Дом у дороги

Действующие лица:

Аркан – за 30, в джинсовке поверх свитера, щетинист, волосы длинные
Женя – 30 лет, полноват, в пиджаке, небрежный
Вика – около 30 лет, в аккуратном платьице
Галя – около 30, в джинсах
Бармен – неопределённого возраста, строгая осанка, взъерошенные волосы
Борис – за 40, барабанщик
Оля – около 40 лет, в джинсовке, с гитарой
Стас – за 40 лет, небрит, с контрабасом
Кучер – неопределённого возраста, в «косухе», помятый и пьяный
Луиза – около 20 лет
Джон – около 20 лет
Конферансье
Официантка – 20 лет, в фартуке, мини-юбке, волосы в лошадиный хвост


Итого: 8 мужских, 5 женских, массовка

Сцена разгорожена ширмой с дверью. Справа барная стойка. Аркан сидит рядом с Викой, Женя – с Галей. Бармен по другую сторону стойки то появляется, начищая стакан, то исчезает за кулисой. Слева от ширмы маленькая сцена, на ней ударная установка, прислонённый к стене контрабас. За столиками сидят люди. Иногда проходит конферансье.

Действие первое

Барная стойка с высокими стульями. Аркан с Викой входят, Вика пританцовывает и напевает блюзовый мотив. Женя с Галей беседуют, сидя за стойкой. Бармен протирает стакан.

Вика
Ох как расчудесно! Горю, горю! (машет руками на себя). Я отойду освежусь, хорошо?

Аркан
Давай. Закажу пока.
(Вика уходит. Аркан подходит к стойке, обращается к бармену)
Давай, друг, лей, чтоб не успела остыть.

Галя
Ну эта вот повеселей песенка. А прошлая о чём была? – не эта, под которую танцевали все, а медленная та, грустная?

Женя
Да разве она грустная была? Знаешь…-те, Галя блюз сам по себе не грустный, он, как это говорят, о том, когда хорошему человеку плохо. Я бы сказал, он стоический. Ну такой (покачивает кулаком в воздухе) героический даже. Меня вот он всегда чувством братства наполняет.

Галя
Братства? Да, неожиданно. Я и не знала, я думала, там о любви поют. И всегда - о несчастной.

Женя
(усмехаясь) О любви?

Галя
Ну, когда хорошему человеку плохо. Как же это тогда понимать?

Женя
А! (смеётся) Но любовь, Галя, любовь-то разве плохо? Она наоборот (водит ладонью перед носом) чувство довольное…

Галя
Да я не о том. Ведь хороший человек, как мне кажется, это тот, кто умеет любить. Кто хочет любить.

Женя
Хочет тут - ключевое слово.

Галя
И когда его этого чувства лишают, ему плохо. Негодяю-то плохо не будет. Вернее, будет, конечно, но он никогда не начнёт об этом петь, да ещё так. Вот плохо, что языка я не знаю… Там ведь отчаяние!

Женя
(под нос) отчаянно под поезд кидаются…

Галя
Но о чём пели-то? (придвигаясь ближе к Жене) Женя, расскажи…-те. Ведь наверняка о ней самой, о любви.

Женя
Пели-то о чём? О Скалистых горах пели. Так и переводится - «Скалистые горы». Ну, знаете, которые в Штатах, Роки Маунтен.

Галя
Ну расскажите.

Женя
(откидывается назад)
Ты когда-нибудь бывал в скалистых горах, браток?  Я покажу тебе туда путь. Это место, где я бы хотел быть. Запомни меня там. Запомни меня на пике блаженства. А теперь я blue. Такое вот словцо у них. Оно переводится, как «голубой», но на блюзовом сленге значит что угодно. Меланхолию, например, воспоминания о покорённых вершинах. (Распаляется) Путь, что прошёл могучий одиночка, путь стихии, путь покорения! Это человек пред ликом беспощадных гор, под солнцем Аризонских пустынь. Он – прошёл. (привстаёт) Он – взял свой рубеж (привстаёт ещё) Отверг мирскую тщету. (лезет за телефоном, Галя отстраняется от него) Прошу прощения. Алло! Да, Сергей Иваныч, да. Немного. Хорошо, я вам сам наберу. (Убирает телефон). Отвергнув тщету мира!

