Дневник фермера. 4

4.


Вчера летал в Александровское, отвозил выкопировки. Оказалось, что нужно всего три, а не четыре. Гордеев делал на выкопировках надпись «Согласовано с директором Александровского лесхоза Реннель А. В.» и отправил меня в лесхоз за подписью с печатью. Подпись добыл, а про печать забыл. Такой вот я предприниматель! В общем-то, можно оправдаться тем, что меня вначале сбила с толку какая-то бабёнка из лесничества, с которой я имел короткую беседу ввиду отсутствия начальства. Она мне сказала, что главный лесничий не подпишет, так как нет акта выбора участка и акта технического обследования. Но лесничий, после непродолжительной беседы, всё же поставил свой автограф.  Он вначале усомнился, действительно ли на месте испрашиваемого участка горельники. Он работает недавно, и, будто бы, не знает, был ли там пожар в 1982 году. Пригласил кого-то, видимо, из сотрудников, молодого ещё человека, и тот подтвердил. А вот печать поставить я, на радостях, забыл. И отправился опять, через всю деревню, к землеустроителю. Вообще, мы с ним договорились, что я оставлю один экземпляр у его жены, что работает за стенкой лесхоза – в лесничестве, а два других экземпляра привезу с собой на комиссию. Комиссия, видимо, будет 27 марта, если не перенесут. Но у меня, после бесед в лесхозе, возникли вопросы: а достаточно ли бумаг собрано для отведения участка? Неужели так быстро демонтировали бюрократический аппарат? И не окажется ли потом, что при оформлении земельного участка нарушены какие-то инструкции, вследствие чего разрешение на землевладение окажется недействительным? Гордеев сказал, что сейчас, для будущих фермеров, процесс получения земель упрощён. А вместо акта тех. обследования мне необходимо будет получить акт материальной оценки участка, для чего необходимо будет выехать с Иванюгиной на место, где она должна определить, сколько леса в среднем на гектаре, какого леса, а затем уже брать лесобилет и приступать к рубке. Он знает, (работал, говорит, в лесничестве) что там был пожар, что лес там дровяник, но есть, де, ещё процентов восемнадцать делового леса. Не знаю, будет ли там 18%. Всё-таки, там велась рубка леса, и делового леса остались совсем крохи: молодой сосняк на островках в болотцах, до которых не добрался огонь. Надо будет хорошо осмотреть, чтобы не платить за несуществующую древесину, которая, вблизи, будто бы дороже. Заплатишь за 18%, а окажется лишь 5%, и недостающие проценты придётся готовить где-то в другом месте, и везти за тридевять земель.
Заходил к Михаилу. Он в этот день уезжал за сеном, на луга. Приехал, когда я уже вторично зашёл в это убогое жилище. Правда, во второй раз застал конец уборки. Старшая дочь (12 лет) Лида вымыла пол и потащила выхлопывать палас. Ольга накормила меня пловом из несмолёной курицы. А когда я уже допивал компот, прошёл мимо окна хозяин. Но в дом Михаил сразу не зашёл, прошёл через огород, где-то сделал круг, и затем опять прошёл мимо окна, после чего уже ввалился в избу, в грязной телогрейке, весь пропахший соляркой (облился), заросший и почерневший от ветров. Поздоровались. Он сразу же взял закуску, полбанки самогона и отнёс сие трактористам, после чего умылся, переоделся, причесался. Достал жестяную трёхлитровку вина. Немного выпили. Обсуждали мою авантюру. Он, как и все, сомневался, что я смогу один что-то сделать. Надежды на сыновей, чьи бы они не были, не имеет. Пообещал, что окажет содействие в приобретении через совхоз телят. Я просил десять, как будто у меня куча денег, чтобы оплатить сию сделку.
Михалил недавно заколол свинью. Это пацаны его поведали. Оказалась она супоросной. 14 поросят загубили. Говорят, нечем было кормить. И, будто бы, не знали, что она супоросная.
Думал, Михаил предложит кусочек свежего мяса. Нет, не предложил. Рыночные времена наступают. Вообще-то, живут они, не смотря на хозяйство личное, очень неважно. Мебель вся поизломана, двери тумбочки под телевизор торчат в разные стороны. А какая грязь была в оба моих приезда. Сидит баба дома, и не может порядок навести. Впрочем, судить мы все горазды. И у самих не идеальный порядок, и это один Матвей безобразничает, а там сразу трое: Сергей, Денис, Настя. Убирает, видимо, одна Лида. Её же и управляться по хозяйству послала мамаша.
Михаил проводил меня до самого самолёта, на котором я летел в Стрежевой один-одинёшенек. Смотрел, как медленно опускалось за горизонт багровое солнце. И думал о том, что это не солнце садится, а земля проворачивается вокруг оси вместе со всей атмосферой и с самолётиком АН-2, в котором летел я и просил мысленно, чтобы дольше не закатывалось солнце. Но оно всё же закатилось, ещё до того, как самолёт зашёл на посадку.
Вчера же принесли извещение из налоговой службу. Мне предложено явиться для уплаты налога, небольшого пока, но загвоздка в том, что у меня нет техпаспорта на дом,  а так же я не знаю адреса этой службы. Но второе легче, а вот первое посложней. Мою времянку, кажется, не зарегистрируют и паспорт не дадут. Опять беготня. И ещё. В этой бумажке указано, что за м.кв. – 0.6. Видимо, копеек. Если платить по этой таксе за мои 100 га, то получится сто тысяч рублей. Совсем маленько.
Да, кажется, с этой авантюрой я влезу в долги, разорю семейство и попаду в рабство. Нет, видимо, свободы в этом мире не найдёшь.

21.03.91


Рецензии