Благодать

Для невоцерковлённого обывателя монастырская жизнь - терра инкогнита.  Большинству туристов-ротозеев интересны не монастырские уставы, а архитектурные силуэты храмов и стен, хранящие тайны прошлого. Мне и моему шумному семейству (децибелы гарантировали сыночки 5 и 7 лет от роду) предстояло путешествие во Львов. В ожидании встречи с ажурными памятниками европейского барокко, мы читали путеводители, просматривали альбомы... Вобщем - готовились!  Накануне отъезда жена пришла пораньше и между делом сказала, что приобрела у коробейницы из церковной лавки Икону. Надо же! Мы никогда не покупали церковной утвари. А тут - вдруг Икона!


- Покажи! - сказал я, живо прореагировав на новость.

Икона, извлечённая из сумочки, была совсем небольшой. Скромный деревянный оклад обрамлял образ Богородицы с младенцем Христом на руках, возвышающейся над холмом ( так я поначалу идентифицировал почаевский камень). Холм хранил печать ступни, озарённой Божественным сиянием. На миг мне показалось, что в комнате стало светлее.

- Здорово! - зачаровано промолвил я: Это Почаевская?!

- Откуда знаешь?- удивилась жена

Врать не стал. Сказал, что вчера прочитал в "Комсомольской правде" о Монастыре и Иконе большую статью, в которой рассказывалось о всевозможных чудесах.

- Хотел тебе рассказать, а ты меня новостью опередила. А почему ты решила ЕЁ купить?

Жена смущённо ответила:

- Да легла Она мне на душу!

Я не стал выяснять "как это легла?" , а неожиданно для себя предложил:

- Давай возьмём Икону с собой и постараемся найти время, чтобы съездить из Львова в Почаев. Ведь это где-то рядом!

Отпуск оправдал наши ожидания. К концу недели Львов был исхожен вдоль и поперёк. Благодаря Куме, местной жительнице, мы узнали не только парадную сторону туристических маршрутов. Десятки житейских историй, вплетённых в канву городских прогулок, позволяли нам снисходительно реагировать на восторги гостей-однодневок. Им никакие справочники не откроют тех тайн, которые доверили НАМ! Эйфория от беспечного времяпровождения была прервана вопросом жены.

- В Почаев едем?

- Конечно! - откликнулся я: Завтра идём на вокзал и приобретаем билеты.

Поход в билетные кассы разочаровал. Из Львова можно было добраться в Варшаву, Берлин и даже Лондон, но в Почаев, расположенный в какой-то сотне километров от города, попасть не реально. Почему? Все, кому был адресован этот вопрос, растерянно разводили руками. В туристических агентствах ссылались на отсутствие спроса.

Что делать? Ответ подсказала изодранная листовка, в которой было напечатано объявление, приглашающее совершить паломничество в Почаев вместе с прихожанами церкви св. Георгия.

Эта церковь - единственный островок православия в униатском Львове, где до сих пор проживает около 60000 русских. Её бы закрыли, но исторически (ещё со времён Габсбургов) здание было в ведении Русской Православной Церкви и традиция условной толерантности оградила храм от бандеровского рейдерства.

В церкви нас выслушали и отказали. Поездки расписаны на месяцы вперёд и мест для четверых  праздных путешественников из Днепропетровска - нет. Выручила тихая . невзрачная женщина, которая подошла к нам и задала вопрос: "Зачем вы хотите попасть к Богородице?". Рассказали про Икону, про интерес, про что-то ещё... И получили приглашение на завтра  совершить паломничество.

Ура! Едем. Готовим видеокамеру. Жарим беляши. Пакуем вещи. Настраиваем детей...

Утром без опозданий прибыли к автобусу, который был заполнен под завязку. Жена растерялась. Всё-таки мальчишки совсем маленькие. Не выстоят в долгой дороге. Я сунул видеокамеру младшему сыну и бросился искать нашу благодетельницу. Опасения не оправдались. Паломники потеснились и нашли нам хорошие места. В момент нахлынувшего земного счастья от уладившихся дел, я увидел как споткнувшийся о камень сынишка роняет дорогущую "Соньку" на булыжную мостовую...

