Поцелуй бога

Поцелуй бога
Пьеса в трёх действиях.(В пьесе использованы стихи замечательного поэта и писателя Елены Родченковой, с ее согласия)

Действующие лица
Саша Вихорева - 16 лет, ученица выпускного класса.
Константин Вихорев - отец Саши, 45 лет.
Наталья - мать Саши, 40лет.
Ангелина Петровна - бабушка Саши, мать Натальи, 65лет.
Катя - одноклассница, подруга Саши, 16лет.
Сергей Александрович - продюссер.
Аркадий Борисович - издатель, член жюри конкурса юных талантов.
Злата Романович - победительница конкурса юных талантов.
Александра Константиновна - Саша 8 лет спустя, молодой врач.
Пётр Николаевич - заведующий отделением детской гематологии, начальник Александры Константиновны, 60 лет.
Оля - медсестра отделения, 25лет.
Мать Вани Колобкова - убитая горем женщина, 30лет.
1-я мать - мать одного из больных.
2-я мать - мать одного из больных.



Первое действие.
|
Квартира Вихоревых. В гостиной за обеденным столом Саша и Катя делают уроки.
Саша (откладывает в сторону ручку и устало тянется всем телом): Как же я не люблю эту математику! У меня от нее голова пухнет и мозги кипят.
Катя: Ну-ка, посмотри на меня (Саша поворачивается к подруге)
Саша: Что такое?
Катя: Ой, и ,правда, кипят! Вон из ушей дым пошел!
Саша (бросая в подругу тетрадкой): У самой у тебя дым пошел! (обе смеются)
Катя: Саша, а спой что-нибудь. Надо же нам хоть немного отдохнуть от этой математической белиберды!
Саша: Сейчас. ( встает из-за стола и идет в соседнюю комнату. Тот час возвращается с гитарой в руке) Что вам спеть, мадемуазель Кати?
Катя: Мою любимую!
Саша: Про волосок? (усаживается на стул с гитарой)
Катя: Да,да, про волосок.
Саша (поет):

 Я тебе не все сказала,
 Но ведь и не солгала.
Свитерок тебе вязала,
Волосок туда вплела.
Волос из моей косы
В свитере не для красы:
Волос тонкий, волос долгий,
Чтобы ты был самый добрый,
Волос долгий, волос длинный,
Чтобы ты был самый сильный
Волос длинный, шелковистый,
Чтобы ты был самый быстрый,
Шелковистый волос белый,
Чтобы ты был самый смелый.
Расставаясь на вокзале
Свой подарок отдала,
А про то, что нас связала,
Я тебе не рассказала,
Но ведь и не солгала.

Катя (мечтательно): Завидую я тебе, Сашка, белой завистью. Ты такие душевные песни пишешь! У меня бы так не получилось. Мне мамонт на ухо наступил.

Саша: Не говори глупости! Если бы на твое ухо мамонт наступил, то от тебя бы одно мокрое место осталось. И потом, если ты музыку любишь, если чувствуешь ее, значит ни мамонт, ни медведь, никто не наступал на твое ухо, и оно прекрасно слышит.

Катя: Слышать то слышит, но ни петь, ни тем более, музыку писать я не могу. Нет у меня никаких талантов, ни ума особого, ни красоты...

Саша: Кать, ты чего прибедняешься?
Катя: Я прибедняюсь? Я не прибедняюсь!
Саша: Ни ума, ни красоты, говоришь? А на кого наш математический гений Самсонов заглядывается? А?
Катя (смущаясь): Не говори глупостей! Ни на кого он не заглядывается. У него одни формулы в голове...
Саша: Ну, значит, он весь урок вчера на тебя пялился потому, что у тебя на лбу формулы написаны.
Катя: Хватит меня подкалывать!
Саша: Хорошо, хорошо, не буду.

Катя: Лучше еще что-нибудь спой. У тебя в песнях слово за слово, как ниточки в вязании, цепляются и такой волшебный узор получается. Как это ты стихи пишешь? Вот меня заставь написать, ничего лучше чем " Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик!" все равно не получится.

Саша: Не знаю... Как-то само собой получается. Вот ложусь спать, медленно погружаюсь в облако сна, но еще не сплю, еще балансирую на хрупкой грани между сном и явью...И вдруг в голове моей возникает неожиданный образ, будто кто-то посылает его мне, и я ясно так вижу ветку дерева, например. Вроде обычная ветка, голая, без листьев, но я вижу, чувствую, как внутри нее, под розоватой корой уже движутся весенние соки, пробуждая ветку от долгого зимнего сна, вижу, как эти соки проникают в почку и будят зародыш листа. Его еще нет, но, невидимый, он уже существует, уже рвется к жизни, стремиться упругой силой расколоть почку и вырваться в мир, к солнцу, разворачиваясь таким маленьким, нежным, светло зеленым, клейким, но таким сильным своей жаждой жить, первым весенним листком...Я слышу запах листа, чувствую его клейкость и к образу приходят слова, музыка, постепенно превращаясь в песню... Главное, не забыть, не упустить , сразу все записать. У меня на тумбочке у кровати блокнот все время лежит. Вскочу среди ночи и записываю, как сумасшедшая.

Катя: Ты не сумасшедшая, ты - контактёр!
Саша( с усмешкой): Кто?
Катя: Контактёр! Это кто-то оттуда (указывает на потолок) тебе надиктовывает. Наверное, инопланетяне.
Саша (смеясь): Лучше бы эти инопланетяне мне надиктовали правильные ответы на ЕГЭ по математике!

Входит Ангелина Петровна.
II
Ангелина Петровна: Привет, девчонки! Все над уроками корпите или песни поёте?
Саша (радостно): Привет, бабуля! Как здорово, что ты пришла!

Катя: Песни поем, Ангелина Петровна. Здрасьте.

Ангелина Петровна: Ну, и правильно делаете! А я вам кое-что вкусненькое принесла! (достает из сумки коробку со сладостями). Катерина, ну- ка быстренько поставь чайник. Сейчас чай с плюшками пить будем!

