Элегантная девушка ар нуво

Если меня попросить в одно - два предложении описать разницу между Ар Нуво и Ар Деко, то, наверное, я приведу следующее сравнение: Ар Нуво - стиль в архитектуре и дизайне более всего направленный на слияние с природой, с её замысловатыми линиями, грацией, это полное восхищение в работах скульпторов, художников, архитекторов, великим замыслом Творца, этот стиль похож на прекраснейшую незнакомку, как бы случайно встреченную вами в южном парке при свете заходящего солнца. А Ар Деко, это холённый стройный джентльмен, полный аристократизма, изысканных манер, воспевающий торжество науки и технического прогресса, в первоклассном костюме не лишённом редкостных и весьма изысканных аксессуаров.
И, чтобы, прежде всего, русскому человеку было проще их отличать, Ар нуво - это Русский модерн, а Арт Деко - является основой всей архитектуры сталинского периода развития строительства нашей с вами страны, слегка припорошённый классицизмом. Искусствоведы, конечно, могут со мной весьма жарко поспорить на счёт второго утверждения, приведённого мной для простоты сравнения, но отрицать мощных корней Ар Деко в сталинском стиле архитектуры, они, всё же, не будут.
Помня о том, что в произведениях искусства литературы и архитектуры всегда отражается суть своего времени, его дыхание, а так же целый ряд событий предопределивших данное время, давайте, друзья мои, совершим беглый взгляд по основным историческим событиям и предопределившим появления данного, уникального, и ни с чем не сравнимого стиля в мировой архитектуре и искусстве. Какие культурные, научные и военно-политические события так радикально изменили восприятие зодчих и дали, собственно, толчок к совершенно новому осознанию формы. Когда после нескольких тысячелетий практически неизменных традиций, а я бы сказал разнообразнейших вариаций на тему каменного зодчества на западе и средней Азии, и в Русской архитектуре, в том числе и деревянном зодчестве на востоке, вдруг вспыхнул такой яркий, такой необычный стиль.
Что же нам на этот счёт говорит всеми нами не любимая, но так часто цитируемая Википедия? И так, какие события в мире произошли до 1890 года, а именно этим годом многие историки архитектуры и датируют появление в нашей с вами жизни Модерна:
 
1712 год - Томас Ньюкомен разрабатывает свою паровую машину.
1725 год - Иоганн Гейнрих Шульце доказывает, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, это открытие и послужило основой для последующего развития фотографии.
1768 год - созданием паросиловых машин способных перевозить человека.
1769 год — прядение нити из хлопка на прядильных машинах Аркрайта.
1773—1775 годы - Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II.
1775 год - Джеймс Уатт патентует паровую машину.
1780-х годах в США был принят ряд специальных указов, регламентирующих строительство населенных пунктов, в рамках продолжения исследования, продажи и дальнейшего администрирования западных территорий. Освоение Дикого запада, впоследствии, проистекало весьма бурными темпами вплоть до 1890 –х годов.
1783 год - Воздушный шар-аэростат, изобретенный братьями Монгольфье, поднял двух человек на высоту около 1 км.
1783—1784 год - в чёрной металлургии каменноугольный кокс пришёл на смену древесному углю, что позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа.
1787—1791 годы Русско-турецкая война, война между Российской империей и Священной Римской империей, с одной стороны, и Османской империей — с другой.
1789-1799 годы - Великая французская революция Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года
1803 год - Луизианская покупка — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке
1804 год - Ричард Тревитик строит первый в мире паровоз.
1807 год - Роберт Фултон строит первый в мире пароход «Клермонт»
1807 г. Франсуа Исаак де Риваз французско-швейцарский изобретатель патентует двигатель внутреннего сгорания.
1810 год - в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин
1811 год – США, строительство национальной дороги связывавшей реки Потомак и Огайо, одобренной конгрессом в 1807 году.
1812 год - Отечественная война 1812 года, война между Россией и наполеоновской Францией на территории России.
1818 год - Артемас Уиллер американский офицер и конструктор из г. Конкорда, штат Массачусетс, патентует в США кремнёвый револьвер.
1826 год - Первая фотография в мире, «Вид из окна»
1832 год - Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг.
1836 год - Сэмюэл Кольт открывает в Патерсоне (США) первую фабрику по массовому производству капсюльных револьверов собственной конструкции.
1840 год - англичанин Деларю производит первую лампу накаливания (с платиновой спиралью)
1840 год - изобретены велосипеды.
1853 год - Джордж Кейли английский учёный и изобретатель построил первый простой планер, который сумел поднять человека в воздух.
1861-1865 годы - Гражданская война в США.
1862 год - доктор Ричард Джордан Гатлинг патентует свой пулемёт под названием Revolving Battery Gun.
1867 год – Продажа Аляски.
1867 год - Альфред Нобель изобрел динамит.
1860-е годы – США, строительство первой трансконтинентальной железной дороги, построена в мае 1869 года.
1874 год - российский инженер Александр Николаевич Лодыгин получил патент за номером 1619 на нитевую лампу. В качестве нити накала он использовал угольный стержень, помещённый в вакуумированный сосуд.
1876 год - Николаус Август Отто строит четырёхтактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
1880 год - Огнеслав Степанович Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель.
1883 год — Хайрем Стивенс Максим британский оружейник американского происхождения создаёт станковый пулемёт.
1885 год - Немецкие инженеры Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах разработали лёгкий бензиновый карбюраторный двигатель.
1891 год – на вооружение Русской Императорской армии поступает 7,62-мм (3-линейная) магазинная винтовка образца 1891 года
1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали Великий Сибирский Путь.

