Рыба - Ходуны - Gyo
(рецензия для аниме-журнала «НЯ»)
ОЦЕНКА АНИМЕ: 10 из 10
Название: Рыба / Ходуны / Gyo
Жанр: ужасы, драма
Выпуск: 2012 г.
Тип: OVA, 1 эп., 70 мин.
Студия: UFO Table
Режиссер: Хирао Такаюки
Автор оригинала: Ито Дзюндзи
Каори вместе с двумя подругами приезжает в приморский городок, чтобы провести там каникулы. Тадаси, жених Каори, попросил своего дядю-учёного сдать девушкам пустующий летний домик. Едва войдя в комнату, девушки видят странную рыбу, стремительно бегающую на тонких «паучьих» ножках. Вскоре тысячи таких рыб-ходунов выходят из моря и начинают шествие по Японии. А ведь море населено отнюдь не только мелкой рыбёшкой…
Беспокоясь за любимого жениха, Каори возвращается в Токио. Но город уже заполонён ходунами. Вместе с журналистом Сиракавой Каори бродит по охваченному хаосом Токио: девушка ищет жениха, а журналист — правду о ходунах. Вскоре выясняется, что странные твари распространяют некий вирус, а паукообразный движитель способен работать не только за счет рыб.
Аниме «Рыба» начинается как стандартный молодёжный хоррор: три подружки поехали на отдых, и тут началось Страшное. Но вскоре иллюзия стереотипности развевается. Нет, «Рыба» не похожа на обычный голливудский ужастик. Он умнее, сложнее и по-настоящему страшен.
КАОРИ: СОГНУТЬСЯ, НО НЕ СЛОМАТЬСЯ
Главная героиня аниме «Рыба», Каори с первого взгляда кажется обычной «домашней» девочкой: симпатичная, но скромная, идеальная жена и мать семейства. У неё уже есть любимый мужчина, и не просто «бой-френд», а настоящий жених, с которым Каори готова связать судьбу. Но хрупкая, тоненькая Каори — девушка не робкого десятка. Первая встреча с неведомой рыбой-ходуном расставляет все точки над i. Подруги Каори, Эрика и Аки, визжат от страха перед неизвестным юрким существом, бегающим по дому. Каори сразу переходит в наступление. Она действует хладнокровно, чётко, решительно.
Во время нападения акулы Каори тоже не теряет головы и старается помочь своим перепуганным подругам. Узнав о массовом нашествии пеших рыб, Каори, пренебрегая собственной безопасностью, отправляется в Токио, чтобы найти своего жениха Тадаси. Когда в городе на них с журналистом Сиракавой нападает акула, она спасает своего зазевавшегося спутника, вовремя перетянув его через забор. При этом Каори, конечно, не железный человек без эмоций и нервов. Вид мёртвых людей повергает её в шок, она в страхе убегает от преследования хищных ходунов, её ужасает вид города, заполонённого рыбой, она не может без содрогания смотреть на людей, заражённых вирусом.
Рассудок лишь однажды покидает Каори. Происходит это в совершенно безвыходной ситуации. Но и тогда Каори не погружается в панику, а, как робот, с тупым упорством вновь и вновь пытается прорваться к намеченной цели. Однако помутнение быстро проходит.
Каори сильна духом, в её характере есть стержень, не дающий ей сломаться, даже когда всё вокруг летит в тартарары.
У Каори есть принцип: верить только тому, что увидела своими глазами. Она уверена, что это единственный способ узнать истину. Каори твёрдо следует этому убеждению. Увы, в финале ей приходится поставить свой жизненный принцип под сомнение.
ЭРИКА И АКИ: УРОДЛИВЫЕ ДУШИ
Эрика и Аки — однокашницы и подруги Каори. Характеры девушек раскрываются в первые же минуты аниме.
