Организация и планирование производства

Этот предмет на третьем курсе начал читать профессор Всесвятский. Более скучного предмета я не знаю. Кроме того, лексикон профессора вполне соответствовал предмету. Нудное изложение, типа "Современное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный комплекс, использующий разнообразные по своей природе ресурсы, содержание и структура которых постоянно изменяются", вгоняло в сон и неудивительно, что ряды студентов постепенно стали редеть. Зачем нам, будущим инженерам-механикам, изучать "разнообразные по своей природе ресурсы"? Первыми перестали ходить на лекции Всесвятского отличники, они имели на это право. Не знаю, как пришла в голову эта идея нашей институтской дирекции: разрешить отличникам посещать лекции по желанию. Остальным пропускать лекции было нельзя.
Этот курс мы слушали в новой институтской аудитории, выстроенной в виде амфитеатра, в котором расположенные полукругами ряды столов и скамеек круто спускались вниз. На самых верхних рядах, плохо видных с кафедры, можно было играть в "Морской бой".
Всесвятский отлично знал своей предмет, никогда на лекции не пользовался книгой или конспектом, а когда он что-то писал мелом на доске, занимавшей всю ширину аудитории, его строго горизонтальные строчки, написанные крупным хорошо различимым почерком, просто сами просились переписать их в тетрадь. Исписав всю доску, он просил кого-нибудь из первого ряда намочить тряпку и все стереть.
- Кто староста? - строго спросил Всесвятский на второй лекции, увидев пустые ряды.
Староста встал.
- Сделайте перекличку и передайте мне список отсутствующих. Прошу всех запомнить первое правило Всесвятского: те, кто не пропустит ни одной моей лекции, получат автоматический зачет. Остальных буду гонять по всему курсу. Кто не сдаст зачет, будет отчислен из института. Лекцию начну, когда из верхних рядов все пересядут вниз. Хорошо. А теперь попрошу закрыть шторы и потушить свет, я покажу вам диафильм, как выглядит правильно организованное производство.
На экране появился цех с двумя рядами станков.
- Обратите внимание, как надо правильно расставлять в цехе станки, - начал свою лекцию Всесвятский, - кстати, первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс изобрел русский учёный Андрей Константинович Нартов...
Слушать лекцию в темноте было большим удовольствием. Многие ребята, жившие рядом в общежитии, ложились очень поздно, ходили на свидания или резались в очко. Они немедленно устраивались поудобнее и закрывали глаза.
- А те, кто собирается на моей лекции выспаться, - предупреждал Всесвятский, - пусть запомнят мое второе правило: у каждого я лично буду проверять конспект. Отсутствие конспекта автоматически влечет незачет.
Впрочем, практические занятия были интересными. Мы вырезали из цветной бумаги фигурки станков. Это было похоже на изготовление елочных игрушек. Каждый делал план цеха и по-своему расставлял эти станки. Их прикрепляли булавками к листам картона. Всесвятский ходил между рядами и делал замечания.
- Что вы нарисовали? Это же детский лепет. Где в вашем цехе двери? Вы что думаете, рабочие будут спускаться с неба? Что это за проход? Тут не проедет погрузчик с деталями. Вы не знаете ширину погрузчика? Я вам это давал на предыдущей лекции. Вы забыли оставить место для стола и стула. Где будет сидеть мастер цеха? Разве к этому станку подъедет кран? Почему вы разместили рядом двери мужского и женского туалетов? У вас есть любимая девушка? Нет? А у вас? Есть. Представьте себе, что вы идете в туалет, а вам навстречу из туалета выходит ваша любимая девушка. И поправляет юбку. Вам это будет приятно?
На одной из лекций, пересчитав присутствующих, Всесвятский сказал:
- Вижу, что мне повезло. Мой курс состоит из лодырей и прогульщиков. Так и быть, внесу поправку в мое первое правило. Те, кто пропустят не более пяти лекций, получат зачет автоматически. Остальных буду гонять по всему предмету. Кто не сдаст зачет, будет отчислен из института.
Когда семестр с полупустой аудиторией подходил к концу, мы все с интересом ожидали новые поправки в правила Всесвятского. На этот раз он не попросил список отсутствующих а, насмешливо оглядев притихшую аудиторию, сказал:
- Прошу передать всем отсутствующим бездельникам. Если они придут на мою последнюю лекцию, получат автоматический зачет.
На последнюю лекцию пришли все. Староста собрал зачетные книжки, и все получили зачет...
Прошли годы. Я думал, что больше никогда не встречусь с предметом Всесвятского, но я ошибся. Прихожу я как-то с работы домой и вижу, что жена, устроившись за столом в уютном свете настольной лампы, что-то рисует. Я целую ее в щечку:
- Добрый вечер, дорогая, что у нас сегодня на ужин?
- Ой, прости, я так увлеклась, что и про ужин забыла!
- И чем же ты так увлеклась?
- Мы ведь скоро переезжаем в новую квартиру. Я тут пытаюсь расставить мебель.
Я подхожу к столу и вижу знакомый чертеж с разноцветными квадратиками, которые она двигает с одного места на другое.
- Ты, что, изучала организацию и планирование производства?
- Нет.
- Тогда зачем ты берешься не за свое дело?! Дай-ка посмотреть.
- Тише, ребенок спит.
Я перехожу на шепот и чувствую, что пытаюсь подражать интонациям Всесвятского.
- Что ты нарисовала, это же детский лепет. Зачем ты тут поставила кроватку сына?
- Так я ведь сплю с этой стороны, мне будет легче вставать к ребенку.
- Гм. Допустим. Ну, а нашу кровать, почему ты ее придвинула сюда?
- Потому что тут Север, а тут Юг. Кровать должна стоять вдоль магнитных линий.
- Все ты знаешь... Но с пианино ты ошиблась, нельзя его ставить у чужой стенки Ты хочешь, чтобы на нас жаловались соседи?
- Это не чужая стенка, я проверила, она выходит на лестницу.
- Да, действительно. А почему... Ладно, продолжай, а я пойду готовить ужин. Только вот что. Я тебя попрошу, когда в новой квартире ты будешь выходить из туалета, пожалуйста, не поправляй юбку.
- Ты это к чему?
- Это шутка. Просто шутка. Будешь есть жареную картошку?


Рецензии