Бурные политические потрясения 18-19 веков, рост влияния буржуазии в обществе, прогресс в развитии технологий, массовое появление в строительстве таких материалов как: металл, доступное стекло, бетон, появление электричества, просто не могло не привести к изменению строительных технологий, и существенно повлияло на рождение новых архитектурных стилей, таких как Ар Нуво, и следующего за ним Ар Деко.

Теперь, постараемся окунуться в тему более подробно. Ар Нуво - художественное направление в искусстве и архитектуре, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века /до начала Первой мировой войны/. В других странах называется также: «Тиффани» /по имени Л. К. Тиффани/ в США, «Русский модерн» в России, «Югендстиль» /по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend/ в Германии, «Стиль Сецессион» /Secessionsstil/ в Австрии, «Модерн стайл» /modern style, букв. «современный стиль»/ в Англии, «Стиль либерти» в Италии, «Модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «Еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Всех творцов, ярких представителей данного направления объединяло желание освободиться от прошлого и стремление подарить художественному произведению новый облик.
Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям в строительстве и архитектуре, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО СТИЛЬ АР НУВО ОТЛИЧАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ :
• Массовое использование современных для того времени материалов и технологий их обработки /железа, стекла, бетона/, предметов, изготовленных промышленным способом, использование электричества в качестве подсветки зданий, выявление при помощи искусственного освещения в ночное время как отдельных архитектурных элементов сооружений, так и достаточно больших частей фасадов зданий ;
• тесная взаимосвязь с изящными искусствами, использование живописи и скульптуры на фасадах и в интерьерах;
• использование орнаментов, в основу которых положены природные формы /цветы, виноградная лоза, раковины, перья птиц, крылья насекомых/.
• Внутреннее убранство здания впервые становилось естественным продолжением внешней архитектуры и делалось очень часто одной рукой.
Черты Ар Нуво можно отыскать в графике, оформлении печатных изданий, открытках, рекламе, живописи, скульптуре, модной одежде, ювелирных украшениях, декоративных предметах, рамах, лампах, а также в архитектуре. Поскольку стиль Ар Нуво проявился во многих областях, проследить последовательность его развития довольно сложно. Считается, что Ар Нуво появился во Франции и Бельгии, но, возможно, правильнее было бы полагать, что в Англии. Целый ряд архитекторов, имена которых неразрывно связаны с движением «Искусства и ремесла», проектировали в стиле Ар Нуво. Термин «прото-ар нуво» ввел С. Чуди-Мадсен для работ А. X. Макмурдо, например, кресла со спинкой, украшенной резьбой в виде стилизованных цветов, некоторых изделий из металла, рисунков для тканей и книжной обложки. Ч. Ф. Э. Войси, работая над орнаментами для набивных тканей, также использовал стилизованные растительные формы, а дизайн Кристофера Дрессера в основном базировался на его познаниях в ботанике. Обри Бердсли приобрел известность, создавая иллюстрации с использованием сложных орнаментов. Во Франции подобные мотивы появляются на плакатах Альфонса Мухи, а затем в работах таких значительных художников, как Анри Тулуз-Лотрек и Пьер Боннар. В течение своего недолгого существования Ар Нуво проявился во многих областях. Этот стиль можно проследить в извилистых очертаниях зданий Виктора Орта в Брюсселе, в великолепных работах из стекла Тиффани, Летца и братьев Дом, а также в плавных линиях чугунного входа в метро Эктора Гимара. Более строгий и угловатый вариант нового стиля представляют геометрические формы работ Венских мастерских и Чарлза Ренни Макинтоша.В США «прямолинейная» версия «нового искусства» нашла выражение в произведениях Стикли, Лимберта и ройкрофтовцев. Этот стиль был рассчитан на широкий круг людей. Роскошная мебель Хенри ван де Велде и изящные ювелирные изделия безусловно создавались для богатой элиты, но не пренебрегали мастера и массовым потребителем. Они производили мебель, керамику, и изделия из стекла в соответствии с существовавшей в среде широкой публики потребностью в «новом искусстве» и не забывали при этом, что предметы домашнего обихода должны быть столь же приятны глазу, сколь функциональны.

