Конфликт поколений

В чем состоит конфликт «отцов и детей»? Я имею в виду, конечно, его более общую формулировку – в чем состоит конфликт поколений вообще? Его причина усматривается почти сразу, если к деконструкции основополагающих понятий в сознании рассматриваемого человека приступает зоркий смотритель. Действительно – конфликт состоит именно в этих основополагающих понятиях, что образуют парадигму мышления. Чаще всего такие парадигмы можно разделить по аналогии с тремя фундаментальными эпохами – премодерном, модерном и постмодерном. Младшее поколение, как мне видится, абсолютно всегда представляет такую форму мышления, что опережает поколение старшее. Это связано с неизбежной ситуацией, при которой младшее поколение всегда существует тогда, когда культура развита в большей степени, нежели во времена старшего поколения. Молодежь получает доступ к таким услугам, к таким источникам информации, что не были доступны ранее. Так, начинается их постепенное становление на основе полученного багажа информации, что была взята с радикально разных по своей сути источников, что иногда и формирует известный подростковый эклектизм. В каком-то смысле, повестка дня полностью доходит именно до интересующейся молодежи. Часто складывается такая ситуация, что старшее поколение ещё и не в курсе насчет того, что сейчас происходит и какая вокруг «духовная ситуация времени». Я не просто так упомянул три фундаментальные эпохи, потому современная молодежь представляет предвестников бурно развивающегося наступления постмодерна, в то время как большая часть старшего, или вообще прошлого поколения находится в состоянии, когда их мышление определяется модернистским духом и модернистскими настроениями (насчет того, каковы они, я думаю, вам известно). Конфликт происходит именно тогда, когда модернистская повестка дня со стороны старшего поколения внедряется в жизнь новой, почти постмодернистской молодежи. Между сознанием молодого и более старшего человека сейчас существует фундаментальный разрыв. Одно восприятие – одна эпоха, другое восприятие – совершенно другая. Разрыв между понятийной и ценностной составляющей эпох образует и дискурсивный разрыв, что и вызывает недопонимание со стороны обеих сторон. Согласитесь, что сейчас кажется странным слышать для постмодернистской молодежи призывы к «духу Просвещения» или любые разговоры о науке. Известный пример можно привести из нынешнего состояния, в котором находится такой глобальный ресурс как YouTube. Большую его часть составляют блогеры от шестнадцати-семнадцати до тридцати лет. Так получатся, что со временем на этот ресурс стал стремительно проходит модернистский мотив уже звучавшего «духа Просвещения». Многие блогеры призывали к тому, чтобы развивать себя, свой дух, чтобы увлекаться наукой и вообще интересоваться изучением мира. И это не всё. Звучало также и много советов по поводу того, куда лучше всего тратить своё время, что делать, чтобы все выше описанные вещи воплотить в реальность и тому подобное. Это всё настолько неприемлемо для нынешней интеллектуальной молодежи, что происходит банальное недопонимание. Средний представитель молодого поколения сидит и думает: «С чего этот блогер взял, что существует духовное развитие?», «С чего он взял, что читать книги и заниматься наукой – это хорошо, а бездельничать – это плохо?», «Почему он считает, что существует объективный прогресс, и что к нему стоит стремиться?». И это происходит не от того, что средний подросток обленился и совсем упал в дыру духовного распада, нет. Парадигма мышления молодежи сменилась на постмодернистский мотив (хотя и не на совсем: причина в том, что влияние посылов Нового времени ни куда не исчезает) и теперь кажутся странными такие понятия как «прогресс», «духовное развитие» - не понятно, почему что-то лучше другого, а что хуже. Молодежь перестает мыслить иерархией, как это было в уже много раз упомянутом модерне. Конфликт не снимаем по той причине, что постмодерн и модерн стоят ровно друг напротив друга и не совмещаются. Вероятно, единственный выход – это ситуация, при которой поколения будут, грубо говоря, находится в одном времени. Необходимо, в таком случае, чтобы старшее поколение следило за современным дискурсом и внедрялось в него. Так, произойдет взаимное понимание поколений, форма мышления которых будет совпадать.


Рецензии