Встречи с музыкой. Кристоф Виллибальд Глюк

1. Очаровательные мелодии

Божественные мелодии Кристофа Виллибальда Глюка никогда не перестанут тревожить сердца людей.

Возвышенные мелодии из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка проливают скорбь ангелов на грешную землю.

Спустившись в Аид, Орфей слышит совсем другую скорбь: души его обитателей тоскуют по чудесному земному раю.

Глюк вдохновенный – Орфей в оперном искусстве.

2. Особенности таланта.

Небесную красоту музыки Глюк воспринимает от итальянских оперных арий Генделя.

В отличие от мелодий Телемана и Генделя мелодии Глюка приподнимаются над музыкальным ладом, получают относительную самостоятельность, обретают индивидуальные черты, становятся свободными, радостными, взволнованными. Они, как птенцы, выпархивают из материнского гнезда на волю.

Создавая оперы для парижской сцены, Глюк с лёгкостью перевоплощается в итальянца Люлли и француза Рамо.

Мелодии Глюка содержат в себе дух, который витает между баховской верой в Бога и бетховенской верой в Человека.

В лирических переживаниях Глюк более трепетный, чем французские композиторы Рамо, Керубини, Берлиоз.

3. Оперная реформа

У оперного реформатора Глюка имеются предшественники: композиторы Италии, Германии и, конечно же, Франции, среди которых выделяются эмоциональный Люлли и интеллектуальный Рамо.

Новатор Глюк преобразовывает итальянскую оперу -сериа в музыкальную драму.

Великие реформаторы оперы, как правило, критически оценивают предшествующие этапы оперного искусства. Это, прежде всего, относится к Глюку и Вагнеру.

Оперная реформа Глюка совершается в период расцвета оперы, Вагнера – её заката, у Глюка музыка светлая, рациональная, у Вагнера – тёмная, эмоционально-мистическая.

4. Во Франции

В оперной музыке Глюка пробуждаются гражданские чувства.

Музыка Глюка столь же порывиста и страстна, как душевные излияния философа Руссо.

Глюк – музыкальный Руссо: он подобно французскому просветителю с редкой непосредственностью выражает свои чувства и переживания.

Что общего между композитором Глюком и писателем Дидро? Герои их произведений – это страстные, мятежные натуры: Орфей спускается в ад, чтобы вывести из него любимую Эвредику, монахиня Сюзанна делает всё, чтобы вырваться из монастырского ада. Путь этих героев из мрака к свету полон испытаний и соблазнов!

У трёх авторов, пишущих комические оперы, а именно: Глюка, Руссо и Дидро, есть одно общее свойство: они стремятся к художественной правде и простоте.

5. Оперная война

Почему возникает оперная война между «глюкистами» и «пиччинистами» в Париже? Общество делится на два лагеря – тех, кто чувствует в операх Глюка надвигающуюся революцию, и тех, кто наслаждается нежной лирикой Пиччини.

«Оперная война» «глюкистов» и «пиччиннистов» объясняется также разной эстетической ориентацией композиторов: Глюк – лирико-драматический, Пиччини – лирико-сентиментальный.

6. Моцарт и Бетховен

Моцарт – гений красоты, Глюк – благородства.

Моцарт ближе к Глюку в симфонии, чем в опере: именно в симфонии Моцарт достигает редкой искренности в выражении эмоций.

Глюк в музыке – итальянский австриец. Его музыкальным последователем выступает австрийский итальянец Сальери.

Драматический Глюк подготавливает почву для оперы спасения Сальери и Бетховена.

В музыке Глюка появляются пламенные гражданские чувства задолго до Керубини и Бетховена.

Глюк – предтеча Бетховена и Вагнера!

7. Романтики

Глюк предваряет трепетную лирику Пиччинни и Беллини.

Музыка Глюка предвосхищает яркий мелодизм Гретри и Гуно.

Оперная музыка Глюка сияет той красотой, какой нет у Моцарта, Бетховена и даже Россини. Спору нет, творения этих гениев солнечные, но солнечная красота у них внешняя: яркая, ослепительная и всепроникающая. Свет же музыки Глюка внутренний, душевный и духовный, присутствующий в музыке будущих романтиков Беллини, Доницетти, Верди.

Отголоски идиллической музыки Глюка долетают до Малера.

Божественно прекрасные мелодии создают Глюк, Моцарт, Шуберт, Беллини, Шопен. Надо заметить, что все эти композиторы относятся к раннему и среднему классицизму, к раннему и среднему романтизму тех эпох, которых ещё не коснулись признаки упадка.

8. Вывод

Кристоф Глюк закладывает фундамент оперного искусства XIX-XX веков.


Рецензии