 Настроение Туриста было испорчено. Всю дорогу внутри меня происходила перестройка. Праздный фон преобладал, но в голове крутилась мысль: не с проста камера сломалась! Наш настрой на отдых вошел в противоречие с мироощущением паломников и подобно утлому плотику разбился о неприступный утёс ВЕРЫ.

 Путешествие к Лавре было не длительным, но очень эмоциональным. Верующие, среди которых были  старики,  молодежь и дети, читали молитвы, пели псалмы. В один момент автобус стал переезжать железнодорожные пути и заглох. Вдали показался товарняк. Я невольно зажмурил глаза и приготовился к худшему. ЛАЗ - автобус капризный и если заглохнет, то оживить его могут либо проклятия, либо молитва. И вдруг один из паломников обратился к пассажирам:"Давайте споём "Богородица, дева радуйся!"" Как они пели!


 В этот момент я забыл об угрозе. Нам всем стало не страшно. И мотор взревел. Туша ржавого автосарая тяжело перевалила через рельсы.

Дальше ехали молча. Каждый думал о своём. Мне кажется, что все от мала до велика думали о Боге.

- Лавра! - возглас жены разбудил, углубившихся в медитацию, паломников.

 "Град, сияющий на холме" - выражение адресное и во многом для русского человека ассоциирующееся с идеей американской исключительности. Но цитата-то из Библии и смысл её в светлых ожиданиях праведного христианина.


Вид Почаевской Лавры способен поразить любого обывателя. Из-за того, что Монастырь построен на горе на высоте 400 метров над уровнем моря, его белые стены с золотыми куполами видны за 20 км. Среди нескончаемых желто-зеленых тернопольских полей  ослепительное сияние Лавры выглядит, как настоящее чудо. Здесь особый воздух, особая благодать. И для верующего с первого взгляда на  Лавру открывается Истина, заключённая в особой Божественной ауре этого места, приближающей человека к Богу. Новый Иерусалим!

Восхищение от роскоши Божественной обители переросло в молитвенное благоговение. Усталость от дороги и  от пережитых волнений исчезла. Душа трепетала от ожидания чего-то неведомого.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей православной монастырской жизни, может вспомнить эпитет о Почаевской Лавре, как "уделе Богородицы". Немного мест на Земле, где Богородица являлась верующим, чтобы укрепить их дух.Со времени  основания Почаевского монастыря в 1237 году Богородица трижды являлась здесь видимым образом. Первый раз — в 1240 году, когда монахи жили еще в пещерах, скрываясь от татаро-монгол. Выйдя после молитв из пещер, братья увидели на вершине Почаевской горы Пресвятую Богородицу в огненном столпе. Божия Матерь постояла несколько минут и вознеслась в небо. Когда, подобно Моисею, братья разулись и подошли к тому месту, то увидели, что на камне остался отпечаток отпечаток Ее правой Стопы, из которого начала истекать Святая целебная вода.
Более 400 лет Стопа находилась под открытым небом и была местом поклонения Христу и Божьей матери. В 1649 году при жизни преподобного Иова и меценатов над Стопой выстроили Успенский собор. Храмов такого масштаба нет даже во Львове, по впечатлениям (как по цифрам - не знаю) даже Латинский собор немного меньше... Но Успенский собор не только огромен, но и действительно очень красив.

В 1675 году во время нашествия турок Божия Матерь снова явилась над Святой обителью с омофором в руках, а рядом с ней — преподобный Иов, молящийся о защите обители от нападения агарян. По преданию, турки, увидев Божию Матерь, стали устремлять в Нее свои стрелы, но они чудесным образом стали возвращаться назад и поражать стрелявших. Турки разбежались, а некоторые из них даже решили принять православную веру и остались в обители на послушании.

Третий раз Пресвятая Богородица появилась на Троицу в 1958 году, в монашеском черном одеянии, предвещая начало "хрущевских гонений" на церковь. Те из братии, кто вовремя шел на полуночницу, успели увидеть Матерь Божью. С тех пор почаевские монахи на службы не опаздывают. А водичка из Стопы течет до сих пор. В Успенском храме ее можно испить из специального серебряного ковшика, предварительно преклонив колени и помолившись. Стопа скрыта в саркофаге на глубине полуметра, и доступна каждому во время богослужений.