Катя: Слушаюсь! (убегает из комнаты)

Саша (смеясь и обнимая бабушку за плечи): Какая же ты анархистка, бабушка!
Ангелина Петровна (с удивлением): Как ты меня назвала?

Саша: Анархистка.
Ангелина Петровна: Это еще почему?

Саша: Ну, вот зачем ты опять принесла сладости? Ты же знаешь, как мама к этому относится! Ты все время идешь наперекор моим родителям.

Ангелина Петровна: Должен же хоть кто-то в этом доме сопротивляться их неправоте! Ты, как дочь медика, должна знать, что мозг питается исключительно глюкозой, ему сладкое необходимо! Тем более, что с этой вашей подготовкой к идиотским ЕГЭ вам полагается усиленное питание!

Возвращается Катя с чайником в руках, ставит все на стол.
Катя: Не могу с вами не согласиться, Ангелина Петровна, но, как же быть с риском для фигуры?
Ангелина Петровна: С риском для чего?
Катя: Для фигуры. Все нормальные женщины, как говорит Сашина мама, следят за своей фигурой, ну, чтобы не растолстеть.

Ангелина Петровна: Глупости! Поверьте моему жизненному опыту, мужчины не собаки, на кости не бросаются! Поэтому все нормальные женщины радуются жизни, а не следят за своей фигурой. И я еще не встречала на свете жизнерадостную толстушку, которая была бы обделена мужским вниманием. Главное не фигура, а вера в жизнь! Так что, вперед, молодежь, набрасывайтесь на плюшки , и по быстрее, пока не вернулась с работы моя дочь.

Все садятся за стол и пьют чай. Ангелина Петровна, посматривая на часы, начинает торопить девочек.

Ангелина Петровна: Побыстрей ,девчата, а то придет с работы Константин или Наталья, придется весь вечер выслушивать их нотации.

Саша (вздыхая): Это точно!
Катя ( с набитым ртом): Да уж, папаша у Сашки суровый человек! Я его немного боюсь.
Саша: Зря ты, Катя. Папа строгий с виду, но на самом деле, он мягкий и добрый.

Катя: Может быть. Константин Александрович как сторожевой пёс, может, конечно, добрый и мягкий, но проверять это как-то не хочется.

Ангелина Петровна: Катерина, как самая близкая подруга моей внучки, докладывай, появились у нее новые стихи или песни?

Катя: Появились, Ангелина Петровна, что удивительно. Ведь Константин Александрович не разрешает ей отвлекаться на всякие глупости. А она умудряется писать. Ночами не спит, но пишет!

Ангелина Петровна: Сашунь, спой для своей старенькой бабушки, пожалуйста!

Саша (смеясь, берет в руки гитару): Ты, бабушка, такая старенькая, что десяток молодых за пояс заткнёшь! Помнишь, мы с Валдая привезли колокольчик? Сувенир? Вот, песня о нем. (поёт)

Подарил ты мне Валдайский колокольчик:
Голосистый, золотистый, с ноготочек...
Звон-трезвон, да перезвон, да переливы...
Голосок у колокольчика счастливый...
Вот настанут холода, завоют вьюги.
Соберу я снегирей со всей округи,
Полетят они туда, где алым светом
Полыхают и закаты и рассветы,
Где морозом раскаляется калина,
Где заваривают веточки малины,
Домового угощают вкусным чаем,
В баньке веником дубовым привечают...
Я в придуманную сказку не поеду,
потому что мне обратно путь неведом.
Потому что веселее стали строчки:
В них звенит-звенит Валдайский колокольчик.

Ангелина Петровна подходит сзади к внучке и с нежностью целует ее в макушку.

Ангелина Петровна: Девочка моя, а ведь тебя Господь поцеловал в макушку!

Саша: Да ладно тебе, бабушка!
III

Входит Константин. Настроение веселой беспечности сразу пропадает.

Константин: Здравствуйте! (в сторону с раздражением) И теща тут! (Поворачиваясь к теще с дежурной улыбкой) Здравствуйте, Ангелина Петровна! Рад вас видеть.

Ангелина Петровна: Даже не сомневаюсь! А я-то как рада видеть любимого зятя!

Катя (Саше шепотом): Я ,пожалуй, пойду... (на цыпочках идет к двери).

Константин: Что же вы, Катя, сразу засобирались? Уроки все сделали? Или опять полдня глупостями всякими занимались?

Катя: Мне пора, Константин Александрович. Мама, наверное, уже волнуется. А уроки мы сделали. Можете проверить.

Константин: Проверю, обязательно! А то, что вы о маме переживаете, это похвально, похвально.

Катя (выскальзывая за дверь): До свидания...

Константин: До свидания. (поворачивается в дочери) Саша, мы же с тобой уже обсуждали, что выпускной класс - это учеба, учеба и учеба, развлекаться можно будет потом, когда сдашь успешно экзамены и получишь золотую медаль.

Саша (пряча гитару за кресло): Да, папа, конечно. Но мы с Катей почти все уроки сделали.

Константин:  Почти? Ну, значит, это "почти" надо доделать.

Саша (сникнув): Хорошо, папа (быстро уходит из комнаты).

Ангелина Петровна: Ну, зачем вы так строго с девочкой, Константин? Она и так прекрасно учится, все успевает. Почему бы ей немного не отдохнуть?

Константин: Потому, Ангелина Петровна, что учеба в выпускном классе не предполагает отдых. Впереди сдача ЕГЭ, поступление в медицинский...

Ангелина Петровна: Почему именно в медицинский?

Константин: Потому что мы решили, что после школы Саша пойдет в медицинский.

Ангелина Петровна: Под словом "мы" вы себя имеете в виду?

Константин: Себя, Сашу и Наташу, всю семью!

Ангелина Петровна: Видимо, меня вы к своей семье не относите? Потому что со мной никто не советовался. Что ж, я даже не обижаюсь!

Константин: Уважаемая Ангелина Петровна!

Ангелина Петровна (в сторону, закатывая глаза к потолку): Сейчас начнется!

