Меня зовут Алина... Глава 14

               
               

       Вот и первое сентября настало. Бабушка вчера вернулась из больницы. Она выглядела усталой и постаревшей. Глядя на осунувшейся овал лица, искажающий плавные очертания двойной подбородок, беспорядочно разбросанные по бледным морщинистым щекам коричневым родинкам, потухшему взору серых глаз, и не подумаешь, что бабушке всего шестьдесят один год. Наше с ней общение ограничивалось утренним и вечерним приветствием. Бабушка заходила в мою комнату только тогда, когда там не было Ричика. Я не знала, о чем с ней говорить, обычно мы ограничивались вопросами о самочувствии. Порой мне казалось, что бабушка стремиться к более доверительным отношениям, но ее возведенный в принцип аристократизм препятствовал нашему с ней сближению. Она не обнимала меня, как мама, ласково. Я никогда не стала бы искать утешения на бабушкиной груди, для меня она оставалась гордой и далекой. Если мне хотелось поговорить, я беседовала с Ричиком, и даже с воображаемым партнером. Как же однажды растерялась мама, заставшая меня за разговором, - Алина, ты уже сама с собой разговариваешь?
Дверь в соседнюю комнату никогда не затворялась, поэтому бабушка могла слышать наш разговор, а также вставлять комментарии, отчего она ни за что не отказалась бы.
- Мам, не вечно же я буду прикована к постели. Мне надо работать над мимикой, упражнять память, разрабатывать голос, - я сделала короткую паузу, наблюдая, какое впечатление произведет на маму сказанное. Мама, видимо, хорошо владела собой, и не позволила удивлению разоблачить себя. Я продолжила. – Я слышала, что в Москве существует театр инвалидов, то есть, там выступают не простые актеры, а люди в инвалидных колясках. На театральной сцене тот же накал страстей, и темы для выступлений выбираются нешуточные. Вот я и готовлю себя в …. режиссеры-постановщики.  Они мастера на все руки: и актеру, где надобно укажут на недочет в выступлении, и проследят, чтобы декорации соответствовали духу и колориту времени, о котором идет речь в постановке. Да, мало ли, что нужно уметь режиссеру!
По мере того, как я говорила, лицо мамы меняло растерянное выражение на восторженное, вернее, таким оно было всего несколько секунд, затем, во взгляде серо-зеленых глаз мелькнуло недоверие. – Алиночка, я не слышала о таком театре, но знаю, что в театре даже гримеру надо предварительно пройти обучение. Может, тебе прежде попытаться еще раз подружиться с бабушкой?
Я состроила милую рожицу, - Мама, тебе прекрасно известно, как она относится к Ричику. А он мне, как брат. Вот ты не смогла бы выгнать брата?
Молчаливый вздох предвосхитил ответ, - Бабушке в ее возрасте трудно меняться. Может, вам с ней заняться уроками?
- Я с радостью, но Ричик, он всегда при мне.
- Бабушка могла бы тебе читать учебник, сидя в другой комнате.
Можно было бы изобретать множество способов ознакомления меня с учебным материалом, но все они требовали постороннего вмешательства, стало быть, были трудны в осуществлении. Про театр я придумала с ходу, не задаваясь вопросом, насколько правдоподобно мое объяснение. В будущем меня больше устроил бы театр зверей, но нужны ли там инвалиды? Ранее я никогда не интересовалась проблемами людей с ограниченными возможностями – весьма распространенная позиция для рядовых обывателей. Пока я ничего не изобрела, ни сочинила, ни изобразила, меня, Алину Чернышову можно было бы причислить к ним. Но я не желаю быть серой мышью или мещанкой, коих высмеивали в своих произведениях русские классики. Вообще, кто такие есть мещане? В моем представлении, это – создания, лишенные индивидуальности, существующие в рамках стандартного образа жизни, главный их недостаток – эгоизм, самовлюбленность. И вот ведь, какая нелепица. Большинство знакомых мне созданий примирились с серостью жизни, перестали стремиться к совершенству, и даже, если в их действиях иногда проскальзывало нечто прогрессивное, то это касалось лишь материальной стороны их жизни.
