2. неисповедимы пути часть III

начало: http://www.proza.ru/2016/12/05/920

ИСКУСИТЕЛИ
За пару недель до этого разговора у меня состоялась беседа с отцом Алексеем, секретарём епархии,  который пожелал мне скорейшего выздоровления и дал благословение на работу в тот же храм – Михаила Архангела.
– Отец Амосий молодой, иеромонах с большими связями, у него много знакомых и на Украине и в Грузии, да и в самой России, так что, я думаю, вы найдёте с ним общий язык. Единственная к Вам будет просьба, разные кривотолки ходят об отце Амосии, поговаривают о том, что он занимается, отчиткой бесноватых” (экзорцизмом), а это в нашей церкви запрещено. Неопытный священник, изгоняя одного беса, даёт возможность десяти бесам на подселение”. Это примерно, то же самое, когда неопытный фельдшер начнёт делать сложную операцию на  сердце, только гораздо опаснее. Так что все эти, так называемые ,,отчитки” приносят вреда в десять раз больше, чем пользы.
Вы, как инженер-механик по диплому,наверняка изучали "закон сохранения энергии" -Для каждого вида энергии закон сохранения может иметь свою, отличающуюся от универсальной, формулировку. Например,
- в классической механике был сформулирован закон сохранения механической энергии,
- в термодинамике — первое начало термодинамики,
- в электродинамике — теорема Пойнтинга.
С математической точки зрения, закон сохранения энергии эквивалентен утверждению, что система дифференциальных уравнений, описывающая динамику данной физической системы, обладает первым интегралом движения, связанным с симметричностью уравнений относительно сдвига во времени. 
"Экзорцизм", явление мало изученное. Изгоняя этот, некий "сгусток энергии" из одного тела, неизвестно в какие тела оно может переселиться и зачастую неопытный экзорцист в том числе и священник становится одержимым, сходит с ума и оказывается в психиатрической клинике, но до того, как его выявят, он может натворить столько бед.
У молодых да ранних священников нездоровый интерес к больным людям, им кажется, что они полностью защищены церковью, но это не так. Нужно быть идеально непогрешимо честным и безгрешным, лишь тогда Господь защитит. А молодые монахи и священники, как и все мы, не без греха. Они обольщаются искусителем звоном монет, а точнее сказать кошельками бесноватых родственников. Они понимают, что родственники готовы платить любые деньги, лишь бы свое чадо избавить от наркотической, алкогольной или даже компьютерной зависимости, избавить родных и близких от всевозможных фобий и страхов, от рака и СПИДа... идут на любые жертвы, лишь бы не стоять на учёте в наркологических и психиатрических клиниках. Каждый хочет видеть себя и уж тем более своего ребёнка здоровым и умным. Вот молодые попы и пристрастились к этим деньгам, объявляя себя знатоками - экзорцистами, способными к «отчитке» и превратившись в обыкновенных шарлатанов - экстрасенсов, но только в рясах. Тем самым обманывая людей и компрометируя Святую Православную церковь. 
Поэтому РПЦ и борется с этими проявлениями, как может, ведь у нас нет специальных органов церковного правопорядка… Да и по работе с людьми за о. Амосием разные грешки водятся. Вы уж сообщайте нам, если заметите, какие либо нарушения – завершил отец Алексей. 
Что-то видимо не так с этим иеромонахом, подумал я. Не может епархиальное начальство просто так устроить меня в хорошее место. Если бы всё было хорошо, да гладко то устроили бы кого-то из своих. А вслух сказал:
– Слава Богу за всё! Благословите батюшка, …и протянул руки, для принятия благословения.
*
В тот же день, после звонка городского благочинного протоиерея Владимира,  я не долечившись, но чувствуя себя бодрячком, уговорил доктора выписать меня из больницы и на следующее утро, 9 мая, 2016 года, как раз на день Победы, уже был в Архангельском храме.
 
фото: Храм Архангела Михаила 2016 год. Вид из трапезной.

Первое богослужение в храме Архангела Михаила состоялось в 1617 году. Через триста лет, 1918 году храм был закрыт большевиками, в 1923 из храма была изъята вся церковная утварь и лишь в 2016 году через сто лет забвения и уничтожения святой Руси, в храме на Святую Пасху, вновь зазвучала Божественная Литургия, пасхальные песнопения и возгласы о том, что Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!!
Через два года будет ровно четыреста лет с тех пор, как первый священник возгласил: «Слава Вышний Богу и на земли мир…» и пропел; «Величаем тя Архистратиже  Божий Михаиле…» в этом храме. Через два года исполнится сто лет, как этот храм, эта святая обитель была закрыта большевиками. Вот и посмотрим тогда кто хозяин и царь на Святой Руси.
*
В первый же день моего появления в храме начались чудеса искушений, которые появлялись из ничего и на пустом месте.
…На службе присутствовало чуть больше дюжины прихожан. В основном старенькие бабульки. Ни чтецов, ни певцов в храме, конечно же, не было. Случайные люди стояли у аналоя и кое-как читали молитвы. Отец Амосий, каждые пять минут выбегал из алтаря и подсказывал им, что и как читать дальше. Я обошёл храм, в который попал впервые. Ноги, как на пляже, утопали в сухом мелком речном песке, им был засыпан весь пол храма, лишь перед алтарём лежала ковровая дорожка, да пара, стареньких ковров пожертвованных прихожанами.
 
