ЛЕВ Маслов - человек, певец, патриот, спортсмен и

           Необыкновенный Лев Маслов

Январь 2001г. городская больница №3 Зеленограда, кардиологическое отделение. Народ в застиранных халатах разный. Кто в палатах, другие прогуливаются в коридорах, кто играет в шахматы, интеллектуалы. Обязательно находятся любители заигрывать с дежурной медсестрой. Она держится с достоинством, но видно, что такое внимание ей по душе. В процедурном кабинете медсестра Ирина лихо всаживает иглу в ягодицу очередного «голубчика», который говорит «спасибо» и уступает место следующему. Замечу , что Ирина лучше всех ставила больным капельницы, безошибочно находила на руке вену и успевала всех обслужить за короткое время, обращаясь с нами ласково, прямо-таки по-матерински, несмотря на то, что сама молода. В общем, в отделении обычная жизнь. Рядом отделение реанимации. Там другая жизнь, там за нее сражаются. Случаются летальные исходы. Cest la vie! А мне повезло: оттуда перевели в палату.
   Однажды в час допуска посетителей к нам в холл вошли два человека. К ним быстро направился высокий бородач и громко, я бы сказал громогласно, приветствовал их. Когда я услышал, как он говорит и что говорит, я приблизился к ним. Один из посетителей, оказалось, благодарил Льва Андреевича (так назвал бородача) за то, что тот для него сделал: научил петь и играть на гитаре. Он стал бардом и принес мэтру пленку со своими песнями. Меня поразила правильная речь бородача, его дикция, свободная манера держаться, любезность, простота. Интеллигентность. Когда посетители ушли, я подошел к нему и представился. Он не удивился и охотно со мной поговорил. Это был Лев Андреевич Маслов. Он лежал в другой палате. Поступил недавно .Через несколько дней я показал ему свои стихи. Но внимательно прочел и сделал ряд замечаний на чистых листах книжки.
До сих пор их храню. Через полгода ему сделали операцию аортокоронарного шунтирования в военном госпитале, Лев Андреевич полковник в отставке. Мне подобную операцию сделали тогда же в больнице №15. Таким образом наши пути сблизились. В то время он жил в Зеленограде. Я пригласил его выступить в отделении дневного пребывания в центре социального обеспечения. Все были поражены и очарованы. Такого концерта еще не было. Он пел и играл, повернувшись лицом к слушателям, не имея перед собой ни нот, ни текста, не смотрел на клавиатуру пианино. Сильный баритон, абсолютный музыкальный слух и удивительная память. Такого человека больше не встретишь. Мой товарищ, знавший и ценивший талантливых людей, познакомившись с Масловым, сказал, что такого равного ему человека в Москве, пожалуй, нет. И был прав. Сам Лев Андреевич однажды мне рассказал, что как-то они , спортсмены команды по гандболу МАИ ехали в одном вагоне с артистами театра им. Вахтангова, которые пели в купе под гитару. Спортсмены и говорят: «Лев, покажи им, артистам, как надо петь». После окончания выступления Льва Маслова режиссер сказал своим: « вот так надо выступать, учитесь», а Маслову: «приходите ко мне в театр, и мы за полгода покорим Москву». Маслов не пришел, у него был свой путь в жизни.    
   Родился 20 октября 1930 г. в г. Кинешма Ивановской области, отец был инженером, мать преподавала русский язык и литературу. В 1949 г. Лев окончил в Вологде среднюю школу №1, бывшую ранее гимназией, и стал студентом факультета авиационного приборостроения Московского авиационного института (МАИ). Однако после 4-го курса призван в Вооруженные силы и зачислен на 5-й курс факультета реактивного вооружения Артиллерийской инженерной академии им. Дзержинского. Получил звание техник-лейтенант.