Между социальностью и здравым смыслом

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


Учредив 5 декабря Международный Праздник для добровольцев/волонтёров «во имя экономического и социального развития», Организация Объединённых Наций, по сути, заявила: какой бы деятельностью добровольцы в своих странах (или в иных, – будучи гражданами своего государства) не занимались (полагаю, подразумевались, скорее всего, разного рода сообщества, объединения и пр., а не волонтёр, как единичное явление), они автоматически попадают в одну из вышеназванных категорий: «экономическую» или «социальную».

Наверняка у старшего поколения соотечественников при упоминании слова «добровольцы», вспоминаются герои одноименного отечественного же фильма с Э. Быстрицкой, М. Ульяновым и др. замечательными актёрами. Иными словами, добровольцы, чаще всего, ассоциируются в народном (ну, пусть  международном) сознании в паре с героическим участием в исторических событиях. Первое, что приходит в голову (раз уж вспомнился фильм) – войны, революции, политические мятежи и перевороты. Причём, первый вариант – это, как правило, «вербовка» флёром романтики молодых людей, зачарованных духом борьбы за справедливость, полных сил и желания переделать, и выстроить новый мир на новых основаниях или, хотя бы, улучшить существующий. Так, допустим, из туманного Альбиона в Грецию попадает английский поэт Г. Байрон; так, напросившись в качестве военного корреспондента, дабы «увеличить» свою брутальность (скорее всего, в глазах других) в Испании оказывается Э. Хемингуэй; будучи, полным  романтического патриотизма, рвётся на фронт (и оказывается там) во время 1-ой Мировой – будущий русский академик в области физики С. Вавилов (младший брат знаменитого селекционера, академика Н. Вавилова)… – список огромен. И – да, международен. Не сосчитать, сколько россиян сложило головы за независимость той же Испании, Кубы и др. Длинен скорбный список иностранных добровольцев, чьи жизни были оборваны в России и в  СССР, только потому, что они поверили в какие-то призрачные преобразования, которые разделяло их воображение (уверившее разум в их действительности, вместо того, чтобы изобличить реальную фиктивность). Не в силах охватить всех примеров, даже 19 – 20-х веков, просто замечу, что «помогать угнетенным негритянским детям», убегали из дома далеко не дети, а юноши и девушки. Но всё равно, как правило, молодые, полные энергии и сил, наделенные, как уже было сказано, пылким воображением и склонных к «порывистым» решениям и действиям. Далеко не все, кому посчастливилось выжить в той или иной переделке, не изменил своего мнения относительно своего первоначального решения. Приведённые мною выше примеры хороши как раз тем (если можно так корректно выразиться), что эти молодые люди были склонны ещё и к рефлексии: т.е. думать, анализировать и записывать свои мысли и чувства (в письмах, дневниках, выразившие и запечатлевшие в них то, что происходило в это время в их душе на самом деле, когда «флёр романтики» улетучивался и они оказывались лицом к лицу с действительным положением дел). Тем более, если в дальнейшем они стали знаменитыми писателями, поэтами и т.п. Но тогда, о последствиях добровольного выбора не всегда можно было услышать напрямую. Сумев не только выжить, но и «переплавить» жестокий жизненный опыт, они заложили его в фундамент своего творчества (например, литературного). Однако в этом случае они не предавали огласки то, через что им пришлось пройти в реальности, а как бы невольно «проговаривались» об этом, -как бы сказали специалисты филологи, лингвисты и особенно, психолингвисты, - в своих художественных текстах («выстроенных» , - а большая литература – большая работа с фактическим, вымышленным массивом данных, языком и многим другим - с определенными целями).