Нам казалось, что воспользовавшись транспортом паломников, мы не в праве злоупотреблять их добротой. Но ошиблись! Семью "шатких христиан из бесовских краёв" окружили заботой и помогли обустроиться.

Прежде всего по русскому обычаю накормили. Привели в Трапезную, прочитали молитву и угостили, чем Бог послал. За общими монастырскими столами кушали и нищие, и цыгане, и паломники, и мы... Для избалованных комфортом странников этот обед стал определённым испытанием. Потребовалось смириться, преодолеть брезгливость к убогим, проявить  аппетит к постной пище. Взрослые способны подыграть сложившимся обстоятельствам. А дети?! Тревога быстро отпала, поскольку наши мальчики уплетали борщ и кислую капусту, заедая огромным куском хлеба. Стало стыдно за себя, подумалось: Как много предрассудков мы усвоили  от нашей "цивилизованной жизни". Смотрим на людей сквозь призму "покупательной способности", забывая, что жизнь бренна и "человек приходит в этот мир голым и уходит из него голым".

Покинув Трапезную, мы задумались о ночлеге. Паломники из нашего автобуса, помимо небольших сумочек с едой и необходимыми вещами, везли тюки одеял и матрасов. На вопрос: "Зачем?" - отвечали:"Ночевать будем в Храме на полу." Оказывается для истинного православного паломника такое испытание равнозначно приобщению к блаженству. Ночевать в Храме - это значит побывать в гостях у Бога.

Такой подвиг нам был не под силу, поэтому я отправился в Гостиницу. Добрая женщина, в роли администратора, строго сказала:"Мужчинам и женщине в одной келье ночевать нельзя!"

"Да, в монастырь со своим уставом не ходят."- приуныл я, но попробовал договориться.

Вид растерянных жены и малышей разжалобил хранительницу монастырской морали и она поселила нас в номер на 12 койкомест. Кровати были застелены белоснежным бельём, а пуховые подушки занимали половину спального пространства.

Ну спать ещё рано и мы двинулись на экскурсию (как нам тогда показалось).

Архитектурный облик Лавры сложился в течение нескольких веков и до сих пор претерпевает изменения. Центром композиции является Успенский собор, возведенный в 1771-1783 гг. Храм стоит на месте явления Богородицы на скале, отмеченной ЕЁ следом. Алтарь собора из-за особенности положения святого источника ориентирован не на восток, а на север. Возникновению этого шедевра предшествовала история польского графа Николая Потоцкого, который уверовавши в чудо, отрекся от католической веры и  перешел в православие.

Легенда гласит: Как то проезжая неподалеку от Почаева, кучер графа Потоцкого не справился с испуганными конями и коляска перевернулась. Не на шутку разозленный граф, и так отличающийся своим необузданным нравом и непомерной жестокостью, схватил пистолет и выстрелил в своего кучера. Пистолет дал осечку, вторую, третью. В это время испуганный кучер искренне молился, развернувшись в сторону Лавры, вспоминая в  мольбах Богоматерь, явившуюся ему в Ее Почаевском образе. Молитвенный экстаз бедолаги настолько поразил Графа, что он тут же развернул коней и поехал в Почаев, чтобы увидеть эту чудотворную икону! Перед Почаевским образом состоялась его покаяние и переход в Православную веру. Всю последующую жизнь магнат строил Собор, посвящённый Богородице и замаливал грехи.

Как произошло обретение Иконы Почаевской Богородицы - отдельная история.

Эту икону еще в 1559 году подарил местной помещице Анне Гойской греческий митрополит Неофит. Первое чудо произошло именно в доме помещицы. Брат Филипп, слепой от рождения, закрыв лицо руками, упал на колени перед иконой, усердно молился и просил у Бога "Хоть раз увидеть свет". А когда опустил руки, увидел пламя свечи и закричал: "Я прозрел!". Помещица передала святыню в Почаевский монастырь, и вот уже более 400 лет происходят чудеса.

