Как я работал фотографом

КАК Я РАБОТАЛ ФОТОГРАФОМ

Есть мнение, что мы не будем работать ни одного дня в жизни, если работа будет нашим "хобби" или наоборот - "хобби" станет работой. Была у меня в жизни попытка так хорошо устроиться, но я немного припозднился и застал самый закат фотографии, как таковой, в том смысле, в каком она существовала изначально.

Открыв Википедию, я не открыл там ничего нового:
"Фотогра;фия (фр. photographie от др.-греч. ;;; (род. п. ;;;;;) «свет» и ;;;;; «пишу»; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотоаппарате".(Слова греческим шрифтом в тексте не отображаются).

Вот об этом, собственно и пойдёт речь, потому что для современной, цифровой фотографии греки ещё не успели придумать названия.
В самом деле, я недавно задумался над этим вопросом: у наших дедушек и бабушек, у родителей, да и у нас до определённого времени были доказательства нашего существования - семейные альбомы, фотографии на стенах в крашенных рамках. Можно было взять в руки пожелтевший снимок, посмотреть на обороте, когда он был сделан, вспомнить какие-то милые сердцу подробности. То есть - это реальная память, документ, который можно было потрогать.

С появлением цифровых фото и всяких "фотошопов" уже и не скажешь иной раз - тот ли это на самом деле человек , которого "сфоткали"? Альбомы превратились в виртуальные "файлы", потеря которых равнозначна потере целых страниц из книги жизни.
Детям уже вряд ли что останется от родителей, старые компьютеры и флешки которых уйдут в утиль, а уж о бабушках говорить не приходится. А если представить, что на Земле вдруг накрылась вся электроника, то как бы не пришлось снова изобретать фотоаппарат и заново учиться фотографировать, чтоб зафиксировать некоторые моменты жизни.
 
В общем, "цифра" на сегодняшний день представляется мне вещью крайне хлипкой, очень ненадёжной, и уж точно недолговечной. Масса снимков была уже лично мной потеряна как на флешках, так и недрах компов.
Думаю, что это плохо - всё в жизни должно быть надёжным, ведь и пожить второй раз уже вряд ли кто-то предложит.

У меня самого плёночный фотоаппарат появился довольно поздно. Лет 25 мне было. Почему? Раньше, в детстве ещё, когда фотографией занимался отец, мне это было не интересно, да и зачем? Отец с армии не расставался с ФЭДом и фотографий в доме было навалом. Отец ещё помнит случай, когда он решил подарить мне на день рождения всё своё фото-хозяйство: с радостью родители внесли и поставили передо мной всё это богатство: резак, фонарь, глянцеватель, фотоаппарат, вспышку...

 Я был расстроен, потому что мечтал о простом перочинном ножичке. Сколько уж мне лет было, сказать не могу - не помню я этого дикого случая!
Видимо, мал ещё был - всему своё время.

Потом, в 70-х годах отец увлёкся кино. Снимал он сначала один, в походах - по очереди друг друга. Кинокамера была, конечно, любительская, 8-и миллиметровая, но всё-таки это было уже своё кино, которое можно было посмотреть прямо на стене собственной квартиры.
Поясню: фильм снимался на плёнку 16 мм, кадры 8 мм шли по одной её стороне, после чего кассету переворачивали, и съёмка шла на другую сторону плёнки. После проявки ( а это надо было посылать куда-то в Москву!) плёнка разрезалась специальным приспособлением на две ленты шириной 8 мм.
 
Казус произошёл однажды с другом отца. Когда стали смотреть его фильм (а просмотры всегда были семейными, и доставляли немало радости), кто-то вдруг заметил: "А что это у тебя дети на асфальте купаются?"
Без преувеличения: смеясь, лежали в лёжку, животы надорвали! А всё дело просто в том было, что дядя Миша перепутал стороны плёнки, и снял два раза на одну сторону. Наложение кадров один на другой,  и домашняя комедия была готова!

Один раз отец во время похода по Симу с друзьями заснял, как у него украли спиннинг. Было хорошо видно, как подошли пацаны и один из них взял его. По сути, это было не смешно, а грустно, но смеялись до колик в животе, и первым сам отец, а смеяться так заразительно как он мало кто умеет.

А в школе у нас в классе был свой фотограф, который с удовольствием и делал фотки всем желающим. Иной раз вместе с ним и печатали. Впоследствии он стал профессиональным фотографом, закончив училище. Недавно, встретив его, я поинтересовался, снимает ли он сейчас.
- А зачем? - удивился он. - теперь у каждого фотоаппарат даже в телефоне.
Даже для себя если снимает, то редко - не интересно!
Скажи это во времена нашей юности: "фотоаппарат в телефоне" - наверняка упекли бы в дурдом. А сейчас - в порядке вещей!

