Первое Таинство
Вы сказали тогда: «И надо еще обязательно быть патриотом!» - хорошо сказали, чтоб мы помнили... Я хотел бы дожить (уж, простите, что громко так) – увидеть, как поднимется Отечество наше; услышать, как снова Русью – Святой и Великой! нашу Родину станут звать. Не так, как теперь, с тоской в сердце, а - с радостью! такой, что одному не поднять, с гордостью! от какой мурашки по коже. Увидеть хочу, как позолотят купола на церквах и колокола все вернут. А вокруг храмов берёзы чтоб – много-много!.. С тем с земли нашей злоба уйдет.
Хочу, чтоб дожили и Вы, русский поп, до радости Вашей такой; и с Вами напиться той радостью – до пьяна и до одури! по-русски чтоб, в стельку! выше горла! до дна и до слез…
ПЕРВОЕ ТАИНСТВО
«И подозвав народ с учениками своими, сказал им:
Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми Крест свой и следуй за мной…»
Я шел сюда сорок три года. Не очень спешил. Поблукал. Вот, пришел. Может не весь, что осталось, что успел донести. А только и то, что осталось, не собиралось так просто «сдаваться». Нет, с сердцем все было в порядке, оно и вело, а вот мозг?! Простите, то, что осталось…
И понимаешь ведь – русский ты! А потому, хоть и поздно, а должен определить, как далеко ты от Бога. Уж так душа у нас предустроена. А раз так – возьми Крест и иди. Да лукавый из подворотни:
- Тяф! Ну возьмешь, ну пойдешь; определишь, если дней твоих хватит; пропасть увидишь… А дальше? Не поплывешь же ты на Афон? Не поплывешь. Вот и Царствие Божие?.. Поди, попы то все и придумали. Не спеши. Крест, ведь он и чугунный бывает; бывает, не унесешь… А годы летят! Столько надо всего! А ты с Крестом с этим - прости уж – как ворона белая, как дурак: ни туда, ни сюда. Тяф! Видеть его не могу! Не спеши.
______________________
- Отрекаетесь от Диавола?
- ?..
- Если отрекаетесь, повторяйте за мной: ОТРЕКАЮС!
- Отрекаюсь…
- Робко. Не хотите?
- Хотим…
- Тогда громче: ОТРЕКАЮСЬ!
- ОТРЕКАЮСЬ! ОТРЕКАЮСЬ! ОТРЕКАЮСЬ!
- Повернитесь, и плюньте на того, от кого отрекаетесь!
Поди уж поболее часа согревал я босыми своими ногами ледяной пол Исилькульской Никольской церкви. Оно, конечно, церковь та к государству отношение имела поскольку постольку, но находилась-таки на государственной территории, потому и тяготы с ним разделяло вполне, попросту сказать – не отапливалась. А на дворе между тем закруглялся октябрь, пролетали по этому поводу белые мухи, и было тревожно, голо как-то. Ко всей же вдобавок унылости, со стороны дружественного Северного Казахстана третий день дул пронизывающий юго-западный ветер, который пронизывал до костей дружественный казахскому народу исилькульский народ, его почту, вокзал, дома и, особо, неверную по его мусульманскому понятию, православную церковь. Но – удивительное дело! – несмотря на такое неудобное стечение обстоятельств, холода-то я как раз и не чувствовал, а было мне, наоборот, даже уютно. Хотя, вникнуть если, может и удивляться тут нечему. Известно: первый способ избавиться от зубной боли – отрубить себе палец. Попробуйте, как припечет. Тут же про зуб-то забудете. А палец, не совсем уже ваш, он станет в тысячу раз родней любого вашего зуба. То же здесь: душе было жарко, что там холод ногам…
Рядом со мной, чуть правей, мужественно переминался на синеньких цыпочках Алик – брат мой будущий во Христе. Кому-кому, а ему-то уж точно плевать было на заблудившегося в небесных хитросплетениях херувима, о котором яростно разглагольствовал поп, с самой что ни на есть высокой исилькульской колокольни: и в глаза того Алик не видывал, и дел с ним общих никаких не имел. Алику отроду было годика три.