Приложившись к иконам и встав у огромного величественного столпа, начал рассматривать храм. Это было действительно грандиозное сооружение. Четыре огромных, не менее пятнадцати метров в диаметре столпа, из красного кирпича с прослойкой, через каждый метр, из белых камней, торжественно и величественно уходили в небо.

Насчитал четырнадцать прослоек, каждая, была обвязана металлическими закладными пластинами.
 
На высоте, примерно, пятнадцати метров, (это уровень пятого этажа) столпы были стянуты между собой металлическими коваными четырёхгранниками. На эти рукотворные исполины упирались купольные своды, а на сводах держался стакан купола. Вся эта тридцатиметровая громадина не имела ни единой трещины, будто бы и не было веков и лихолетий. Если бы не старинные фрески, пропечатавшиеся на тонком слое штукатурки, то можно было подумать, что храм построен только вчера. Безупречная кирпичная кладка, на первый взгляд, не имела разрушений и изъянов.
 В алтарной части храма, в своём первозданном виде, чудом сохранилась ростовая фреска Святого епископа Якова, брата Иисуса Христа, расписанная золотом.
 
Обходя храм с кадилом, священник поравнялся со мной.
– Меня в храм, к вам в помощь благословил благочинный города отец Владимир – очень тихо сказал я.
– Так чего вы здесь стоите, проходите в алтарь – с нескрываемым раздражением громко сказал священник, так что все, кто находился в храме, услышали.
– Так…! Началось, – подумал я и, поцеловав превратную икону Архангела Михаила, переступил условный порог алтаря.
Сделав, как и положено три поклона святому престолу и поклон к восточной стене, на которой не было даже иконы, но были отверстия. Как выяснилось позже, это были пулевые отверстия, так как в советско-содомское  время в храме был тир. Со стороны колокольни стреляли в алтарь по мишеням, прикрепленным к иконам. Кирпичный, сводчатый пол в алтаре не был засыпан песком, ходить по нему было гораздо легче, только вот после каждого шага поднимала пыль. Особенно пыльно было после того, как о. Амосий выбегал на клирос, чтобы в очередной раз распечь чтецов. За его золотистым облачением, как за КамАЗом на просёлочной, не асфальтированной дороге поднимались клубы пыли. Кроме престола и жертвенника, сделанных профессиональными резчиками по дереву, в алтаре был низенький столик, топорно сколоченный из досок, на котором стоял электрочайник и электропечь для разжигания угля в кадило, да два шкафа, один платинной для облачения священника и другой книжный, под церковную утварь. В алтаре был полный кавардак. На пыльных, заросших паутиной подоконниках, с комьями отвалившейся штукатурки, валялись поминальные записки, тряпки, иконы. По полу, покрытому толстым слоем пыли и строительным мусором, валялись коробки, канистры с водой и бутыли с маслом.
Профессионально, не повышая голоса, но так чтобы все слышали, как это делают опытные артисты в театре, о. Амосий, накричав на чтецов, на облаке пыли «влетел» в алтарь.
– Что вы стоите, закатив глазки, как святой угодник, мне нужно кадило! Я не могу его разжечь,  так как уголь не горит и разваливается, – с обидой в голосе произнёс священник.
 Будто бы я был виноват в том, что поставил ему не качественный уголь.
– Вы скажите, что мне делать, а я постараюсь вам помочь, – пытаясь не раздражаться, произнёс я.
– Я же вам русским языком сказал, что мне нужно кадило, – гнусавя в нос, и чеканя слова, произнёс священник с нескрываемым призрением ко мне.
Он схватил кадило, вытряхнул его содержимое в металлическую коробку, разорвал упаковку с быстровоспламеняющимся углем, зажёг один от свечи, положил в лампаду и сверху бросил шарик ладана. При этом он, гнусавя, бормотал с обидой в голосе:
– Присылают бездельников, да кого попало, а я тут отдуваюсь за всех.
– Вы батюшка на меня не обижайтесь. Меня прислали помочь вам по хозяйственной части. Я вообще-то, по правде говоря, первый раз вижу, как кадило разжигают. Но называть меня бездельником, я вам пока повода не давал, а если чего не знаю в вашей службе, так научите, подскажите.
– Меня  прислали сюда настоятелем храма! А ни каким-то там учителем православной гимназии. У меня нет времени на то, чтобы учить стариков кадило подавать, а старух на клиросе петь. Меня Богу служить поставили, – высокомерно заявил поп и с воплями на чтецов выскочил из алтаря.