Галя
Тогда и правда о героизме.

Женя
Правда, Галя, золотая правда.

Галя
Воспоминания… Как хорошо знать язык.

Женя
(достаёт телефон, какое-то время смотрит в экран) Да, так и есть. Вот и горюет, на контрасте. А тут от мирской суеты (усмехаясь) никуда.

Галя
Это с работы?

Женя
Да. Знаете, ответственность дело не шуточное. Всё я кому-то нужен! Вот нужен и нужен. Бывают же люди нужные, а.

Галя
Вы нужный, да?

Женя
Ещё как.

Галя
И как вам?

Женя
Ой. Достанут, всюду достанут. И в выходные, и в отпуск. Вообще, Галя, хочу сказать, столичная жизнь – вечная гонка. Куда-то лезешь, лезешь всё время. Вот посуди…-те сами. Я бы в деревне жил.

Галя
Вот как?
(оба смеются)

Женя
Нет, ну правда. Утром бы вставал, на лужок прогуляться, воздух, рыбалка. Люди простые, не то что…

Галя
А ведь вы не были в горах?

Женя
Я? Нет, а почему… вы спросили?

Галя
Мне кажется, вам бы очень хотелось в горы, только что-то вас всё время тянет вниз. Ну, знаете… (смеется)

Женя
(смеётся в ответ) тянет, тянет. Это вот (кивает на телефон). Разве ж это всё оставишь?

Галя
А что у вас? Жена, дети?

Женя
(теребит телефон) Нет, какие там дети.

Галя
Ну, так вы свободный человек.

Женя
Ну и вы, как я понял, тоже свободная женщина.

Галя
Да, но меня-то в горы не тянет
(повисает тишина, выпивают, глядя в разные стороны, Галя встречается взглядом с Арканом, замирает и отворачивается)

Женя
Извини…те, на секундочку.
(уходит)

Аркан
Ты видел скалистые горы, браток? А сколько женщин было у меня в Скалистых Горах!
(Галя чуть поворачивается, косится)
Это песня о женщинах.

Галя
Вы мне?

Аркан
Ты не знаешь языка.

Галя
А вы… то есть, ты, значит, язык знаешь?

Аркан
Я много чего знаю.

Галя
А знаешь, что подслушивать неприлично.

Аркан
Он так громок и горяч. Тут хоть уши заложи.

Галя
Первое уж точно.

Аркан
Это у него золотая лихорадка.

Галя
Что?

Аркан
Болезнь такая. Золотая лихорадка.

Галя
Знаю, что болезнь.

Аркан
Может передаваться через близкий контакт…

Галя
Это намёк?

Аркан
Я думаю, что у вас иммунитет.

Галя
Вот как… А он, значит, болен?

Аркан
Америка, девятнадцатый век, одержимость. Золото. Женщины. Я, поётся там, знавал стольких женщин, но не знаю, какую любил. Я восходил на пики, я владел ими всеми, и ничего не принёс оттуда, кроме боли…

Галя
Пронимает.

Аркан
Кто-то про музыку, кто-то про золото.

Галя
Он…

Аркан
(протягивая через всю стойку руку) Аркан

Галя
Галя

Аркан
Люблю «Дом у дороги». Жаль, закрывают его.

Галя
Закрывают?

Аркан
Переезжают. Но куда сейчас переедешь?

Галя
Жаль

Аркан
Правильное тут место, да?

Галя
Вот, верное слово – правильное.

Аркан
(Отпивая)
За правильное место.

Галя
(В сторону) Как мало правильного.

(Входит Вика, оправляя причёску)

Вика
Хай-хо! А вот и я. Не загрустил?

Аркан
Ваш бокал, мадемуазель. (подвигает ей бокал)

Вика
Мерси. (садится, Аркан поворачивается к ней) У меня до сих пор сердце колотит. Видно? (выпячивает грудь). Мне кажется, видно.

Аркан
Ты отлично танцуешь.

Вика
Правда?

Аркан
Не всякому даётся твист.

Вика
Так это был твист?

Аркан
Да. От бедра.