Константин: Я очень ценю вашу помощь в воспитании Сашеньки, мы с  Наташей много работаем, и без вашей поддержки нам было бы гораздо труднее. Но определение стратегической линии развития моей дочери - это наше, внутрисемейное дело, и в этом вопросе мы обойдемся без ваших советов! Я убедительно прошу вас не вмешиваться!

Ангелина Петровна: Боже, Константин, вы себя- то слышите? Вы как будто доклад читаете на научном симпозиуме. Вы не на кафедре! Отключитесь же от работы, от своей руководящей роли и давайте спокойно поговорим.

Константин: Я и так спокоен.
Ангелина Петровна: Я, конечно, понимаю, что следование дочери по  пути родителей тешит ваше самолюбие, но стоит ли ломать девочке жизнь в угоду собственным амбициям?

Константин (еле сдерживаясь): Что вы имеете в виду под фразой "ломать девочке жизнь"? Вы считаете, что профессия врача сломает ей жизнь?!

Ангелина Петровна: Я считаю, что не обязательно будущее девочки сводить только к медицине. Она очень талантлива! Она пишет прекрасные стихи, она музыкальна, чудесно поёт... Может, если дать ей возможность выбора, она пойдет на литературный?

Константин (криво усмехаясь): Или в консерваторию!

Ангелина Петровна: А почему бы и нет? У нее получаются замечательные песни!

Константин: Ангелина Петровна, вы же взрослый человек, у вас за плечами огромный жизненный опыт! Просто удивительно слышать такие слова от вас. Вы же знаете, что жизнь порой сложна и непредсказуема! Очень важно иметь ту профессию, которая в любые, даже самые трудные времена, обеспечит человеку кусок хлеба! Став врачом, Саша нигде не пропадет! Эта профессия позволит ей стать самостоятельной и независимой, твердо стоять на ногах. Разве я неправ?

Ангелина Петровна: Вы говорите так, словно программируете ее на вечные трудности и испытания! Самостоятельная, независимая, твердо стоять на ногах!.. Она же женщина! А женщине совсем не обязательно быть такой уж самостоятельной и независимой. Может, она выйдет замуж за человека, который с удовольствием будет ее всем обеспечивать.

Константин: А если не выйдет?.. Вот вы, Ангелина Петровна, сколько раз были замужем? Если мне не изменяет память, раза три?

Ангелина Петровна (слегка кокетничая): Ну, это только официально!

Константин: И где же, позвольте вас спросить, тот мужчина, который готов вас всем обеспечивать? Куда он делся?

Ангелина Петровна:  Речь не обо мне. Я и сама могу себя обеспечить.

Константин (с воодушевлением) : Вот именно! Саша тоже должна сама себя обеспечивать! В конце - концов никто не мешает ей писать стишки и петь песенки в свободное время!

Ангелина Петровна (язвительно передразнивая): Стишки, песенки. Как же надо не уважать собственную дочь, чтобы так унижать ее талант!.. Вы перфекционист, Константин, и зануда! Не понимаю, как моя дочь до сих пор живет с вами?!

Константин: А вы у нее спросите!

Входит Наталья.

IV

Наталья: О, все уже дома? Привет, дорогой! Привет, мамочка! (по очереди целует всех) Вы еще не ужинали? Я сейчас приготовлю.

Константин (красноречиво глядя на тещу): Спасибо. Что-то аппетит пропал. (уходит из комнаты)

Наталья: Что опять произошло, мама?

Ангелина Петровна: Ровным счетом ничего. Просто, как обычно, не сошлись во взглядах.

Наталья: А Сашка где? Опять сидит за уроками?

Ангелина Петровна: А разве у бедной девочки есть выбор? Дай волю твоему мужу, он ее на цепь посадит!

Наталья: Мама, ну что ты! Костя просто очень переживает за будущее Саши.

Ангелина Петровна: Вот именно! Так переживает, что шаг влево, шаг вправо - расстрел! Он даже мысли не допускает, что она может пойти не в медицинский, а в другой ВУЗ.

Наталья: В какой еще другой, мама?!

Ангелина Петровна: Вот и ты, Наташа, полностью зависишь от его мнения. Нельзя так! Надо объективно, со всех сторон оценивать ситуацию. А Константин шоры на себя надел и ничего другого видеть не хочет.

Наталья: Я тебя не понимаю, мама.

Ангелина Петровна:  Медицина - это хорошо, это замечательно было бы, если бы дочь ваша была обычной девочкой. А у нее талант! Божий дар! Ты ее стихи читала? Песни слушала?!

Наталья: Ну, конечно, кое- что слышала...

Ангелина Петровна (передразнивая):  Кое- что... Совсем не обращаете внимания на девочку... Ничего не видите, кроме своей работы... (роется в своей сумке. Находит какой-то листок ) Вот! Ты только послушай! Это я потихоньку из ее тайной тетрадки переписала, пока Саша в школе была. Просто не смогла удержаться! (читает с благоговением)

Мне снился сон, что я летал.
Сон по зрачкам моим стекал.
Мне снился сон , и в этом сне
Мои стихи шептали мне:
"Ты нами понят и любим,
Но расскажи о нас другим.
Пускай услышит тишина,
Что не всегда нужна она.
Пускай почувствует земля,
Что эту землю не деля,
Живем на ней с начала дней,
И что уйдем лишь вместе с ней.
Пускай узнают небеса,
Что это Он, Господь наш Сам
Стихами с миром говорит,
Стихи творит из всех молитв".

Мне снился сон, что я летал,
Сон по зрачкам моим стекал,
И в этом сне, как наяву,
Я понял, для чего живу.
Узнал я от своих стихов,
Что есть глаза у облаков,
Что в океаны свысока
Смотреться любят облака.
А небосвод и волны вод
Ветрам даруют их полет,
Что спят устало до утра
Ветра на травяных коврах.
А горы те, что высоки, -
Совсем не камни, не пески,
А груды скомканных путей,
Что так стремились к высоте...

Ангелина Петровна: Ты слышишь, Наташа? Это же настоящие стихи, настоящие! Сашка - поэт от Бога! А вы ей крылья подрезаете, думаете, что в клетке ей хорошо будет. По крайней мере, корм в кормушке будет всегда. Ей не корм, ей небо нужно! Понимаешь?

