Глава 38. Грустное восприятие родины

                Печально я гляжу на наше поколенье!
                Его грядущее – иль пусто, иль темно,
                Меж тем, под бременем познанья и сомнения,
                В бездействии состариться оно.
                М. Ю. Лермонтов

Пора было возвращаться в Торонто. Все планы составлены, встречи проведены. Вечером за ужином в ресторане гостиницы друзья решили обменяться впечатлениями. Поездкой оба были довольны, потому и позволили себе немного расслабиться. Только махнули по рюмке водки, как к их столику приблизилась экстравагантная девушка. Приглядевшись, Трофим узнал Светлану. Клим недоуменно посмотрел на друга. Поняв, тот отрицательно покачал головой – и не думал никого приглашать.

Светлана кокетливо попросила разрешения присесть за стол. Клим поразился, что стреляя глазками в сторону Трофима, она не забывала оделять вниманием и его.
- Неужели вы собираетесь провести прощальный вечер в одиночестве? Может быть, я сумею скрасить его. Если хотите, могу пригласить подругу. Не угостите ли даму шампанским?

Трофим сидел, набычившись, не произнося ни слова. Почему-то в этот момент его пронзила острая тоска по Мад. Она никогда бы не стала так нахально навязываться в мужское общество, да еще откровенно намекая на возможность оказания интимных услуг.
Клим понял, что надо брать инициативу в свои руки:
- Светлана, насколько мы знаем, вы замужем.
- Ну и что, сегодня замужем, завтра свободна.

Трофим с ужасом смотрел на Светлану. «Неужели он мог любить эту размалеванную нахальную девицу? Какое счастье, что судьба уберегла от роковой ошибки».
Клим решил действовать предельно нагло:
- Светлана, какова цель вашего прихода?
- Я хотела поговорить с Трофимом. К сожалению, поздно узнала о вашем приезде. Но все же успела повидаться.
- Вряд ли Трофим будет говорить с вами.
- А он что онемел? – повернулась она к Трофиму. – Ты можешь сказать хоть слово?
- Да, я ухожу. Клим, рассчитаешься?
- Я тоже. Рассчитаемся завтра при выезде из гостиницы.

Светлана сильно покраснела, как будто ей дали пощечину. Собственно, таковой она и была, только моральной. Можно осуждать молодых людей за невежливость, но никто не может запретить отказываться от услуг продажных женщин также решительно, как они навязываются.

К счастью, последний грязный штрих не испортил общего положительного заряда, который получили наши герои на родине. Легкую грусть вызывала лишь то, что масса в общем-то неплохих людей позволяет помыкать собой, даже не помышляя о том, чтобы отстоять свое человеческое достоинство. Ведь как мы помним, это не так уж сложно сделать даже студенту в противостоянии с преподавателем, хотя они заведомо в разных весовых категориях. Но для этого нужно набраться мужества. А его-то как раз и не хватает.

Уважение к личности человека не является в нашей стране задачей первостепенной важности. Слов по этому поводу говорится много. Но чтобы они стали повседневной реальностью должен быть действенный запрос со стороны общества. Но он настолько слабый, что власть на любом уровне его просто игнорирует.

Мы готовы бороться за сохранение здоровья близких и своего. Пока еще дороги семейные ценности, хотя стремительно разрушаются.  Рвемся изо всех сил ради укрепления личного благосостояния. А чувством собственного достоинства пренебрегаем в пользу вышеперечисленных причин, легко миримся с коллективным и личностным унижением.

Этологи (специалисты по поведению животных) считают, что основой служат первобытные инстинкты. Для подтверждения познакомимся с показательным примером, описанным этологом В. Р. Дольником в эссе «Естественная история власти»: «присмотримся к стаду обезьян макаков. Борьба за доминирование много значит в жизни самцов макаков. У этого вида есть одна очень гнусная инстинктивная программа. Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь: кричат, кидаются в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь сами.

Этологи разобрались, как возникает такое поведение. Это переадресованная агрессия, накопившаяся в страхе перед доминантом. Она по обычному иерархическому принципу переносится на того, кто слабее. А таким во время экзекуции выглядит наказуемый. На это способны все макаки, но особенно "подонки", занимающие дно пирамиды: ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь неживым предметам, а в этом мало радости. И вдруг наказуемый оказывается как бы ниже дна, слабее их, его можно безнаказанно ударить. Интересно, что самки, обычно в самцовые иерархические игры не играющие (их ранг ниже ранга любого самца), в это дело не только втягиваются, но и действуют усерднее самцов. Этот простой механизм позволяет доминанту без особого риска для себя подавлять нижестоящих. Стоит только начать, а дальше стадо докончит.

Согласитесь, что сходная программа срабатывает и в человеческом обществе. Вы замечали в очередях, как продавщица (доминант в нашем подсознании, раз она что-то распределяет, чем-то руководит) моментально натравливает чуть не всех стоящих на покупателя, попытавшегося потребовать что-нибудь, в том числе полезное для всей очереди,- работать быстрее, не обсчитывать, не хамить и т. п.? Вы замечали, что легче всего ей втянуть тех, кто подсознательно чувствует себя ниже и слабее других: женщин легче чем мужчин, пожилых женщин легче, чем молодых? Вы думаете, продавщицу этому тонкому психологическому приему нужно учить? Нет, он быстро выплывает из подсознания».