Вика
Ну они так забойно играли. И такой у меня партнёр.

Аркан
Погоди, вот они ещё свинг отыграют, береги сердечко. (выпивает стакан до дна, Вика, глядя на него, чуть пригубливает)

Бармен
Повторить?
(Аркан кивает. Бармен наливает)

Вика
У меня папа тут играл. Клуб тогда был на Арбате, давно ещё. Они постоянно переезжают. А папа играл на бас-гитаре, вон даже фотки (показывает на стену).

Аркан
Так вон оно чего. Ты, значит, рок-н-ролл дочка?

Вика
Да. Папа меня с собой начал таскать лет с двенадцати. Мама, конечно, против была. Мама вообще против всего. Они все живут-живут, а потом остывают. Ой, как я боюсь, ты бы знал!

Аркан
Чего боишься?

Вика
Ну, когда люди перегорают. Только папа не перегорает, и я вот вся в него. Мне бы дома сидеть – ну, так мама говорит – они все так говорят. А я вот танцую. И вообще, танцевать – отличное средство, а то состаришься.

Аркан
Точно.

Вика
Как здорово, что ты понимаешь! (выпивает бокал)

Бармен
Повторить?

Вика
Да.
(Бармен наливает и уходит)

Вика
(пригубливая) Как хорошо, что ты понимаешь меня. Никто не понимает. Они говорят, учиться… Домой! Ты девушка, девушке неприлично... Не прилично? Женщины за тридцать скучные все. И я боюсь…

Аркан
Тебе не скоро.

Вика
И у меня подруги хорошие. Есть вот Лерка, мы с ней иногда такие биты выдаём.

(Входит Женя, то убирая телефон в карман, то доставая, садится к Гале. Тянет шею, высматривая бармена)

Аркан
Так и её приводи.

Вика
И вообще однокурсницы весёлые. Почти все приезжие, такие забавные. В метро теряются, я их таскаю, город показываю. А они как утята. Теряются, боятся (смеётся).

Аркан
И уточек приводи. Освоим. (выпивает, Вика тоже выпивает)

Вика
А ты учишься или работаешь уже?

Аркан
Да какой смысл?

Вика
Очень интересно. А как же?

Аркан
Человек – это сплошные двери. Открывай и заходи.

Вика
(трясёт головой) Так. Чего-то я не понимаю. Расскажи.

Аркан
Всё вокруг лежит и ждёт, пока ты подойдёшь и возьмёшь это. Надо только дерзать находить ключи от дверей. А там – отпираешь и берёшь.

Вика
А, вот оно как (игриво смеётся). Ну так к каждой двери должен быть свой подход, надо учиться находить нужные. Нет?

Аркан
Дерзать. Дерзать - не учиться.

Вика
О, ну очень… как сказать… очень по-мужски, да. Вот у меня папа тоже говорит – смелей, и всё получится. Но сам вот вечно в ауте, что жизнь прошла.

Аркан
Это да.

Вика
Но а чем ты занимаешься по жизни-то?

Аркан
Учу танцевать.

Вика
(Подскакивает) А я знала, я знала! Я так вот и знала. Это сразу понимаешь. Как человек ставит ногу.

Аркан
И у меня своя школа.

Вика
Шикарно. И как же в неё попасть?

Аркан
А разве ты уже не попала?

Вика
Нет, не годится… Вот я уже и пьяна.
(Появляется Кучер. Шатко идёт к стойке)

Кучер
(Бармену) Лей, Лёха, царской! Лей не жалей. Старого Кучера согрей. Ох царская голубушка, глубинушка загульная…

Бармен
Порядочно нагрелся, Кучер?

Кучер
Доброта от тепла, а тепло от крови. И вот мне интересно, какой такой вампир, что из нас тепло сосёт, а? Холодно, собака. А никому и дела нет, а! Нет, Лёх, ты меня не слушай. Бармен, швармен, Гитлер капут…
(Плавает взглядом, находит Галю)
Ох ты ж… Гулюшка! Гулюшка родная ты моя.
(Галя поворачивается к нему, потом отворачивается, прикрывая глаз рукой)
Вот уж кого не ожидал. Да хорош. Ну не рада что ль?