Наталья: Понимаю. Что же делать, мама? С Костей спорить невозможно.

Ангелина Петровна: Угораздило же тебя выйти замуж за домашнего тирана!

Наталья: Ты сгущаешь краски, мама. Костя не тиран, он просто старается быть практичным. Мы не сможем его переубедить по поводу медицинского института.

Ангелина Петровна: Это я уже поняла! Но у меня есть другое предложение. Я по радио услышала объявление о наборе на конкурс юных талантов, а потом и в интернете прочитала. Надо записать одну из песен Саши и послать на отборочный конкурс. Пусть люди услышат ее песни. Она сама этого хочет, но никогда не признается, зная мнение своих родителей. Мы должны ей помочь, Наташа!

Наталья (задумчиво): Ну, да, да, ты права, мама, права...Надо только Косте сказать.
Ангелина Петровна: Боже упаси, говорить Косте!!

Наталья (удивленно): Но, как же, мама, ведь он отец.

Ангелина Петровна: Давай сначала запишем песню, отправим запись через интернет ( если бы я была помоложе, я бы сама все сделала!) и если ее примут к участию в конкурсе, вот тогда мы все и скажем Косте. Поняла?

Наталья ( с хитрой улыбкой): Маленький заговор против домашнего тирана?

Ангелина Петровна: Точно!


Действие второе

I
Конкурс юных талантов. Помещение перед залом, в котором проходит конкурс. Последний день конкурса, финал. Из зала доносится приглушенный гул голосов . С разных сторон навстречу друг другу идут Сергей Александрович и Аркадий Борисович.

Сергей Александрович: О, Аркадий Борисович, с вами то я и хотел поговорить!

Аркадий Борисович: Добрый день, добрый день, господин продюссер! (Подобострастно кланяется и трясет руку Сергея Александровича)

Сергей Александрович: Как вам конкурс? Это я у вас как у члена жюри спрашиваю, Аркадий Борисович?

Аркадий Борисович: Замечательно! Просто великолепно! Какая организация! Какой размах! Просто мировой уровень!

Сергей Александрович (довольно улыбаясь): Рад, что вам понравилось. Мы старались, очень старались и, как говориться, результат налицо.

Аркадий Борисович: Крайне признателен вам, Сергей Александрович, что пригласили меня в жюри.

Сергей Александрович: Как вам работа в жюри?

Аркадий Борисович: О, великолепно! Безумно талантливые дети, безумно! Было невероятно трудно отобрать лучьших. Ведь они все - звездочки, просто яркие звездочки!

Сергей Александрович: Согласен с вами, дети действительно очень талантливые. Тем не менее, сегодня последний день конкурса, финал. Придется делать самый трудный выбор.

Аркадий Борисович: Да, да , очень трудный выбор, очень трудный!

Сергей Александрович: Вот о нем то я и хотел с вами поговорить...(берет Аркадия Борисовича под руку и отводит в сторонку, начиная говорить тише) Вы лично кого уже видите победителем? Сашу Вихореву или Злату Романовскую?

Аркадий Борисович : Обе девочки очень талантливы, очень... Но Злата Романовская пишет, как бы это сказать, как юная талантливая девушка, так, как пишут в этом возрасте. Эмоции, эмоции, эмоции! И эти эмоции действительно захватывают. А у Вихоревой в песнях есть что-то такое, необычное. Я даже словами это передать не могу. Какое-то особое переплетение звуков и ,в то же время, простота, какая-то особая энергетика.

Сергей Александрович: Так кто же ,по-вашему, победит?

Аркадий Борисович: Я бы выбрал Вихореву.

Сергей Александрович: Понимаю вас, понимаю. Мне тоже очень импонирует Вихорева, хотя на сцене лучше держится Злата. А ведь сценический образ тоже имеет значение, не правда ли?

Аркадий Борисович: Несомненно!

Сергей Александрович: Впрочем, это не удивительно, ведь Злата дочь известного режиссера Романовского. Ведь вы же знаете его фильмы?

Аркадий Борисович: Конечно! Кто же не знает фильмы Романовского?! Очень, очень талантливый режиссер.

Сергей Александрович: И дочь у него очень талантливая.

Аркадий Борисович (Эхом повторяя):  И дочь у него очень талантливая!

Сергей Александрович: Вы ведь будете писать о победителе конкурса в своем журнале?

Аркадий Борисович: Конечно! Это будет главная тема следующего номера. Большая статья, много прекрасных фотографий...

Сергей Александрович: Ну, если победит Вихорева, то, боюсь, со статьёй возникнут проблемы (искоса наблюдает за реакцией собеседника)

Аркадий Борисович (насторожившись): Проблемы? Что вы имеете в виду?

Сергей Александрович: Ну, сами подумайте, Вихорева талантливая, но обычная девочка из обычной семьи. Нет ничего примечательного, ничего, на чем бы мог сфокусироваться интерес читателей. А вот о Злате Романовской, дочери знаменитого режиссера, представительнице творческой династии действительно можно написать много и интересно. Читатели будут в восторге!

Аркадий Борисович: Понимаю, понимаю... Но, как же быть, если все-таки выиграет Вихорева? Я ведь не один в жюри...

Сергей Александрович: Вот об этом надо поговорить, дорогой мой Аркадий Борисович! Я имею в виду, что вам надо будет поговорить с другими членами жюри.

Аркадий Борисович (придвигаясь ближе): Слушаю вас внимательнейшим образом!

Сергей Александрович:  Такой замечательный актёр, мастер своего дела, как господин Черников. Он конечно талант, но в последние годы живет скорее прошлой славой, чем новыми достижениями. Вы со мной согласны?

Аркадий Борисович (кивая): Согласен, совершенно согласен.

Сергей Александрович: Его давно не приглашают в кино, в театре играет в паре давно застрявших на сцене спектаклей. Но он же творец! Творец не может жить без работы. А я недавно краем уха слышал, как Романовский говорил, что ему в новый фильм нужен именно такой маститый актер, как Черников. Думаю, Черникову будет приятно услышать эту сплетню. Ведь сплетни периодически оказываются правдой.