О большинстве добровольцев история, поглотив их пламенный душевный порыв вместе с их личными жизнями, умалчивает. Миллионы, должно быть, не меньше. Ведь добровольно люди вызываются не только воевать за кого-то (что-то, т.е. за какую-то идею, идеал), но и оказывать, например, необходимую медицинскую помощь. Священники часто вызывались добровольно выезжать в самое «пекло», чтобы поддерживать моральный дух людей, врачевать душевные раны. Артисты, примерно с той же целью, но на светском уровне, подвергая свои жизни не меньшей опасности, ездили по фронтам поднимать моральный дух людей, а то и добровольно сотрудничали с подпольными партизанскими организациями… Ясно, что тема эта неисчерпаема и, вряд ли, до конца изучена со всех сторон, – настолько она глубока, противоречива и даже пристрастна. Но добровольно можно оказывать и другую помощь: собирать и доставлять гуманитарную помощь; брать под опеку тех, кто не в состоянии без этой опеки обойтись; да просто делиться тем, что имеешь (речь не о том, что обязательно раздать всё и пополнить ряды нуждающихся), но чтобы «вместо рыбы дать человеку удочку» (когда он, конечно, её в состоянии держать) и тоже своё добровольчество направить на безвозмездное обучение каким-то полезным навыкам. И т.д. и т.п.

Красивое иностранное слово «волонтёр», вроде бы, о том же самом, но не совсем. Во всяком случае в России с волонтёрской деятельностью ассоциируется деятельность гуманитарной направленности, такая как: сбор урожая (например, клубники или апельсин) в другой стране (несмотря на то, что об оплате за труд речи нет, зато принимающая сторона часто обязуется отчасти удовлетворять культурные потребности и «скрашивать досуг» добровольцев); восстановление храмов; массовая помощь во время проведения каких-то мероприятий (религиозной направленности; детских мероприятиях (фестивалях, праздниках, конференциях и т.д.); добровольцев по охране природы, помощи животным; в домах престарелых; в детских домах; тюрьмах (колониях); больницах, онкоцентрах (здесь волонтёры обязательно проходят отбор и предварительную подготовку). Я знаю людей, которые, после окончания двухлетнего обучения по составлению букетов или ландшафтному дизайну, в свободное от работы время предлагают свои бесплатные услуги организациям, которым такие услуги нужны, но оплатить их нечем. Нередко безвозмездно предлагают свои услуги антикризисные психотерапевты. Иногда группы «тимуровцев» (которых почти заменили специальные сотрудники социальных служб) вызываются помогать убирать абсолютно заброшенные могилы (или тем, кому такая работа уже не по силам) и многое другое. Как говорит всё та же поговорка: «Дела мало не бывает» и «всегда найдётся что делать».

«Добровольческое движение» существовало и существует во многих странах. Отрадно видеть, как оно набирает силу в нашей стране. Причем, что важно (!) – «добровольцы» и «добровольная помощь» перестают, наконец-то, массово восприниматься как «халявная помощь» или «бесплатные работники», в циничном понимании (что случалось и не раз, да и до сих пор, что греха таить, всё ещё бывает). И в этой связи я хотела бы выразить своё несогласие с названием учрежденного ООН Праздника (пусть намерения у Международной организации и были самые благородные). Поясню свою мысль. Я не могу судить обо всём волонтёрском движении (его проявлениях в том или ином виде) в различных странах мира. Но. Поскольку я житель России, то лично я понимаю, что это – благородное дело, и суть его не сводится к «…во имя экономического и социального развития». «Во имя экономического развития» можно выйти и бесплатно потрудиться на рабочем месте, во имя социального – вызваться сопровождать класс младших школьников на диспансеризацию в поликлинику или во время похода в театр, музей, бассейн и т.д. Это всё хорошо, но дело, как мне кажется,  не в этом. Акцент должен ставиться не на этих, а иных аспектах. Личностных.  Именно Личности (пусть и, если смотреть с т.з. ООН, т.е. в глобальном масштабе, и участвующей формально, как «винтик», в тех же экономической и социальной системах (страны ли, мира ли).