Галя
Да. Всякое случается.

Кучер
Гулюшка ты моя Галина…

Галя
(Жене) Не обращайте внимания.

Кучер
Да, это верно. А я думал, ты сюда уж тропку забыла. За прошлое глаз вон. Ан нет, гляди-ка. По родным местам, а? Как преступники. Все мы – преступники, а!

Женя
Простите…

Кучер
Слушай, а ведь хорошо было, а? Были же деньки. В морозы. Швейцар пальтишко примет. А там – платье лимонное, кеды зелёные. Помню кеды, помню платье. Выход, значит, в люди. А пошли потанцуем, Галь.

Галя
Ничего не замечаешь?

Кучер
Замечаю. Я ранен. В самое вот сюда…(тычет в грудь) и отсюда никуда.

Галя
Кучер, давай потом.

Женя
Простите!

Кучер
О, не стоит извинений! Кстати, позвольте представиться – Кучер.

Галя
(Жене) Он пьян.

Кучер
In vino veritas.

Галя
Приятного вечера. (Отворачивается к Жене)

Кучер
(подходит с другой стороны)
Жаль… Знаете, чего мне больше всего жаль?

Галя
(в сторону) Приятного вечера жаль.

Кучер
Молчание согласия. Да, истинно говорю вам. Так вот мне жаль, что мы все детство потеряли. Ну да, детство. Не судите и не судимы будете, и будьте, как дети и обрящете. Как дети. О! Без пребу… предбу… осуждений. А мы все – все-все судим.

Женя
Простите! Я бы на вашем месте…

Кучер
Да всё. Всё. Не стоит извинений. Гулюшка, радость ты моя!
(Порывается поцеловать её руку. Женя вскакивает и отступает назад, яростно чешет лоб)

Галя
(Отдёргивая руку)
Этого не хватало!

Аркан
Кучер, братишка! Поди-ка сюда!

Кучер
(Зло оборачивается)
Че такое?
(и тут же приседает, разводя руки, в радости)
Арканище-тараканище! Ну медь вашу звонкую! Все тут…

Аркан
Поди сюда давай.
(Кучер подходит)
Слушай меня…

Кучер
Дай руку-то! Вот, так, знай наших… Арканище, котяра старый. Всё мышек ловишь?

Аркан
Я сам добыча.

Кучер
(Вике) Значит вам, госпожа, достался самый лакомый кусочек. Тут главное под нужным соусом подать. Уж мне поверьте, я коком служил.

Аркан
И сам уже готов.

Кучер
Да что я. Фарватер знаю. Вот ты – другое дело. Ну, как оно? Рапортуй!
(Обнимает, повисает на нём)

Женя
Да, Галя, вы, оказывается, здесь уже знаете всё. (Садится) И всех…

Галя
Простите?

Женя
Галя, это неоткрытое звено между обезьяной и человеком…

Галя
Ну я бы на вашем месте полегче.

Женя
Простите! Но тип он последний.

Галя
Из того, что он пьян, этого не следует.

Женя
Ладно, к чему всё это. Если человек не может себя держать… если человек не может…

Кучер
(Гале) Гулюшка-голубушка, встретимся приходи танцевать.
(Уходит, распевая на мотив «Когда б имел златые горы»)

Вика
(теребя локон недовольно)
Кто это был?

Аркан
Товарищ по блюзу.

Вика
Ну хорошие у вас товарищи, нечего сказать. Чего ему здесь надо?

Аркан
Не нужен никому.

Вика
(Бармену)
Мужчина! Эй! Чего меня все не замечают сегодня… Как вас зовут? Бармен! Водки.

Бармен
Да-да

Вика
Нет, виски. Нет, всё же водки.

Аркан
…вот и греется рядом.

Вика
(выпивая залпом)
Мамочки…

Аркан
Да малый он ничего.

Вика
Господи, он тут плюнул.

Аркан
Вот сукин сын.

Вика
(Бармену)
Эй! Мужчина. Повтори.

Бармен
(Аркану)
Всё в порядке?

Аркан
Пожалуй, нет.

Вика
Это мне видней, позволь уж.

Аркан
Сохрани себя на танец, душа моя.