Аркадий Борисович: Понимаю, понимаю, понимаю.. А другие члены жюри?

Сергей Александрович: Композитор Шнеерзон никогда не писал музыку для кино. Но ведь это так интересно, попробовать что-то новое, с его то талантом и извесностью! В новом фильме Романовского очень не хватает талантливого композитора. Он так и говорит. Мне, говорит, нужен саундтрек уровня Шнеерзона, не меньше!

Аркадий Борисович (кивая):  Понимаю, понимаю... Вот только, думаю, что никакими силами убедить поэта Степнова не получится. Он с первого дня конкурса твердит, что Вихорева - талант.
 
Сергей Александрович: А не нужно убеждать господина Степнова. Пусть останется при своем мнении.

Аркадий Борисович: Но, как же?..

Сергей Александрович: Дорогой мой Аркадий Борисович, ведь у нас честный конкурс?

Аркадий Борисович( сначала отрицательно мотает головой, потом, спохватившись, подобострастно кивает): Абсолютно честный!

Сергей Александрович: Вот пусть победа Златы Романовской и будет абсолютно честной с одним голосом против!

Аркадий Борисович: Понимаю, понимаю...

Сергей Александрович (мягко подталкивая собеседника к выходу в зал) : Ну вот и замечательно, Аркадий Борисович. Пора, пора занимать место в жюри. Вас все уже ждут с нетерпением. Желаю удачи! И помните, удача в ваших руках!

Аркадий Борисович выходит в зал, а продюсер, пройдя через всю сцену исчезает в дери справа.

II

К двери зала на цыпочках подходит Саша. Она прикладывает ухо к двери и слушает, что происходит в зале. К ней сзади крадучись подходит Злата и громко кричит над ухом.

Злата: Привет!! (Саша вздрагивает от неожиданности)

Саша: Привет.

Злата: Что, испугалась? Ну, извини, решила пошутить.

Саша: Ну и шутки у тебя...

Злата: Готовишься? Настраиваешься?

Саша (неуверенно пожимая плечами): Пытаюсь. Уже третий этап конкурса, а я все никак не могу справиться с волнением.

Злата: Бедняжка! (смотрит на нее со смесью презрения и жалости).

Из динамика доносится голос режиссера: "Романовская, ваш выход!"

Злата (протягивая руку к ручке двери): Ты, Вихорева, очень талантливый человек! Очень.

Саша: Спасибо! Ты действительно так считаешь?

Злата: Действительно. Вот только одного таланта для победы не достаточно. Так что, на победу можешь не рассчитывать!

Саша меняется в лице и опускает руки.

Злата( приоткрывая дверь): Да, еще хотела сказать, что платьице у тебя очень миленькое. Такие были в моде сезона два или три назад... (выходит в дверь с торжествующей улыбкой)

III

После окончания конкурса. Тоже помещение. В углу Саша плачет в объятиях мамы. Константин нервно ходит взад- вперед. Ангелина Петровна растерянно и с состраданием смотрит то на внучку, то на зятя.

Константин (подходит к Ангелине Петровне):  Ну, что, вы довольны? Довольны?! А я предупреждал!..

Ангелина Петровна: Костя, успокойтесь...

Константин(возмущенно): Успокоиться? И это мне говорите вы? Моя дочь плачет, ее мечта разрушена, разбита, а я должен быть спокоен?!

Ангелина Петровна: Вам действительно лучше успокоиться и успокоить Сашу. Никакой катастрофы не произошло...

Константин: Вы еще мне скажите, что главное не победа, а участие.

Ангелина Петровна: Думаю, это надо сказать не вам, а ей...

Константин: Это все равно, что сказать спортсмену, готовящемуся к олимпийским играм. А он потом спросит, зачем же тогда он столько лет тренировался, работал на износ, забывал обо всем на свете, кроме тренировок? Что бы просто поучаствовать?..

Ангелина Петровна: Творческий конкурс - это все-таки не спорт. Здесь все такие разные, их трудно сравнивать. У жюри тоже есть свои предпочтения, они же люди...

Константин: Дочь знаменитого кинорежиссера их предпочтение! Понимаете? Не будь ее папа кинорежиссером, думаете, она бы выиграла? ..Молчите? Сказать вам нечего. И дело здесь не в проигрыше, а в несправедливости! Если бы Сашка проиграла действительно более талантливому человеку, она бы не плакала сейчас так безутешно.

Ангелина Петровна: Согласна с вами, несправедливо. Но в жизни не всегда все бывает справедливым. Это жизнь! И Саше придется к этому привыкать.

Константин: И это вы упрекали меня в том, что я не люблю свою дочь! А я знал, знал, что именно так и будет. Ничего кроме разочарования!.. Когда мне было 9 лет, как-то мама заставила меня пойти в филармонию на концерт для скрипки с оркестром. Я сопротивлялся всеми силами, потому что понятия не имел, что такое симфонический концерт и это было мне совершенно не интересно. А когда услышал скрипку... У меня что-то в душе перевернулось. Весь концерт я слушал затаив дыхание, а по моему лицу непрерывно текли слезы. Это было соприкосновение с чем-то невыразимо прекрасным и совершенным! После концерта я попросил маму отдать меня в музыкальную школу. Мама сначала отмахивалась, но потом, впервые в жизни столкнувшись с моим невероятным упорством, отвела  в музыкальную школу. Помню, там было много маленьких детей, и все они были младше меня года на 3-4 и я чувствовал себя гигантом-переростком, как Гулливер в стране лилипутов. Меня прослушали две какие-то тётки с деревянными лицами, попросили что-то сыграть, спеть, и, конечно, не приняли. Они сказали, что для игры на скрипке нужен абсолютный слух, а у меня слух был не абсолютный. И я до сих пор помню то чувство отчаянной несправедливости, когда ты вдруг увидел мечту, прикоснулся к ней благоговейно, а какие-то взрослые чужие тетки одним словом разбили эту мечту вдребезги! Это больно, Ангелина Петровна, очень больно. Именно от такой боли я и пытался уберечь Сашу... Не уберег.(Обреченно машет рукой и поворачивается к жене) Пойдемте отсюда, Наташа, Сашенька, не плачь родная, все образуется.