Фотографии:
Альфонс Мариа Муха

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Первым по времени произведением русского модерна в Российской Империи считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер» /сейчас «Дом Книги»/ на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что некоторыми архитекторами считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка /1902—1904, архитектор Павел Юльевич Сюзор/. Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку /1902—1903, архитектор Гавриил Васильевич Барановский/. К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге /архитектор Фёдор Иванович Лидваль 1913—1914/. К этому стилю относится и Дом Филиппа Геннадьевича Бажанова /архитектор Павел Федотович Алёшин/, до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский /автор архитектор Бржозовский Станислав Антонович/.
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве, в Глазовском переулке стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым особняк О. А. Листа. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Фёдора Осиповича Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Льва Николаевича Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора Ивана Павловича Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал /автор — Фёдор Осипович Шехтель/, ЦУМ /бывший «Мюр и Мерилиз»/, гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Фёдор Осипович Шехтель, Роман Иванович Клейн, Иван Александрович Фомин, которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф.О. Шехтелю и Л.Н. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников.
Про каждого из замечательнейших архитекторов Российской Империи можно рассказывать часами, но моя задача, по возможности, если у меня это получится, сделать краткий, обзорный пост. Хотя, я человек весьма увлекающийся.
Фотографии:
Граф Павел Юльевич Сюзор — русский архитектор, академик архитектуры, общественный деятель, педагог, действительный статский советник. Дом компании «Зингер» (Дом Книги) в Санкт-Петербурге
Гавриил Васильевич Барановский  — русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.
Отель Метрополь. Архитекторы: Лев Николаевич Кекушев, Уильям Уолкоту, а так же Фёдор Осипович Шехтель, художники Виктор Михайлович Васнецов, Константин Алексеевич Коровин, Михаил Александрович Врубель, Александр Яковлевич Головин и многие другие.
http://www.topdom.info/img/modern/5.jpg
Венец фасада — панно Михаила Врубеля «Принцесса Греза», за которое нужно благодарить Савву Мамонтова. Будучи поклонником искусства Врубеля, Мамонтов всячески пытался вывести и без того известного автора в «большие люди», но, как любой человек опережающий свое время, художник оставался непонятым широкой публикой. В наше время панно вызывает восхищение красотой и туманностью принцессы, склонившейся над умирающим трубадуром, а в 1900 году у людей консервативных оно вызывало ужас и упреки в слащавости. Тогда меценат поступил по-другому и повесил панно Михаила Александровича Врубеля в центре Москвы на веки вечные, хочешь, не хочешь, а будешь смотреть работу великого Сибиряка, выдающегося художника России.


РАЗВИТИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
ФРАНЦИЯ
ШКОЛА НАНСИ
Во Франции двумя главными центрами Ар Нуво были Париж и Нанси. В Нанси Эжен Валлен /1856-1922/ работал над дизайном интерьеров одного дома /ныне музея/, в том числе столовой. Деревянная отделка, карнизы, стенные панели, ковры, осветительные приборы и мебель выполнены по его проектам. Там же возникла «Школа Нанси», к которой принадлежали и другие дизайнеры, в том числе Эмиль Гале /1846-1904/, создатель чудесных предметов из стекла, и дизайнер мебели Луи Майорель /1859-1926/, каждый из которых разрабатывал сложные орнаментальные формы. Майорель специализировался на мебели, используя резьбу, инкрустацию, золоченую бронзу или медь. Дизайнер создал успешное предприятие с выставочными залами в Париже и других крупных французских городах. Работы входивших в «Школу Нанси» дизайнеров поражают разнообразием, оригинальностью и красотой, хотя в них прослеживается тенденция к чрезмерной декоративности.
Фотографии:
Эмиль Галле французский дизайнер, представитель стиля модерн. «Ваза с лилиями»
Луи Майорель французский дизайнер, представитель стиля модерн.


ДРУГИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ АВТОРЫ

Другие французские дизайнеры работали в стиле Ар Нуво, специализируясь на дизайне интерьеров, мебели, изделий из керамики, металла, стекла и ювелирных украшений. Мастерская под названием «L'Art Nouveau», основанная в 1895 г. в Париже Сэмюэлем Бингом, помогала реализовывать такие проекты. Среди дизайнеров, рекламируемых Бингом, Эдуард Колонна /1862-1948/, немец по происхождению, и Эжен Гайар /1862-1933/, оба добились известности, работая над дизайном мебели и ювелирных украшений. Рене Лалик /1860-1945/ был дизайнером текстиля, ювелирных украшений, рам для зеркал и ламп, но известность ему принесли изделия из стекла. Стиль Ар нуво был популярен среди модной публики. Однако в начале XX века он начал сдавать позиции, и к началу Первой Мировой войны практически исчез.

ГЕРМАНИЯ
ЮГЕНДСТИЛЬ

Своим названием «югендстиль» обязан журналу «Die Jugend, который был основан в Мюнхене в 1869 г., но сам стиль идентичен направлениям Ар Нуво, существовавшим в других частях Европы.

