18. Раздельное обучение в школе

18. Раздельное обучение в школе мальчиков и девочек

      До революции девушки обучались в пансионах благородных девиц, в женских гимназиях. Через год после Октябрьской социалистической революции, в 1918 году, в школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек. А в условиях Великой Отечественной войны в 1943 году ввели раздельное обучение детей в школах Москвы, Ленинграда (нынче Санкт-Петербург), в столицах всех шестнадцати союзных республик, краевых и областных центров.

     Эта реформа продлилась до 1954 года и была отменена в силу многих возникших трудностей педагогического воспитания подрастающего поколения. Этой реформой было охвачено всего два процента от общего количеств школ. Она оценивалась как не очень успешная. И, по желанию учителей и родителей, от неё отказались.

     Девочки учились в одной женской семилетней школе, и чем старше они становились, чем больше возникал интерес к мальчикам, тем больше они стеснялись их. То же самое происходило и с мальчиками. Они боялись общаться с девочками. А если девочка была красивой, то мальчики в панике убегали от неё. При этом сердце билось так сильно, что готово было выскочить из груди. Наши героини вели себя по-разному.

     Леля была несколько смелой, если не сказать, развязной. Всех мальчишек она презирала, потому что их всех она считала уродами с детства, стукнулись головой ещё в утробе, и она была убеждена, что их родовой недуг не поддавался исправлению. Люся при виде мальчиков замолкала, казалось, навсегда. На неё они производили впечатление шока. Неля воспринимала мальчиков через призму полезности для себя. Если они согласны носить её портфель, она обратит на них внимание и дозволит общаться с нею. Лиза до ужаса стеснялась мальчиков, но, между тем, она желала общаться с ними. Она боялась произнести слово «он». Ей казалось, что все тотчас же угадают её тайный интерес к противоположному полу.

     Девочки только что закончили четвёртый класс. В Советской стране обязательное начальное образование было введено почти двадцать лет назад – в 1931 году. Через шесть лет стало обязательным пятиклассное образование, а в 1939 – семиклассное. Обучение в старших классах (восьмых – десятых) с 1940 по 1956 год было платным. В Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик платили за обучение двести рублей в год, в других городах – сто пятьдесят. Даже брали деньги за обучение в институте: в Москве, Ленинграде – четыреста рублей, в других городах – триста. При этом среднестатистический трудящийся в месяц получал зарплату триста – четыреста рублей в месяц.

     Девочки по-разному относились к своей первой учительнице. Люся обожала свою первую учительницу. Она относилась к детям по-доброму, говорила тихо, так что дети напрягались, чтобы услышать и понять, что она говорит. Леля была абсолютно равнодушна к своей учительнице, рассталась с ней довольно спокойно. Привязанности к ней никакой не чувствовала. Неля все четыре года была подлизой, старалась всеми силами понравиться учительнице. Нелина мама тоже пыталась угодить учительнице, входила в родительский комитет класса, участвовала во всех мероприятиях – сопровождала класс в культпоходах в кино, в театр. Ходила с детьми на экскурсии.

     Расставшись с начальной школой, Неля сразу перестала о ней думать. О своей первой учительнице отзывалась не лестно. «Моя учительница, - говорила Неля, - ужасная дура. Что с неё возьмёшь?» Лиза ответила: «Ей бы следовало услышать, как ты о ней отзываешься. Чем же она тебе не угодила?» - «Поставила четвёрку за физкультуру» - «Ты же освобождена» - «Вот именно. Чего четвёрку ставить?» - «А ты хотела пятёрку получить?» - «Лучше бы вообще ничего не ставила» - «Ей, наверное, виднее, что ставить». Для Нели имело значение только то, что она могла использовать в своих целях. Подружки с ней играли, гуляли, помогали учить уроки, ей они были нужны.

