Сдаться, чтобы выиграть

Бывают случаи, когда люди остаются в отношениях с людьми, неспособными быть в близких отношениях не разрушая себя или другого. Например, с алкоголиками, наркозависимыми или людьми с серьезными проблемами внутриличностной и/или межличностной коммуникации, которые они не хотят решать, не считая это своей проблемой.

Часто причиной того, что люди выбирают в таких отношениях оставаться, является стыд. Стыд признаться себе, что у меня не получилось семьи. Но, простите, чтобы семья сложилась, нужно чтобы два взрослых человека ее складывали, договариваясь друг с другом о том, как ее складывать, чтобы при этом большая часть потребностей всех членов семьи была удовлетворена тем или иным способом. Но, с вышеперечисленной категорией людей договориться невозможно. Невозможно, потому что эта категория людей стала тем, кто они есть в силу того, что они сами на свои потребности забили, а значит и потребности других людей у них тоже не существуют в их картине мира. Мир пластиковых кукол.

И получается человек стыдит себя за невыполнение задачи, которая ему изначально не по силам. Анекдот на эту тему:

Собрались гуси-лебеди на юг осенью, к ним пристала ворона:
- Возьмите меня с собой. Я сильная, я смелая, я решительная, я выносливая, я всё выдержу и обязательно долечу!
Гуси-лебеди ей отвечают:
- Путь далёкий. Ты устанешь, упадешь, сил не хватит.
- Нет, я сильная, я смелая, я долечу!
Посовещались гуси-лебеди и взяли ворону с собой. Пролетели тысячу километров. Остановились на привал. Ждали ворону целый день. Появилась ворона, растрепанная, запыхавшаяся. Гуси-лебеди ей говорят:
- Оставайся, нам далеко лететь, дальше еще сложней будет.
- Нет, я сильная, я смелая, я решительная, я выносливая, я обязательно долечу!
На втором привале ждали они ворону неделю. А её всё нет и нет. Вдруг на небе появляется черная точка, смотрят гуси-лебеди- приближается к ним ворона, растрепанная, глаза из орбит повылазили, язык- на плече.
Ворона шлёпается на землю и говорит, задыхаясь:
- Больше не полечу, не могу-ууу!
Вся стая кидается её уговаривать:
- Ворона, ты что?! Ты же сильная, ты же смелая, ты же решительная, остался всего один перелет!
- Да, я сильная. Да, я смелая. Да, я решительная. Но дууураааааа....

Иногда лучше сдаться, чем пытаться сделать то, что сделать невозможно, и, обнаружить свои ограничения куда мудрее, чем делать вид, что их нет.

Но человек не просто так выбирает себе такого партнера. Обычно если взглянуть в личную историю такого человека, то можно обнаружить, что он с детства привык ставить себе труднодостижимые цели, что он привык ориентироваться не на свои силы и возможности, а на некую цель, что привык не замечать своих потребностей, усталости, неудовлетворенности, своих простых человеческих желаний. И тогда и партнеров он себе выбирает таких, с которыми такой сценарий можно воплотить - достижение целей без учета реальности, своих желаний, своих ресурсов.

И партнер такой-же, ни своих потребностей не учитывает, ни чужих, то в силу собственных зависимостей, то в силу каких-то нарушений своей внутриличностной коммуникации. И достигают, и достигают. А не достичь нельзя. Стыдно. И человек уже не вызывает никаких чувств, кроме негативных, и видеть его не могу, и домой идти не хочу к нему, и постыло все. А нельзя бросить. Стыдно. А иногда сдаться - значит выиграть.

(с) Анна Паулсен


Рецензии