Вернувшись в клубах пыли он подбежал к канистре с водой и раздраженно прогнусавил в нос:
– Ну что стоите, полейте мне воды на руки. Ничего нет, даже руки помыть негде.
– Если вас так раздражает присутствие в храме стариков и старух, то позвоните благочинному и скажите, что вам такие помощники не нужны. А то, что вам руки помыть негде так в этом Вы сами виноваты. Прежде чес начинать службу надо было приготовиться к ней и купить хотя бы рукомойник.
 У меня есть знакомые старшеклассники из православной гимназии. Они помогают в алтарях городских храмов. Если хотите я поговорю и они, я думаю, не откажутся, а примут за честь послужить во вновь открывающемся храме.
При всей этой словесной перепалке, о. Амосий продолжал службу, мотаясь по алтарю, поднимая клубы пыли, выбегая на клирос, отчитывая певцов, ворча на прихожан, что не знают наизусть «Символы Веры». Если бы я до этого не был в алтаре Казанского храма, где служба проходит чинно и торжественно, то мог бы подумать, что так оно и должно быть.    
За время всей службы, я ни разу не присел и не почувствовал той благодати, что создавалась в алтаре Казанского храма, особенно в праздники. Я метался по огромному, не обустроенному архангельскому алтарю, как бешеный таракан, выполняя то одно, то другое распоряжение отца Амосия, часто прямо-противоположные здравому смыслу и граничащие с безумием. Нормальный человек на этом бы и закончил оказание помощи и после первой же службы  отправился спокойно домой, забыв об этом кошмаре, и никогда более не встречался с этим неадекватно мыслящим монахом.
Кстати, забегая вперёд, хочу сказать, что все, кто приходил и пытался помогать в службе – чтецы, певцы, алтарники, так и делали. После первой же службы они уходили и больше никогда не возвращались к этому монаху.
Но ведь меня, неадекватность поведения людей никогда не пугала, а лишь подзадоривала, давала повод для написания очередного фельетона, подталкивала к мысли, что человек нуждается в моей помощи.
Настоятель храма во время службы, как бы перевоплощался, видимо обожествляя себя и представляя всех остальных недостойными своими рабами, над которыми можно глумиться и издеваться, которых можно унижать и оскорблять. Которым можно совать под нос потную, грязную и воняющую то ли селёдкой, то ли мочой рука заставляя её целовать.
– Что вы стоите, пойдите в храм и спросите, может кто-то умеет читать на церковно-славянском, – требовал поп, после очередного неправильно произнесённого слова чтецом.
Я вышел в храм и, повернувшись к прихожанам, спросил:
– Кто умеет читать на церковно-славянском?
Ко мне подошли две знакомые пожилые женщины. Я знал их по работе в Покровском храме, они были постоянными прихожанками Казанской церкви.
– Здравствуйте Сергий. Мы читать умеем, но только последовательность службы не знаем и очень волнуемся. Если нам подскажут, то с Божьей помощью мы почитаем.
Действительно, читали они без ошибок и даже правильно расставляли ударения.  Но не могли сдержать волнение и потому читали тихо, но благодаря акустическим данным архангельского храма, их чтение было прекрасно слышно.
 В очередной раз священник выбежал из алтаря.
 – Ну что вы там мямлите, как последние двоечники? Читайте громко и внятно!
Затем он ещё несколько раз выбегал и, тыкая пальцем в книгу, поучал в конец, растерявшихся старушек:
– Ну что не понятно? Здесь же всё написано! Читаете здесь, потом здесь, а далее вот из этой книги.
После таких «ободрений» и пояснений женщины в конец разволновались и впали в уныние.
– Да, священник явно не психолог, – подумал я и готов был провалиться на месте от того, что он так безжалостно обидел хороших пожилых людей.
К счастью, затянувшаяся до двенадцати часов служба подошла к концу. Как только я вышел из алтаря, ко мне подбежали эти милые дамы. 
– Простите нас Сергий, что так подвели вас, – чуть ли не со слезами на глазах начали они извиняться.
– Ну что вы. Это вы простите меня, что отвлёк вас от молитвы и привлёк к послушанию.
Больше этих женщин в Архангельском храме я не видел. Вот так выстилается благими намерениями дорога в ад.
Не участвуй в делах тьмы – вспомнил я цитату из Святого Евангелия.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/12/05/1015


Рецензии