С этого момента начинается долгий и успешный путь воина. От родителей унаследовал музыкальные способности: голос и слух. Отец играл на пианино, мать и две сестры хорошо пели. С гитарой и пианино Лев Маслов никогда не расставался. В офицерских попойках не участвовал. В их квартире, а женился Лев на своей однокурснице по МАИ Любови Петровне в октябре 1953г., всегда по вечерам звучала классическая музыка, романсы и песни. Люба –ветеран ВОВ, в течение 1942-43г.г. в г. Вятка точила корпуса мин. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Красавица и умница. Авиаконструктор Туполев А.Н. после защиты ею дипломного проекта предложил работать в его КБ. Но она поехала со своим любимым Левой никогда с ним не расставалась и в радости и горести. В 2008 г. мэр Москвы Лужков Ю.М, поздравил Масловых с их  изумрудной свадьбой.
   Лев Маслов выступал в телевизионных «Голубых огоньках» с Геленой Великановой и Людмилой Лядовой. В звании старшего лейтенанта был хормейстерам огромного ( более200 человек) хора военнослужащих Московского ПВО, участвовавшего в заключительном концерте победителей всеармейского фестиваля в театре Советской армии.
   И служба протекала успешно. Стал командиром ракетной базы. Ему должны были присвоить очередное воинское звание, генерала, но не сделали этого потому, что слишком самостоятелен в суждениях и поступках, не подстраивается под начальство, принципиальный. После увольнения из Армии его с удовольствием принял на работу офтальмолог С.Федоров на должность своего заместителя по оборудованию. И здесь Лев Маслов оставался верен своим принципам: справедливость, труд, инициатива, подбор кадров и их достойное материальное вознаграждение.
    Спорт с детских лет и до самого преклонного возраста – вот его жизненная потребность. Легкая атлетика, горные лыжи, волейбол, баскетбол и гандбол. Везде он мастер спорта. На одном матче по гандболу в Ленинграде ему перебили горло. Не мог петь в течение года, но восстановился , запел еще выразительнее.  Когда-то в юности его пение услышал солист Большого театра бас Гмыря и посоветовал юноше поступать в консерваторию. Но Лев считал, что он не обладает голосом, который позволил бы ему стать первым солистом. А быть не первым не хотел. И так во всём. В зрелые и последующие годы горные лыжи: Терскол, Чегет, Эльбрус – неотъемлемая часть его жизни. «Лев Маслов самый лучший горнолыжник из баскетболистов и самый лучший баскетболист из известных мне горнолыжников, а о песнях и говорить не приходится»,- в такой полушутливой форме выразился однажды тренер сборной страны по баскетболу Гомельский.  Не только людей Кавказа ценит Лев Маслов. Но и их культуру, особенно поэзию. На концертах читает их стихи. Рассказывает  о них. Настоящий интернационалист. Могучий физически и  духовно человек.
   Показательно, что будучи командиром ракетной базы в Московской области, он организовывал кроссы с полной выкладкой для солдат срочной службы. При этом обещал, что тот, кто опередит его на финише, получит приз: съездит домой на побывку. Таких парней не находилось.
   О силе духа. Когда Льву Маслову в преклонном возрасте ампутировали ногу выше колена (опасались гангрены), придя в себя от наркоза, он попросил принести ему его искусственные зубы и сразу запел. Все удивились, а хирург сказал: поет, значит, будет жить. Он, инвалид 1-й группы, по-прежнему выступает перед людьми, записал несколько дисков в профессиональной студии под аккомпанемент и частично в дуэте с композитором, лауреатом многих конкурсов Натальей Соколовской. Записал романсы, русские народные и советские песни военного времени.
   Даже потеря любимой Любаши не сломила Льва Андреевича. Несгибаемая воля к жизни.
   В октябре 2010 г. в одном из уютных ресторанов Москвы отмечали его 80-летие. Приветствия, стихи в честь юбиляра, песни и композиции. Всё на профессиональном уровне. Кроме родных и близких присутствовали друзья по горным лыжам, по творчеству и работе. Настоящий праздник! И юбиляр читал, как читал! Свое поздравление озвучил и я.