Эрика — распутная легкомысленная девица. Типичная высокомерная красотка, она помыкает толстушкой Аки и держит её при себе в качестве «страшненькой подруги», не упуская случая подразнить девушку. Эрика гордится своей привлекательной внешностью. Потерять красоту значит для неё потерять себя. Стервозная Эрика не вызывает симпатии. В американских ужастиках авторы с радостью отдают таких персонажей на съедение монстру, чтобы зрители почувствовали злорадное удовлетворение. Эрика действительно становится первой жертвой ходунов. Но после сцены убийства Эрики чувство справедливого возмездия моментально улетучивается. Снято это очень сильно. Обезображенная вирусом Эрика лежит на полу, смотрит на своё отражение в стеклянной пепельнице, вспоминает, какой красавицей она была, а из её помертвевших, застланных бельмами глаз текут слёзы.
Аки — пухленькая девочка-очкарик, не блещущая красотой. Она не питает иллюзий ни по поводу своей внешности, ни по поводу дружбы Эрики.
Большая ошибка думать, что Аки — забитая тихоня. Она умеет показать характер, так что Эрике не удается ею помыкать. Когда Каори убивает первую рыбу-ходуна, Эрика требует, чтобы Аки убрала эту гадость. Но та посылает подругу ко всем чертям.
Аки закомплексована до невозможности, и чувство собственной неполноценности порождает в ней злобу. До поры до времени она подавляет обиду и агрессию.
В критический момент ненависть Аки к себе и людям вырывается наружу. Её подогревает обида на трусливую эгоистку Эрику, бросившую Аки во время нападения акулы. Причём ненависть Аки распространяется и на ни в чём неповинную Каори. Если злость на Эрику обоснованна, но обвинения в адрес Каори звучат надуманно.
Увидев распухшую, уродливую Эрику, Аки окончательно слетает с катушек. В ярости она убивает мерзкое, вонючее существо — Эрику, а потому бредёт по дому, зовя…свою подругу Эрику. Дальнейшая судьба Аки закономерна. Да, Эрика красива внешне, хотя отвратительна внутренне. Но Аки при невыдающихся внешних данных к тому же еще обделена внутренней красотой. В умирающем городе Аки бьётся в агонии безумия, пока не находит свой конец.
СИРАКАВА: ЛЖИВЫЙ ПРАВДОЛЮБ
Сиракава — журналист. В блужданиях по захваченному рыбами Токио он становится спутником Каори. Их свёл случай: в самолете их места оказались рядом. В ходе обычного разговора попутчиков Каори рассказала, что летит в Токио на поиски жениха. Сиракава отнюдь не рвался сопровождать девушку — у него были свои дела: собрать как можно больше сведений о ходунах. Но в последний момент он узнал, что Каори — невеста Тадаси, племянника профессора, занимающегося изучением пеших рыб. Сиракава моментально понял, что девушка может вывести его на профессора. Почти сразу нам, зрителям, становится понятно: Сиракава не до конца честен с Каори, ему есть что скрывать. Вот только негодяй он или просто человек, привыкший держать язык за зубами?
Позже Сиракава рассказывает Каори свою историю, причем он сам заводит этот разговор, как бы в порыве откровенности: «Моих родителей...убили. Отца посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, но он покончил с собой. Мать так и не смогла узнать, кто настоящий преступник. Я стал репортёром во имя справедливости, чтобы показывать всем правду» (здесь и далее аниме цитируется в переводе Seymour).
В финале Сиракава раскрывает Каори истинные мотивы своего прилёта в Токио. Так можно ли верить истории про родителей? Ложь это, истина или полуправда? Ответа нет.
КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ
Всем нам знаком классический сюжет о красавице, которая влюбляется в чудовище, разглядев за внешностью монстра благородную и добрую душу. В награду уродец под конец сказки превращается в красавца. Не знаю, какой портрет чудовища возникает в воображении каждого отдельного человека. Но на экране заколдованные монстры обычно изображаются так, чтобы вызвать у зрителя симпатию. Какой бы отвратительной ни была внешность чудовища, в его глазах светится любовь, печаль, доброта. В крайнем случае ему оставляют приятный голос. Искра обаяния даёт нам, зрителям, понять: у монстра есть надежда обернуться прекрасным принцем. Поэтому мы одобряем пылкие чувства героини к чудовищу и ждём светлого мига волшебного превращения, которое всё расставит на свои места.
