Антифукуяма для КЭТриН

Исповедь ЗАПАДОИДА:
       «Вся наша западная система воспитания и образования, вся наша культура и весь наш образ жизни как будто специально придуманы для того, чтобы в массовых масштабах производить духовных уродов и чудовищ».
                Александр Зиновьев.  ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЙНИК


       «Хочешь в чём-нибудь разобраться, - попробуй написать о том книжку».  Это одна из очень и очень немногих «крылатых фраз», которые меня не раздражают.  К тому же в большинстве случаев звучит эта фраза, как удачная шутка, а не брюзжание Ментора.  (Скажу по секрету: с годами я и сам стал занудой, а потому любое стороннее занудство – терпеть просто ненавижу.) 
       И в самом деле: нельзя же всерьёз рассматривать предложение написать повесть об арифметике, если не даётся таблица умножения?  Или роман о ботанике, если вечно путаешь соцветие «корзинка» с соцветием «зонтик»?   Для сравнения взять: другая, ещё более «крылатая» фраза «В споре рождается истина», как её ни верти, наоборот, всегда выглядит важно и как покушение на самою истину.  Хотя любому известно: в спорах, как правило, рождаются разбитые носы и оторванные воротнички и карманы.  Ах, ну конечно, из спора может вылупиться ещё компромисс.  Компромисс – это (чтобы понятно было) когда я на Ваше «белое» говорю «это НЕ белое», а Вы, чтобы не обидеть меня (или наоборот,  оберегая свой нос), предлагаете считать Ваше «белое» серым; и мы бьём по рукам.  В смысле - рождаем бессмыслицу.  Но никак не истину.  И мы оба понимаем это прекрасно.  Все всё понимают.  Но повторяли, повторяют и будут фиг знает сколько ещё повторять: «В споре рождается истина». Прошу заострить: я не утверждаю того, что в споре НЕ может родиться истина.  Но это – точно! – НЕ правило. 

       Конечно-конечно! я прекрасно понимаю, что в 999-ти случаях из тысячи крылатая фраза – это вырванный откуда-то симпатичный кусок, которому и место-то там только, откуда он вырван.  Вот вы попробуйте разыскать хоть какой-нибудь смысл в таком вот, в вырванном откуда-то словоблудии… нет, скажем так: в вырванном откуда-то воззвании космополита к «Мировому Гражданскому Обществу»:
«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить; не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать; бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
 
       Я пробовал разбить эту суперкрылатую фразу на части, чего-нибудь вывернуть, а потом уже снова соединить – чёрта с два!  Я пробовал вовсе ничего не соединять, - вот так, например:
       «Не бойся врагов.  Ну, убьют и убьют.  Велика важность…  Все мы смертны, все там будем». - Опять не очень-то ловко.
       Всё бестолку!  Ахинея, как ни верти.  Но ведь повторяем!  Ещё - с придыханием!  Десятилетия!  Почему?

       Ох, уж этот Сократ…   Через века и века! - и снова в десятку:
       «Знать СУЩЕСТВО ДЕЛА красноречию нет никакой нужды, надо только отыскать какое-то СРЕДСТВО УБЕЖДЕНИЯ, чтобы казаться невеждам большим знатоком…»
       Вот эдак-то всё становится понятно, всё становится на места; да и сам «знаток» прорисовывается достаточно ясно.  Пресловутая суперкрылатая фраза есть УПРАЖНЕНИЕ В КРАСНОРЕЧИИ!  Не ведаю (да и знать не хочу), кому конкретно принадлежит сей действительно благозвучный и душераздирающий, но абсолютно бессмысленный винегрет (хочется верить, что не моему соотечественнику), а только очевидно, что крошился он, этот винегрет, для… людей.  Ну, то есть – для нормальных людей, у которых кроме абстрактного мышления архантропа и обездушенной логики «сумрачного философа», существует и мышление - образное.  По-простому сказать: у кого есть душа.  Прочитав такую фразу и запнувшись на смысле, НОРМАЛЬНЫЙ человек пытается (скажем так) «переосмыслить» всё где-то ТАМ… в ирреальных своих закоулках.  Как и что там плетётся? – объяснить не берусь.  Одно несомненно:  сплетается ЭТО ТАМ как раз – НЕ из помянутых Сократом «средств убеждения», но из простых и извечных истин: «Не быть трусом – это хорошо, друзья – это хорошо; а убить – это плохо и равнодушие - плохо, и предать – тоже плохо…»  Очевидно, что ни о чём подобном в суперкрылатой фразе речь не идёт. 
       Спросите: «Ну, а как же быть с равнодушием?  В том весь смысл!»  Повторюсь: нет там никакого смысла.   