АВГУСТ ЭНДЕЛЬ

Сравнительно небольшой проект представителя югендстиля Августа Энделя /1871-1912/ в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво. Ателье «Эльвира» /1896, ныне разрушено/ представляло собой небольшое двухэтажное здание, в котором размещалась студия фотографа. Фасад прорезан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окошками. Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верхними углами. Здесь нет и намека на исторические стили. Фасад украшает великолепный барельеф, изогнутые линии которого напоминают волны. Переплеты окон походят на изогнутые виноградные стебли. В оформлении вестибюля и лестницы использованы фантастические мотивы. Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитектурных проектов и мебели в стиле Ар Нуво, но своей славой он обязан исключительно ателье «Эльвира».
Фотографии:
Август Эндель — немецкий архитектор стиля модерн Берлин Варьете Хамелеон
Хотя некоторые искусствоведы и относят этот памятник немецкой архитектуры к Ар Нуво, я с ними не вполне согласен, так как в этом здании уже можно проследить весьма открытые тенденции более технического стиля Ар Деко.

ПЕТЕР БЕРЕНС И РИХАРД РИМЕРШМИД

В разработке югендстиля также участвовал Рихард Римершмид /1868-1957/, спроектировавший музыкальную комнату для Дрезденской выставки 1899 г. Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне. Простой стул с диагональными боковыми стяжками, придуманный Римершмидом, послужил прообразом нескольких современных вариантов. В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком /1872-1943/ работал над дизайном столовой, представленной на Парижской выставке. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке которой были использованы резные деревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и осветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля. Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом продвигался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля Модерн в Германии. Ранние работы Петера Беренса /1868-1940/ также выполнены в духе югендстиля. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте /1901/. Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании AEG над дизайном различных товаров, он обращается к модернизму.
Фотографии:
Петер Беренс
https://ru.wikipedia.org/wiki/Беренс,_Петер#/media/File:.jpg
Рихард Римершмид


СКАНДИНАВИЯ

В конце XIX века в Финляндии существовало направление в архитектуре, обычно называемое романтическим народным стилем, в котором древние скандинавские мотивы сочетались с ремесленными традициями. Этот стиль похож на американский стиль адирондак. Декоративные тенденции Ар Нуво смешивались с этим стилем, и появлялись такие сооружения, как кафедральный собор в Тампере, построенная по проекту Ларса Сонка /1870-1956/. Она напоминает работы Г. X. Ричардсона, но детали отражают влияние Ар Нуво и скандинавского, нордического стиля. В отделке интерьера использованы вит¬ражи, настенная живопись и лепные украшения, характерные для югендстиля. В здании железнодорожного вокзала в Хельсинки Элиеля Сааринена /1873-1950/ использован промежуточный стиль, существовавший во время перехода от югендстиля к раннему еле заметному модернизму. Впрочем, горячие финские парни торопиться, с изменениями тех, или иных архитектурных решений, а тем более в их строительном применении никуда не торопились, что весьма заметно в всей архитектуре Финляндии.
Фотографии:
Ларс Элиел Сонк - финский архитектор, историк архитектуры.
кафедральный собор в Тампере

АВСТРИЯ
ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН

Венский Сецессион — это художественное объединение, куда вошли художники и дизайнеры, которые в 1897 г. отказались от участия в выставке, организуемой Венской Академией художеств, после того как Академия отказалась принять их новаторские работы. Лидером группы был художник Густав Климт /1862-1918/.
Видные представители.
Бельгийский архитектор и дизайнер Виктор Орта /1861-1947/ является автором большого количества проектов, в которых можно обнаружить черты Ар Нуво. Особняк Тасселя в Брюсселе /1892/ имеет строго симметричный фасад. Но внутри устроена лестница с плавно изгибающимися железными перилами, изящные колонны, электрические осветительные приборы, орнаменты на стенах и потолке, мозаичный пол. Создавая проекты лестниц, дизайнеры , работавшие в стиле Ар Нуво, использовали плавно изогнутые линии не только для ступеней и перил, но и как в особняке Тасселя /теперь там располагается посольство Мексики/, для орнаментов украшавших стены и потолок. Тонкая колонна свидетельствует, что металл занял свое место в интерьере, осветительные приборы используют электричество, тогда еще бывшее новинкой. В особняке Этвелде в Брюсселе /1895/ есть великолепный зал, где железные колонны поддерживают стеклянный купол, конструкция напоминает Хрустальный дворец, — но здесь также присутствуют стилизованные растительные формы в стиле Ар Нуво.
В своем доме и прилегающей к нему мастерской в Брюсселе /1898/ Орта проектировал каждую деталь — мебель, осветительные приборы, витражи, двери, окна и даже фурнитуру, — в результате все элементы выполнены в стиле Ар Нуво. Дом /ныне музей Орта/ имеет ассиметричный фасад, витые опоры балкона и большие окна. Также архитектор использовал кафельную плитку для отделки стен и потолка, встроенные шкафы, витражи, электрические осветительные приборы и мебель в стиле Ар Нуво. Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты стиля. В отеле «Сольвей» /точнее, это не отель, а роскошный особняк/ в Брюсселе в интерьерах использовано еще больше декоративных элементов в стиле Ар Нуво. «Народный дом» Орта, сейчас разрушенный, представлял собой большое здание с фасадом из стекла и железа. Расположенный на верхнем этаже зал собраний с открытой металлической конструкцией и фонарными столбами был выполнен в стилистике XX века. Добившись значительного успеха своими ранними работами, Орта перешел к довольно скучному, обыденному стилю, и на протяжении своей долгой и успешной карьеры ни разу не превзошел свои прежние достижения.
Фотографии:
Густав Климт. Юдифь и голова Олоферна.
Виктор Орта. Работы.
http://poremontu.ru/media/ck/blogs/images/1327046031.jpg

АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

Другой представитель бельгийского Ар Нуво — Анри Ван де Вельде /1863-1957/. Его дом /1894/ служит примером стилистического единства. Он спроектировал дом и интерьеры, даже столовое серебро и кухонную утварь. Ван де Вельде переехал из Брюсселя в Париж, где работал дизайнером в мастерской, основанной Сэмюэлем Бингом. Именно от названия этой мастерской — «L'Art Nouveau» — происходит название стиля. Ван де Вельде находился под сильным влиянием британской традиции и соединил в своем творчестве английский и европейский стиль. В конце концов он переехал в Берлин. Большинство проектов мебели в стиле Ар Нуво было создано им именно в эти годы. Формы мебели изогнуты и очень декоративны, без малейшего намека на историзм. В здании Художественной школы в Веймаре, которое Ван де Вельде спроектировал в 1904-1911 гг., после Первой мировой войны размещалась штаб-квартира «Баухауса».
Фотографии:
Анри Ван де Вельде. Работы.

ЭКТОР ГИМАР

В Париже самым значительным представителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар /1867-1942/. По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерьеры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамическая плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Можно даже назвать его пионером промышленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в парижское метро, строительство которого велось в конце XIX века. Многие ранние работы Гимара и некоторые более поздние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедеврами Ар Нуво.
Замок Беранже - это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмотреть на приземистые колонны по обеим сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный характер. Металлические решетки, облицовка терракотовой плиткой, расписанный трафаретными орнаментами потолок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выполненная по его рисункам, элементы декора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырехэтажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходящих на соседние улицы фасада асимметричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.
Помимо проектов парижских многоквартирных жилых домов, административного здания и частных особняков в Париже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров парижского метро и оформлял вход в него. Наземные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклянную крышу, большинство — вывеску, осветительные приборы и доски для рекламных объявлений и опознавательных знаков. Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные панели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции метро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном применялись типовые элементы. Многие павильоны были снесены, однако сохранившиеся образцы стали неотъемлемой частью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинство проектов в стиле Ар Нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Например, чтобы изготовить стул в стиле Ар Нуво, нужны были серьезные навыки в обработке дерева. Подобные предметы могли себе позволить только богатые клиенты.
Фотографии:
Эктор Гимар. Работы.



АНТОНИ ПЛАСИД ГИЛЬМ ГАУДИ-И-КОРНЕТ

Термин Ар Нуво сначала использовался только для стиля, развивавшегося в Бельгии и Франции, но постепенно стал употребляться для родственных ему стилевых направлений. Термин также получил распространение в Испании, Британии и Америке. Несмотря на достаточно широкое распространение данного стиля в Испании, Архитектуру Антонио Гауди, можно лишь отчасти отнести к Ар Нуво, и то, скорее всего по тому, что он работал во время рассвета данного направления в искусстве. Архитектура Гауди надолго опережает не только своё время, но и ещё многие столетия глубоко, проникновенно заглядывая в будущее глазами великого творца. Слияние совершенно неземных сюжетов, сюжетов не принадлежащих этому времени с совершенно простыми и естественными природными формами, вот основная черта всех произведений архитектора, которого по праву можно назвать гениальным.
Во время реконструкции в 1904-1906 гг. старого жилого дома Каса Бальо Гауди проектирует новый фасад и интерьеры некоторых квартир. Двери отделаны маленькими зеркалами нелинейной формы; в оформлении потолка использованы закручивающиеся изогнутые формы. Неподалеку располагается превосходящий размерами Каса Бальо шестиэтажный жилой дома Каса Мила с внутренними двориками, местные жители зовут его «Ла Педрера» «Каменоломня». Его внешняя оболочка из бетона с металлическими решетками балконов заключает в себе отдельные квартиры, каждая из которых состоит из анфилады комнат нелинейной формы, подогнанных друг к другу, словно камни. На плоской крыше расположились террасы с мозаичными полами из керамической плитки. Трубы украшены фантастической скульптурой. Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похожими на кости, или проволочными формами. Эта мебель специально изготавливалась искусными ремесленниками для каждого отдельного случая. Парк Гуэль /1905-1914/ и недостроенный собор Саграда Фамилия /1903-1926/ - примеры фантастического, полного неповторимого своеобразия стиля Гауди.
Фотографии:
Антонио Гауди. Работы.