Как-то я лежала в терапевтическом отделении обычной городской больницы, а в соседней палате лежала уже немолодая, очень средних лет (не поворачивается язык назвать её пожилой)  женщина, заходившая к нам «в гости». Она почти всегда пела, изредка перемежая свою речь обращенными к нам репликами или ответами на наши вопросы, если на эту тему (как я поняла позже, но, признаюсь, вначале такое поведение мне показалось  «странным») ей не вспоминалось какого-нибудь куплета. Позднее я узнала, что ей с детских лет нравилось петь русские песни. И всю жизнь она поёт замечательным, тёплым и каким-то… своим (не могу подобрать адекватного слова, прошу прощения), особенным голосом и в своей особенной манере исполнения, которая тоже, в большей степени, проистекает из этих способностей и умения их использовать, но очевидно, и из её личных душевных качеств. И вот ей уже немало лет, а голос по силе воздействия на слушателей, всё тот же. Дочь, живущая в наше прагматичное время, не понимает мать: самое большее, что женщина получает от своих «поклонников» (а она выступает перед ветеранами и перед одинокими, живущими в домах престарелых, и на торжествах, куда её всегда с радостью, большим уважением и благодарностью приглашают) – это букеты цветов, чашка чая за общим столом и (причём не всегда) – отвозящий её на мероприятие и привозящий домой, – водитель (возраст, да и здоровье всё чаще «пошаливает»). Уже несколько лет она ездит не одна, а с постоянным аккордеонистом-аккомпаниатором, «заразившемся» душевной щедростью, открытостью и лучистой приветливостью женщины, и также не принимающего за свой труд ничего, кроме цветов и аплодисментов! А ведь сколько лет ездили в далёкие подмосковные города, что называется, «своим ходом»:  на электричках и на автобусах, по ухабистым, разбитым дорогам и бездорожью. Но поскольку главное – не это, а несмолкающие аплодисменты, просьбы спеть на «бис» и горячие, искренние слёзы слушателей, не могущих остаться равнодушными (и я прекрасно могу понять этих людей, когда она, например, поёт песню «Когда плачут тюльпаны* и др.), то вопреки тотальной, «наступающей на горло песне» коммерциализации, «добровольцы» как пели/исполняли, так и поют и аккомпанируют безвозмездно, от Души к Душе.  Для непонятливых,  говоря современным языком: «за так».

Или различные авторские «гитарные школы»,  или «подмосковные (и не только) походы» для ребят, в частности, с ограниченными возможностями, проводимые энтузиастами: например, бывшими бардами, ориентировщиками, бывшими МЧСовцами и др.

Да, хоть и мои разнообразные многолетние, как бы теперь сказали, «проекты» (подчас, не имеющие постоянной крыши над головой): дискуссионные,  литературные,  киноклубы и многое другое для всех желающих: где можно узнать что-то новое, пообщаться, найти новых друзей по интересам, поделиться с другими своими личными наблюдениями и мыслями, чувствами.  И где тут, прошу прощение, «экономическое развитие», тем более, «социальное благосостояние»?!.. Нету их здесь. И быть не может. По одной простой причине: люди выезжают в свои выходные на расчистку и восстановление храмов; собирают библиотечки для больниц; приносят и оставляют приютам для бездомных животных корм – не «ВО ИМЯ…», а ВОПРЕКИ им: «экономическим…» и «социальным…». Надеюсь, что многим, всё-таки, это понятно. Очень надеюсь.

Как надеюсь я и на то, что каждый может стать добровольным помощником или волонтером. В одиночку можно сделать немало. Факт. Но в команде единомышленников сделать, безусловно, можно больше. А так же есть виды деятельности, которых одному просто  не одолеть. Но выбор, чем заняться, конечно, за самим человеком.

Поэтому сегодня я ПОЗДРАВЛЯЮ всех волонтёров, уже нашедших, где и кому они могли бы оказать свою безвозмездную помощь. Но, кто знает: возможно, через год к славной армии добровольцев захотите присоединиться и вы?  Не «во имя…», а – по велению собственной души.