       Подоприте голову руками, напрягитесь, задумайтесь, - припомните хоть один случай из Вашей личной жизни, когда бы вашего знакомого грохнул какой-то бандит, но «крайним» в ваших глазах оказался бы не сам душегуб, но ваш безразличный сосед (который, к слову сказать, ни сном ни духом о Вашем убиенном знакомом)?! 
       Припомните хоть один случай из Вашей личной жизни, когда бы Вас предал друг, но виновником того Вы считали бы - его теперь уже - немого пофигиста соседа?! 
       Приведите хоть один пример, когда бы Ваше НЕравнодушие (именно – НЕравнодушие, а не другое какое-то качество) спасло чью-то жизнь? 
       Когда кто-то взывает о помощи, среди нас, нормальных, – НЕТ равнодушных!  Крик о помощи – это «лакмусовая бумажка на человечность».  Вон, - некоторые от звуков стенания даже в обморок падают.  НО! далеко не все мы (между прочим – НОРМАЛЬНЫЕ) готовы кинуться на крик в горящую избу, под паровоз или в прорубь.  В обморок – это пожалуйста, а вот в прорубь… не очень…   
       Хорошо это?  Плохо?  А всё в нашей жизни можно так просто измерить?  Всё можно охарактеризовать одним только словом?  Пусть даже фразой?   То-то и оно…  Эдак-то можно чёрти куда докатиться: «Убойтесь Бога!  Ибо с Его молчаливого согласия Каин разделался с Авелем!»

       Вот такое неуклюжее вышло у меня предисловие.  Остаётся надеяться, что хоть что-нибудь из него для фабулы нам пригодится…

Продолжаем разговор…
       Итак, Френсис Фукуяма и его супербестселлер «Конец истории и последний человек»… 
       В середине 90-х, если ты не прочитал сей труд (мало того: если ты даже и прочитал сей труд, но не отписался от восхищения), ты – НИЧТО! ты  ниже даже, чем СОВОК!  В середине девяностых 999 совков из тысячи – ну, очень сильно не хотели, чтобы их называли совками.  Это в среднем.  А представьте себе, что Вы служащий (или –«щая») какого-нибудь совместного российско-американского ЗАО (?!) и каждый Божий день «имеете счастье» здороваться с натуральными НЕсовками: в грязных джинсах, в не глаженных рубашках и с ртами - по уши набитыми совершенно демократической жвачкой?  Это ж – полный абзац! 
 
       Да-да…  Именно в те «трахнутые» времена (извиняюсь немножко, но словечко ОТТУДА), я, простой русский совок-инженер, был служащим именно такого ЗАО и искренне пытался идти в ногу с ЗАО и временем.  То есть пресловутую книжку - просто обязан был проштудировать!  Не получилось.  Тогда я смог одолеть лишь одну её двадцать четвёртую часть. 
       Дело в том, что находился я в летах уже более-менее средних, и какую-то зелёненькую книжицу к тем летам успел пролистать.  То и говорю: в районе двадцать девятой страницы, к превеликой своей радости, обнаружил, что Фукуяма безнадёжно и - по всем статьям! - проигрывал той зелёненькой книжечке, и продолжать читать его дальше, означало, образно говоря, жевать после пряника хлеб.  Где в том логика? – А нету в том логики!  Тем более что суть «Конца истории» я вполне уже успел уловить.  Сейчас попытаюсь её, то есть – суть ту, Вам как-то изобразить…

