9. Владимир Борисович Меламед

Дебора Яковлевна вспоминает:

«Примерно в это время каким-то образом прослышал о Саше, о том, что есть такой юноша в пединституте, Владимир Борисович Меламед – доцент кафедры математики Транспортного института (сейчас он живёт за рубежом). И он пригласил Сашу составить некий научный минисеминар. Саша, конечно, такому предложению обрадовался.

Меламед оказался замечательным человеком. Ему в то время было около сорока.

Помню такие слова Владимира Борисовича: «Если я – доцент, то Саша – профессор, поверьте мне».

И ещё я запомнила одно утверждение Меламеда:

«Ваш Саша просто фонтанирует идеями, за этим так интересно наблюдать». А ведь речь шла о мальчишке, о студенте.

Меламед подчёркивал, что их встречи проходят как бы в русле давних научных традиций: в старые времена такое часто бывало – учёный, найдя талантливого ученика, занимался с ним, с одним. Одним из реальных результатов их общения была совместная, за двумя подписями, статья в Сибирском математическом журнале.

Они занимались чистой наукой, Саша был этим счастлив, но...

Но по-прежнему твердил, что в пединституте он учиться не будет. Я не знала, как быть. Сделала, наконец, некий хитрый, дипломатический ход (Саша только спустя 20 лет о нём узнал). Я пошла в Транспортный институт на кафедру к Меламеду. (А надо сказать, что Меламед поддерживал Сашу в его убеждении, что ему в пединституте делать нечего, и я, честно говоря, в глубине души готова была чуть ли не убить его за это).

И вот в приватной долгой беседе, во время которой Меламед стал говорить, что мой сын как математик в чём-то даже уже выше его, что он полон различных идей, я тем не менее так «надавила» на собеседника его же аргументами, что тот со мной согласился: диплом нужен, пусть это будет и диплом пединститута. И потом, став моим союзником, он так на Сашу повлиял, что тот решил всё-таки закончить пединститут. Так с грехом пополам был получен диплом о высшем образовании»».

Саша рассказывает об этом иначе:

– Хотел бы уточнить один момент в воспоминаниях мамы о моей учёбе в Омском пединституте. Она говорит, что учился я там с пятого на десятое, читал какие-то другие, не те книжки. Но дело в том, что в пединституте я с первого же дня занятий получил право свободного посещения лекций. Учился я преимущественно на отлично, за исключением нескольких непрофильных дисциплин типа политэкономии, школьной гигиены и т.п. По методике преподавания математики получал исключительно пятёрки, не говоря уже о физике и самой математике. В институте, как мне думается, меня любили и уважали. но…

Это «но» с многоточием всё таки было. Омский пединститут – не МГУ и не НГУ. Уровень существенно ниже.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/08/1743


Рецензии