     Лиза свою учительницу откровенно не любила. И когда проходило последнее родительское собрание вместе с учениками, Зоя Ивановна попросила её прочитать на прощание стихотворение Агнии Барто. Лиза наотрез отказалась выполнить просьбу. Это было нехорошо, с её стороны. Она, конечно, и маму стеснялась, но главная причина таилась – в её злопамятстве. Она помнила, как учительница кричала на них. Она была ей неприятна.

     В пятом классе преподавали разные учителя. Историю вела сама директор школы. О мифах она рассказывала так увлекательно, что девочки потом их вместе обсуждали. Леле нравился больше всех Геракл: он был сильным и побеждал всех. Леля благоговела перед силой. Люся хотела бы быть речной нимфой. Неля с восхищением о говорила о Медузе-Горгоне, её мощи, умению всех превращать в камни. А Лиза восторгалась Пенелопой, её верностью и умением сохранять свою верность. Она распускала свою вышивку, чтобы женихи не дождались окончания её работы.

     Однажды после уроков в класс Лизы вошла пионервожатая и сказала: «Девочки, неожиданная новость. В наш город и в нашу школу прислал письмо мальчик из Ленинграда – Гена Жучков. Он написал адресат очень необычный: Город N…, 5-я школа, 5-й «А» класс, пятому номеру по журналу. Письмо должна получить Лиза». Девочки зашумели, почему Лиза, а не они. Пионервожатая успокоила ребят и сказала: «Можете проверить, пятый номер по журналу – это Лиза» - «Везёт же некоторым», - сказали девочки.

     Лиза бы чрезвычайно смущена этим письмом. Гена писал, что он живёт в Ленинграде, замечательном городе, колыбели Октябрьской социалистической революции. Лиза чувствовала какую-то вину перед девочками и поэтому решила после их насмешек («Письмо от жениха получила?» и других) на письмо не отвечать. Письмо было отложено и ждало своего часа.

     В это время у Лизы была большая интересная переписка с редакцией газеты «Юные ленинцы». Девочек как раз приняли в пионеры, и она написала в редакцию, как девочки в классе волновались, исправляли «двойки» и «тройки», которые нахватали, и как стали стараться делать больше полезных дел: на каникулах ездили на подводе в ближайший совхоз давать концерт: пели, танцевали, читали стихи.

     Тех, у кого были «двойки», в пионеры не приняли. Сказали, что их примут, когда они свои «двойки» исправят. Ира в их классе была хроническая двоечница. Она по одному предмету исправляла «двойку», а по другому предмету тут же получала её. По-видимому, с мечтами о пионерском галстуке ей пришлось бы расстаться, если бы не старшая пионервожатая. Она пришла в их класс и сказала: «Девочки, вы должны помочь Ире. Нужно взять над ней шефство и готовить уроки вместе с нею. Кто рядом с Ирой живёт?». Оказалось, что рядом с ней живут Аля и Люба. «Хорошо, - сказала пионервожатая, - тогда вы будете с нею заниматься по очереди. Один день Аля, другой – Люба».

     Люба сказала, что мама её не отпустит к Ире. Люба была из семьи военнослужащего. Её мама не работала, а занималась воспитанием детей. Аля сказала: «И меня мама не отпустит». «Хорошо, - сказала пионервожатая. – Я зайду к вам вечером домой и поговорю с вашими родителями». Родители согласились, чтобы их дочери помогали Ире, но с одним условием, что Ира будет приходить к ним домой. Примерно через месяц Ира подтянулась, стала успешно учиться, и её приняли в пионеры.

     Лизе очень нравилось носить красный галстук. Она часто стирала его и гладила. Он всегда выглядел на ней безупречно. Леля пионерский галстук никогда не гладила – зачем? И он был мятым и висел на ней, как мочало. У Люси галстук гладила мама, а Неля требовала от бабушки, чтобы она гладила его в каждый день, а-то ей стыдно будет идти в школу в мятом галстуке, оттого что бабушка его не погладила. Неля была строгой и требовательной к бабушке, раздражалась, если что было не по ней. Она плохо понимала, что часть заботы о себе могла бы выполнять сама.

