Новая ситуация в культуре России

В последнее время я глубоко убеждён в том, что Александр Дугин был неправ насчет состояния эпохи постмодерна в России. Александр Гельевич утверждал, что в нашей стране ещё толком не устоялся и модернистский настрой – что уж говорить про постмодерн. Западное общество в этом плане намного успешнее – там мы имеем возможность наблюдать за рассветом постмодерна и постобщества, хотя и это ещё не пик указанной эпохи. Я же в корне не согласен с этим и считаю, что с конца XX века и с началом XXI – в России все более и более распространяются постмодернистские элементы во многих областях. Это можно связать с тем, что многие страны (и Россия не исключение) подражают западному обществу, как самому процветающему. И так получается, что в отчасти премодернисткое, отчасти модернистское сознание жителей России поступают элементы такой культуры, которая ими пока что не может быть оцененной по-настоящему. Три указанные эпохи – премодерн, модерн и постмодерн – это абсолютно разные миры и парадигмы. Для того чтобы понять их – необходимо смотреть на их содержание с их же позиций. А это означает, что модернистскому сознанию среднего интеллектуала в России необходимо находится в состоянии эпохи постмодерна, чтобы понять новую пост-культуру. Изначально я хотел лишь сказать, что культура России всё более и более приобретает форму постмодернистской культуры – стоит лишь обратить внимание на состояние молодёжи и культуры кино, книг, живописи. Но потом мне пришла мысль, что сигналом наступления радикально нового времени и становится тот факт, что такие парадигмально различные времена, как модерн и постмодерн – укладываются в одном сознании. Это не то что бы становится нормой для человека, но и попросту им не замечается. В сентябре 2016 года я вместе с классом ходил в кино – это было первое сентября. Сеанс был на странный фильм про борьбу с мифическими созданиями. Кино оказалось полным провалом, однако позже я обратил внимание на это событие и рассмотрел его иначе. Именно этот поход стал символизировать для меня новую ситуацию среди российского общества. Раньше я просто не обращал внимания на такие детали. Скорее всего, то, что я говорю, наступило уже довольно давно – но эта ситуация показательна. Такое кино, где абсолютно нарушены какие-либо повествовательные нормы, где фольклорные персонажи смешиваются с современностью (против мифических созданий используется современное техническое оружие) – становится обычным явлением и не вызывает никакой реакции. Сознание модернистских обществ постепенно привыкает к явлениям посткультуры, к элементам времени постмодерна. И это очень интересный момент – ведь он демонстрирует странный синтез эпох. Если переформулировать то, что я хочу сказать, то получится так: форма мышления человека, родившегося в России (пример, чтобы не уходить далеко) – модернистская, содержание – все более и более, если так можно сказать, «постмодернизируется». Странно подумать, но ведь это что-то новое. Это – уникальное явление. Оно ярко свидетельствует о том, что многие модернистские общества следуют за западным. Это можно сравнить с тем, как человек начал бы смотреть сериал не с первой серии – а с пятьдесят шестой. Это значит, что можно говорить о незрелости России и подобных ей стран к принятию такого элемента культуры как постмодернистские её преобразования. Как я уже говорил в начале – человек модерна не сможет полностью понять посткультуру, пока не окажется в среде, в которой она формировалась – то есть, в постмодерне. Таким образом, не обращение внимания на этот важный момент, и вход «новой культуры» в наше общество – дало это самое уникальное явление.


Рецензии