PS:  Для того чтобы уравновесить «экономические блага» и напомнить, в частности, русским людям, что на свете существуют и иные ценности, а именно – духовные, без которых, живя даже беспроблемно (в идеале), будучи защищённым экономически и социально, вряд ли можно прожить полноценную жизнь, реализуя себя в этом мире как личность, –можно вспомнить также, что 5 декабря родились следующие выдающиеся для русской культуры, личности:

• в 1803 году –  русский поэт Фёдор Тютчев, гордость русской классической литературы, современник А.С. Пушкина, невольно затмеваемый гением великого поэта;
• в 1812 году – Амвросий Оптинский, старец знаменитой Оптинской пустыни (что под Козельском), – одного из важных духовных центров России 19, 20, а теперь уже и 21-го века;
• в 1880 году  – родился ещё один наш выдающийся классик, наравне с Тютчевым являющийся столпом национальной культуры – Афанасий Фет;
• в 1861 году  –  5 декабря день рождения представителя иной грани постижения духовной ипостаси. В этот день родился продолжатель направления «импрессионизм» (стиль живописи, начало которому было положено во Франции в конце 19 века, а затем распространившегося по всему миру, ставившего акцент не на натурализм, а мимолетность личных ощущений и переводящегося буквально как «впечатление»), человек необычайно красивого душевного склада, безусловно, одаренный и литературно (обязательно прочтите его дневники!),  -  светлый, щедрый на доброту, чувственный и атмосферный – знаменитый русский художник Константин Коровин;
• в 1891 году –  появилась на свет и одна из культовых фигур начала 20-го века, во многом определившая множество идей, реализованных в дизайне уже при жизни автора и имеющего его подражателей и последователей по всему миру (вплоть до наших дней) – график, фотограф, новатор в искусстве плаката, художник театра и кино –  Александр Родченко;
• в 1945 году – родилась, отметившая бы сегодня свой юбилей, любимица нашего старшего, да и среднего поколения (как женщин, так и мужчин) выдающаяся исполнительница русских народных песен Лидия Русланова, поднявшая вид этого певческого искусства на новую ступень; словно скрепами скрепляла она поколения русских, советских людей теплотой своего живого голоса, крепче заказных «гимнов» и прочих, поддерживающих идеологию государственного аппарата, официозных, бравурных песенных произведений (стремившихся, казалось бы, к той же цели, но неизменно проигрывавших, при всей помпезности и возможностях искренности и человечности певицы, бывшей, в непростые для народа послевоенные годы, в буквальном смысле слова, своей: разделившей его нелегкую судьбу,  вхожей в любые дома и сердца людей).

Список, понятное дело, чрезвычайно краток, но, как мне кажется, отражает суть сказанного выше. 

Так, давайте будем помнить: добровольная помощь, в первую очередь, призвана <не улучшать некие абстрактные показатели> того, чем как раз должны заниматься экономика и социальные институции, а идти кратчайшем путём от человека, его сердца, души до того, кто (или что) нуждается в его заботе.

С ПРАЗДНИКОМ!!!



*) «Когда плачут тюльпаны»



музыка - Станислав Пожлаков, слова- Э.Кузнецов

Текст песни:
============

В память павших героев вновь пришли ветераны
Поклониться земле, что их славу хранит,
А в рассветной заре тихо плачут тюльпаны
И роняют росу, как слезу, на гранит!

Снова птицы поют в небесах утром рано,
И пылает малиновым цветом закат,
Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут, всё плачут
На рассвете тюльпаны,
Как живые сердца не пришедших из боя солдат!

Они плачут, как люди, они плачут по людям,
Что вернули нам снова и мир, и весну.
Все тюльпаны земли помнят грохот орудий
И, как люди, хотят сохранить тишину!

Снова птицы поют в небесах утром рано,
И пылает малиновым цветом закат,
Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут, всё плачут
На рассвете тюльпаны,
Как живые сердца не пришедших из боя солдат!

Не зажить никогда нашей памяти ранам,
И вовек не забудет сынов своих Русь!
Пусть колышут ветра, как знамёна, тюльпаны,
В этих алых цветах и Победа, и грусть!

Снова птицы поют в небесах утром рано,
И пылает малиновым цветом закат,
Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут, всё плачут
На рассвете тюльпаны,
Как живые сердца не пришедших из боя солдат!

Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут, всё плачут
На рассвете тюльпаны,
Как живые сердца не пришедших из боя солдат!
Как живые сердца не пришедших из боя солдат!




(фото: Яндекс)


Рецензии