Легко любить принца. Чуть сложнее любить принца в обличии чудовища, но с гарантией на хэппи энд.
А что если ваш принц практически у вас на глазах превращается в монстра? Попробуй-ка любить кусок смердящей, распухшей плоти с торчащими изо рта и задницы трубками, разбрызгивающий вокруг себя дерьмо, прикованный к паукообразной штуковине и бессмысленно пялящийся в никуда. И, заметьте, безо всякой надежды на превращение этого вонючего мяса обратно в красавца. Хороша картинка?
Если наша героиня с отвращением отшатнётся от такого «принца», никто её не осудит. Раз человека нельзя вернуть в прежнее, «нормальное», состояние, то он уже вроде как и не человек. А героине услужливые писатели-сценаристы предлагают нового «принца», который к финальным титрам окончательно вытеснит всякое воспоминание о бывшем возлюбленном.
Сюжет красавицы и «безнадёжного» чудовища есть и в аниме «Рыба». Только здесь нам показывают настоящую любовь. Каори не видит жизни без своего жениха Тадаси. Когда-то она тяжело перенесла смерть отца и боится, что ей снова придётся испытать боль утраты. Тадаси обещает, что они с Каори всегда будут вместе. Когда на Японию обрушивается нашествие ходунов, Каори мчится на поиски Тадаси. Её не волнует собственная безопасность. Ужас перед ходячими рыбами отступает на второй план перед страхом потерять любимого. И вот оказывается, что «принц» превратился в омерзительного зловонного монстра. Рядом с Каори журналист Сиракава — подходящий кандидат на роль нового возлюбленного. Что делает наша красавица? Не обращая внимания на опасность, рискуя собственной жизнью, она рвётся к раздутой, зловонной туше, передвигающейся за счет энергии из собственного дерьма. Потому что Каори любит этого человека. Человека, а не его атлетический торс или печальные глаза. Он дорог ей даже в таком тошнотворном обличии. А Каори по-прежнему дорога ему. Сцена, где Каори и Тадаси тянут друг к другу руки, по сути, весьма банальна. Но снято это настолько проникновенно, что мороз пробегает по коже. Вот она, настоящая любовь, без романтической лакировки и сказочных компромиссов.
ЗЛО БЕЗ ПРИЧИНЫ
Западный менталитет до невозможности рационален. Нам всё нужно измерить, подсчитать, объяснить. Диктату рациональности и логики подчиняются и западные фильмы ужасов. Как строится сюжет классического хоррора? Герои выясняют причину появления Ужаса или стараются понять его особенности. Это инопланетянин, который охотится на землян ради забавы. Однако он способен видеть только «теплые» объекты. Это вампир, которому для поддержания жизни нужна человеческая кровь. Некогда он был проклят богом, поэтому боится креста и святой воды. Зачем нужны эти сведения? Чтобы выяснить, как бороться с Ужасом. Поняв причину, можно придумать, как устранить следствие. Ужас всегда воспринимается как нечто неправильное, ошибка. Задач героев её исправить. Иногда природа Ужасного остаётся загадкой. Но и до этого вывода герои доходят логическим путём.
Аниме «Рыба» предлагает зрителю принципиально иную разновидность хоррора. Западный ужастик — это история о том, как мы искали способы победить зло. «Рыбы» — это история о самоотверженной любви, поиске критериев истины и о том, как человеку научиться жить в «неправильном», вывихнутом мире. Показ нашествия пеших рыб — не самоцель этого аниме. Фантастические жуткости нужны в большей степени для создания атмосферы и фона.
На протяжении аниме мы слышим несколько версий того, кто такие ходуны и откуда они появились. Но окончательного ответа нам так и не дают. Не потому что хотят попугать неизвестностью. Нет. Просто для главной героини, Каори, причины появления ходунов абсолютно неважны. Она не собирается, подобно героиням американских ужастиков, мстить за гибель возлюбленного. Это бессмысленно. Она не собирается спасать человечество. Это ей не под силу и тоже лишено смысла.