     Однажды Лиза сказала Неле: «Неля, ты плохо воспитана и избалована. Ты относишься к своей бабушке, как к своей рабыне. А она тебе ничем не обязана» - «Она обязана, потому что живёт у нас и ест наш хлеб» - «Квартира не твоя, а государственная, а мама твоя обязана заботиться о своей маме, ведь она её вырастила и воспитала. Ты вырастешь и будешь обязана кормить свою маму» - «Мне с тобой ужасно скучно, Лиза» - «Конечно, потому что ты не любишь, как и мой брат, слышать правду о себе». Неля надула губки. «Знаешь, Неля, ты будешь намного счастливее, если начнёшь заботиться о своей бабушке». Неля искренне рассмеялась. Она не понимала Лизу: «Как это я могу помогать бабушке? Ты удивляешь меня». Лиза сказала: «Например, начнёшь заботится о себе: гладить ленточки, галстук, форму, чистить обувь» - «Я не умею гладить, бабушка не даст мне утюг, я же могу обжечься» - «Приходи ко мне, я тебя научу» - «Я не хочу учиться этому», - сказала капризно Неля. «Ну и живи помещицей Салтычихой. Она-то всласть поиздевалась над людьми, - жёстко произнесла Лиза. – Ещё пионеркой называешься». Неля подумала и вдруг согласилась прийти. «Знаешь, я, пожалуй, только посмотрю, как ты гладишь».

     Неля пришла к Лизе домой, когда она была одна. «Показывай, что там делать надо». Лиза взяла чугунный утюг и повела Нелю на кухню, зажгла керосинку и поставила утюг нагреваться. Когда он стал горячим, она надела рукавицу, чтобы снять утюг. «А это ещё зачем?» - спросила Неля. «Неля, утюг горячий. Чтобы не обжечься, надо взять что-нибудь толстое и мягкое – тряпку или полотенце, сложить их в несколько рядов». Девочки вернулись в комнату. Лиза быстро постелила на стол кусок сукна, сверху покрыла материалом, взяла рукавицей утюг и начала гладить галстук, поправляя его всё время.

     «Дай мне попробовать», - попросила Неля подругу. Лиза поставила утюг на подставку и дала ей рукавицу. «Пожалуйста, гладь». У Нели всё хорошо получилось. Она старалась. «Как интересно», - сказала она и погладила весь галстук. «Давай неси свою форму и галстук, всё погладим». Неля быстро принесла свои вещи и начала гладить. С непривычки, она быстро устала, но Лиза ей помогла. И Неля ушла домой, она несла форму торжественно, боясь её помять.

     Бабушка была очень удивлена и обрадована тем, что Неля научилась гладить форму. Она гордилась своей внучкой. Лиза похвалила её, сказав: «Неля, ты хорошая девочка, но только не зазнавайся. Дома много других дел, которые тебе по силам» - «Какие?» - «Подмети пол, убери свой уголок, наведи в нём порядок» - «Вот ещё! – возмутилась Неля. – Буду я с метёлкой возиться. Это недостойно хорошей девочки» - «Неля, ты же сама хотела помочь старенькой бабушке, облегчить её жизнь. Ты хорошая девочка, я знаю тебя» - «Ладно, Лиза, я подумаю».

     Лиза рассказала подругам о Неле, как она помогает бабушке. Девочки стали её хвалить. Неле это очень нравилось. Однажды она пришла и сказала девочкам: «Я так устала сегодня» - «Что ты делала, Неля, что так устала?» - «Я помыла пол» - «Теперь ты настоящая Золушка, и тебя обязательно найдёт прекрасный принц», - сказала Лиза. «Принцы теперь не водятся, но, если это будет владелец вилы на море, я не возражаю». Девочки засмеялись. «Ну и аппетит у тебя», - сказала Леля.
Девочки знали, что скоро новогодние праздники, и они собирались в первый раз пойти на вечер в мужскую школу. Там будет концерт, а после него – танцы. «Ты красивая, - сказала ей Лиза, - обязательно найдётся принц. Я думаю даже раньше, чем ты думаешь» - «Да, - поддержала её Леля, - блондинка, с голубыми глазами, будет на вечере не отразима» - «Издеваетесь», - произнесла Неля.