Наталья бережно обнимает дочь, к ним подходит Ангелина Петровна.
 
Саша ( матери):  Вы идите, я сейчас... (родители уходят обнявшись)

Ангелина Петровна: Девочка моя, ты же слышала, каким свистом зал встретил решение жюри? Вот, что самое главное!

Саша: Не утешай мен, бабушка, не надо. Я в порядке.

Ангелина Петровна: Саша, это первый конкурс в твоей жизни. Сколько их еще будет! Надо учиться переживать неудачи и идти дальше.

Саша: Нет, бабушка, никаких конкурсов больше не будет. Я не хочу. Папа прав, буду готовиться к поступлению в медицинский. Надо получить нормальную профессию, а стихи и песни в свободное от основной работы время!

Ангелина Петровна: Решила поставить крест на собственном таланте?

Саша: Кому он нужен, этот талант?

 Ангелина Петровна: Девочка моя, талант - это божий дар! И этот драгоценный подарок нельзя взять, поиграть немного, а потом убрать на полку в дальний угол. И если он есть, этот талант, значит, он кому-то нужен, людям нужен! Иначе в нем нет смысла.

Саша: А в нем и так нет никакого смысла! Глупости все это, как говорит папа, а папа прав.

Ангелина Петровна: Жаль, что ты так зависишь от чужого мнения. А если оно неправильное? Надо вырабатывать иммунитет против чужого мнения и иметь своё! Надеюсь, когда ты успокоишься , у меня еще будет возможность переубедить тебя.

Саша (отрицательно качая головой): Бессмысленно. Пойдем, бабушка.(зябко ежится) Здесь слишком холодно. (Уходят)

Действие третье

I

Больница. Отделение детской гематологии. В холле пост медсестры. Вдоль стены коридора тянуться двери в палаты.
Медсестра Оля разбирает какие-то бумаги на посту.

Оля (бубнит себе под нос): Так, это в папку кладём, это в историю вклеиваем. А это чьи анализы? Колобков, 4-я палата...(мимо проходит Александра) Александра Константиновна! Пришел анализ крови Колобкова.

Александра: Ну-ка, посмотрим! (берет из рук медсестры бланк с результатом анализа) Дайте мне, пожалуйста, его историю болезни.(Сравнивает с предыдущими анализами, разочарованно вздыхает)Никакого эффекта! Как будто мы ему не мощные лекарства кололи, а святую воду!

Оля: В некоторых случаях святая вода лучше помогает. Может, и Ванечку Колобкова лучше бы было святой водой лечить, а не всякой жуткой химией травить детский организм...

Александра (осуждающе): Ну, что вы говорите, Оля!

Оля: А что я? Я ничего!..

К посту подходит Пётр Николаевич.

Пётр Николаевич: Ну что, Александра Константиновна, вы сегодня дежурите?

Александра: Да, Пётр Николаевич, дежурю до утра.

Пётр Николаевич: Что ж, удачного дежурства! А я, с вашего позволения, буду собираться домой.

Александра: Пётр Николаевич, взгляните, пожалуйста, на результаты анализов Вани Колобкова из 4-й палаты. Помните его? Мальчик 8 лет...

Пётр Николаевич (берет в руки историю болезни): Да, да, конечно, помню. Острый лейкоз... М-да...Все хуже и хуже.

Александра: Два дня назад мы попробовали последнюю, самую мощную схему лечения, а эффекта никакого!

Пётр Николаевич: Да, никакого эффекта...

Александра: Может, вы еще что-нибудь посоветуете? Я уже не знаю, что делать.

Пётр Николаевич: А что тут можно сделать, Сашенька? К сожалению приходиться констатировать, что в данном случае мы исчерпали все наши возможности. Уж больно диагноз тяжелый у этого мальчика. Когда я пришел в детскую гематологию таким же молодым специалистом как вы, диагноз острый лейкоз в 90% случаев был смертным приговором. Сейчас медицина сделала огромный шаг вперед, просто огромный! Большинство детей с острым лейкозом выздоравливают. Увы, Ваня Колобков к этим счастливчикам не относится...

Распахивается дверь палаты и выбегает мать Колобкова со слезами на глазах, бросается к врачам.

Мать Колобкова: Доктор, что с моим сыном? Он меня как будто не слышит и дышит как-то странно... Помогите, пожалуйста!

Александра и Пётр Николаевич бросаются в палату, следом идут мать Колобкова и Оля... Через несколько минут возвращаются к посту медсестры.

Мать Колобкова: Он умирает?!.. Мой сын умирает?!... И ничего нельзя сделать?! (рыдает)

Пётр Николаевич (к Олье): Дайте ей успокоительного, пожалуйста.

Оля (подхватывая рыдающую женщину под руки): Пойдемте, я вам капелек успокоительных накапаю, пойдемте...(уводит женщину)

Пётр Николаевич: Печальная ситуация...(обращаясь к Александре)Это ваш первый пациент, которому вы не смогли помочь?

Александра: Да...

Пётр Николаевич: Вам придется к этому привыкать, к сожалению. Такая у нас с вами специальность...

Александра: Я понимаю, но...когда умирает ребенок...Это так несправедливо! Почему? Почему, Пётр Николаевич, большинству больных лечение помогает, а Вани Колобкову нет? Объясните мне, пожалуйста!

Пётр Николаевич: Объяснить не могу, могу только предположить. За выздоровление должны бороться двое: врач и пациент. Вы как лечащий врач Вани сделали все от вас зависящее, а вот Ваня ... Думаю, он просто устал и сдался, перестал бороться. Нет у него больше воли к жизни, а без этого мы, врачи, ничего сделать не можем. Вот такие вот дела, Александра Константиновна.(собирается уходить)

Александра: Подождите, Пётр Николаевич! Но, надо же что-то делать! Я не могу просто сидеть и смотреть, как умирает 8-летний ребенок! Я должна что-то сделать!