Мое увлечение биологией не ограничивается школьной программой. Забегая немного вперед, я вычитала несколько интересных для себя понятий, взять, хотя бы эволюцию животного мира. Она происходила на протяжении десятков, а то и сотен миллионов лет. Процесс антропогенеза определяется  гораздо узкими рамками. Один из предшественника человека разумного, австралопитек, живший чуть более четырех миллионов лет назад, похоже, возрождается в современном социуме. Мещан за примитивность и умственно отсталых запросто можно отнести к австралопитекам. Получается, что деградация гоминид, пока не влияющая на наличие у них второй сигнальной системы, происходит за более короткий промежуток времени. Современным австралопитекам всего лишь и надобно во избежание дальнейшей деградации перестать жить только для себя, помогать одиноким, беспомощным, престарелым, ни одним лишь людям. Животные не могут попросить, но они нуждаются в заботе и душевном тепле не меньше, чем люди. Ричик согласно моргал мне глазами. Милый пес согласен со мной во всем, но у животных имеется собственное мнение, считаться с которым, обязанность окружающих.
Сегодня вечером, после ужина мама села читать мне учебники. Историю средних веков я слушала вполуха, мысленно возвращаясь к проблемам существования инвалидов в современном обществе. Мама заметила мое невнимание, и перешла на зоологию. Мы с ней затронули факторы, влияющие на распространенность позвоночных в современном мире, на комфортность проживания отдельных классов наземных существ и постепенно перешли к экологии.
- Нам, Алина, повезло. Живем почти у набережной Москва-реки, рядом парковая зона, гораздо комфортнее, чем в центре города, - мама старалась во всем заурядном отыскать хотя бы нечто привлекательное.
- Нам всем не повезло уже в том, что мы принимаем засилье штампованного железа. Мамочка, ты замечаешь, - пока длилась короткая пауза, лицо мое приняло строгий вид, серьезность его отпугнула бы любого моего ровесника, но милая мама любила меня в любом обличие. И вот уже серьезности пришла на смену печаль, - В настоящее время наблюдается избыточное скопление автомобилей. Они повсюду, даже на тротуарах, и некому нет до этого дела. Выхлопные газы, которые они выделяют, изменяют не только газовый состав воздуха, но и влияют на его температурный режим, поэтому зимы теперь все больше походят раннюю весну, а весна порой берет реванш, посредством метели устраивая снежные заносы.
- Алиночка, ты у меня развитая не по годам. Я, в твоем возрасте думала о том, как хорошо выглядеть, вкусно поесть и не сильно утруждаться при этом.
- У тебя, мама, не было цели в жизни. В человеке должен быть стержень, который помогает ему преодолевать трудности, и при этом не сбиться с пути. А увлечения у тебя были?
Мама пожала плечами, - Вроде, нет. Я росла обыкновенным ребенком, и более была склонна к удовольствиям, чем к серьезным занятиям. Знаешь, Алина, - глаза мама мгновенно оживились, их взгляд уже не был заурядно внимательным. Те искорки огня, что промелькнули в них, зажгли ответный интерес во мне. И вот мы уже с мамой неотрывно пожираем друг друга глазами, - В тринадцать лет я первый раз влюбилась в киноартиста Сергея Проханова. В начале восьмидесятых на экраны вышел кинофильм «Усатый нянь». Я его, наверное, посмотрела раз десять за один год. Кумир казался мне человеком без недостатков: и веселый, и находчивый, и при случае сдачи дать может. На ровесников своих я тогда и не смотрела. И напрасно, как выяснилось позже, в меня влюбился сосед по парте – тихий, скромный мальчик. Лишь со временем понимаешь, что любовь простого человека ничуть не хуже, чем влюбленность гения. Почти в каждом из них присутствует самолюбование, доходящее иногда до крайности, - взгляд мамы погрустнел, но тут же встрепенулся, стоило ему уткнутся в страницы учебника, - Мы с тобой отвлеклись от темы. Будем продолжать?