     В канун Нового Года девочки женской школы были приглашены в соседнюю мужскую школу на вечер. Там был настоящий карнавал. Девочки подготовили костюмы: у Лизы был костюм бабочки, у Нели – снежинки. Люся выбрала себе костюм Красной Шапочки, ей он очень шёл. А Леля предпочла костюм Снежной Королевы. Костюмы помогали шить родители, украшали их блеском, сами девочки делали маски, разрисовывали их красками.

     Концерт понравился, а танцы вызвали разные мнения. Многие мальчики стояли у стенки, не решаясь пригласить девочек на танец. Девочки тоже томились в ожидании приглашения. Танцевать друг с другом в мужской школе девочки стеснялись. Среди непопулярных оказались Лиза и Люся. Леля приглянулась одному скромному высокому мальчику. Он был смелый, подошёл к ней, но Леля не могла танцевать, и он сел на стул, и они о чём-то оживлённо беседовали.

     У Нели был на вечере грандиозный успех. Её приглашали танцевать многие мальчики, буквально вились у её ног. Красная шапочка и Бабочка стояли у стенки, и никто к ним не подходил. Они не понравились мальчикам, никто не хотел с ними танцевать. Они вышли из танцевального зала. В первый раз Лиза испытала чувство горечи и разочарования. Она возненавидела танцы.

     А Люся была спокойна. Девочки хотели одеться и уйти, но вдруг к Люсе подошёл мальчик и пригласил её на танец. «Иди потанцуй», - обрадовалась за Люсю Лиза. И Люся ушла танцевать. Лиза оделась и вышла из школы. На улице было морозно и свежо. Она прокатилась по ледяной дорожке и побежала скорей домой. Пошёл хлопьями снег. Плохое настроение Лизы быстро улетучилось.

     Мальчики толпой пошли провожать Нелю-Снегурочку домой. Лелю и Люсю тоже провожали мальчики, с которыми они познакомились. Они стали дружить с ними. А у Нели был такой богатый выбор поклонников, что она не знала, на ком остановиться, и прогнала их всех. Ни у одного из них не было не только виллы, а даже квартиры и машины.

     На следующий день девочки пришли все вместе к Лизе. Они хотели её успокоить, но увидели, что Лиза улыбается. Она была рада за подруг, что им понравился вечер в мужской школе и что они не скучали. Девочки вдруг сообщили ей такое, отчего Лиза сразу погрустнела.

 Когда Лиза ушла с вечера, мальчики начали подходить к подругам и спрашивать, почему ушла она. «Уроды! – сказала Леля в сторону. – Неужели не понятно, почему она ушла? Она пришла потанцевать, а простояла почти весь вечер одна у стенки» - «Ваша подруга, - сказал Миша, - очень красивая, и парни боялись к ней подойти» - «Боялись? Она к вам больше не придёт на вечер». «Очень жаль», - сказали мальчишки.

     "Что же такое - эти мальчики?" - размышляла наедине Лиза. На письменном столе брата лежали фотографии его одноклассников. Он учился в мужской средней школе. И парни его класса часто срывали уроки и убегали в парк, и там на воле фотографировались, играли в чехарду, боролись понарошку, бегали наперегонки. Отдыхали от уроков. Потом их класс наказывали, всех родителей вызывали в школу и стыдили за плохое воспитание детей. Но ребята не были хулиганами, они все закончили среднюю школу, и многие поступили учиться в институты, а один самый талантливый стал композитором, учился в консерватории. На свой вопрос Лиза не нашла ответа. Она только решила для себя, что мальчики - это для неё другие миры, как непонятные и недоступные планеты.

    

    


Рецензии