вино времени

Говорят, бог - — одна из древнейших профессий в мире и самая востребованная: многие хотят, но не многие могут. Хотя, к этой мысли мы еще вернёмся... А пока замечу: не в единственном своём интервью Роджер Желязны признавался, что роман "Князь Света"- самый любимый его роман. Видимо, любимым от стал потому, что малышу отдано много сил и внутреннего горения...И малыш вырос. Он и правда - огненный, этот роман. Я прочла всего Роджера, в том числе те его вещи, что созданы в содружестве с другими, и голосую своим читательским статусом : "Князь Света" - лучший в его писательском багаже...

Это роман о времени, которое либо было, либо способно когда-нибудь потом быть...Потому что, война богов и людей, именно об этом рассказывает Роджер, была на земле... Вспомните Прометея... Что, он просто пошел и отдал огонь людям? И его просто приковали боги к скале? Да нет же. Эти несколько слов легенды, словно несколько капель времени о той самой войне... А Осирис? А Зевс ?... У Роджера - фантазия (а может воспоминание?) о войне богов и людей, о которой рассказывают "Махабхарата" и "Рамаяна"... То самое время Желязны перенёс в будущее... с нашей планеты, в романе она - Симла, на иную Землю...

Я думаю о рюмочке, в которую налито то вино времени, и о том, как оно отдает свой аромат. Мы наполняем вином сосуд, любуемся красками, что играют сквозь стенки бокала. Роман Роджера даст возможность почувствовать именно это. Он опьяняет, а ты, читатель, не столько следишь за событиями, сколько вибрируешь энергией его героев. Вибрируешь, по другому не скажешь, настолько ярки краски......

История проста, как просты и все эти боги, но не зная их по первоисточнику (индийской мифологии), долго будешь теряться в именах и событиях ... Это конечно уводит в сторону от проторённого писателем тракта - сюжета.

О чем роман?

О покоренной новой Земле. В мире романа боги являются людьми - Первыми, прилетевшими на эту планету, вооруженными техническими знаниями своей эпохи. С помощью достижений медицины и технологий они смогли обрести бессмертие, перемещаясь из тела в тело, а используя генетическую хирургию и наркотики, развили сверхчеловеческие способности, и сохраняли их при переносе разума в новое тело. В романе вам встретятся слова: Аспект (облик - состояние божественности) и Атрибут — способ реализации Аспекта, его сила. Например, Атрибут Агни - поджигать предметы взглядом,  Ямы - взглядом убивать людей .

Люди - потомки пассажиров того корабля, тоже родом из Индии. Они не обладают способностями, потому поклоняются богам. Демоны — население завоёванного пришельцами Мира. Они - чистая энергия, способны принимать любой облик и даже вселяться в людей...

Каждый день на этой планете был звеном в цепи лет, а каждая битва - простой пешкой на великой доске войны и политики.

Боги, люди, демоны...

Герой - конечно Сэм. Точнее, у него много имен - Майтрейя, Калкин, Сиддхартха, Будда , Просветлённый. Но последователи именовали его Маха-сам -атман. Он предпочитал опускать кастовые термины Маха и Атман, звал себя просто Сэм. Никогда он не возглашал себя богом. Но цели его были не просто дерзкие, они под силу только гигантам...

"...я сорву с небес эти звезды, — заявил он, — и швырну их в лицо богам, если это будет необходимо. Я буду богохульствовать по всей земле, в каждом Храме. Я опять взойду в Небесный Град, пусть даже каждая ступень станет пламенем или обнаженным мечом, а путь будут стеречь тигры. ..."

Остальные - тоже носят имена богов индийского пантеона. Божественный Яма, в прошлом... сопляк, черт знает чье отродье. Молокосос, который все наращивал и наращивал мощность генераторов, пока в один прекрасный день там у него не шарахнуло что то. Яма, в шутку трепались друзья, обожествляет смерть.

В отличие от религиозного иконостаса Индии - они живые, их характеры словно плавятся обстоятельствами жизни и борьбы, выковываются волей, устремлениями и иногда - просто влиянием людей, которые дороги. Вот почему ни Сэм, ни смерть - Яма, ни богиня Кали - ни в коем случае не статичны, они воюют, убивают друг друга, спасают, подчиняясь только им известному чувствтву логики и законам, которые массе в целом не понять. Этим и отличается книга судеб Индийской древности "Махабхарата" от того, что сочинил Роджер Желязны...

Герои его романа несут в себе и темное, и светлое. Потому что во многих отношениях разделен человек на части, слит из крайностей. Интеллект его часто воюет с эмоциями, воля — с желаниями… И что бы он ни делал, все для него и находка, и утрата, и прибыль, и потеря. Рассудок его противится традиции. Эмоции противятся ограничениям, которые накладывают на него собратья. Словом - такие вот, герои, даже если они и боги.

