Алекс Борисов - поэт, прозаик, кинематографист

                АЛЕКС БОРИСОВ  ( РОЗЕНБЕРГ )
    По знаку Зодиака – Скорпион, по году рождения - Петух
               
   Имя Алекс означает предрасположенность к жизни подвижника.
   Человек способен на жертву даже не ради какой-то высокой цели,
   а просто потому, что «может себе это позволить».
   Отдать любимую игрушку. Оказаться от личного счастья ради               
   счастья другого человека. Как следствие – настоятельная
   необходимость в присутствии «объекта приложения».
   Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». 
          А иначе жизнь не будет иметь смысла.

                *   *   *

                Поэт,  прозаик,  кинематографист
                Алекс Борисов - Розенберг      
                Родился 30 октября 1933 года в Одессе.
         
                *   *   *

   « Я родился в солнечной довоенной Одессе, где провел первую счастливую 
   часть детства. Вторую (не очень счастливую) её часть, а также отрочество
   и юность провел  в заполярном Норильске, в качестве сына врага народа. »               
               
                *   *   *
               
                С 1945 ро 1950 год жил в Норильске
      
      В Норильск 12 летний Алекс попал, когда его репрессированному и
   находившемуся там в заключении отцу разрешили приезд в Норильск семьи.

                *     *

      Нори;льск — город краевого подчинения Красноярского края.
 
   Административный центр городского округа город Норильск. Расположен               
   на севере края к югу от Таймырского полуострова, примерно в 90 км к               
    востоку от Енисея.

   Норильск — самый северный в мире город с постоянным населением более               
                150 000 жителей.

         Один из самых экологически загрязнённых городов в мире.

   Экологическая  опасность для населения города и прилегающих к нему               
   районов  обусловливается   тем, что город является «производной» одного               
   из крупнейших в мире горнодобывающего и, одновременно, металлопроизводящего
   комбината (так называемый «градообразующий комплекс»). Аналогов Норильского 
   промышленного района (включая город) нигде в мире больше не имеется.
 
   В 1935 году силами заключённых ГУЛАГа началось строительство Норильского               
   горно-металлургического комбината им. А. П. Завенягина. В марте 1939 года
   на  Малом металлургическом заводе получен первый штейн, в июне 1939 года —
   первый файнштейн, в 1942 году — первый никель (анодный, катодный).               
 
   До 1951 года посёлок Норильск и промплощадка Норильского комбината      
   располагались у северного подножия горы Шмидтиха, там, где Урванцевым               
   был построен первый дом (Нулевой пикет); в настоящее время это так               
   называемый «старый» город, жилых домов там сейчас нет.

   В конце 1940-х годов началось проектирование, а в 1951 году — строительство
   «нового» города на восточном берегу озера Долгого.               
   Строительство города также начинали заключённые ГУЛАГа (Норильлага).
         В  1939 году в норисьске жило 14 ьысяч человек.

   В 1945 году и особенно после окончания Великой Отечественной войны,  в   
   норильские лагеря стали прибывать не совсем обычные заключенные. Хотя следует
   признать, что обычные туда практически и не попадали.   Это были фронтовики
   чудом уцелевшие в фашистских концлагерях, лагерях для военнопленных, участники
   националистических отрядов на Украине и в Прибалтике. Это были люди прошедшие
   трудными дорогами войны.  и их просто так, лагерным строгим режимом не
                запугаешь. 

                *     *
    
        Когда туда попал Алекс Борисов там было менее 25 тысяч человек.

          (На фотографии Первомайская демонстрация 1946 года в Норильске.)

   В то время, когда он жил в Норильске самой главной достопримечательностью               
   там  был Заполярный драматический театр. В те годы в нем работали актеры
                Георгий  Жженов и  Инокентий Смоктуновский. 

            
            В Норильске Алекс занимался в старших классах.
 
      Учась в школе,  был членом редколлегии стенной газеты.