Пётр Николаевич: Понимаю вас. А делать надо вот что:  просто посидите с ним и подержите его за руку. Мы не знаем, что испытывает человек, переходя за грань жизни. Может быть страх. И если кто-то побудет с ним рядом, может ему будет не так страшно?

Пётр Николаевич уходит, а Александра, постояв в нерешительности на пороге палаты несколько секунд, проходит к кровати больного и садится с ним рядом.
Возвращается медсестра.

Оля:  Господи Иисусе, если этому несчастному необходимо умереть, то пусть это случиться не на моём дежурстве! (снова начинает перебирать бумаги на столе) Дернул же меня чёрт пойти работать на это отделение! Лучше бы в роддом устроилась, занималась бы с новорожденными, там редко кто умирает...

Из открытой двери палаты доносится голос Александры. Она поёт колыбельную.

Одинокий, усталый, угрюмый,
Месяц по небу невод ведет.
Неустанную думает думу,
Незнакомую песню поёт.
В глубине потаенной и зыбкой,
Даже сами не зная того,
Золотые, как звездочки, рыбки,
Попадаются в невод его.
Сколько их в темноте пролетало,
Оставляя мгновенный огонь,
Но еще не одна не упала
Из незримых сетей на ладонь.
На земле чье-то сердце так робко
Рыбку звездную манит, зовет...
Высоко-высоко, неторопко
Месяц нежную песню поёт.
Утром звездным он невод распустит,
И тогда, осветив небосвод,
В глубь таинственной, ласковой грусти
За звездою звезда уплывет.

II

Близится утро. Медсестра Оля на цыпочках заходит в палату Вани Колобкова и кладет руку на плечо Александры, сидящей у кровати. Говорит громким шёпотом.

Оля: Александра Константиновна! Он, кажется, спит. Вы бы тоже пошли, поспали хоть часок.

Александра (устало): Хорошо, Оля. А Ваня и правда спит, как ангел... Пойду ,прилягу...

Обе уходят из палаты.

Оля: Идите в ординаторскую, хоть немного отдохнете, а то на вас лица нет. Это ж надо, полночи песни умирающему петь! Себя бы поберегли!
Александра уходит. Медсестра возится на своем посту.

Наступает утро. Медсестра Оля заходит в палату к Колобкову.
У поста медсестры появляется Пётр Николаевич. Дверь палаты открывается, на пороге Оля в крайней степени удивления.

Пётр Николаевич: Доброе утро, Оля. Что с вами?..

Оля: Он... Он проснулся и просит есть...Представляете? Манную кашу хочет...

Пётр Николаевич: Кто?
Оля: Колобков...

Пётр Николаевич заходит в палату и быстро возвращается с радостным выражением лица.

Пётр Николаевич: Ну, что же вы стоите, Оля?

Оля: А что мне делать?

Пётр Николаевич:  Как, что? Бегом за кашей! (медсестра уходит) Стойте, Оля! (в след ей) Сначала возьмите кровь на анализ, а потом кашей накормите. Вы меня поняли?

Оля: Поняла... (бегом возвращается в палату)

Появляется мать Колобкова.

Мать Колобкова: Что мой сын?..

Пётр Николаевич: Да вы сами посмотрите.

Женщина с опаской входит в палату, через несколько секунд возвращается в радостном изумлении.

Мать Колобкова: Он есть попросил и пить...Сока яблочного хочет! Доктор, а ему можно яблочный сок?..

Пётр Николаевич: Можно. И яблочный, и клубничный, и апельсиновый! Да хоть ананасовый!

Появляется Александра. Мать Колобкова, увидев ее, бросается к ней.

Мать Колобкова: Спасибо вам, доктор! Спасибо! Пойду за соком!..(убегает)

Александра: Доброе утро, Пётр Николаевич. А что произошло?

Пётр Николаевич: Наш Ваня  попросил манной каши и яблочного сока!

Александра (изумленно): Что?!

Пётр Николаевич: Вы не ослышались, Сашенька.

Александра: Это вы про Колобкова?

Пётр Николаевич: Именно!
 
Александра уходит в палату к Ване, через минуту возвращается .

Пётр Николаевич: Н-ус, уважаемый коллега, как вам это чудо удалось?

Александра: Я ничего не понимаю...Он в сознании, разговаривает...Как это возможно?
Пётр Николаевич: День начинается хорошо!

Александра: Но, Пётр Николаевич, я ведь ничего не делала...

Пётр Николаевич: Так уж и ничего?.. (из палаты выходит медсестра с пробиркой в руках) Оленька, пожалуйста,
 мухой в лабораторию! Мне очень важно знать результаты анализа крови Вани! Хорошо?
Оля: Уже бегу! (быстро уходит).

Александра: Я просто сидела всю ночь и пела ему песенки. Он же ребенок...

Пётр Никоаевич: Значит песни у вас лечебные!

Александра: Вы смеетесь надо мной?

Пётр Николаевич: Вовсе нет! Я совершенно серьёзен. Давайте размышлять логически. Вчера вечером мальчик умирал. Факт?

Александра (кивая): Факт.

Пётр Николаевич:  Сегодня утром он не только не умирает, а еще и манную кашу потребовал. Факт?

Александра: Факт.

Пётр Николаевич: Что связывает эти два факта? Ночь под ваши песни. Никакого другого воздействия на мальчика не было. И это тоже факт. Значит, улучшение его состояния может быть связанно именно с песнями.

Александра: Вы это как-то можете объяснить?

Пётр Николаевич: Возможно, ваши песни сработали как молитвы, достигли ушей того, кто всем управляет (указывает пальцем на потолок) и Он раздумал забирать Ваню к себе. А ,может быть, Колобкову так понравились ваши песни, что он сам раздумал уходить. Кто знает? Пути господни неисповедимы!

Бегом возвращается медсестра с листком бумаги. Пётр Николаевич читает результаты анализа и начинает приплясывать от радости.

Пётр Николаевич: Ай, да Клобков! Просто колобок какой-то. Он от бабушки ушел и от дедушки ушел, от медведя ушел и от волка ушел, и от смерти ушел! Ай, да Ваня, ай, да Колобков!

Александра смотрит на него с изумлением.