Зло в «Рыбе» иррациональное и стихийное. Причины его не важны. Нечто чуждое вторглось в мир, и мир изменился. Что-то в нём сломалось, и этого уже не исправить. Нужно приспосабливаться к существованию в этом новом, «неправильном» мире. И, кстати, с чего вы вообще взяли, что такой мир ненормален? Где мерило правильности? Ваши привычные представления? Не смешите! Любые слова, любые мнения и убеждения иллюзорны и субъективны. Поэтому Каори стремится увидеть всё своими глазами, а не судить о ситуации с чужих слов. Но даже такой путь не помогает ей обрести истину.
Философия приятия мира таким, каков он есть, вопиюще противоречит западной установке на поиск причинно-следственных связей и улучшение реальности. В итоге «Рыба» отталкивает многих зрителей, вызывает неприятие, ужас, ощущение обречённости, бурный внутренний протест. Безобразие! Почему аниме оборвано, почему нам толком ничего не рассказали про ходунов? Как героиня может оставаться такой спокойной и даже безучастной к творящемуся вокруг беспределу? Где Брюс Уиллис с бластером наперевес? Кто-нибудь, спасите этот мир!
Нет. Не нужно никого и ничего спасать. Не нужно биться лбом о стену, повторяя бессмысленные «почему». Просто иногда так происходит. Мир меняется. Близкие умирают. Жизнь становится похожей на абсурдный кошмар. Но, как убеждается Каори, к этому можно привыкнуть. Она до последнего сражается за сохранение своего маленького счастья. Когда надежда исчезает, Каори всё равно продолжает идти вперёд.
«У меня ничего не осталось, — говорит она Сиракаве. — Неужели быть живой теперь — позор?» «Жизнь — совсем не позор, — успокаивает её журналист, и Каори с ним соглашается.
КУДА ИДЕМ МЫ С ХОДУНОМ?
Ходуны, причины их появления, природа и мотивы их действий — одна из самых больших загадок аниме «Рыба». Они куда-то идут. Цель их не ясна стороннему наблюдателю и не факт, что ясна им самим. Периодически они меняют «топливный бак» — живой организм, за счет газов которого ходуны передвигаются. Судя по всему, им не важно, какой именно организм это будет: рыба, корова, кошка, человек.
С определенного момента появляются ходуны, которые притягивают сразу несколько заражённых людей, образуя гигантские движущиеся комки.
Куда направляются ходуны и какова цель их шествия? Скорее всего, у ходунов есть зачатки сознания. Возможно, ими управляет коллективный разум. А может, они действуют на основе инстинктов, ими руководит стадное чувство? Не исключено. Потому что к отщепенцам, к тем, кто идет против воли большинства, ходуны безжалостны: они растерзывают Тадаси, который не желал влиться в общий поток. При этом ходуны уничтожают себе подобного, но не трогают Каори. В этой же сцене зрителю ясно намекают: жестокость ходунов не связана с тем, что они слились с людьми. В толпе, поглотившей Тадаси, наряду с ходунами-людьми есть также акула и корова, хищник и травоядное. Откуда же такое единство и такое неприятие тех, кто мыслит и чувствует иначе?
Может, то, что Сиракава видел в шапито — не галлюцинация, и газ действительно разумен. Пришелец из иного мира, он преследует особые, непостижимые для нас цели?
Не похоже, чтобы нашествие ходунов было направлено против человечества, ведь источником газа становятся и люди, и рыбы, и кошки, и коровы. Человек — лишь составная часть живых организмов Земли.
Ужас в том, что, по всей видимости, люди, заражённые вирусом ходунов, сохраняют сознание или хотя бы его частичку. Обычно в ужастиках жертва мутанта / робота / пришельца / вампира утрачивает свою личность. Это даёт героям право крикнуть «Их уже не спасти» и, вскинув автомат, перемолоть зомбаков в кровавую кашу. В «Рыбе» такой индульгенции на убийство не даётся. Военный кричит Каори заветное «их уже не спасти». Но Каори и мы, зрители, видим, что это едва ли правда.