К середине 80-х интерес к фильмам как-то сам собой иссяк - хлопотное это было дело.
А фотоаппарат стоил прилично, по тогдашним ценам - чуть ли не месячную зарплату надо было отдать за зеркальный "Зенит-Е". Но, как говорится, сбылась мечта идиота! Зима была, мороз градусов 20, когда я поехал по городу испытывать свою покупку и добрался аж до памятника Салавату Юлаеву, который заиндевел весь на продуваемом всеми ветрами обрыве к реке Белой. С этого и началась моё увлечение фотографией.

Я таскал свой "Зенит" по всем рекам,  Уральским и Кавказским горам, снимал им в Турции. Были и радости и огорчения - как-то раз я запорол две плёнки сплава по реке Белой - изображение проявилось, но не закрепилось - я ошибся в пропорциях с закрепителем. Но аппарат служил верой и правдой, был надёжным и сломался, как я помню, только раз, когда я решил с его помощью заработать на жизнь - он просто не выдержал нагрузок и у него отклеилась "шторка". В ремонте её в два счёта приклеили на место и "Зенит" закончил эру плёночной фотографии в здравом уме и твёрдой памяти.

Зарабатывать с его помощью пришлось в лихие 90-е.
Друг, старый фотограф и журналист, предложил поработать с ним, и года два или полтора я с ним работал, научившись печатать и цветные фото. Мы оборудовали фото-студию у меня в ванной. Он снимал, я печатал, потом вместе снимали: приезжали, например, в наш дом отдыха "Зелёную Рощу", вставали возле столовой и фоткали всех желающих, приехавших со всех концов Башкирии.
Потом печатали фотографии и разносили по номерам. Снимали и на ёлках под Новый год и после.

Расстался я с моим учителем когда он меня, что называется, подставил. Дал свой широкоформатный "Киев", и предложил съездить к Медицинскому институту заснять группу выпускников, сказав, что заболел и сам не может, а он обо всём договорился. Короче: выручай!

Поехал, выручил. Правда, меня там чуть не побили фотографы, для которых институт был хлебным местом.
Кое-как отделался, сказав, что снимал по просьбе знакомых. А с печатью снимков что-то не заладилось - никак я не мог настроить цвета! В общем, снимки получились так себе, я отдал их "наводчику" безвозмездно, ничего не заработав.

Последний этап моей работы фотографом начался весной 1995 года. С работой было плохо, хотя обижаться было не на кого - трудности себе создал я сам ещё в 93-м году, решив, что хватит с меня 8-и лет работы электромонтёром.
Трудоустраивать себя надо было как-то самому.

Помню, в середине апреля я вышел на берег Белой в парке "Победы". Весна была ранняя, и снег уже почти весь сошёл. Был приятный солнечный денёк, распускались почки на берёзах, птички весело щебетали, и оглядев забельские дали я вдруг подумал: а не встать ли мне прямо здесь с фотоаппаратом? Вдруг кто-то захочет сфотографироваться на фоне этих весенних красот? Сказано - сделано. У меня нашлась одна чёрно-белая плёнка, с неё и началась моя работа "на точке".
 
Я изготовил рекламу, на которой прилепил несколько образцов своей продукции, написал цену, которую хотел бы получить за свою услугу, и повесив фотоаппарат на шею, в один прекрасный день вышел на работу.

Первые девушки, которых я заснял возле берёз на фоне последнего снега почему-то не пришли за фотографиями, вероятно решив оставить их мне на долгую память, но дело пошло! Закончив чёрно-белую, я купил первую свою цветную плёнку, и сам уже не печатал, а стал отдавать на проявку и печать в ателье.

Моим ноу-хау стало то, что я деньги сразу не брал - только снимал, а распечатав снимки, развозил их по адресам. Рискованное это было, конечно, дело, т.к. люди попадались разные. Особенно запомнился один жук, отчество которого было многообещающим: Мударисович. Раза три я ездил к этому сыну Мудариса, но так и не смог получить с него деньги, а хитрый татарин одну фотку в первый мой приезд всё же выпросил: "Брату покажу" (Он и фотографировался с братом, который приехал в гости). А ведь клиент, как известно, всегда прав!
 В последний раз из-за двери раздался визгливый голосок его супруги, которая в истерике кричала: "Не нужны нам никакие фотографии! Уходи, иначе милицию вызову!"
С тех пор таких придурков я иначе как "мударисовичами" не называю.
Но если бы он был один! К сожалению, на карте Башкирии я обнаружил целое село, которое так и называлось: Мударисово!

Один раз сам напросился, пообещав доставить фотографии по адресу. Заказчик, как оказалось, был из посёлка Тугай, а это километров 15 от Уфы.
Но за язык никто не тянул - пришлось ехать на велосипеде, по жаре. Правда, приняли хорошо, чаем напоили... по крайней мере приятно вспомнить...