У людей, видимо, в силу более высокого интеллекта, поведение в подобных ситуациях еще более разнообразно. Они нередко опускают головы, как провинившиеся школьники, перед любым представителем власти. Как бы грубо тот себя не вел.
В отличие от обезьян, где доминанту приходиться утверждать власть постоянными угрозами, большинство людей добровольно воспринимают в качестве доминанта тех, кто самовольно узурпирует власть, не имея на то никаких оснований.

Всем хорошо знакомы типы, пытающиеся получить какие-либо услуги вне очереди, утвердить свое превосходство над другими в любой житейской ситуации. При этом неправомерные действия сопровождаются, как правило, вызывающим поведением и грубостью. Но если кто-то набирается гражданского мужества и пытается дать отпор распоясавшемуся хаму, то вместо моральной поддержки сам подвергается осуждению… со стороны окружающих. Из опасения, как бы не было хуже. И в данном случае наше поведение ничем не отличается от только что описанного.

А уж если в дело вступает лицо, облеченное минимальной властью, будь то милиционер, кассир и им подобные, тут многие граждане демонстрируют примеры, недостижимые для подражания даже тем, чей интеллект еще ниже, чем у обезьян.
Чинопочитание, цветущее пышным цветом в рассматриваемом университете, типично и для всей страны. А к чему оно ведет, предсказал почти 200 лет назад А. С. Пушкин:

-  Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

- Неужели для того, чтобы обрести чувство собственного достоинства, нужно покинуть Россию? – спросил Трофим друга в самолете.
- Да, нет таким нужно родиться. Правда ты сам испытал, как тяжело живется на родине независимым людям. Стоило нам дать согласие на то, чтобы Николай Иванович стал нашим научным руководителем, и нас можно было бы умело «стричь». Но, с другой стороны, если бы не приглашение канадского профессора, нам бы предстояло, выражаясь фигурально, гнить. Смотри прямо в рифму Пушкину.
- Когда у людей выбор только между стричь и гнить, то, конечно, он будет сделан в пользу первого. Но это в основном удел сильных и, как правило, нахальных. У остальных шансов практически нет. Не будем торопиться осуждать тех, у которых всего две степени свободы. Порочный круг можно разорвать не отдельным, пусть и ярким, личностям, а только массовым осознанием своей значимости, как народа. Процесс этот длительный. Я не готов ждать его результатов, да и тебе не советую. А то недолго попасть в категорию гниющих, - подвел итог дискуссии Клим.
- Вроде пошли на посадку.

Сразу по возвращению профессор огорошил друзей известием, что с работами Трофима хотели бы ознакомиться представители министерства обороны. Каким образом туда просочилась информация, он не знал, но был очень расстроен:
- Мне приходилось, по принуждению, сотрудничать с этим ведомством. Ничего хорошего не жду. Но что посоветовать Трофиму не знаю. Чтобы не подвести ректора, сообщение придется сделать. Дальше он оставил свободу выбора за Трофимом.

Втроем они сидели в придорожном ресторанчике. К еде никто не притронулся. Клим огорченно проговорил:
- Боюсь у нас нет выбора.
- Выбор есть всегда, - возразил Трофим. – Я категорически не согласен заниматься военными приложениями. Готов уехать из Канады. Тебя вряд ли смогут привлечь к ним. Мы далеко разошлись в научном плане. Мои сотрудники смогут что-нибудь сделать, но нескоро. А Мад я хочу увезти с собой.
- В качестве багажа, - попытался пошутить Клим.
- Нет, законной супруги.
- Ты сделал предложение?
- Пока нет. Но сделаю в ближайшее время.
- Не боишься, что откажет. Тем более, если придется уехать из Канады.
- Она поедет со мной, - уверенно заявил Трофим.
- Но в какую страну? – спросил профессор.
- Я предлагаю в Южную Корею. Тебя там уже хорошо знают. Думаю, примут с удовольствием. Будем сотрудничать, - предложил Клим.
- Я думаю вернуться в Россию, - заявил Трофим.

Профессор с ужасом посмотрел на него:
- После всего того, что случилось с вами.
- Только что ректор предлагал восстановить нашу лабораторию. Есть команда, готовая работать со мной. Понимаю, что доступ в Канаду мне будет закрыт, но можно будет встречаться в других странах
- И ты веришь всему, что говорил ректор? Вспомни, что раньше он тоже много обещал, но ничего не происходило. Мы же с тобой не художественной самодеятельностью занимались, а всего лишь наукой, которая для него дело третьестепенное. Подумай, очень хорошо подумай, Трофим.
Профессор активно поддержал Клима:
- Не торопитесь принимать окончательного решения. Я не против вашего отъезда из Канады. Но вопрос о том, куда уезжать, требует тщательного анализа.
- Хорошо. Побегу делать предложение Мад. Да и к докладу надо подготовиться. Приглашаю вас на нашу свадьбу.
- Надо же, какой самоуверенный, - усмехнулся Клим.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) -  в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электронному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.


Рецензии