   Когда после окончания школы стало ясно, что с аттестатом в котором написано,
   что  он выдан Норильской школой не удастся поступить ни в какой институт,   
   Алекс уехал  в Одессу к своему дяде. И в Одессе пошел заниматься в 10 класс
   одной из школ. Через год, в 1951 году, получив второй аттестат, теперь уже   
   Одесской школы,  он поступил  в Одесский институт.   
               
                *   *   *
               
                С 1950 по 1954 жил в Одессе .               

      В 1951 году поступил в Одесский институт Пищевой промышленности.

  В те далекие годы он назывался Одесский институт инженеров мукомольной 
               промышленности и элеваторного хозяйства. 
                Находился он на улице  Канатной 112 .               

  И только в 1970 году Совет Министров Украины переименовал его в в Одесский   
  технологический институт пищевой промышленности имени М.В. Ломоносова. 


   Пять лет  с 1951 по 1956 год  занимался в этом институте.
   И все годы учебы был довольно таки популярной личностью.
   А началось все с мероприятия. на которое собрали абитуриентов института.
   Это был своеобразный инструктаж перед поступлением.

   В одной из аудиторий скромно, тихо восседали  будущие «мукомолы», и среди
   них Александр (Алекс Борисов). Проводил эту встречу ответственный секретарь 
   приемной комиссии Владислав Феликсович Чайковский. Был он в своей области
   легендарной личностью. Будущий зав.кафедрой теплохладотехники,  как раз на 
   которой собирался заниматься Александр. Будущий доктор технических наук и
   будущий ректор этого института, рассказывал тогда абитуриентам, как будут
   проходить вступительные экзамены, что надо делать на экзаменах, а чего не
   надо. Это еще  было время. когда вся советская молодежь дружно скандировала: «
   Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

         Какое счастливое детство было у моего героя в Норильске,
                Вы сами понимаете.

    Но время было такое, а самое главное, что «из песни слов не выкинешь.»

    Так вот после своего выступления Владислав Феликсович предложил притихшей
    аудитории задавать вопросы. Наступила тишина.  И вот поднимается юный               
    такой, ему тогда еще не было 18 лет,  бывший житель северного Норильска
    и задает свой вопрос.  Что он спросил останется в анналах истории
    неизвестным.  Несколько секунд была тишина, а потом все присутствующие
    разразились хохотом. Смеялись по полной.

    И даже строгий ответственный секретарь комиссии, которому по статусу
                требовалось быть серьезным – смеялся.

    После этого о нем знали уже все студенты института. Надо понимать, что в
    1951 году вся Одесса насчитывала всего то менее 600 000 человек.,
     примерно столько же сколько и до войны.  Так вот в этом городе его
     знали многие.  Он вел активный, жизнерадостный образ жизни. 

      В 1956 году получил диплом инженера по холодильному оборудованию.

     Свой инженерный диплом он получал уже тогда. когда в стране наступали
     другие времена. Начиналась эпоха почти сплошных реабилитаций бывших
                «врагов народа».

       В те годы проявляется в полной мере его талант писать веселые стихи,               
     посвящения,  и просто быть душой любой компании, особенно если в ней
             есть приятные представительницы слабого пола..

        Первый творческий – авторский гонорар он получил за написание
       эстрадного  фельетона для номера артистки Одесской филармонии.
    
                * * *
               
   « Я участвовал  в создании первого КВН. Мы вместе с Борисом Лобковым               
   написали веселый спектакль « Курс на весну ». Именно в нем впервые вышли               
   на сцену Рома Карцев и Николай Губенко.  Потом Я написал веселый спектакль             
   для эстрадного оркестра  филармонии под управлением Евгения Болотинского.               
   В нем был балет, и смешная роль у ромы Карцева.  Рома влюбился в одну из
   молоденьких танцовщиц  по имени Вика (Виктория Касинская, авт.) так, как               
   только может влюбиться еврей маленького роста в высокую и стройную               
   русскую женщину.  Вопреки неудовольствию её родителей. они поженились и               
                живут вместе по сей день. »   
               
 
           Лобков Борис Маркович  - Сценарист игрового кино.
              Родился в 1934 — Ушел из жизни 5 мая 2010
              Написал сценарии к 12 художественным и
                документальным фильмам.

