О движущей силе третьей русской революции

*
Не праздный вопрос: откуда взялись в тоталитарном, по утверждению наших либералов, государстве огромная стая продвинутых людей: запредельных демократов, бизнесменов, правозащитников, радикальных политиков. Скажут: выросли на кухнях в малогабаритных квартирах. А если предположить, что не только там, но и в вузах, в партийных и комсомольских комитетах, на старинных, бывших дворянских, дачах?

Мне запомнился телевизионный репортаж с митинга либералов, собранного Гайдаром и его сторонниками осенью 1993 года, на котором прозвучал страшный призыв моего коллеги, журналиста, активно сотрудничавшего с «Российской газетой» (имя покойного называть не стану). Он прокричал: "Задавить эту гадину!" Коллега имел в виду избранный народом российский парламент. Потом выступил совсем молодой человек, говорил сбивчиво, но тоже с напором. Они думали, вопил он, что мы им позволим как в 1917 году ограбить страну. Теперь им это не удастся!   Этот имел в виду уже большевиков и отнятые ими заводы, фабрики, пароходы у собственников. Я и тогда, и спустя 20 с лишнем лет задавал и задаю себе вопрос: откуда взялся этот малец, как  и в каком по счету поколении удалось ему сохранить ярость деда, а то и прадеда?  И как ему, наверняка, трудно жилось в состоянии постоянной раздвоенности! Или это особый вид конформизма, сидящий в человеке так глубоко, что он сам до поры до времени, до особого момента не знает о его существовании?

Однажды в командировке я оказался в одном номере гостиницы с инженером из Москвы. Служил он в системе так называемого среднего машиностроения, а догадался я об этом, потому что пребывали мы с ним в секретном городе. Зачем из Москвы ехать в такую даль и на такое предприятие, если он не трудится в министерстве среднего машиностроения, проницательно подумал я. И не задавал ему никаких вопросов. Заговорил он сам. Но не об уране и способах его обогащения, а о московской «голубой крови». О детях больших московских начальников, об их гульбе и разврате, дорогих заграничных машинах, о том, какие тряпки на них и какая обувь. Говорил зло. И мне показалось, с завистью.

Советская «золотая молодежь» вышла как раз из среды завистливой интеллигенции, сосредоточенной, в основном, в столице. Из тех, у кого папы и мамы достигли больших высот, но не дотянули до вершин. Не дотянули не потому (так считали они),  что глупее или менее талантливыми были, а потому что так сошлось, так карты сложились. Между собой они посмеивались над правителями страны, судили о том, какое они ничтожество, как бы невзначай, ненароком похваливая друг друга и рассуждая о том, как бы умно они управляли страной, доведись им оказаться наверху.
 
Эта «золотая молодежь» с текущей по их венам «голубой кровью» и явилась той закваской, которая подняла российское ленивое тесто. И тесто в конце 80-х поперло из берегов.

Гайдар и его команда – типичные представители «золотой молодежи». Их особенностью является то, что они благодаря своим отцам, занимавшим на иерархической лестнице советского общества промежуточное положение (между высшим руководством страны и уже довольно обширной советской интеллигенцией  - профессурой мало престижных институтов, научными работниками многочисленных НИИ, не говоря уж об огромной армии инженеров, учителей, медиков)  благодаря им, отцам, получили хорошее образование, имели возможность читать то, о чем  рабоче-крестьянский интеллигент и не подозревал, общаться с неординарными людьми.

Однако в отличие от отцов и дедов они совершенно не знали народа. Это поколение детей Арбата – переполненные спесью, брезгливые ко всему, что просто и народно и одето не в джинсы, равнодушные к чужим страданиям, поскольку им не выпала эта доля – страдать и жить в бараках.

То, что они стали такими, в общем-то, не вина их. Это вина отцов и среды, в которую отцы погрузили их.  Там царила болезненная ревность к карьерным продвижениям, научным и творческим успехам даже представителей своего, элитного, круга. Но особенно они ненавидели высшую партийную и советскую власть. Ненавидели втайне. И, кстати,  не за то ненавидели, что те строят не капитализм, а коммунизм, а за то, что строят коммунизм неправильно, не по Марксу. 

