Мультипликация
В каком состоянии всё время находится телевизионный симулякр? Здесь я имею в виду, прежде всего, мультфильмы, потому что они более всего представляют собой форму бессмысленности и откровенной «копии без оригинала». В то время как сериал представляет нам в самой общей форме жизнь человека – хотя и такую, что не имеет за собой никакой истории жизни, никакого опыта рефлексии, опыта индивидуального восприятия того, что находится вокруг (потому что это ненастоящий телевизионный персонаж) – то мультфильм – это нечто радикально иное и идущее в сторону всё более и более бессмысленного потока симулякров. Мультфильм – это визуальный сюжет, за которым не стоит ничего. Это фон, за которым пустота. Это удивляет больше всего – тот факт, что все имеют чёткое представление о форме того, что такое мультфильм – но такой продукт не перестаёт быть популярным. Принципиально неживое повествование никак не мешает смотрящему – во время просмотра отключается (или просто исчезает) понимание того, что на экране нет ничего, кроме не имеющих означаемого знаков. И что интересно – сюжеты подобных мультипликационных передач способны не просто удержать зрителя у телевизора. Эта ситуация не является такой уж необычной. На самом деле, любая идущая передача вне зависимости от её тематики может удержать зрителя, если у него нет досуга. Мультипликационные продукты имеют настолько высокое влияние (не смотря на их внутреннюю пустоту), что способны вызывать у зрителя самые яркие эмоции и чувства. Начнём с того, что такое явление как ожидание нового выпуска или сезона какого-нибудь продукта может вызвать и гнев, и плач, и плохое настроение и много подобных эмоций – людям действительно не всё равно как складывается судьба персонажа-симулякра. Когда происходит смерть одного из действующих лиц – смотрящие воспринимают как реальную потерю, и они расстраиваются на самом деле. Многие даже начинают думать о том, что думают в такой ситуации персонажи этого мультфильма. Происходит невероятный момент наделения пустых образов смыслом. Теперь это не просто нарисованные человечки, которые ходят туда и сюда и открывают рот тогда, когда закадровый голос их озвучивает – но настоящие люди (ну, или ещё какие-нибудь мифические существа), которые способны на рефлексию, ощущение чувств. Человек проделывает операцию, при которой бессмысленность образов приобретает внутреннюю жизнь и становится не просто симулякром – но чем-то радикально новым, несущим специфический смысл, который необходимо понять. Я хочу сказать, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда нам даже и не необходимо, чтобы информация действительно была внутренне наполнена – мы делаем это сами и не замечаем этого (но иногда обращаем на это внимание после или во время просмотра). Включив телевизор на канале, где показывают мультфильмы – мы увидим, как персонажи действительно что-то делают, действительно о чем-то думают и действительно что-то переживают. Это очень странно, потому что очевиден тот факт, что мы имеем здесь дело лишь с симуляцией, виртуальностью – телевизионное пространство можно сравнить в матрицу, где мы наблюдаем смоделированные образы. Раз мы всё это знаем, раз всё понимаем – почему же мы всё-таки сопереживаем этим образам? Это очень важный момент, который стоит разобрать. Он скажет многое о том, что таит в себе человеческое восприятие мира.
Можно также зайти и с другой стороны – со стороны «богов» этой виртуальности – то есть, со стороны тех, кто создаёт подобный контент. Они находятся в постоянном осознании того, что всё происходящее – не более чем симуляция, и здесь нет ничего живого. Однако же, мы можем наблюдать и их эмоциональную включенность в телевизионное повествование во время просмотра. То есть, тут я хотел сказать, что это не специфическая черта только лишь активного потребителя мультипликационной продукции. Забавно, что даже пустота, загримированная яркими образами рисовки, также как и всё остальное может продаваться. Мультипликация приравнена к продукции, хотя является лишь экстравагантной мелькающей краской на экране. Просмотр мультфильма можно со спокойной душой сравнить с просмотром своей стены. Однако одно из этих дел вызывает эмоциональный отклик, а другое – нет.
Рецензии