                *   *   *
               
                1957- 1964 г.г. -  РИГА
               
                С 1957 по 1964 год  Алекс  жил в Риге.

   « Рижская киностудия предложила нам с  Борисом Лобковым написать сценарий   
   кинокомедии.  Мы приехали в Ригу,  получили аванс, и Рижская жизнь меня               
            так закружила, что я задержался там на 7 лет. »

   « На Рижской киностудии научно-популярных фильмов редактором работал мой 
   приятель, с которым мы раз в неделю играли в преферанс. Его редакция делала
   сюжеты  для Новостей дня. Постройка нового моста через реку, премьера в   
   театре, досрочный сбор урожая и т.д. Сценарий такого сюжета представлял
   собой две странички машинописного текста и платили за него 150 рублей, что
   являлось для меня существенным приработком к  моей основной зарплате.
   Снимал их, как правило, один и тот же кинооператор, с которым мы постепенно
   сдружились, »   

           Живя в Риге Алекс поступил на факультет журналистики
          И через некоторое время был принят в молодежную секцию
                Союза писателей Латвии.               
               
                *   *   *
                1965 – 1970  ОДЕССА
               
                С 1965 по 1970 год жил в Одессе.   
            В 1965 году Алекс возвращается в родную Одессу.

       В 1966 – 1967 годы сотрудничает с Одесским театром русской драмы.

    В 1967 году для музыкального детского спектакля «Ропс» написал тексты
                песен на музыку А. Шиндеровского.

 
  Во время работы над этим спектаклем, познакомился со своей будущей женой   
  актрисой этого театра Ниной Магер. Увидев ее на сцене во время репетиции, 
  влюбился в неё на всю оставшуюся жизнь.

     В то время она, закончившая в 1962 году ВГИК, уже снялась в трех фильмах
                в Москве: 

           1960 год в  « Яша Топорков» -  Мариша
           1961 год в  « В трудный час » - Оля Котельникова
           1962 год в  « Исповедь »  -  Оксана
               
                (Кадр из фильма «Исповедь»)

            А в Одесском театре она играла в спектаклях: 

      « Девятая симфония » (Ю. принцев) – медсестра;               
      « Мера истины » (Я. Волчек) – Кира-сотрудница лаборатории; 
      « Галка со второй якорной »(Эю Ростовцева) –Эва –секретарь адмирала;               
      « РОПС »   - Ропс;
      « Звонок в пустую квартиру » (Д. Угрюмов) – Мая;
      « Дипломат » (С. Алешин) – Марсела;               
      « Зыковы » (М.Горький) – Степа –девочка подросток;               
      « Сказка о любви »(Рацер, Константинов) –Розина –фрейлина .               
      « Орфей спускается в ад »Т. Уиьямс) –Керол;               
      « Остановиться оглянуться » ( Л. Жуховицкого – Ленка Волкова.
               
                *  *  *
                1970 – 1979  МОСКВА

     В 1970 году осенью.  после вспышки эпидемии холеры в Одессе, 
     вместе семьей (женой и её сыном Тенгизом) переезжает в Москву. 
     Они обменяли свою большую квартиру в Одессе на двушку в Москве. 

             Нина Магер идет работать в Театр-студию Киноактера и
                продолжает сниматься в кино

                *    *
       В 1970-1971 годы  Алекс сотрудничал с театром  на Малой Бронной.
 