Именно эта элита, в основном, господствовала в общественном мнении, определяла интеллектуальные стандарты, диктовала литературные вкусы.

При этом ничто человеческое им не было чуждо. Приведу пример.

Моя семья жила в конце 1991 года в Архангельском - дачном правительственном поселке. Коттедж был двухэтажный. До меня в нем жил Явлинский, когда был заместителем председателя правительства Силаева. Не в оправдание, а истины ради скажу, что квартира у нас в то время была в Медведкове, двухкомнатная. А в семье  образовалось семь человек: кроме меня, жена, двое сыновей, их жены и внук. Вот мне и предложили временное жилье в Архангельском.

Там такой порядок: за каждым коттеджем закреплена работница, которой вменялось в обязанность проводить ежедневную уборку и приносить из столовой заказанные продукты и, при желании проживающих, готовые блюда. Столовая находилась от нас в десяти шагах, можно было бы поесть и там, но она не приспособлена для этого: там только готовили, а не столовались. Работница исполняла лишь вторую обязанность, а уборкой я попросил заниматься жену и невесток.   

Может, поэтому горничная была весьма расположена к нам, с доверием относилась, порой сплетничала, хотя это было  и опасно - легко можно лишиться места. Однажды она не пришла в обычное время. Оказалось, ее и еще несколько работниц направили в квартиру Чубайса убраться там после ремонта. "Ну, и квартира! - качала головой тетя. - Двухкомнатная, а как аэродром. На одном потолке люстр висят миллиона на два".

В другой раз жаловалась на то, что ночью не сомкнула глаз. Дело было 7 ноября. Не успела отметить праздник  дома, как вдруг получает приказ идти в коттедж какого-то министра (не помню) и прислуживать там. Собралась там вся гайдаровская гвардия. "Выпили, поели, а потом стали петь песни, - рассказывает горничная. - И все – революционные. Но как-то не по-нашему поют, вроде как бы с шуткой или издевкой. Перепились, переблевались, разбросали все. Жена (называет фамилию министра) стала на четвереньки, ползает по ковру и кричит: "Ну, кто-нибудь, наконец, возьмет меня!?" Прямо ужас какой-то, раньше такого не было. Это что же за демократия такая? Мы у них сегодня до шести часов утра все чистили".

Я попытался смягчить ее рассказ.
- Ну, что делать, праздник,  перебрали... Вы вон жалуетесь, что и у вас муж чуть ли не каждый день пьет.

Рассказчица внимательно посмотрела на меня, подумала и, молча,  покачала головой.
- Не, - сказала, - не... Они как-то по-другому пили и веселились. Не по-нашему. Они вроде ...на чертей похожи были. Вроде бы кого из своих женили или замуж кого из своих выдавали.

Что-то напомнило мне ее рассказ. Ах, да, вспомнил: сказка "До третьих петухов"  Василия Макаровича Шукшина.  В ней такой сюжет: Ваню-дурака персонажи русской литературы отправляют к Мудрецу за справкой, которая удостоверяла бы, что он не дурак. Бедная Лиза, инициатор этого путешествия, даже собиралась выйти за него замуж, если он добудет такую справку.

И вот идет Ваня ночью не зная куда, подходит к монастырю, видит, что тот осажден чертями. Все - в модных шмотках, пьют коньяк, закусывают шоколадом и сервелатом, поют под гитару. Словом, балдеют. А, может, какой-то праздник свой отмечают. А цель у них, оказывается, одна: проникнуть в монастырь. Надоело скитаться близ Кремля, …то бишь, близ монастыря, желают поселиться в кельи. Но - стоит верзила-охранник, с пикой, суровый, неприступный. То ли на Суслова, то ли на Лигачева похожий. Ясно - не пустит. А перед монастырем Ваня встретился с Медведем, тот и сказал, что черти те бедовые, курить-пить его научили, он даже Медведицу по пьянке отмутузил. И, мол, только они, черти, и сумеют вывести дурака на Мудреца.