 Каждое утро в 6 часов Икону спускают с верхушки алтаря к молящимся при помощи специального спускового устройства на двух лентах. Паломники выстраиваются в очередь, чтобы "поздороваться" — приложиться к святыне, поклониться ей.  Икона  возвращается на верхушку алтаря только после закрытия Храма для посещения.

- Мальчик, кто тебя так научил креститься?- тревожный голос бабушки отвлёк нас от созерцания храмового убранства.


Наш старшенький - левша и видя, как все окружающие осеняют себя крестом, решил тоже приобщиться. Только для леворучки было невдомёк, что его рабочая рука не годится для крестного знаменья. Заботливая прихожанка  приобняла ребёнка и объяснила ему как правильно себя вести. Сын не капризничал и урок усвоил на всю жизнь.

В нижнем ярусе Успенского собора находится пещерный храм Преподобного Иова Почаевского – первого упоминаемого в летописях монастыря игумена. В десятилетнем возрасте узревши свой путь служению Богу, он стал послушником, а в двенадцать уже принял монашеский постриг. По инициативе князя Константина Острожского, преподобный Иов в 20 лет стал игуменом монастыря в Дубно. С благословления преп. Иова увидела мир славянская Острожская Библия. Со временем преп. Иов покидает ради уединения монастырь и уходит служить Господу на Почаевскую гору, где после передачи иконы Богородицы и земель Анной Гойской, основывает монастырь. 

Преподобный Иов был истинным Угодником Божиим, часто уединялся в пещерке и там молился о благосостоянии во зле лежащего света, и видели иноки свет, часами исходивший из той пещерки. Так сильна и чистосердечна была молитва Преподобного.

Как гласит предание, со Святым старцем произошёл следующий случай: однажды ночью, выйдя на задний двор монастыря, где хранилось зерно, собранное монахами, он увидел вора, который пытался взвалить мешок зерна на плечи. Преподобный Иов помог ему поднять мешок и напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. После его слов грешник упал на колени с мольбами о прощении. И Преподобный принял его раскаянье. С тех пор возникла традиция испытания чистоты помыслов паломников в келье святого, в которую легко войти, но не всякому суждено из неё выйти.

 Если исповедь не была откровенной, то даже очень худенький человек не сможет выбраться из пещеры наружу, пока принародно не исповедуется. Такой поворот может открыть страшные тайны! И монахи подтверждают, что испытание пещеркой, иногда вынуждает грешников признаться в убийствах, кражах и прочих проступках, о которых он предпочёл бы  забыть навсегда.

Исповедь началась в поздний вечерний час. Мы оставили детей в гостинице и обречённо пошли каяться. Пока стоял в очереди, вспоминал о том сколько нервов попортил родителям, как ненароком обижал жену... Когда старец пригласил меня в нишу, то строго спросил: "Постился?" Вспомнил про беляши и выдавил: "Нет". На этом моя мечта об очищении от грехов разбилась в дребезги.

Мне казалось, что весь народ в Храме осуждающе смотрит на меня и качая головами думает: "Экий мерзавец! Да от него до сих пор свининой пахнет!"

Зато моя жена - достойная наследница бабушки Евы, получила прощение у того же строгого Цензора. Правда в Пещерку идти наотрез отказалась.

В монастыре просыпаются рано.  С  утренней зарей звон монастырского колокола созывает иноков на первую службу – полунощницу. В сумерках длинных коридоров идут монахи в храм на молитву. Мир ещё спит, а у чудотворной иконы Богородицы Почаевской начинается монашеская молитва во Славу Божию и во искупление грехов человеческих.

Мы, с детьми, просыпаемся позже и вступаем под отмоленную сень Троицкого собора. Пожалуй, это самый интересный храм Лавры. Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя! Чем же, спросите вы? Как минимум - самой идеей: православной Лавре был остро необходим ДРЕВНИЙ собор, переживший нашествие монголов. А где взять такой собор в монастыре, сложившемся в 16 веке и вплоть до 18 века сплошь деревянном?

