Писания об о. Паисии

Начал изучать труды и воспоминания об о. Паисии. Своего рода пасиологию. Так как теперь пишут о нем все кому не лень, то захотелось вникнуть Вот из книги митрополита Николая(Хаджиниколау):  О. Паисий говорит:  Вы оба физики? Ну, тогда вы должны изучать и физику метафизики. Известен ли вам закон духовного распада атома? Когда мы познаем самих себя, то есть когда достигаем самопознания, тогда происходит распад атома личности. Если мы не сможем смириться до распада нашей личности, то и не высвободится та духовная  энергия, которая нужна нам для преодоления силы тяжести нашего естества. Только так, ребятки, мы сможем начертить свою духовную траекторию.
Распад личности - это медицинский термин, и в этом смысле смиряться до распада личности более чем странно. Если старец говорит о смерти, которая по учению христианства есть переход в будущую жизнь. Тоже более чем странно. Самопознание с моим классическим богословским образованием тоже непонятно. И совсем уж не понятен термин распада атома (неделимого) личности. Личность,никуда деться не может. Личность конечно, понимается не как ипостась. Но все равно умереть не может. Сила тяжести естества. Тоже неясно. Естество наше после Пришествия и Крестной смерти спасителя, нас не тянет в низ. Тянут наши грехи, так как у нас еще остается свобода выбора и значит греха. Может он имеет в виду не совершенства нашей природы, безукоризненные страсти? Но как распад личности сможет вызвать духовную энергию (благодать, видимо) для преодоления естества. Разве может святой старец столь неясно выражаться? Вопрос кто это сочинил митроолит Николай и переводчица Екатерина Коваль. Но по мнению автора  святой человек должен нести адогматическую чепуху на нравственные темы.  Далее не менее интересные момент о том, что "когда Бог  посещает чье-то сердце, то человек тот становится настолько кротким и чутким оп отношению к природе, что старается не причинить ей боль, перестает защищаться от нее (?). Он не сорвет цветок, не вырвет бесполезный сорняк, не убьет муравьишку, не прогонит (????) муху". Тоже весьма странно. Понятно, что святый говорит о правильном  отношении к природе, но забывает сказать об отношении к человеку. А об этом сказать надо сначала. Потом сказано с явным перебором: если не вырывать сорняки во что превратятся наши огороды. Прогонять муху о необходимо, особенно когда она лезет  в Евхаристическую Чашу. И кроме того рассказ о ставших модными в последнее время летающих старцах. оН знал какого-то монаха, который летал в разные уголки земли, чтобы являть  там силу Божию.. Что в последнее время стало много летающих старцев. И нужно для нашего спасения эти полеты? В древние времена  святые обходились без них, а если кто-то и переносился Божией благодатью, то это было крайне редко и чтобы послужить спасению людей. Вопрос, который стаивт перед нами современная паисиология:: "Необходимо ли печатать все подряд о святых? Необходимо ли редактировать тексты?"


Рецензии