ОТТО ВАГНЕР

Отто Вагнер /1841-1918/, вначале работавший в традиционном стиле, выпустил книгу «Современная архитектура» /1895/, в которой призывал отказаться от историзма в пользу новой архитектуры, основанной на «целесообразности». Среди основных проектов, созданных им в 1890-х гг., — система дунайских каналов, включающая шлюзы, мосты и дамбы, а также виадуки, здания городской железной дороги. Павильоны, такие как двойной павильон на станции Карлс-платц в Вене /1898/, построены с использованием металлических конструкций, на которые крепились панели из мрамора и стекла. Большая церковь Санкт Леопольд ам Штайнхоф /1905-1907/ в Вене, построенная Вагнером, увенчана высоким куполом. В плане церковь представляет собой крест. Внутреннее пространство перекрыто низким куполом и легким сводом, образуемым белыми квадратными панелями, закрепленными с помощью тонких металлических полос, выкрашенных золотой краской. Литургические принадлежности, алтарь с балдахином, кафедра, исповедальни, осветительные приборы, мозаичные картины над алтарем и витражи представляют собой образцы стиля Сецессиона.
Самый известный проект Вагнера — большое здание Австрийского почтового сберегательного банка (1904-1906). Фасад облицован каменными панелями, закрепленными при помощи болтов, выступающие головки которых, играют роль декоративных деталей. Вестибюли, лестницы и коридоры украшены металлическими декоративными элементами и витражами в стиле Сецессиона. Расположенный в центре главный зал имеет несколько уровней и перекрыт крышей из стекла и железа; опорные столбы с выступающими головками заклепок выполнены из стали. Все металлические элементы белые; пол из стекла пропускает свет в цокольное помещение. Электрические осветительные приборы и вентиляторы играют не только функциональную, но и декоративную роль. Простые деревянные стойки, столы для заполнения квитанций и стулья, изготовлены по проектам Вагнера и отличаются крайней простотой. Хотя этот интерьер оформлен в стиле Венского Сецессиона, его можно рассматривать как первый современный интерьер.
Фотографии:
Отто Вагнер. Работы.

ЙОЗЕФ ХОФФМАН

Йозеф Хоффман /1870-1956/ проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. Первые шаги в искусстве он сделал после основания Сецессиона, на более позднем этапе творчества он придерживался идей модернизма. Наиболее значительные проекты Хоффман создает сразу после вступления в Сецессион. В 1903 г. он становится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произведения декоративно-прикладного искусства. Гофман придерживался прямоугольных форм /свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге/; в орнаментах, используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах текстиля и обоев часто встречаются квадраты. В рисунках Хоффмана модернистская простота сочетается с декоративностью Ар Нуво. Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены /1903-1906/ - это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором. Внутренние помещения отличаются простотой, черные и белые квадраты кафельного пола и специально разработанная мебель тяготеют к модернизму. Хоффман также является автором проектов выставочных павильонов, жилых домов, магазинов, баров, ресторанов, мебели /например, оригинального кресла с регулирующейся спинкой/, фарфора, столового серебра, изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений.
Однако самое знаменитое свое творение Хоффман создает не в Вене, а в Брюсселе. Роскошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле /1905-1911/,—это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульптура. Стены облицованы тонкими пластинами мрамора, края которых отделаны узкими полосками позолоченного металла. Столовую украшают мозаики работы Густава Климта. В особняке есть большая ванная комната, в которой всё - ванна, стенные панели и пол - сделано из мрамора. Хоффман даже спроектировал серебряные туалетные принадлежности, расставленные на туалетном столике. В журнале ARCHITECTURAL DIGEST №4 (61) АПРЕЛЬ 2008 напечатан весьма неплохой обзор про Йозефа Хофмана, который так и называется: Субъект культа: Йозеф Хоффман

АДОЛЬФ ЛООС

Архитектор и дизайнер Адольф Лоос /1870-1933/ одно время входил в Сецессион. Известность он приобрел в основном благодаря своим сочинениям, в которых сформулированы основные принципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей статье «Орнамент и преступление», написанной в 1908 г., Лоос критикует орнаментацию, видя в ней проявление упадка. Среди его работ - проекты мебели из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла /выпускаются до сих пор/ для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отличаются отсутствием орнамента. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» /1909-1911/ украшены дорическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадратные окна. Интерьер крохотного венского «Кернтнер-бара» /1907/ с прямоугольными панелями на потолке, полом, выстланным квадратной плиткой, и дорогой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом дома Штейнера /1910/ граничит с грубостью — массивные белые стены и прямоугольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.
Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарождающегося модернизма. Коломан Мозер /1868-1918/ также входил в число дизайнеров, участвующих в Венском Сецессионе, ему принадлежит целый ряд проектов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пионеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
В строительстве Лоос большущий зануда, да, безусловно, он имеет отношение к модерну, но скорее, всё-таки к конструктивизму, чем к Ар Нуво, в двух словах, это Австрийский поздний Малевич в архитектуре.