       «Либеральная демократия по-американски – вот лучшее, что  смогло придумать до сих пор человечество! - и последнее…  Жаль, конечно, но ничего лучшего человечеству придумать уже не дано.  Это – ОЧЕВИДНО, и никакие доказательства здесь не нужны.  Не спорьте, не волнуйтесь, а главное – не сопротивляйтесь.  Вот сейчас США подтянут до своего либерально-демократического и культурного уровня весь остальной недоношенный мир и ВСЁ… развиваться дальше Homo sapiens некуда.  А без движения вверх по спирали - ОДНА человеку тропа… в ОБЕЗЬЯНСТВО…» 
 
       Как сейчас помню: тогда, после двадцать какой-то страницы, в мою извилину, - и ведь совершенно непонятно к чему! - как заноза, воткнулась глупейшая мысль: «Интересно, а о чём писали фукуямы при Октавиане Августе?  А при Навуходоносоре Первом?  А при Рамзесе Великом Втором?  Неужели они писали о том, что внешняя политика и государственные устроительства, которые предпринимали их благодетели-кормильцы-правители – это самое худшее в истории человечества, и уж при следующих-то (хороших) правителях всё ОБЯЗАТЕЛЬНО в жизни народов пошлёпает наоборот?» 
       Впрочем мысль эту (действительно, - очень глупую) я никому тогда не высказывал; но и выпендриться – в смысле Фукуямы – ни перед совками, ни перед натуральными НЕсовками мне в ЗАО не удалось…

       Прошло десять лет.  Хотите верьте, хотите нет, но - так уж вышло - одолел я «Последнего человека»!   Ах, лучше бы это случилось во сне!..  Всё следующее десятилетие я буквально изводил себя мыслью о том, как бы – ОТВЕТИТЬ! - маститому японо-американскому ЧЕМБЕРЛЕНУ!
 
       «Хочешь в чём-нибудь разобраться, - попробуй написать о том книжку».  Сколько раз помогал мне в жизни этот «рецепт»?!  А здесь – ну, никак.  Я стал раньше вставать, совсем поздно ложился; от меня ушли аппетит и покой, а в голову повадились мысли…  Одна, впрочем, глупее другой.  Я пробовал разбивать Фукуяму на части, чего-нибудь выворачивать, а потом уже снова соединять.  Потом пробовал выворачивать, но НЕ соединять.  Всё перепробовал.  Чёрта с два!  Никакого оригинального решения не просматривалось, и мой «НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ!», явись-таки он, - как его ни трамбуй! – получился бы в десять раз толще оригинала.  Смешней всего то, что я сейчас не словами блужу, а выкладываю голую правду.  Дошло до того, что я даже «Заратустру» у Ницше перечитал!!  Возбуждённому нерву показалось вдруг, что Ницше «подмигнул» Фукуяме: «Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много мёду; мне нужны руки, простёртые ко мне…»

       Собственно, на этом мне можно бы своё эссэ и закончить.   Принцип написания «Последнего человека» достаточно ясен: «Последний человек» есть ГИГАНТСКОЕ (по объёму, понятно) «УПРАЖНЕНИЕ В КРАСНОРЕЧИИ», - выдернуть то, что нужно и представить, как будет выгодно.  Мелковато для профессора Стэнфорда.  Мне, Свободному Художнику, такое простительно; профессору – НЕТ!
 
       Хотя… если совсем уж по-честному, - Фукуяма давным-давно мне не интересен.  И совсем не «в пику» ему я вымучиваю это эссэ.  Просто недельку тому в какой-то «сети» я случайно запнулся  (цитирую):
       «"Последний человек" – моя любимая книга!  Фукуяма! – я просто без ума от него!»  Ник – «КЭТриН», аватар – «ничего себе», даже очень; лет двадцать пять…
       Запнулся и обалдел…  Вот так обалдел: «АбАлдеть!!  Сколько лет-то прошло?!»  Будто в прорубь меня окунули!  Чуть сердце не выпрыгнуло!  В извилину тут же вонзилась какая-то мрачная бессвязная мысль: «Выходит, - японец теперь…  Сначала Кощей… потом Ленин…»

       Я откопал «Последнего человека», открыл страничку поближе к концу; прочитал:

       «Революционеры, боровшиеся против "Секуритате" Чаушеску в Румынии, храбрые китайские студенты, стоявшие против танков на площади Тяньаньмынь…  Это были бывшие рабы, доказавшие, что готовы рисковать жизнью в кровавой битве за свободу.  Когда они победят, как это и должно быть в конце юнцов, они создадут себе стабильное демократическое общество… и… у этих людей тоже появятся посудомоечные машины, видеомагнитофоны и личные автомобили…»

       Не стану гадать, что могла разобрать во всём этом двадцатипятилетняя КЭТриН, но, знаете, я понял, что здесь - ПОНРАВИЛОСЬ ей…  Старик Сократ бы сказал: «У этого японо-софиста – убойные просто средства убежденья для всех РУССКИХ майклОВ, джорджЕЙ и КЭТриН!»
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       КЭТриН!  Хочешь в чём-нибудь разобраться, - напиши о том книжку! 
Ну – не был Чаушеску диктатором!  Политической проституткой – был.  Потом вроде как ею быть перестал.  А как только перестал, сразу стал Януковичем.  Только «на излёте» ему повезло чуть поменьше…
 
       КЭТриН!  Подопри своё личико ручками, - задумайся: что бы стало с миллиардом китайцев, если бы тогда, на площади Тяньаньмынь, Китай захватили «оранжевые храбрые» студенты?!  Что бы сталось с Евразией?!  (Это, Катя, остров такой)?!  Да ладно с ней, с той Евразией!  По секрету скажу: победи ТОГДА ТАМ студенты, - НАМ сегодня («НАМ», Катя, означает здесь: «не столько мне, сколько тебе») посудомоечные машинки – уж точно! - были бы уже ни к чему.  То есть – НЕ к чему…

       КЭТриН!  Уверяю тебя: кроме Фукуямы, - в том числе и на Западе, - есть и были другие писатели.  (Причём у большинства из них извилины – и были, и есть - на порядок длинней.)  Это к тому, что все МЫ (в том числе ты и я) должны «познавать мир в сравнении».  И в таком предприятии «любимый писатель» (в смысле «ненаглядный писатель» или «единственный») – есть СТРАШНЫЙ ВРЕД!!  Так что – соберись, Катя, - ищи, читай, сравнивай…


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Исповедь ЗАПАДОИДА:

       «Когда нас, западных людей, обвиняют в том, что у нас все деланное, поверхностное и показное, то говорят лишь одну половину истины и опускают вторую, а именно – то, что все это уходит внутрь наших душ и становится органично присущим нам. Мы не только снаружи, но и внутри такие…  Я представил себе наших далеких предков, сидящих вокруг костра и тупо уставившихся на огонь. В их приплюснутых черепах вяло шевелились примитивные мысли. А далеко ли мы ушли от них?! Наш мозг – мозг западоидов - развивался вовсе не для создания богатств внутреннего мира, а лишь для борьбы за богатства мира внешнего…

       Западная цивилизация зародилась не в огне мировых войн XX столетия, а в оледенении «холодной войны», основными видами оружия в которой были коварство, подлость, клевета, подкуп, разврат, предательство и прочие мерзости.  В нашей победе в этой войне не было ни крупицы благородства, героизма, жертвенности, идейной одержимости.  И это наложило печать на всю нашу последующую историю.  Все то, что наша идеология, пропаганда, культура и наука приписывают нам, есть фальсификация истории, вымысел и воровство у других.  Мы родились как плод клятвопреступления, коварства, диверсии, подлога и блуда, объявив себя затем наследниками всего того, что сделали другие. 

       Мы родились как исторический ублюдок и развились в глобального монстра, призванного завершить историю человечества, не в силу стремления к этому, а в силу холодного расчета и предопределенности неживой материи…»

                Александр Зиновьев.  ГЛОБАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЙНИК


ПОСЛЕСЛОВИЕ  ПОСЛЕ  ПОСЛЕСЛОВИЯ

       Вот чего бы ни начинал писать последнее время, всё выходит - как не «Поучение Владимира Мономаха», так кусочек «Екклесиаста». А и ладно.  Возрастное, наверное.  Ничего с тем уже не поделаешь… 



 


Рецензии