    «...получил заказ от театра на Малой Бронной написать вместе с               
    композитором Алексеем Рыбниковым детский мюзикл по сказке Джанни Родари »

   После  премьеры в театре, как всегда, был маленький банкет. Во время               
   банкета с Алексом Борисовым  познакомились разные московские
   театральные деятели.  Среди них был директор - распорядитель Театра имени
   Е. Вахтангова И.И. Спектор и  музыкальный руководитель Театра Сатиры 
   композитор Анатолий Кремер.  Последний сказал, что ему понравился
   стихотворный текст написанный Борисовым  и он  пригласил прийти к нему в
   театр, чтобы поговорить о сотрудничестве.

   « Я к нему приехал, и он мне рассказал, что так как к его жене Актрисе Шмыге
   очень хорошо относилось партийное руководство, то у него были хорошие связи
   с Московским областным управлением культуры. И ему давали писать «Елки»             
   ( елочные новогодние представления для детей ) »

      На фото – Композитор Анатолий Кремер и актриса Татьяна Шмыга

     Новогодние елочные представления шли во всех дворцах культуры. 
     А таковые  были  во всех районах Москвы и области, при всех
               крупнейших промышленных предприятиях.   

   « Вот эти представления мы с ним и создавали. Он писал музыку, а мне
   предложил писать стихотворные тексты – Снегурочки, Деда Мороза и  др. 
      Он следил, чтобы  в разных дворцах  были разные тексты. »

   Но живя в Москве, каждый человек должен был где-то работать. И вот тогда   
   Анатолий Кремер попросил директора театра им. Вахтангова И. И. Спектора 
   взять Алекса Борисова на работу. В литературной части как раз было место.
   Но получилось так, что на это место по звонку свыше пришлось взять
   родственницу  Хрущева. И  тогда в театре придумали для него должность   
   помощника главного инженера.  Даже выделили кабинет.
    
                *  *  *
             1971 – 1974  ТЕАТР ИМЕНИ ВАХТАНГОВА
         
      С 1971 по 1974 год работал в театре им. Вахтангова.
               
  Однажды в театр пришел директор фильмов со студии имени Горького, который его знал

                *  *  *
           1974 – 1978  КИНОСТУДИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

    С 1974 по 1978 год  Алекс работал на киностудии имени М. Горького

               Занимался на Высших курсах при ВГИКе.   

  Первым фильмом на котором Алекс Борисов начал осваивать кинопроизводство               
  был двух-серийный фильм « Там за горизонтом » режиссера Юрия  Егорова.

    Режиссёр: Юрий Егоров               
    Авторы сценария: Юзеф Принцев, Юрий Егоров               
    Оператор: Евгений Давыдов               
    Композитор: Марк Фрадкин               
    Художник-постановщик: Игорь Бахметьев               
    Звукорежиссёр: Николай Озорнов               
    Текст песен: Роберт Рождественский

   «Там, за горизонтом» — советский двухсерийный художественный фильм 1975 года.               
   Второй завершающий фильм авиационной кинодилогии, начатой фильмом 
                «За облаками — небо» (1973).

   Пришедший на авиационный завод молодой инженер Дмитрий Жерехов               
   (Юрий Богатырёв) пытается доказать директору, что необходимо переходить               
   на новые методы организации производства. Его поддерживает и опытный 
   испытатель Алексей Седых, и инженер-испытатель Людмила Руднева.               
   Дмитрий нравится  Людмиле, но его жёсткость и рационализм усложняют их         
                отношения…
               
        В фильме снимались:
   Юрий Богатырёв — Дмитрий Жерехов               
   Елена Чухрай — Людмила Руднева               
   Анатолий Солоницын — Бочажников               
   Всеволод Санаев — Викентий Кириллович               
   Владислав Дворжецкий — Сергей Руднев               
   Олег Ефремов — профессор               
   Лариса Малеванная — Полина               
   Юрий Назаров — Степан Жерехов               
   Геннадий Сайфулин — Алексей Седых               
   Сергей Никоненко — Саенко               
   Игорь Ясулович — Корецкий               
   Юрий Каюров — зам. министра               
   Клара Лучко — Зинаида Бочажникова               
   Юрий Демич — Сергей               
   Вера Лескова — Лена               
   Борис Голдаев — Фокин               
   Виктор Рождественский — Алексей Степанович               
   Валентина Куценко — эпизод               
                *  *  *

            После этого работал на еще одном фильме.
   И после него был рекомендован режиссеру фильма в качестве помощника директора
   для многосерийного фильма, который режиссер Лев Кулиджанов начинал снимать.      
               
