью
Шахт в России великое множество, но только одну называют святой
Екатеринбург в последние годы посещает более 2 млн туристов, то есть примерно столько же, сколько и сравнимую по численности населения с ним Казань. Большая часть гостей, признают эксперты, приезжают, чтобы «поклониться памяти последнего российского императора и его семьи». Потом уже Попов, Бажов, малахит и другие самоцветы… Притоку туристов способствуют дешевые полеты авиакомпании «Победа» из Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря им побывать на выходные в Екатеринбурге может себе позволить и человек среднего достатка.
Дорогой Чикаго
Дважды бывал в Екатеринбурге в этом году, и оба раза по дороге в аэропорт Кольцово местные жители меня спрашивали: «Ну, и как вам наш город?» Теперь каждый российский город норовит представить себя как некую туристическую Мекку. Больно уж привлекателен этот бизнес: потоки туристов наполняют гостиницы, музеи, метро – и экономика работает лучше.
Когда в Екатеринбурге выходишь на набережную Городского пруда и смотришь на другой берег, где красуется бизнес-центр Демидов, то невольно про себя восклицаешь: «Ба! Да это ж Чикаго!» Среди наиболее примечательных высотных зданий – небоскреб Высоцкий. Там на втором этаже даже музей есть, посвященный любимому в народе барду, поэту, актеру и Гражданину. Правда, ни одной подлинной вещи, принадлежавшей Высоцкому, в музей не приобрели. Есть в Екатеринбурге и малахитовая комната – явный клон идеи от царскосельской Янтарной, но по богатству и убранству она до питерской красоты не дотягивает. Разноречивые отзывы туристы оставляют о Ельцин-центре. Туристам жаль времени на походы по этажам еще одного небоскреба, гораздо лучше в свободный час совершить прогулку по паркам и центральным улицам. Литературный квартал, Харитоновский сад, сад Вайнера – такие топонимы манят гораздо больше. И в этом случае туристу никак не пропустить Храм-на-Крови.
Купола как ориентиры
Среди современных небоскребов и деревянных двухэтажных строений, памятников архитектуры прошлых веков, ярко проглядывает и третий ярус архитектурного убранства Екатеринбурга. Его составляют тут и там проглядывающие золотые маковки православных церквей. И самый притягательный для туриста – Храм-на-Крови. Его построили в начале нашего века на месте Ипатьевского дома, в подвале которого столетие назад растеряли царскую семью. Дом инженера Ипатьева на Вознесенской горке и до того, как там поместили под арест последнего российского императора, гражданина Романова, был примечательным сооружением в городе. Его бы сохранить, но в 1977 году по указу первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина дом был снесен. И примерно по тем же мотивам, по которым была расстреляна царская семья – а чтобы не ходили, не стенали, не спрашивали. Позднее в своих воспоминаниях Борис Ельцин напишет «…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся…». Такой уж был это человек – любил наделать делов, а потом каяться.
Теперь именно Храм-на-Крови для посетителя Екатеринбурга – ключевая веха, к которой он будет приходить, пытаясь ответить для себя на самые важные вопросы жизни Российского государства. Алтарь храма расположен рядом с местом расстрела Царской семьи. Есть здесь и комната, воспроизводящая обстановку расстрельного помещения с подлинными элементами интерьера. В архитектурный ансамбль храма включён памятник царской семье. Композиция на семь фигур рисует нам трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома. Если бы не история с расстрелом, Екатеринбург, пожалуй, можно было бы позиционировать как инженерную столицу России. Пусть Казань-матушка, Новосибирск – научный центр Сибири, Петербург – культурная столица, а Екатеринбург был бы вотчиной славных русских инженеров. В списке знаменитых людей, так или иначе имеющих отношение к Екатеринбургу, немало известных каждому россиянину имен ученых-практиков. Тот же Александр Попов, изобретатель радио, получил здесь духовное образование … Потом уже, с духовным багажом он поступил на физико-математический факультет в Петербургский университет.
Стрелочник виноват
После посещения Храма-на-Крови в Екатеринбурге логика паломнического тура, будь он индивидуальный или групповой, поведет нас за город, в Ганину Яму. Так сто лет назад называлось урочище к северо-западу от города. Место это было заброшенное, нелюдимое. И вот на нем нелюди решили закопать-запрятать останки царской семьи, да так, чтобы никто и косточки не нашел… Но история обернулась иначе. Не прошло и ста лет, как страшное место стало для православных людей со всего света святым. В начале нашего века здесь построен мужской монастырь Святых царственных страстотерпцев.
Добраться до монастыря можно разными путями. С северного автовокзала Екатеринбурга в Ганину Яму ходит городской автобус, причем расписанием подстраивается как раз под службу. Приехать можно днем, будет время посмотреть отстроенный монастырь, а после службы можно бесплатно доехать обратно до автовокзала.
Монастырь включает в себя несколько храмов, в том числе храм святых царственных страстотерпцев, храмы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, иконы Божией Матери «Иверская», и другие. Каждый день в разных храмах служится по две литургии. Все 24 часа в сутки, в нижнем приделе храма Серафима Саровского монахи, сменяя друг друга, читают псалтирь.
Красиво там, и печально, конечно. Страшнее всего заглядывать в яму, что осталась на месте шахты №7, куда сбрасывали тела. На монастырской карте это место называют святым. У креста, что стоит на краю ямы, горят свечи, посетители приносят сюда цветы. Сердобольные старушки, идя по тропе, где стоит бюст Николаю II, останавливаются и кланяются, молятся каменному изваянию, как на икону. Был у них заступник, каких поискать… Если бы, если бы!... Но история не знает сослагательных наклонений и потому урочище Ганина Яма для русских людей – страшный урок.
А ниточка исторических расследований туристов может тянуться и дальше – в Санкт-Петербург, где теперь захоронены останки царской семьи. Можно побывать и в Новгородской области, где и началась страшная по своей фабуле история убийства членов царской семьи. Известно ведь, что царский поезд, следовавший в Царское Село, бунтовщики остановили в феврале 1917-го где-то недалеко от Малой Вишеры, и именно этот случай морально сломил российского самодержца, заставив подписать акт отречения от престола. Кто был тот стрелочник, что перевел движение российской истории на другой путь, история умалчивает.
Свидетельство о публикации №216120402232