- Помните! Диавол постоянно искушает вас с самого появления, - забубнил поп, когда, отплевавшись, мы снова повернулись к нему.
«Начинается…» - обреченно промыслил я. Алик же здесь не на шутку встревожился: «Ишь ты как?! - и с к у ш а е т… Может, врет? – лучили его пушистые глазки. – Нет. Не станет обманывать. Вон он какой… Видать, так и есть. Вот беда…» Как хотите, а батюшке Алик не верить не мог! Поэтому мучился, сопел и вспоминал, вспоминал чего, может, и не было. И я вспоминал. Верно, было чего…
В еще более затруднительном положении оказалась соседка моя слева, Маринка. Несмотря на позднюю осень, была Маринка сладко-шоколадного цвета, так как и родиться ее угораздило этой же осенью, и еще не успела она сбросить с себя свой особый не от солнца загар. Как и Алик, и в отличие от меня, дщерь сия верила попу безусловно, но в отличие от нас обоих (ведь родилась она все-таки женщиной), решила ничегошеньки не вспоминать: ну, не получалось пока; а раз так, то и пыжиться нечего. Уткнуться вот в теплую мамкину грудь, а лучше вовсе зарыться, и слушать тихонечко: чего там батюшка наговаривает, о чем плохой мусульманский ветер поет… Потом она хорошенечко во всем разберется, пусть ее извинят.
- Когда-то на небе свершилось несчастное превращение, и многие ангелы отделились от святого сонма небесных сил… Был он Ангелом, назван диаволом! Был служителем Божиим, стал сатаною! – Не переставал стращать между прочим нас батюшка поп. - Прежде, друзи, никто не грешил - первый он. Согрешил же он не от природы своей…
Справедливости ради, необходимым считаю сказать, что из всего честного собрания (а крестилось в тот день нас аж семеро), только у Алика и шоколадной Маринки затеянный попом процесс отречения протекал сравнительно гладко, без особых душевных рывков. Остальных же немного корежило. Ведь остальные (кто меньше, а кто и побольше) на беду свою успели пожить. Поэтому и плевали, как успел я заметить (на всякий, конечно же, случай), как-то под напряжением, сквозь плотно сжатые губы, чтоб не очень обрызгать. Ведь «зло прекрасно может быть»… И только двое из нас об этом не знали - не успели узнать…
Чего уж, понимаю, письмена мои, как их ни верти, для человека нормального выглядят шуткой – серенькой, даже глупенькой. А оно и лучше. Никому и в голову не придет: тогда в церкви вдруг показалось, что плевал я совсем даже не на эфемерное зло. Кожей чувствовал: он где-то рядом… И, поверьте уж, было от этого чувства (чтоб помягче сказать) не так чтобы очень… Ну «противник», ну «клеветник», но ведь – князь! Ведь и ангелов совратил! Слух идет, мол, вся флора давно уж его…
Да-да, кажется, он стоял за окном. Ухмылялся, довольный моими ужимками, - чувствовал силу власти своей, - и, куражась, подражая попу, поучал:
- Помни! Первична – материя! Столько надо всего… Что поп? – лицо подневольное, субъективное. Ишь, как выводит! Пусть себе… У него, у попа, работа такая. Тебя-то что сюда занесло?! Общество – так себе… Накадили, не продохнуть от дурацкого ладана; опять же не топлено тут: того и гляди, чахотку подхватишь. Сердце, говоришь, привело? Врешь ты все. Просто жить не умеешь. И поп твой врет! Людям-то я помочь хотел. Сказку, может, про Прометея слыхал? Вот-вот… Только тот огонь приволок, а я людям – правду! Все за ради них побросал! Конечно, должность неплохую оставил. Что должность?! С Самим в пух и прах перессорился! А оно видишь как… Я им с риском для жизни глаза открывал, а они… Ведь плюются! Вот и ты… А ведь нам с тобой по соседству жить. Землицу-то я, почитай, всю скупил. Ой, скупил! Материя, знаешь… Так, местами осталось… Ты меня держись!
Не думаю, что эдак-то подставлял мне лукавый дилемму (я ведь выбрал уже); хотя, чем черт не шутит? Потому, верно, охарактеризовав нам сатану, как самого распоследнего дьявола и пройдясь глаголом по его обширной родне, батюшка велел нам опять отвернуться и еще разок поплевать.