Контрасты - их много в романе. Небесный Град в центре золотого облака и Моста Богов. Сам Мост - бронзовая радуга, золотое облако . Вокруг него - лес, и священные большие белые кошки... Они не видят самого Града и его обитателей, спокойно прохаживаются меж ними, но убивают всякого, не достойного Небес.

На другом полюсе - Адов Колодезь. Это тюрьма для покорённых демонов-Ракшасов, в глубине земли под горной цепью Ратнагари.

Те, кто покинул город богов, чувствовали, что должны помочь людям, обеспечить их преимуществами технологии, а не выстраивать себе неприступный рай, используя Землю в качестве комбинации охотничьих угодий и борделя. Это был бы честный и справедливый путь управлять планетой.

И когда Ад в романе столкнется с Раем, в центре будет Сэм ...Реалист Роджер Желязны не делает из него харизматичного героя... Сэм хитер, иногда словоблудничает - святой ли он, шарлатан ли .. Чего только стоит его проповедь о мире реальном и иллюзорном, которой он заглушает память послушников монастыря об убийстве бога Мары...

Смиреннейший из гордых, гордец среди смиренных. Сэм сражался. Учил Пути… какое-то время. Опять сражался, опять учил, прошел через политику, магию, яд… И казалось, что на этих неожиданно загадочных задворках планеты обитала его тайна, очень личная. Причем она была помещена сюда нарочно, дабы в час Х пробудить к жизни зёрна неких истин в душе и быть маяком в тумане. Словно это - маршрут его жизни, четкий как шрам или татуировка.

Всякий большой художник непременно работает в изменённом состоянии сознания, он не считает себя обязанным ограничиваться обычным бытовым безмыслием. Для меня Сэм Роджера, какими бы небрежными красками ни рисовал писатель его портрет, останется настоящим магнитом.. . Он был ярким, дерзким, напомнил вкус дома, давно забытой надежности...

Он создал ауру внушительного, замкнутого,благополучного мира.... Он творил из своих грез, озарений, нервных вспышек, туманных эпизодов, сплетавших нереальное с действительностью.

А эта пара: Кали-Яма ? Здесь какие-то волшебные лунные чары, выстраданный, с кровью вырванный из сердца парадокс: в любви есть смерть и в смерти - любовь. Здесь не кокетство, не поза, здесь трагедия в терновом венце...И уже не тревожила мысль, что Сэм, Яма, Кали, да и все они, Боги и их противники действовали, благодаря каким-то диким вывертам физики, будто связи между людьми  не подчиняются тем же законам, что и связи атомарные. И пересекаешь параллели, меридианы таинственного пространства романа, привыкая думать о нём, как о великой школе для восторженных душ...

Конечно, мои слова существуют только как пояснительные ремарки между сценами... Сцены там, в романе...  И пусть писатель выдает не элегантную версию того же самого, что можно прочесть в "Махабхарате"...Того же ...Того ...(о май гад!)... А по сути , я согласна с Роджером: так много желаний в нас самих тоже ....древних, звериных, мощных... И подобное снится наверно даже Спящей Красавице в её нетленном замке.

Ну и... бог с ней, с элегантностью))) Невероятно только, как легко можно вернуть время. Страницы романа - это капсулы с запечатанным временем...(или ... рюмочка?). Роджер вернул ту эпоху, пережил те эмоции глазами сегодняшнего человека, отбросил лишнее, растворил суть древней культуры Индии, ее культов в строках своего романа.

Или я как всегда все усложняю, а это просто красивая легенда? Просто, у Роджера есть тайный способ добираться, докопаться, проникать...в самого себя, который жил тогда... Ведь образность, ребята, этот дар - не дар... Она - отобрана у времени, отобрана нагло, силой, духовной силой. Это пережитое и сохраненное переживание в генной памяти...По заметке в газете, странице учебника не напишешь такого. Вот почему... кто то помнит прошлое, а кто то живет только сегодня.


Рецензии
...ну вот я тебя и нашел... совершенно случайно наткнулся...))) но, "если звезды в небе зажигают, значит это кому-то нужно..." привет Танюшка... утратил в твоем лице очень интересного собеседника, и теперь обрел... а все сложное у тебя - так просто... очень рад, что снова имею возможность общаться...))) еще раз привет...

Александр Николаевич Фомин   14.12.2016 18:41     Заявить о нарушении
сердечно приветствую, Александр...
радости вам)))
собеседник... да..
я это ценю необыкновенно)))

Татьяна Лаевска   06.12.2017 20:34   Заявить о нарушении