ПОСТУПЬ СМЕРТИ
Рыбы, захваченные ходунами, через некоторое время лопаются, и загадочные механизмы находят новые источники энергии — млекопитающих. Логично предположить, что и они через некоторое время взорвутся. Что тогда? Что будет, когда на Земле не останется живых существ? Но предположим, ходунов никто не контролирует, и у их нашествия нет никакого плана. Просто идти вперёд, теряя одни источники энергии и заменяя их другими. Разве человек живёт не точно так же? Встречаясь и расставаясь, теряя одних спутников и обретая других, сбиваясь в группы.
В этом свете особый смысл обретает финал «Рыбы». Куда плывёт корабль с беженцами, если мир уже заполонён ходунами, и они продолжают разбредаться по свету? Корабль плывёт вперёд. Мир разваливается? Что поделать: каждый день точно так же разваливаются мирки отдельных людей, умирают их близкие, жизнь становится похожа на кошмарный сон, а всё пространство кругом заполняет трупный запах. Но смрад разложения выветривается. Рано или поздно. А потом — новая смерть, новый крах, и всё по кругу. Каори смогла к этому привыкнуть.
Возвращаясь в Токио на поиски Тадаси, Каори вспоминает их давний разговор. Пение цикад тогда навеяло на неё грустные мысли:
Каори: – Я вспоминаю день смерти моего отца. Ясно помню каждую минуту. И даже запах разложения...Трупный запах очень сложно вывести. Иногда он держится по полгода. Как будто мёртвые не хотят, чтобы о них забыли.
Каори здесь говорит скорее не о запахе как таковом, а о тоске по умершему. Тадаси понимает это и успокаивает невесту:
– Но запахи выветриваются рано или поздно. Даже если для этого требуется время.
Это обычное утешение: мол, время лечит любые раны. Но такой ответ не может унять страх в сердце Каори. Она не хочет вновь пережить потерю близкого человека. Каори восклицает:
– Не хочу больше чуять этот запах. Не умирай, Тадаси.
Разговор Каори с моряком в финале аниме повторяет тот её диалоги с Тадаси. Только теперь Каори изменилась. Она уже не та напуганная девочка, которая просит своего любимого никогда не умирать. Теперь она привыкла к запаху смерти. Хотя за этим философским спокойствием чувствуется надлом.
Моряк: – Но запах, конечно, ужасный. Даже не знаю, выветрится ли он когда-нибудь.
Каори (улыбаясь): – Я уже привыкла.
БЕЗУЧАСТНЫЕ ГЛАЗА МИРОЗДАНИЯ
Мир в этом аниме абсолютно равнодушен к людям. Чувства и поступки конкретного человека влияют на него самого и на его ближайшее окружение, но не на мироздание в целом. В «Рыбе» есть две сходные сцены. В первой обезумевшая Аки выплескивает свою злобу и убивает Эрику. Убивает зверски, жестоко. На происходящее смотрят рыбы-ходуны. Впрочем, не факт, что они осознанно смотрят на то, как человек теряет свою человечность. Нам просто показывают полуразложившихся рыб: мёртвые, подёрнутые белёсой плёнкой глаза, полуоткрытые рты. О чём они в этот момент думают? И вообще, умеют ли рыбы думать? Позже мы узнаём, что пленники ходунов скорее всего сохраняют сознание. Есть ли оно у рыб?..А может, за происходящим следит «разумный газ», заставляющий мёртвых двигаться?
Во второй аналогичной сцене Каори пытается пробиться сквозь заградительный армейский кордон, чтобы продолжить поиски Тадаси. Солдаты в одинаковых защитных костюмах и противогазах, очень похожи на рыб, наблюдавших за убийством Эрики. Мёртвые, безучастные лица, которые смотрят на обезумевшую Каори. О чём они думают, раз за разом отталкивая её? Они ведь о чём-то думают.
Наверное, этот мир тоже что-то думает и чувствует, в очередной раз швыряя нас оземь. Но его мысли нам неведомы.
В финале аниме Каори в своём исступлённом спокойствии тоже уподобляется рыбе: она прячет свою боль, свои настоящие чувства и мысли глубоко в сердце, а на её лице мы видим только безмятежную улыбку.
