О морских гадах наших детства, отрочества, юности

RLD

Осьминогов в пору наших детства, отрочества, юности в московских магазинах, кажется, еще не продавали. Их мне довелось попробовать уже в пору ранней молодости, причем сначала - сырыми, в виде карпаччо. А вот кальмары, с которыми Вашему покорному слуге приходилось иметь дело в детстве и юности, были, помнится, двух видов - консервированные (в собственном соку) и сырые (без голов и щупалец), продававшиеся в рыбных отделах продуктовых магазинов (или в специализированных рыбных магазинах) на вес. Правда, я не помню, чтобы на магазинных ценниках стояли слова "Кальмар мороженый обезглавленный", столь ужасавшие героев обличительных романов покойного Василия Аксенова "Ожог" и "Остров Крым" (которые мне довелось прочитать, разумеется, много позднее). Копченые кальмары появились на прилавках много позже (во всяком случае, в Москве). Купив сырых кальмаров, у нас дома их, как правило, варили с луком, лавровым листом, солью и перцем-горошком (как, скажем, раков или довольно редко, но все-таки покупаемых - в основном моим папой, омаров - длинноусого лангуста я впервые попробовал только в Керчи, обедая с мамой в ресторане "Бригантина"). Но я не помню, чтобы кто-либо у нас дома (то есть, папа или бабушка, поскольку мама, как правило, горячих блюд не готовила) поступал с кальмарами по-нынешнему, т.е. резал их ломтиками или колечками и жарил на сковородке в растительном масле (обваляв иногда для разнообразия в пшеничной муке). Признаться, я люблю не только кальмаров, но и вообще головоногих и моллюсков, или, как выражались наши ученые предки, черепокожных, во всех видах - и вареных, и тушеных, и жареных, и консервированных...

В самом раннем детстве папа приучил (не только меня, но и всю нашу семью) в свободно продававшимся тогда в рыбных отделах гастрономов и магазинах "Рыба" трепангам ("так называемым "морским огурцам" - морским червям, похожим на темно-серые сардельки с отростками на манер тупых шипов). Помню, как он их разрезал вдоль тела кухонным ножом и одним махом извлекал из них внутренности (напоминавшими толстую нитку), прежде чем кинуть трепанги в кастрюлю с кипящей водой. Папа их не только варил, но и жарил в растительном масле. Помнится, трепанги были очень вкусны с хрустящим, прожаренным золотистым репчатым луком, чем-то напоминая по вкусу жареные грибы. Потом отношения Союза Советских Социалистических Республик с братской Китайской Народной Республикой испортились, и из свободной продажи исчезли не только трепанги, но и китайская свиная тушенка в банках с изображением Великой Китайской стены, а также китайские кеды марок "Два кольца" и "Две монеты", китайский  трикотаж, китайские игрушечные попугайчики и иные птички, китайские иллюстрированные книжки на русском языке типа "Летит павлин на юго-восток" и многое другое.

А еще я вспомнил, по ассоциации, что одно время в продаже появились консервы под названием "Мускул морского гребешка". Нежный был мускул, сладковатый, напоминал по вкусу мясо краба.

Какие только, так сказать, морские гады не выплывают порой из глубин нашей памяти!.


Рецензии