ЛУИС КОМФОРТ ТИФФАНИ

Луис Комфорт Тиффани /1848-1933/ был сыном основателя известной нью-йоркской ювелирной фирмы. В молодости он изучал живопись в Америке и Париже, а затем обосновался в Нью-Йорке. В конце 1870-х гг. он начинает серьезно интересоваться декоративно-прикладным искусством, а в 1897 г. создает фирму по отделке интерьеров «Луис К. Тиффани и Объединение художников». Его фирма изготавливала многие вещи, которые использовались при декорировании интерьеров в домах богатых жителей Нью-Йорка и, например, Арсенала Седьмого полка в Нью-Йорке. В этих комнатах ощутимо влияние викторианского стиля — они перегружены предметами роскоши в духе движения «Искусства и ремесла». В 1885 г. Тиффани проводит реорганизацию своей фирмы. Новое название — «Стеклянная компания Тиффани» — отражает усилившийся интерес к цветному стеклу. Он получает заказы на изготовление витражей от многих американских церквей /в том числе, от церкви Св. Троицы в Бостоне, построенной по проекту Г. X. Ричардсона/.
Его витражи с пейзажами, цветочными и абстрактными мотивами в жилых домах, клубах и т.д. очень походят на французские изделия из стекла в стиле Ар Нуво. Витраж под названием «Четыре времени года» был представлен на выставке в Париже в 1892 году, он принес Тиффани мировую славу и привлек внимание Сэмюэля Бинга, который включил работы дизайнера в число произведений, выставлявшихся в его парижской галерее «Art Nouveau».
Навыки работы со стеклом позволили Тиффани приступить к производству декоративных ваз, чаш, пресс-папье и других предметов с яркими, красочными цветочными мотивами или абстрактными орнаментами. Различные виды стекла назывались фавриль, киприот, камео и лава. Переливающиеся цвета использовались в витражах «Аризема» и «Ипомея», которые приводили публику в восторг. Стеклянные изделия Тиффани напоминали, а часто и превосходили работы таких всемирно известных французских художников по стеклу, как Галле и Лалик. Его знаменитые лампы имели металлическое основание и стеклянные абажуры различных форм. Абажуры часто составлялись из кусочков цветного стекла, заключенных в свинцовую оправу. Очень часто это был шар из цветного стекла фавриль. У некоторых ламп было много маленьких абажуров, которые крепились к металлическому основанию, и напоминали букет цветов или гроздь винограда. Павлиньи перья или крылья насекомых часто заменяют растительные мотивы. Тиффани также занимался мозаиками, коврами и мебелью.
Фотографии:
Луис Комфорт Тиффани. Работы.