К тому времени, когда мы - уже смачно и искренне! - во второй раз наплевали на дьявола, я успел немного расслабиться. Дело в том, что более всего боялся я встретить в храме объемистого занудного попика. Который, прищурив масленые глазки, на протяжении всего таинства станет разъяснять, что «добро» - это хорошо весьма, а когда наоборот - это очень противно; что сам-то он не токмо рогатку в руках не держал, но даже огурцами (мыслите, в чей огород?!) чужими сроду-роду не баловал. И образ этакого головлевского Иудушки, еще задолго до встречи, крепко сел у меня в голове. Я даже заочно лишил того попика своей нежной сыновней любови, и категорически настроил себя на войну. Но - слава Богу! – реальный поп выгодно отличался от «попика». Худым, правда, его можно было лишь большущей натяжкой назвать, но и то верно, что полнота его являлась скорее признаком здорового образа жизни, чем необузданного обжорства, да и возрасту подходила побольше и не резала глаз. К тому же и занудой он не был (уж это бы всплыло), и с глазами тут было в порядке: поп ими прямо глядел, не юлозил. Но полностью расслабляться, конечно же, было нельзя. Все это могло оказаться казенным рисунком – красивым, но плоским, лишенным нутра.
Вспомнилось тут, как давным предавно подтрунивала надо мной одна моя близкая родственница (чего юлить-то – сестра старшая!). Бывало, выберет фантик получше, натолкает бумаги, завернет, да и мне: «На, - мол, - все для тебя. Тебе жить…» - уж так-то ласково скажет, хоть плачь! И я брал: поделюсь, думал. Ты хорошая, тоже живи…
Но теперь-то уж - нет! Я - не Алька. Мне теперь глубину подавай, за тем и пришел…
«Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий…»
- А скажите-ка, друзи мои, есть ли у нас человеко-бог?
Глаза у попа лукаво блеснули, и я понял, что час мой пробил. Ну откуда у нас, православных, такое явленье?! Это у католиков папа – «ключник». Все подмял! Уж в таком страхе держит! Без индульгенции у него уж и не согреши; без слова папиного (ключи-то он у св. Петра умыкнул) и в Рай не старайся, хоть Ангелом будь! Оно, конечно, и святым у них за здорово живешь можно стать, опять же если папа положит. Да больно уж все как-то вычурно, вроде как понарошку.
Ладно с ними, что нам до них, они далеко. А тебя-то вывел я на чистую воду фарисеюшка наш. Дело твое – крестить, как положено; а ты с инославными счеты ведешь. Мы то с Аликом, поди не в костел пришли, поди - русские.
- Нет у нас человеко-бога! - завизжал я фальцетом. - Это там, у католиков!..
Взор поповский потух как-то грустно. Мне показалось, ему стало жалко меня. Так жалко, что он даже сжалился и почти попросил:
- Ну, а если я по латыни: эЛЕНИНум? - И не было в этом латинском вопросе иронии. - Я ведь, друзи, еще в те времена… Ну похороните вы его по-людски! - не язычники. Вот беда… Есть Богочеловек, и Он один! А человеко-бог? – химера это. Это Богу противно. Чисто несчастье, чего там… Помолимся, друзи.
Поп повернулся к иконостасу и быстро заговорил.
Я смотрел на широкую поповскую спину и думал, что сказал поп последние перед молитвой слова хорошо. «Попику» так не сказать. Сказал, как и должен сказать был русский мужик, грешник в прошлом своем, настоящем и, что ж тут поделаешь, в будущем. С болью сказал, как вину признал, хоть и не был ни в чем виноват. Еще подумал, что и с болью у попа хорошо как-то, правильно: когда молотком по ногтю, то, наверно (прости его, Господе), с матом, а если в душу с ногами - не удержаться, бывает, – заплачешь.
Все у нас как-то так: мне б порадоваться (вроде поп ничего!), но война, это, должен сказать вам, - война. Прибавил я батюшке справедливости ради, но радоваться, особо не стал.