           Это было совместное производство  СССР и ГДР –               
                фильм « Карл Маркс. Молодые годы »


   « Меня пригласили в группу многосерийного фильма « Карл Маркс. Молодые годы ». 
   который снимал Первый секретарь союза Кинематографистов СССР режиссер
   Лев  Александрович Кулиджанов, человек во всех отношениях замечательный ».
 
   «Карл Маркс. Молодые годы»               
  (нем. Karl Marx. Die jungen Jahre) —               
   художественный фильм, снятый на Киностудии  им. Горького
   режиссёром Львом Кулиджановым               
   в 1979  году. Фильм снимался совместно с ГДР               
   как телесериал,  состоял из  7 серий.
   Общая длительность фильма — 467 минут.
   Телепремьера в СССР  состоялась 2 - 8 июня 1980 года.

  В 1982 году режиссёр фильма, а также авторы сценария А. Гребнев, Б. Добродеев 
            и оператор В. Юсов были удостоены Ленинской премии.

   Фильм рассказывает о политической ситуации в Европе XIX века, об идеях         
   социализма, которые начали приобретать популярность на фоне монархического
   застоя и укрепления влияния капиталистов. Карл Маркс, молодой сын трирского
   адвоката, попадает в Берлин, где, помимо учёбы в Свободном университете, он,
   благодаря знакомству с Бруно Бауэром, начинает посещать Докторский клуб, где 
   узнает о тех анархических идеях, которые витают в интеллектуальных кругах
   немецкого общества.
 
   Маркс не питает интереса к юриспруденции и увлекается философией, что волнует 
   его отца, переживающего за будущее своего слишком «беспечного» сына, который,               
   к тому же, тайно обручился со своей возлюбленной Женни фон Вестфален, не имея
   никаких средств для будущей семейной жизни. Однако Маркс не может отступиться               
   от желания разобраться в тех идеях, которые он встретил в Берлине, и
   продолжает изучение философии, получив, наконец, степень доктора. Однако из-за
   изгнания из университета преподававшего там Бауэра он не может согласиться на
   место доцента на кафедре философии.

      Марксу удаётся найти работу редактора «Рейнской газеты», где он ближе               
   знакомится  с политической системой и экономической жизнью Германии и начинает
   писать острые социальные статьи. Далее следуют уход Маркса из газеты, которой 
   императорским окружением приказано поменять курс, так давно желанная свадьба с
   Женни, переезд во Францию, где Маркс надеется на более благоприятные условия               
   для дальнейшего изучения действительности. Во Франции начинается дружба и
   сотрудничество Маркса с Энгельсом, и благодаря их совместной работе им удаётся
   дойти до идеидиалектического материализма. Маркс и Энгельс, преодолевая идеи   
   утопического социализма, приходят к необходимости изучения  политэкономии  для
   разработки науки о социализме, а также к необходимости организованной               
   борьбы пролетариата. Претерпевая постоянную нехватку денег и давление властей
   как в Париже, так и в Брюсселе, куда Маркс, Женни и их маленькая дочь
   вынуждены были выехать, молодой революционер продолжает развитие   
   коммунистической идеи, посвящая этой работе всю свою жизнь.