ЛУИС ГЕНРИ САЛЛИВАН

Луис Генри Салливан /1856-1924/ занимает важное место в истории дизайна. Он был первым американским архитектором-модернистом, а также первым работодателем и наставником Фрэнка Ллойда Райта. Однако Салливан не возражал против использования орнамента. Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты. Салливана также можно назвать представителем Ар Нуво. Он некоторое время учился в Массачусетсом технологическом институте, а затем какое-то время работал в филадельфийском бюро Фрэнка Фернесса. В 1874 г. он отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств, но разочаровался и в 1875 г. уехал в Чикаго.
Салливан начал сотрудничать со своим старшим коллегой Данкмаром Адлером, архитектором, получившим образование в Германии. Построенное ими в Чикаго здание Аудиториум — это целый комплекс, в центре которого располагается великолепный оперный театр, окруженный многоэтажным зданием с гостиницей и офисами. Железный каркас позволяет возвести здание высотой в десять этажей, но внешние стены сложены из камня и напоминают склад и универсальный магазин Маршалла Филда (архитектор Г.Х. Ричардсон). Великолепные арки в зрительном зале усыпаны электрическими лампочками и украшены позолоченным рельефным орнаментом в стиле Салливана. Зрительный зал имел превосходную акустику, сцена была прекрасно видна. Можно было опустить потолок при помощи оригинальных приспособлений и сократить количество мест для зрителей. Главный ресторан гостиницы, расположенный на верхнем этаже, — это величественное сводчатое помещение с окнами, выходящими на озеро Мичиган, стеклянной крышей и изящными орнаментами по эскизам Салливана.
В дальнейшем Адлер выполнял роль помощника и реализовывал идеи, в то время как Салливан занимался дизайном. В здании Шиллер билдинг в Чикаго размещались офисы, а также театр с богато декорированными интерьерами — почти уменьшенная копия Аудиториума. Уайнрайт билдинг в Сент-Луисе, Гаранти билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Байярд билдинг в Нью-Йорке — вехи на пути Салливана к овладению техникой высотного строительства. Для всех зданий характерны простые, вертикальные формы, богатая, но совершенно уместная декоративная отделка и великолепный орнамент, украшающий интерьеры помещений, предназначенных для публики.
В числе других проектов Салливана: частные дома, такие как Чарнли-хаус /1892/ в Чикаго (дизайном которого занимался преимущественно Фрэнк Ллойд Райт) с его потрясающими интерьерами, ныне тщательно восстановленными; павильон транспорта для Всемирной выставки в Чикаго /1893/; и универмаг «Шлезингер и Майер» /сейчас «Карсон, Пири, Скотт»/ в Чикаго. Здание магазина во многих смыслах было наиболее прогрессивным из всех проектов Салливана.
Помещения снабжены огромными окнами, разделенными узкими простенками. Каждое окно обрамляет поясок орнамента, такой узкий, что он практически незаметен. Выступающий карниз убрали, нарушив разработанную Салливаном концепцию здания.
После 1900 г., когда вкусы американцев изменились, карьера Салливана стала клониться к закату. Созданный им для Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго 1893 г. павильон транспорта с фантастическими сводчатыми порталами уникален. Он контрастировал с другими зданиями, представленными на выставке, которые были спроектированы в псевдоклассическом стиле, завоевывающем все большую популярностью среди архитекторов восточного побережья, многие из которых получили образование в Школе изящных искусств в Париже. Как публика, так и многие критики восторгались классическими павильонами с белыми колоннами на берегу пруда и ощущали в здании Салливана некий диссонанс. Постепенно у Салливана становилось все меньше клиентов и работы.
Построенная Салливаном методистская церковь Св. Павла в Сидар-Рапидс, штат Айова — это простой прямоугольный блок. Огромная колокольня возвышается в центральной части здания. Внутри церкви ряды сидений для прихожан располагаются полукругом, дополнительные места предусмотрены на хорах. К сожалению, Салливан рассорился со своими клиентами, которые, стремясь сэкономить деньги, заменили витражи на простое стекло. И все же это выдающееся сооружение.
В конце карьеры Салливан в основном проектировал небольшие банки в городах Среднего Запада. Национальный фермерский банк г. Оватонна, штат Миннесота, Народный сберегательный банк г. Сидар-Рапидс, Айова, Коммерческий национальный банк г. Гриннелл, Айова, Народный сберегательный и ссудный банк г. Сиднея, Огайо, Фермерский и коммерческий объединенный банк г. Колумбия, штат Висконсин, — все эти здания Салливан создал в самом конце своего творческого пути. Каждое из них представляет собой кирпичную коробку со скульптурой из терракоты. В каждом здании есть витражи, великолепно отделенные стойки, мебель и осветительные приборы, которые близки к стилю Ар Нуво и превращают маленькое здание в уникальное произведение искусства. Салливан высказывал свои идеи в публикациях, главным образом в «Беседах в детском саду», цикле статей, посвященных его теоретическим разработкам, написанном в 1901 и 1902 гг. и oпубликованном отдельной книгой в 1934 году. В качестве иллюстрации могут служить эскизы в «Системе архитектурного орнамента» /1924/. Главным наследником идей Салливана был Фрэнк Ллойд Райт. Когда Райт работал у Салливана, тот называл Райта «карандаш в моей руке». Всю жизнь Райт относился с огромным уважением к Салливану, которого он называл «Lieber Meister» /Любимый мастер/. Райт сыграл заметную роль в проектах Салливана в период между 1887 и 1893 гг., в то же время влияние Салливана заметно во многих ранних работах Райта. Райт в отличие от подавляющего большинства модернистов, продолжал использовать орнамент, хотя он и перешел от плавных изгибающихся линий, которые использовал в своем творчестве Салливан к более строгим геометрическим мотивам.
Фотографии:
Луис Генри Салливан. Работы.

Короткий, как вспышка молнии, взлёт замечательнейшего стиля Ар Нуво в архитектуре и искусстве, оставил нам, мои дорогие друзья, совершенно потрясающее наследие, которым мы будем восхищаться ещё долгое время, растворяясь в непередаваемом аромате, уносящем наши мысли и чувства далеко-далеко, в замечательное время великих открытий, прекрасных картин, возвышенных отношений и великой любви.
Послуживший началом культурного развития общества на границе веков Ар Нуво стал замечательной отправной точкой для бурного продолжения развития общества, культуры, науки, искусства в двадцатом столетии, которое, по темпам своего развития, мы можем смело прировнять к целому тысячелетию, если не более.

Как и всегда, с вами, Вячеслав Костюченко.

РS. Если о ком из авторов, на чьи труды я опирался в написании данного образовательного обзора я и забыл упомянуть ниже по тексту, то пусть простят, ибо обо Всех помнит только Творец, да и то, люди слишком часто сетуют на то, что он о их забывает.
Текст данного небольшого обзора написан мной в качестве ответа на бесконечные вопросы моего племянника, а что же такое Ар Нуво, и не претендует на роль самостоятельной, серьёзной научной статьи. Текст несёт в себе заимствования из работ многих весьма сильных искусствоведов объединённых мною в единое целое, дабы коротко охарактеризовать данный период мирового культурного наследия, а так же моё личное восприятие Ар Нуво.

Источники:
Интернет  ;) всех уже доставшая Википедия, и, конечно же, литература:
Большая Советская Энциклопедия.
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с
Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с.
Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с.
Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз.
Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с.
Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом М.Советский художник., 1990. 360 стр.
Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
Дьяченко А. Немецкая графика конца XIX — начала XX века» , М. 1989 г
Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005
Нащокина М. В.: Архитекторы московского модерна.,1998
Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005
Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004
Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008
Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
Гауди — тореадор искусства. Биография. Авт.: Гиз Ван Хенсберген (пер. с англ. Гольдберга Ю.);


Рецензии