Пётр Николаевич:  Сами посмотрите, Александра Константиновна, отчетливое улучшение! (протягивает бумагу Александре)

Александра (читает): Что-то невероятное!.. Не понимаю. Как это можно объяснить с научной точки зрения?

Пётр Николаевич: Не все можно объяснить с научной точки зрения. Я чем больше работаю, тем больше верю в Бога. Вот мы развиваем науку, закапываемся в глубину проблемы, дошли до уровня генов, разбираем молекулы на атомы... А Он смотрит на нас сверху, как на трудолюбиво копошащихся муравьёв, и улыбается. Отбросьте гордыню, поумерьте свое самомнение! Мы всего лишь орудия в Его руках. Через нас Он осуществляет свой Промысел. В конце концов, какая разница, что именно помогло?! Ваня жив! И это самое главное! Все хорошо, Сашенька! Вот теперь вы совершенно спокойно можете идти домой отдыхать. Дежурство у вас было тяжелое.

III

Спустя несколько дней. Там же. В больничном коридоре к Александре подходят 1-я мать и 2-я мать.

1-я мать: Александра Константиновна, здравствуйте. Нам с вами нужно поговорить.
Александра: Здравствуйте. Слушаю вас.

!-я мать: Моя дочь лежит в 12-й палате.

2-я мать: А моя в 10-й!

1-я мать: Мы бы очень хотели, чтобы наших детей перевели к вам в палату.

Александра (удивленно): Ко мне? Но, почему? У них же есть свои лечащие врачи, очень хорошие, даже более опытные, чем я...

2-я мать: Может те врачи и более опытные, но Ваню Колобкова вылечили именно вы! Мы все знаем!

Александра: Ване ,конечно, стало лучше, значительно лучше, но об излечении пока говорить рано...

2-я мать: Доктор, мы требуем, чтобы наших детей лечили именно вы! По закону мы имеем право выбирать врача!
 
Александра: Но почему именно я?..

2-я мать: Все знают, что вы здесь лучший доктор. У вас эти, как их там, икс...экс...экстрасенсорные способности!

Александра: Да нет у меня никаких экстрасенсорных способностей!

2-я мать: Вы нас не обманете! Мы требуем! И если вы не выполните наше требование, мы напишем жалобу в министерство!

1-я мать (отталкивая 2-ю): Ну, что ты говоришь! Какая жалоба?! Доктор, миленькая, не слушайте ее! Просто у нее дочь уже полгода лечится, а никакого улучшения нет. И у моей девочки все хуже и хуже, не смотря на лечение. Мы просто потеряли надежду, а тут история с Ваней Колобковым. Вы же его с того света вытащили! Помогите и нашим детям, пожалуйста, мы вас очень просим! Умоляем, доктор!..(пытается встать на колени)

Александра: Да что вы! Перестаньте! (поднимает женщину) Ну, хорошо, хорошо, я что-нибудь придумаю. Я с заведующим отделением поговорю.

Обе матери: Спасибо, доктор! (уходят)

Появляется Пётр Николаевич.

Александра: Пётр Николаевич! Просто ужас какой-то. Я не знаю, что делать!

Пётр Николаевич: Что случилось?

Александра: Родители других пациентов требуют, чтобы я лечила их детей. После истории с Колобковым они решили, что у меня экстрасенсорные способности! Представляете? И что теперь именно я должна лечить их детей. Я не знаю, что мне делать.

Пётр Николаевич: Действительно, интересная история...

Александра: Во-первых, по отношению к другим врачам будет некрасиво забрать у них пациентов, не этично. А во-вторых, я сама не знаю, как я помогла Колобкову? Может я здесь вообще не причем!

Пётр Николаевич: Пытаетесь снять с себя ответственность? Что, Александра Константиновна, тяжела она, шапка Мономаха? Думаете, силенок не хватит тащить это бремя? Поздно, Сашенька, поздно.

Александра( растерянно): Пётр Николаевич, я думала, вы меня поддержите...

Пётр Николаевич: Поддержу, чем смогу, Сашенька. Но у меня то нет экстрасенсорных способностей, в отличии от вас!

Александра (обиженно): Вы смеетесь надо мной!

Пётр Николаевич: Вовсе нет. За годы работы здесь я всяких чудес насмотрелся. С Ваней Колобковым случилось чудо, и вы имеете отношение к этому чуду. Теперь окружающие люди смотрят на вас с надеждой.

Александра: Но, если я обману их надежды?

Пётр Николаевич: А у вас нет на это права, обманывать надежды. Бог дал вам способности, экстрасенсорные или какие-то другие, не важно, но дал. Просто используйте их, чтобы помочь этим детям.

Александра: А если у меня не получится?

Пётр Николаевич: Надо верить в себя, Сашенька! Просто надо верить!

Александра: Что же мне теперь делать?

Пётр Николаевич: Жить, Сашенька, жить и работать, лечить детей и петь свои замечательные песни! (уходит с улыбкой на губах)

Саша остается одна. С потолка на нее опускается луч прожектора. Саша поднимает голову вверх, к небу. Звучит песня.

Иду на зов твоих шагов.
Так после долгого пути
В тяжелый шторм до берегов
Родных не можешь не дойти.
Так после маятной зимы
Томиться сердце по теплу,
Так ждешь рассвет,
Так ловишь сны,
Совсем измучившись к утру,
И так бежишь от суеты
В закат, в росу, в небесный плен,
Под ливень чувств от духоты
Тяжелых, серых, скользких стен
Бежишь...
О, жизнь!
Мечтой звеня,
Пой просто, пой раскованно.
Тогда - хоть в пламя из огня
И хоть в огонь - из полымя.
Иду на зов твоих шагов.
Не потеряй меня!

Конец.


Рецензии
Замечательная пьеса, Даша! Как мне знакомы эти рассуждения родителей на тему: вот выучишься профессии, чтобы на кусок хлеба хватало, а потом делай, что хочешь. Только время то упущено. Правда в Вашей пьесе девушка нашла своё призвание, своё предназначение, и это прекрасно!

Татьяна Мишкина   03.07.2020 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.