Я скосил глаз на Алика, за поддержкой, наверно. Казалось, он решал в те минуты что-то важное-важное. От гигантского напряжения он весь как-то съежился, как-то скукожился, весь поколючел, еще чаще стал втягивать ножки (видно, задачка была не из легких): он страдал… Только вдруг озарило его! Воспользовавшись тем, что поп отвернулся, он поманил свою мать и горячо зашептал ей на ушко. Да так зашептал, что услышала не только она, а еще Маринкина мать, я, Михаил, стоявший напротив (Архангел), и, кажется, поп. Алькина мать дослушала, улыбнулась, подхватила сынишку подмышку и тихонько исчезла. Минуты через три – решив там, что надо – вернулась, водрузила бесштанное чудо на место; и было все ладно. И от сценки той мне почему-то снова захотелось прибавить попу. И еще прибавить чуть-чуть погодя…
Закончив молитву, поп повернулся и строго-настрого на Алика поглядел: мол, бузишь?! Алик, и так-то не сводивший с батюшки глаз, уставился теперь в его строгость, совсем не мигая и быстро-быстро так закрутил головой: дескать, а и не было там ничего! А поп взял и поверил, и улыбнулся, как простой русский дед. А потом посерьезнел и снова бубнить. Он бубнил, а я за него улыбался.
- Католики, протестанты, баптисты там всякие… Нелегко разобраться, трудно путь-то найти. Так вот, друзи. Видишь, как они говорят? – говорят, что мы молимся доскам(?!), а в тех, мол, откуда духовному? Ну, а вы то, славяне, как скажите?
Так уж вышло: к обрядности я всегда относился с прохладцей: оформление - думал - нету в том глубины. А тогда спросил меня поп; и, как сон, ветерок из далекого детства…
…Наш бревенчатый дом. В доме холод с жары. Тихо. Мне бы в горницу, там чего-то «добыть», пока нет никого. Пять шагов от сеней: во всю кухню печь Русская, лавка, слева деда кровать, дальше стол и… икона в углу. Смотрит так! Мне пройти-то всего, а идти не могу. Я смотрю и Она… Сорок лет…
- Нет! Мы видим в иконах!..
Лучше бы я промолчал! У попа аж глаза заблестели – он радовался. Как с таким воевать?
- Верно, друзи, - не доскам мы молимся! Иконы оставлены, чтобы знали мы: есть над пропастью МИР ИНОЙ. От Луки ищут люди тот МИР в Светлых Образах. И не «башню» тем строят, а лишь прикасаются к ней – НАСТОЯЩЕЙ, ПРЕКРАСНОЙ, СТРАШНОЙ В ГНЕВЕ СВОЕМ, БЕСКОНЕЧНОЙ И ПРАВИЛЬНОЙ!
_____________________________
А там, на иконостасе, прямо передо мной стоял Михаил, беспощадный и мудрый, главный воин Войска Христова, с добрым детским лицом, кроткий, усталый…
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли…»
Но главные битвы еще впереди! Крикнул бы он, да знает, никто не
услышит…
«И дано было ему вести войну со святыми и победить их…»
Может от этого грусть у Небесного воина?
«И он собрал их на место называемое по-Еврейски Армагеддон…»
Место страшное. Кровь на грешной земле, всюду кровь. Как белые птицы кружатся Ангелы. Тенями черными носятся демоны. С ними Смерть! Разит мечом Михаил черных воронов, только много тех – тьмы! Их тьмы…
Михаил, конечно же, меня понимал. Он столько всего повидал, этот мудрый Архангел! И он не судил…
А рядом, у матери на руках, тихо, совсем по-домашнему, сопела Маринка - ее еще не за что было судить…
А Алик, он с такой пронзительной ясностью смотрел на Архангела, что прощал сейчас Алику Михаил и рогатку, что - хоть тресни все! – появится у того через год, и огурцы, которые не выросли еще у соседки на грядке… И поп с ним прощал: «Запомни, - велел он ему, - ты теперь Алексей!» И Алик тут же проникся, весь разосанился, повзрослел.
А я успокоился. Понял (как-то нутром, глубоко): поп с Архангелом заодно! к ТОМУ попу я пришел! ТУДА я пришел!
Слава Тебе, Господе!!!
2000 г.
Свидетельство о публикации №216120501088