 И Щусев не просто построил церковь, стилизованную под Древнюю Русь, а ещё и изобразил в её облике многовековую эволюцию домонгольского храма, не раз разрушавшегося, восстанавливашегося, горевшего, передававшегося от одной конфессии к другой - но каким-то чудом пережившего все эти перепитии. Лестничная башня у фасада, контрфорсы, мелкие детали... Какие исторические события могли бы стоять хотя бы за ассиметрией его апсиды?

 И в то же время Щусев даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна. В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: зритель видит, что храм не древний, но принимает эту условность и верит в то, что такой и была музыка камня Древней Руси.

Настроение православного экстаза поддерживают декор и художественная роспись Собора. Направление этой импрессии задали эскизы Николая Рериха, воплощённые местными декораторами и иконописцами.

Пока шла служба,  я размышлял о красоте, вере и благодати, задаваясь вопросом "Как в глубоком тылу  русофобского края смог развиться и выжить этот удивительный остров русского православия?"

Для любой религиозной общины факт проявленного Чуда  является Знаком подтверждающим истинность избранного пути к Богу. Иногда чудеса оспариваются, но Почаевские Божественные откровения признаны всеми. И неудивительно, что вокруг права обладания реликвиями Лавры происходила и происходит нешуточная борьба.

 Большую роль в момент становления Лавры сыграла местная помещица Анна Гойская, которая пожаловала свои земли православным монахам-изгоям, притесняемым польскими католиками.Она же подарила монастырю самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Завещала при этом помещица хранить Православную веру и обряды восточной Церкви на вечные времена. Этот момент защищал юридические права православных на собственность, но духовной победы не гарантировал.Местное население в отличие от ортодоксальной помещицы переметнулось в униатство и порой демонстрировало враждебное отношение к монахам. В частности в обители, расположенной на скале не было воды и иноки спускались с вёдрами в посад. Обыватели, демонстрируя неприязнь, сыпали проклятиями за их спинами, а иногда выбивали ношу из рук. Когда Преподнобный Иов начал рыть колодец на Горе, то недруги потешались. Однако вместо конфуза православных ждал триумф - вода, благодаря молитвам,  нашлась достаточно близко от поверхности. До сих пор колодец Преп. Иова не только поит братию, но и исцеляет страждущих.

Сила православная сломила шаткие души здешних униатов и указала им путь к спасению. С тех незапамятных времён местные жители следуют традициям греческого обряда и не поддаются политическим соблазнам.

После 1991 года Почаевская лавра пережила настоящую осаду со стороны распоясавшихся униатов, раскольников-филаретовцев и прочей нечести. Однако мужество монахов и поддержка мирской округи не позволили дерусифицировать Почаев. Подобно Китеж-граду даёт он надежду на спасение Руси во имя Святого Духа.

Служба завершилась и верующих пригласили к причастию. Я отошёл  в сторону, поскольку после вчерашнего фиаско на исповеди не имел права на это таинство. Заметив моё смущение монах подтолкнул меня к страждущим. Я признался, что не исповедовался.

-Он поймёт, а Вам это нужно. - сказал строгий инок и растворился в темноте Троицкого собора.

 Так мы всей семьёй приобщились к радости соединения с Богом.

Позже я задался вопросом:" Почему монах разрешил мне нарушить канон?" Думаю, что он увидел во мне незрелую, младенческую душу Христианина, а по правилам - младенцу можно причащаться без строгих условностей.

А в тот  момент я был счастлив, от того что Прощение окунуло меня в родник христианской Любви.


Рецензии
Как душевно вы всё описали:"Восхищение от роскоши Божественной обители переросло в молитвенное благоговение. Усталость от дороги и от пережитых волнений исчезла. Душа трепетала от ожидания чего-то неведомого." Похоже на экскурс путешественника, но как трепетно и сдержанно вы рассказываете об обители. С уважением
С Новым 2017 годом! С Рождеством!!!

Татьяна Подплутова 2   07.01.2017 16:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Каждый рассказ - это рождение маленького чуда. С Рождеством!

Борис Днепров-Ячменев   07.01.2017 16:50   Заявить о нарушении