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ЗА ПРАВДОЙ
Ложь, словно паутина, опутывает всё общество и каждого отдельного человека. Интернет и другие СМИ создают иллюзию того, что информация доступна, а значит, основываясь на ней, можно докопаться до истины. Увы, это заблуждение. Поток слухов, недостоверной и откровенно лживой информации слишком велик. Наверное, в какой-то мере ходунов можно рассматривать как метафору информационных потоков — непроходимой чащи новостей, каждая из которых не более чем смердящая мертвечина, управляемая чьей-то неведомой волей.
«Какой смысл в информационном обществе, когда ничему нельзя верить? — восклицает Сиракава, — <…>Теперь правды нигде нет. Репортёр, сбитый с толку информацией, не лучше слепого. Где же истина?»
Море нефильтрованной информации ничуть не лучше информационного вакуума. Вспомнить хотя бы, сколько версий появления ходунов возникло в первые же часы нашествия. И ведь новые гипотезы продолжают звучать до самой последней минуты аниме.
Лгут СМИ, лжёт правительство, лгут и сами люди. Не спасает ни фото, ни видео. Так называемые документальные свидетельства легко подделать. Да и возможности оптических приборов не безграничны, а качество результата не безупречно. Например, в шапито Сиракава видит подлинную форму газа, а камера её не фиксирует. Кто же здесь видит истинную картину: человеческий глаз или объектив видеокамеры?
Главные герои аниме «Рыба» ищут правду. Но каждый из них понимает правду по-своему и выбирает разные пути достижения своей цели.
Дядя Такаси увлечён исследованием ходунов.
–Зачем ты так далеко зашёл? — спрашивает его Сиракава и слышит в ответ:
–Я просто хотел узнать правду.
Ради поиска истины дядя возводит целую крепость лжи. Нетрудно заметить: несчастный случай с Тадаси заснят дядей на камеру якобы в режиме реального времени. Однако это кино сильно смахивает на кое-как смонтированное любительское видео, где самое важное происходит за кадром. Что же на самом деле случилось с Тадаси, мы не знаем. Можно лишь строить догадки: например, что если нападение ходуна-Тадаси на дядю было местью?
Серьезные сомнения вызывает и сентиментально-покаянная речь дяди, обращённая к Сиракаве. Уж не насмехался ли над журналистом гениальный учёный?
Лжет и Сиракава. Причем до конца не понятно, где в его словах полное враньё, где истина, а где мешанина правды и лжи. Что же заставило его заняться сбором информации о ходунах? Жажда наживы или всё-таки желание докопаться до сути происходящего.
Ясно только одно: с чужих слов невозможно составить правдивую картину.
Человек не всегда лжёт преднамеренно. Иногда он попросту заблуждается, а иногда не способен отличить правду от вымысла.
Каори говорит, что верит только тому, что видит своими глазами. Аниме доказывает, что пожалуй, это действительно наиболее надёжный источник достоверной информации. Но не стопроцентный. Человек субъективен, а сознание нередко играет с нами шутки. Ближе к финалу истинность увиденного своими глазами тоже ставится под сомнение.
На протяжении действия концентрация газа в воздухе растёт. Вонь становится невыносимой. Герои постоянно вдыхают смрадный воздух. К финалу становится сложно отличить реальность от бреда. Каори видит «руки», которые газ протягивает за очередной заражённой жертвой. Сиракава попадает в цирк-шапито, который неожиданно возникает посреди Токио. Во время безумного представления, которое там разыгрывается, выдвигается новая версия появления ходунов. Бактерии явились из другого мира, а газ, который они вырабатывают, разумен. Сиракава действительно видит в облаке газа чудовищные лица, хотя на камеру заснимается лишь пустота. Эта сцена настолько абсурдна, что её реальность вызывает серьезные сомнения. Может, это только бред Сиракавы, надышавшегося газом, заражённого вирусом? Ведь следом в цирк «вбегает» Каори, но её совершенно не удивляет, откуда здесь взялось шапито. Как будто она его не видит. С другой стороны, доказательства разумности газа видели и Каори, и Сиракава, причем отдельно друг от друга. Значит, среди потока галлюцинаций мог затесаться кусочек истины.