Я отказалась. Мне захотелось побыть наедине с собой. Задушевные разговоры всегда пробуждают желание помечтать. Чего бы мне хотелось в будущем? Пристально уставившись в белый потолок, я мысленно рисовала картины, однако, вместо цветущего мира мне виделись только белые больничные стены, и одиноко лежащая в белом коконе бинтов фигурка, по-прежнему не владеющая собственным телом. Выходит, самое страшное для меня одиночество? Конечно, Ричик рядом, но с ним не поспоришь, и в рассуждениях он не помощник. А как же друзья? Казалось, всего три месяца назад, мы дружно развлекались на моем дне рождения, а сегодня, встречаясь после долгой разлуки, неужели они не обратят  внимания на мое отсутствие? Я пыталась представить немного повзрослевших, отдохнувших моих одноклассников. Большинство из них без особой радости усядутся за парты, но это вовсе не потому, что они – лентяи. Возможно, им не нравится, что за них сделали выбор взрослые, решив, что детям пригодится в будущем, а что им без надобности. А, по-моему, выбор должны делать сами ученики. Я уже его сделала, твердо решив, что математика мне не потребуется. Увлеченная естественными науками я лучше, больше времени уделяла бы им. Не удержавшись от вздоха, я привлекла внимание Ричика. Наверное, он все понимает, только сказать не может. Он чувствует отношение к нему мамы, зыбкое безразличие бабушки, на которое он может ответить лишь стойким терпением, - Мама, - негромко позвала я. Прошла минута, никакой реакции. Ричик начал суетится, вышагивая от постели к двери, - Мама, - позвала я громче. Верный мой приятель стал подтявкивать, вероятно, желая помочь мне скорее добиться результата.
Появилась мама, - Ты звала меня, Алина?
- Да, - неуверенно откликнулась я, - А бабушка, что делает?
- Она плохо себя чувствует. Она тебе нужна?
Я смотрела на маму, пытаясь мысленно внушить ей свое желание. Возможно, маме было не до меня, цели своей я так и не достигла. Уловив, что мама собирается уходить из моей комнаты, я предприняла еще одну попытку удержать ее, - Мам, а… я просто хотела спросить у бабушки: почему она не любит животных?
- Поговорим в следующий раз. Тебе что-нибудь надо перед сном?
Услышав отрицательный ответ, мама вышла, а я вновь осталась наедине с Ричиком и своими мыслями. Интересно, на какую работу может рассчитывать инвалид-колясочник? Я перебирала в уме все известные мне специальности, однако они требовали участия человека с неограниченными возможностями. Можно работать дома, наборщиком текста, переводчиком с иностранного языка, но сперва его надо хорошо изучить. С какой стороны не взгляни, а инвалиды у нас в стране – люди обделенные.
Вошла мама, - Алина, тебя Лена Гвоздикова спрашивает. Что сказать ей?
Не хотелось, что подружка увидела меня в столь беспомощном состоянии. Если сказать, что я умерла?
- Я скажу, что ты уже спишь, - распорядилась за меня мама.