                Маслову Льву Андреевичу в день 80-летия

      Лёвушке милому, сыну любимому, резвому, умному, неугомонному
                Многие лета!
    Юноше Маслову. Льву возмужавшему, доброму, сильному, неукротимому
                Многие лета!
Много познавшему, славно поющему, с памятью редкою, пре-превосходною 
                Многие лета!
Службу несущему рыцарю-воину и командиру, отцу-воспитателю
                Многие лета!
Сыну Андрееву, счастье обретшему с Любой-красавицей, верной, надежною
                Многие лета!
Дедушке Лёвушке, доброму, милому, с речью, как солнышко, ясною, чистою
                Многие лета!
Всем окружающим радость дарящему, животворящее слово гласящему
                Многие лета!
                Вечный романтик Вы, Богом отмеченный,
                Вы, побеждающий боли, несчастия,
                Вы удостоились быть Человеком!
                Слава, здоровья Вам
                Многие лета!            
В заключение считаю уместным привести эпизод из жизни инженер-капитана Льва Маслова и его друга тоже инженер-капитана поэта Г. Михайлова. Приведенное ниже стихотворение Михайлова Лев Маслов запомнил навсегда и как-то продиктовал его мне по телефону. Он вообще до сих пор считает, что если в тексте забыл хотя бы одно слово, то не станет декламировать перед аудиторией. После того, как Михайлов прочитал это стихотворение, К. Симонов, гл. режиссер А. Столпер и актеры поднялись на сцену и тепло благодарили автора. Такова была их оценка творчества офицера.

                На киносъёмочной площадке
Съемка кинофильма «Живые и мертвые» по роману К. Симонова, Истринский р-н, Московская область, ракетно-техническая база ПВО, 1962г.

                Ракета полоснула небо.
                Сигнал к атаке - вот он враг.
                Не знаю, на войне я не был.
                Но я уверен – было так!
                И падали на всем бегу,
                По-русски выругавшись, грубо,
                Собрав всю ненависть к врагу,               
                Солдаты, сжав до боли зубы.

                Перед пехотой мчался танк,
                Земля дрожала гулко, нервно.
                Да, было так, почти что так
                В обуглившемся сорок первом.
                «Ура!» несется. Бой в разгаре,
                Команда хриплая: «Дымов!»
                И воздух пахнет дымной гарью
                Сожженных русских городов.

                А если бы пришлось снимать
                Кино у раненного дуба,
                Кого б , увидели опять
                На съёмках боевого дубля?
                Здесь перерыв, как на привале.
                Актеры сытный харч едят.
                Тогда ж обеды прерывали
                Не режиссеры, а снаряд.

                И он таким же вот безусым
                Бросал себя в огонь атак
                Раз десять в день под Старой Русой.
                Да, это так, конечно, так!
                Юпитеры льют яркий свет
                На гримированные лица.
                Забыто многое, но нет –
                Тогда сумели в ночь укрыться.

                И танк стрелял не холостыми.
                Испорчен кадр. Как повторить?
                В строю солдаты вновь застыли,
                Чтобы погибшим снова жить.
                Чтоб на экране оживить отцов,
                Знакомых нам и незнакомых.
                В строю Золотарёв, в строю Синцов
                И те, кто числится в искомых.

                О, память- аж мурашки по спине
                От всей похожести вот этой.
                Атака – и бежит, как на войне,
                Солдат, родившийся с Победой.
                А вырос он, не увидав отца,
                Поэтому и ненавидит войны,
                А надо - до победного конца
                Он также выстоит достойно.

                Вот он трофейный автомат
                Сжимает – руки перед объективом.
                В межзвездный мир ракетам дивным
                Его же руки нажимают «старт».

1962г. г. Г. Михайлов      


Рецензии