В эпизоде с шапито размытость реальности достигает своего пика. Становится по-настоящему страшно, потому что пропадают всякие ориентиры, позволяющие отличить правду ото лжи.
В финале Каори признается Сиракаве, что её одолевают сомнения:
– Тадаси тянул ко мне руки. Значит, он был в сознании? Или так подействовал газ?
– Не знаю, – говорит журналист. — Но я думаю, то, во что ты веришь, и есть правда.
Получается, что правда по природе своей относительна. Или это тоже субъективное мнение Сиракавы?..
КИЛЬКА И ПСИХОЛОГИЯ
Большой плюс в копилку «Рыбы» — психологическая достоверность. Отлично воссоздана атмосфера паники и безысходности, возрастающие перед лицом неизвестности. Весть о таинственных ходунах мгновенно разлетается по Японии, порождая кучу версий появления пеших рыб. Объяснения самые разные: от строго научных до мистико-религиозных. Но все они не выдерживают проверки. Правительство лжёт и утаивает информацию, давая ещё больше поводов для нелепых слухов.
В «Рыбе» подмечен интересный психологический нюанс: люди не сразу осознают, что их нормальной жизни пришёл конец. Видя, что творится нечто ненормальное, они стремятся покинуть неспокойные районы. Однако понять масштабность катастрофы обыватели пока не могут. В этом плане показательна сцена в метро после крушения поезда. Респектабельные мужчины ругаются с работником станции из-за задержки транспорта, возмущаются противоречивостью официальных объяснений, одним словом, качают права. А под ногами у них время от времени пробегают мелкие рыбёшки-ходуны. На них никто не обращает внимания. Почему? Да потому что килька с ножками — это глупость, забавная, немного мерзкая, но не опасная. Во всяком случае, не страшнее крыс. Солидные дяденьки желают получить объяснения от властей: почему транспорт работает с перебоями и что, чёрт возьми, происходит?! Эти люди по-прежнему мыслят в рамках привычных правил.
Похожая ситуация была поначалу и на поверхности, когда по дорогам текли толпы маленьких рыбок. Дети забавлялись, снимая чудную картину на телефон. Какой-то человек в деловом костюме и с портфелем даже бежал прямо в потоке рыб: может быть, торопился на работу. Все меняется, когда вместе с мелкой рыбёшкой до населённых районов добредают акулы и прочие морские хищники.
Вскоре угроза становится уже очевидной. Людей охватывает массовая истерия, города погружаются в хаос.
БЯКА БЯЧНАЯ
Аниме «Рыба» изобилует натуралистичными, по-настоящему мерзкими сценами и картинами. Распухшие, бородавчатые тела заражённых людей, изо рта и заднего прохода которых вырывается смердящий газ. Раздавленные рыбы с кишками наружу. Кровь. Полчища склизких тварей, буквально текущих по улицам. И вонь. Запах здесь в прямом смысле виден физически: он нарисован. Всего лишь навсего завихрения зеленовато-коричневых штрихов, но ты буквально чувствуешь этот смрад. Концентрация газа повышается, штрихи становятся всё гуще, вонь — невыносимой. В комнате, где ты сидишь, свежий чистый воздух. Но ты всё равно стараешься не дышать, потому что мозг, обманутый магией анимации, верит: всё вокруг заполнено трупным газом. Эффект 4D безо всяких технических ухищрений.
ИТОГ
Если боевик, то американский. Если романтическая комедия, то французская. Если ужастик, то японский. Атмосфера ужаса нагнетается в «Рыбе» очень плавно и грамотно. Ты словно бы увязаешь в кошмаре, словно в болоте. Сюжетная канва этого аниме не блещет оригинальностью, а вот её наполнение великолепно и своеобразно.
Аниме «Рыбы» нельзя воспринимать слишком буквально. Это не хроника и не документальный фильм. Финал возвышает это аниме до уровня философской притчи. Сумеете ли вы проникнуться спецификой этого аниме, зависит только от вас.
Свидетельство о публикации №216120400787