Ну, вот, я и смалодушничала. А всего-то надо было пригласить Гвоздикову в гости. Ленка настырная, она все равно в гости заявится, только сделает это в то время, когда мамы дома не окажется. А бабка вредная, она ей не станет открывать дверь. Повидать Гвоздикову хотелось, хотя бы ради того, чтобы услышать последние новости. После летних каникул многие меняются в лучшую сторону. Девчонки, так и не отвыкнув от школьной строгости, являются на уроки накрашенными, что вызывает возмущение завуча Веры Николаевны. А Люська Шипилова явилась в прошлом учебном году с каникул в золотых украшениях, и всем хвасталась, что это «бабушкино наследство, с Колымы намыли». А, мальчишки, они, скорее всего, повзрослеют только после того, как женятся. Такие уникумы, как мой отчим, сколотившие себе капитал еще в школе, встречаются крайне редко. А Витька, разве его назовешь инфантильным? Учится он хорошо, его всегда ставят в пример нашим двоечникам Алке Болотиной, Игорю Краснову, Сережке Строкову. Вспоминая, как Акиньшин быстро и уверенно справлялся с заданиями по математике, я задумалась, а, если бы с ним произошло подобное несчастье, чтобы он предпринял? Мальчишке, пожалуй, тяжелее пережить столь зависимое положение. Большое значение для человека с ограниченными возможностями играют взаимоотношения в семье. Близкие люди не только помогают инвалиду адаптироваться, они стараются вселить в него уверенность, что он не хуже остальных. Мальчишки более самолюбивы, они причисляют себя к сильному полу, но сила проявляется не только в мышцах, она и в твердости характера. А Витя…Наверное, он привык все плохое держать в себе. Вообще, я мало о нем знаю. А со мной он, после того, что услышит обо мне от Гвоздиковой, не захочет знаться. 
Я прикрыла глаза, но сон никак не шел. Засыпать в темноте было боязно, мама оставляла мне включенной настольную лампу. Сколько я всего передумала, когда лежала, тупо уставившись в потолок, о том, что я – теперь обуза для мамы, которая вынуждена работать на почте за низкую зарплату, а ведь она со своим экономическим образованием вполне могла бы найти для себя достойное занятие. Измученная беготней по улицам района мама более не заикалась о возобновлении отношений с Князевым, да и он, пожалуй, не горел желанием заниматься попечительской деятельностью. Судя по его отталкивающему виду, он перебивался случайными заработками. Отказав ему, я в этом почти не сомневалась, мама сделала правильный выбор, тем самым избавила себя от дополнительных забот. Если ни я, она могла бы встретить хорошего человека. Мама обладает множеством достоинств, она красивая, а мужчины, я заметила, в первую очередь, обращают внимание на внешность, а уж после оценивают деловые качества, характер. Вот, если бы маму познакомить с Андреем Константиновичем… Внешне он – не красавец, атлетическое телосложение, заурядное лицо, на голове небольшие залысины, зато характер вполне сносный: к детям внимателен, считается с их мнением, и, кажется, любит животных. Что, если мне попросить маму сходить в школу для того, чтобы узнать, как быть с моим обучением?
Представляя их встречу, я заранее радовалась. Двое замечательных людей не могут ни понравиться друг другу. Однако, воображая маму и Андрея в домашней обстановке, я немного растерялась. Трудно представить мою маму за штопаньем носок, стиркой и уборкой на всю семью. Она со мной с трудом справляется, на уход за мужем у нее сил не хватит. Ей нужен спутник жизни, который не добавит ей лишних хлопот, а сделает ее проживание приятным. Вспоминания собственные детские годы, я сравнивала: каково жилось маме семь лет назад, и сравнение это было не в пользу теперешней жизни. Надо отдать должное Князеву, при  нем у мамы была масса свободного времени и денег. Сейчас мама вынуждена экономить, порой на необходимом. А дальше лучше не будет. Впереди меня ждет оформление инвалидности, для этого необходимо собрать массу справок. С получением мною пенсии по инвалидности, маме не надо будет тратить свои  скудные финансы для приобретения лекарств. По закону мне будут положены определенные льготы. Бедная мамочка. Иногда, когда она думает, что я сплю, она плачет от усталости, от бессилия, но никогда не жалуется. Почему одни люди живут в свое удовольствие, а другие вынуждены бороться за выживание?
 


Рецензии