На праздники удавалось снять чуть ли не две плёнки по 36 кадров за день, а обычно плёнка снималась дня два-три. Один раз наехали фотографы, которые, по их словам, там всю жизнь пластались, но обошлось без мордобоя.

 В праздник - на 9 мая, я заснимал плёнку даже стоя на периферии, где никто и не думал снимать. Хороший был тот год - 95-й! Отличная погода стояла до золотой осени. Так что проработал я таким образом в этом парке полгода, и результатом был, в принципе, доволен. Люди, в целом, встречались не плохие. Если снимок особенно удавался, заказывали ещё. Это компенсировало потери на тех, с которых получить деньги было не реально.

В том же году я получил диплом лесовода, закончив заочно лесхоз-техникум, а вскоре закончилась и моя короткая карьера фотографа  - с наступлением осени заработки на точке упали, и стоять там больше не было смысла. А на следующий год другие идеи увлеки меня.

Напоследок, цепляясь за прошлое, я сделал последнюю глупость связанную с плёночными фотоаппаратами - купил дорогущий "Никон", о котором давно мечтал. Мы с супругой намеревались посетить Европу.
"Не с допотопным же "Зенитом" туда ехать!" подумал я.

Но качество снимков разочаровало. Старина "Зенит" делал ничуть не хуже, хотя  был чисто механической камерой, без всяких "наворотов", простым, как три рубля - всё делалось вручную. А "Никон" был напичкан электроникой под завязку. Сволочь даже перематывать плёнку без батареек отказывался! А без батареек от него было меньше толку, чем от куска кирпича - кирпичом хоть гвоздь забить можно. Сами батарейки было трудно найти днём с огнём, и вскоре они вообще исчезли из продажи, а с появлением цифровой фотографии стали и вовсе не нужны. Так пресловутый "Никон" превратился в дорогой сувенир и самую бесполезную в доме вещь.

Впрочем, таким же сувениром стал и старина "Зенит", но на всякий случай я их не выбрасываю - жду, когда они станут антиквариатом, чтобы продать втридорога и вложить их в трясущиеся руки какого-нибудь фанатика-коллекционера, да и вообще - мало ли чего...
Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое.
05.12.16


Рецензии
На радиорынке старинные зениты продают по 500 рублей.
Цена зависит от фотообъектива.
Я тоже закончил училище фото-корреспондентов был примером курса.
=============================================================
Работал в загсе Ленинского района Уфы с пройдохой Султаншиным в бюро
выездных фотографов.
В фотоклубе дома Печати который вели Фомин и Стрижевский
Фото-былого раздарил или распродал,но остались плёнки всё ищу сканер
что бы их дома оцифровывать купил один, а он без рамки
не оцифровывает..
До 1986-88 годов вёл 2 фотоклуба один в Доме Пионеров на
ул Менделеева 203
в том же доме где мои родственники Храмовы жили.
Второй в Сипайлово в доме где почта номер 100.
Попутно как бывший мастер спорта учил мальчишек морды бить тогда при
Горбачёве всякая нечисть во дворы повылезла.
Бывает былые кружковцы и мои-" юниорчики" ко мне приходят на жизнь
посетовать особенно когда разводятся или их сокращают с работы.
Меня они считают очень успешным хотя один из них большой акционер
имеет собственое село Парфёновку и много наёмных рабочих
и сенкьюриков , а где оно то село Бог весть говрят обеспечил всех
селян работой фермерство развил и грузоперевозки.
Я в его дела не лезу я к нему заходил торты есть у него их всегда
в избытке ,он мне дорогущую собаку подарил по кличке Барон.
И служил мне этот барон верно и долго и знал даже защитно караульную службу кто
помнит тот поймёт.
Бывшая секретарь ИДН(Инспекции по делам несовершеннолетних
Ибрагимова удивлялась ваши мальчишки и девчёнки вам верны до селе
редкий для России случай!
Мол обычно сменят патриотические отношения
на рыночные и привет горячий, а вам грячий чай подают и потчуюют!
А я перестал наглеть не захаживаю уж лучше пусть они ко мне,но не
с пустыми руками с воблой с бужениной ну с тем что глаз на столе не режет.

Игорь Степанов-Зорин 2   27.12.2016 02:12     Заявить о нарушении
надо бы, чтобы ретро-магазин и ателье были всё-таки, мне кажется...другое дело, где плёнки взять, хотя бы чёрно-белые и бумагу...химикаты-то можно составить, если знаешь пропорции, а то аппараты и объективы есть, а что толку...я со своего Никона уже хотел хоть объектив продать, потом передумал...
тогда уж вместе с аппаратом

Игорь Прицко   27.12.2016 03:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.