                В фильме снимались:
 
   Венцислав Кисёв — Карл Маркс               
   Рената Блюме — Женни фон Вестфален               
   Александр Сафронов — Фридрих Энгельс               
   Эдуард Марцевич — Генрих Гейне               
   Игорь Ледогоров — Вейтлинг               
   Леонид Кулагин — Бакунин               
   Леонид Броневой — Лион Филипс               
   Елена Цыплакова — Мари Бернс               
   Юозас Будрайтис — Арнольд Руге               
   Валентина Титова — Агнес Руге               
   Георгий Тараторкин — Герман Эвербек               
   Марлен Хуциев — Луи Блан               
   Вячеслав Езепов — Прудон               
   Олег Стриженов — Ламенне               
   Владимир Татосов — Бернштейн               
   Александр Белявский — полицейский               
   Леон Немчик               
   Владимир Тихонов               
   Леонид Трутнев — эпизод (в титрах — П. Трутнев)
    
   Учитывая, что этот фильм курировал идеологический отдел ЦК КПСС,
   директору фильма приходилось заниматься в основном главными вопросами 
        координации всех политических сторон в создании фильма.

    А практической работой имевшей отношение к обязанностям директора               
    фильма, непосредственно имевшим отношение к съемкам – к творческому
             процессу - занимался как раз Алекс Борисов.

      Опыт  приобретенный в работе на этом фильме будет иметь очень
                важное значение  в будущей его жизни  - в США

                *  *  *
       После принятия решения и выезде в США и оформления всех документов,
    Алекс и Нина прождали примерно  около года, пока документы оформлялись в ОВИРе.

  За это время Алекс работал по линии " Бюро по пропаганде советского  киноискусства ", 
  совершал поездки в качестве старшего группы  актеров на мероприятиях.               
  Это были встречи со зрителями, концерты актеров, выступления с их воспоминаниями и прочее..

                *  *  *
   « Когда-то давно, в молодости в Одессе Миша Жванецкий был у нас в гостях               
   на каком-то  весёлом междусобойчике, как тогда называлась тусовка. Кто-то
   рассказал смешной  анекдот. Миша тут же вынул из кармана записную книжку и
   записал его. "Всё смешное  надо записывать. - сказал он. - И то что не войдёт
   в наши романы, после нашей смерти  будет издано в виде записных книжек".
   Не знаю, сколько их сейчас у Миши, а мои, когда  я уезжал из Москвы, на
   таможне все до одной отобрали. Рукописные материалы  вывозить заграницу 
                запрещалось. »

                1979 – 2014
                США – ЛОС АНЖЕЛЕС
      
     В 1979 году эмигрировал с семьей в США и поселился в Лос Анжелесе

       Работал на студии Дисней. Пригодился опыт приобретенный в Москве.               
   
   Писал статьи и фельетоны для русско-язычного еженедельника « Панорама »
               
            Написал книгу воспоминаний  « В Москву, в Москву »

    В  2012  году у него случился инсульт, но благодаря стараниям врачей и               
        заботе близких, он смог начать ходить и разговаривать. 
 
     30 октября 2013 года в одном из ресторанов в Северном Голливуде он
        вместе  со своей семьей и друзьями отметил свое 80-ти летие.   


         Ушел из жизни этот светлый, добрый человек- Алекс Борисов
              3 мая 2014 года в Лос Анжелесе Калифорния США.

   С присущим ему юмором, понимая, что он уходит,  приготовил свой некролог :

         Ребята, я умер 3 мая 2014 года в 2 часа 15 минут ночи.
             Не верите? Спросите мою любимую жену Нину.
               Или любимую тещу Анастасию Ивановну.
                Ей 100 лет — соврать не даст.
          Или моего любимого грузинского сына Тенгиза.
              Я не мечтал умереть, но готовился.
                Не хотелось, но пришлось.
                Не сердитесь на меня.
                Я ВАС ЛЮБИЛ..

      Прощание с ним – гражданская панихида проходила 8 мая 2014 года
 
                *  *  *  *
                Послесловие


Рецензии