И Ваня посоветовал (чего не сделаешь, чтобы добыть справку о том, что ты не дурак!) чертям, как усыпить бдительность охранника. Те спели ему (ах, как они пели!) песню "По диким степям Забайкалья", услужливо подливая вино. И когда  охранник захрапел, вошли черти в монастырь. Свободно, без драки и зуботычин.  Выгнали из келий монахов, живописцев их заставили писать иконы со своих образов. Монахи повозмущались тихо, пороптали (еще тише), разложили мольберты и стали писать иконы с чертей.

Перечитывал я Василия Макаровича,  и так живо представились     кремлевские   коридоры,   коридоры   на   Новой площади,  на  Набережной.  И  стук стоит...  Стук-стук... Так и стучат, так и стучат копытцами…

Вот вам и главная «движущая сила» третьей русской революции 1991-1993 годов. И много нас,  дураков, в ней поучаствовали.

написана в 2013 году


Рецензии
Отличная статья, Валентин, зеленое.

То, что «поколение детей Арбата» - совершенно другой народ, чем весь СССР - чистая правда.

«У меня появился знакомый, человек почти одних со мною лет, который принял деятельное участие в разрушении СССР, при этом обеспечив себе «простое человеческое счастье» – то есть отсутствие напряженного труда и очень много барахла, очень им ценимого, но, на мой взгляд, совершенно ему не нужного. Я попросил этого знакомого прочесть мою книгу «Три еврея». Дело в том, что…попутно я описываю в ней множество случаев собственной жизни – обычную жизнь советского человека... Честно говоря, мне и в голову не приходило, что ему может быть что-то неизвестно из жизни советского человека. Однако его реакция на книгу поразила меня.
– Ты открыл для меня совершенно неизвестный мир, – сообщил он мне, – я даже увидел, что левая идея может быть привлекательной для людей.
Меня поразило, что этот человек, 40 лет без выезда проживший в СССР, может найти в моем описании жизни советского человека что-то неизвестное для себя! ... мне ведь и в голову не приходило, что ему могут быть неизвестны быт или взаимоотношения людей в СССР. Меня поразило, что ему, прожившему 40 лет при социализме, только в моей книге открылась привлекательность левой (социалистической) идеи.
– Что именно ты узнал такого, чего раньше не знал? – удивился я.
– Ну, к примеру, я никогда не был в общежитии, никогда не носил брюки за 20 рублей, никогда не стоял в очереди, мой отец мог достать все – только «Волгу» в экспортном исполнении он мне не мог достать, а так мог все. А теперь я понимаю, что главное не в том, что человек стоит в очереди за авиабилетами, а то, что он свободно мог летать по всему Союзу и у него для этого были деньги.
– Послушай, ты пять лет проучился в университете, у тебя в группе были иногородние сокурсники, они жили в общаге, как ты мог ни разу не быть в общежитии, чтобы хотя бы выпить с ними?
– Ну, знаешь, мы были ленинградцы – элита, а они с периферии, мы с ними не общались» (Ю.И.Мухин «Казнь СССР – преступление против человечества»)

Каста проклятая.

С уважением.

Игорь Семенников   19.11.2017 05:54     Заявить о нарушении
Простите, Игорь, за запоздалый отклик на ваше замечание. Черт знает, откуда они такие взялись... Хотя ... почему не известно? "Вышли мы все из народа, как бы вернуться назад". Не удалось, А точнее, не хотелось. Там коммуналки, квашеная капуста, а тут дачи, икра. И хотелось большего! Я однажды сказал Горбачеву, что именно КПСС сдала и предала социалистическую идею. Тогда он удивился, а после в его книжках я получил подтверждение этому обвинению.

Валентин Логунов   20.03.2018 00:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.