Спор насекомых Кто из нас полезнее?

Действующие лица:
1. Муравей
2. Пчела
3. Шмель
4. Бабочка
5. Божья коровка
6. Красотел жужелица
7. Оса аммофила
8. Жук-могильщик
9. Стрекоза

ПЧЕЛА: Здравствуй, муравей, куда ползешь?
МУРАВЕЙ: Да вот, на охоту спешу. А ты, подруга пчела, издалека?
ПЧЕЛА: На дальнее поле летала за сладкой пыльцой для наших малышей.
МУРАВЕЙ: Да, у нас в муравейнике тоже пополнение. Теперь забот прибавилось. Сколько еды-то нужно!
ПЧЕЛА: А чем же вы их кормите? Мы вот все нектаром да сладкой пыльцой своих малышей балуем.
МУРАВЕЙ: А мы, муравьи, употребляем в пищу гусениц, слизней да вредных насекомых. За сутки мы в муравейник перетаскиваем около 30 тысяч насекомых, из которых 80 % являются вредителями. А за весь сезон, с апреля по октябрь, мы уничтожаем от 2 до 5 миллионов вредных насекомых. Вот видишь, какую пользу мы приносим!
ПЧЕЛА: Ишь ты, расхвастался! Полезные они! Мы, что ли, пользу не приносим?
МУРАВЕЙ: Какая ж от вас польза? Только б вам все послаще чего достать!
ПЧЕЛА: А я скажу тебе какая польза. Во-первых, мы цветы опыляем, без нас многие цветы погибли бы! А, во-вторых, мы для людей целебный мед делаем. За это нас человек и ценит!
БАБОЧКА: Здравствуйте, муравей и пчела! О чем здесь речь ведете?
МУРАВЕЙ: Да вот спорим, кто из нас полезнее?
БАБОЧКА: Ну что ж, тогда и я о своей пользе расскажу!
МУРАВЕЙ: Да какая ж от тебя польза? С цветка на цветок порхать любой горазд, кто с крыльями!
БАБОЧКА: Вот в том-то и дело, что порхать! Мы, бабочки, питаемся сладкой цветочной пыльцой, с одного цветка на другой перелетаем, пыльцу переносим и тем цветки опыляем.
МУРАВЕЙ: И эта туда же! Что ли пчел мало для этого занятия?
БАБОЧКА: Ха-ха-ха! Пчелы же не все цветы опыляют. Они только синие да желтые цветы посещают. Другие цвета они не видят. А мы, бабочки, и на белые, и на красные садимся. Понял теперь?
МУРАВЕЙ: Ну и ну! Значит от вас тоже польза немалая!
ШМЕЛЬ: Давно я ваш разговор слушаю. Хочу добавить, что мы, шмели, самые надежные опылители. Никто, кроме нас, красный клевер не опыляет. Да и работаем мы от зари до сумерек, даже в пасмурную погоду летаем. А опыление цветков мы совершаем в 3-5 раз быстрее, чем пчелы. И весной мы почти первые пробуждаемся от спячки, так как меньше других боимся холода.
ПЧЕЛА: Конечно, с такой-то шубой!
ШМЕЛЬ: Не мохнатая шуба спасает нас от холода. Тело наше нагревается благодаря усиленной работе грудных мышц. Из-за способности повышать температуру тела мы можем жить даже в суровых условиях Севера, где другие насекомые опылители жить не могут!
МУРАВЕЙ: Ну что ж! Доказали вы мне свою пользу. Но и у меня тоже есть много друзей, которые вредных насекомых уничтожают. Сейчас я позову их. Божья коровка, жужелица красотел, где вы?
БОЖЬЯ КОРОВКА: Я здесь. Зачем звал, муравей?
МУРАВЕЙ: Расскажи-ка нам, божья коровка, чем ты полезна?
БОЖЬЯ КОРОВКА: Как это чем? Я одна за сутки до 100 вредных насекомых уничтожаю. А за месяц до 3000. Люди меня специально в лабораториях разводят, а потом в сады и огороды выпускают для борьбы с тлей.
КРАСОТЕЛ: А я верный друг и помощник лесоводов. Моя задача – стеречь наши леса от вредных насекомых. Мы вместе с другими жужелицами охотимся за вредными гусеницами. Мне лично, больше по вкусу мохнатые гусеницы непарного шелкопряда – большого вредителя, которого не едят даже птицы. Все мы, жужелицы, не можем летать, но бегаем зато очень быстро, так что берегитесь, вредители лесов, садов и огородов!
ОСА АММОФИЛА: А про меня, муравей, забыл? Или не хочешь меня к себе в помощники брать?
МУРАВЕЙ: Тебя? Какая ж от тебя помощь? Видел я, как ты листья одуванчика, да других растений поедала. Причем же тут вредные насекомые?
АММОФИЛА: Послушай, муравей, я хоть и оса, но недаром зовусь аммофила! Запомни это имя! Сама-то я ем растительную пищу, но мое потомство питается вредными гусеницами различных совок, живущих в земле. Гусениц я сначала жалю, чтобы они стали вялыми, не могли сопротивляться. Затем затаскиваю их в норки, где откладываю яйца. Из яиц появляются личинки и питаются «живыми консервами», приготовленными мною.
МУРАВЕЙ: Ну извини, Аммофила, честно признаюсь, не знал я о твоем секрете! Заботливая ты мать!
АММОФИЛА: Да, разве ты обо всем знаешь? У меня есть друзья, которые тоже приносят огромную пользу. Наездники, например, откладывают свои яйца на личинки вредных бабочек. А жуки-могильщики…
МУРАВЕЙ: Да ты что? Совсем спятила? Какие ж они тебе друзья?
АММОФИЛА: Друзья. И нечего их бояться! Они никого не трогают. Давай самих их попросим рассказать о себе.
ЖУК-МОГИЛЬЩИК: Нас нечего бояться. Мы питаемся только падалью. Не зря нас зовут жуками-санитарами. Для нас обычное дело – закапывание мертвых животных.
МУРАВЕЙ: Что? Вам делать больше нечего?
ЖУК-МОГИЛЬЩИК: Так ведь это для нашей же пользы! Наши личинки питаются полуразложившимися трупами. Таким образом, мы очищаем природу от загрязнения.
СТРЕКОЗА: Ну и ну! Муравей, про всех вспомнил. Даже жука-могильщика не забыл. А как же я?
МУРАВЕЙ: Караул! Спасайся кто может!
СТРЕКОЗА: Надо же! Все разбежались! Боятся меня! И недаром! Я – самый грозный хищник. У меня отличное зрение и я ловка и увертлива. Могу ловить насекомых на лету. В несметном количестве уничтожаю я мух, слепней и комаров. И тем самым приношу человеку огромную пользу. Вот так-то!


Рецензии