Вика
Вот как? А ну! (Вскакивает, тянет Аркана за рукав) Давай, пошли. Танцуем! Ну чего расселся?

Аркан
(Сидит. Бармену)
Наливай.
(Играет музыка)

Вика
О, песня шикандос! (подпевает, начинает танцевать, хочет сделать разворот на одной ноге и тут же, подломив каблук,  чуть не падает под стойку. Все вскакивают).

Женя
(Смеётся) Понеслась!

Вика поёт, пытается встать, Аркан и Бармен поднимают её и усаживают.

Женя
Не, таким пить нельзя!

Галя
Ну хватит.

Кучер
(из-за кулис)
Давай деточка! Шали, конфеточка!

Бармен
(ставит стакан) Воды. И как можно больше.

Вика
Чтоб проблеваться, да? Руки убери.

Кучер
(из-за кулис)
Будьте как дети!

Вика
Уйдите все!

Женя
Вот женщина в наши дни пошла…

Галя
Она хоть напилась. А вы даже заказать не можете. (Бармену) Алексей, я тут с ним засохну с ним! Один лонг.

Женя
И мне! А как же… Простите… (лезет за телефоном) Алло! Да, Семён Иваныч, могу-могу…

Вика
Господи, какая срань… (бормочет)

Аркан
(Гале через стойку) Ну а ты не устала?

Вика
(В пол)
К чёрту все эти доски… Мама. Где телефон?

Галя
Что? Кажется, новая песня.

Аркан
Да.

Кучер
(из-за кулис)
Все на борт!

Вика
Мама, к чёрту твист!

Галя
(Аркану)
Красивое имя – Аркадий.

Женя
Да, Семён Иваныч, одну минуту… (Гале) Я на секундочку (Уходит с телефоном)

Галя
Аркадий.

Женя
(Издалека)
Я в вашем по-олном распоряжении! (Уходит)

Аркан
(Вике) Ты как?

Вика
Мне надо… (закрывает рот рукой) Сейчас вернусь (Убегает)

Появляется конферансье. Мимо в другую часть сцены проносится с криками Кучер.

Конферансье
Леди и джентльмены! Второе отделение. Пожалуйте на палубу.

Аркан
(подходит к Гале)
Приглашаю вас на свинг.

Галя
Спаситель. (Встаёт навстречу)

Громкий рок-н-ролл. Занавес.

Действие второе

Невысокая сцена-подиум. На ней барабанная установка, стойки с гитарами. Музыканты играют. Танцевальный зал. По углам пара столиков с лампами, стулья, некоторые откинуты и валяются. В центре свободно. Звучит музыка.
Появляется конферансье.

Конферансье
Дамы и господа, гости и сочувствующие! Мы начинаем второе отделение нашего блюз-джема. Мы рады видеть всех вас с нами – опять и опять. Под крышей «Дома у дороги». Всех вас – верных и новых, резвых и меланхоличных. Правильных людей в правильном месте. Правильные отношения. Дядя Стас говорит (кивает на музыкантов), за эти годы у нас уже не адюльтер, а самая настоящая с вами любовь. Слушайте правильную музыку. Держите в душе место под блюз. И приятного вам вечера!
(Уходит)

(Музыка громче, затем тише. Появляются Джон, Луиза, Аркан и Галя. Входят, танцуя. В дверях застывает Кучер, иногда что-то бросая вслед фланирующей официантке)


Джон
Луиза.

Луиза
Да, Джон.

Джон
Это ведь не твоё настоящее имя?

Луиза
Ну какой ты смешной – конечно, нет.

Джон
И мне так и не узнать настоящего?

Луиза
Так интересней.

Джон
Мы видимся тут уже третий раз, я от тебя без ума, ты это знаешь... и всё же.

Луиза
И я от тебя. И я от тебя без ума. Но имя… телефон… адрес… К чему оно? Танцуй со мной. Целуй меня. Я свободная!

Джон
А сходили бы в кино…

Луиза
Но вдруг там бы всё и закончилось? Вдруг мы только тут – такие хорошие.

Джон
Странно.

Луиза
Лучше будем видеть только лучшее друг в друге! К тому же, и Джон ведь не твоё настоящее имя.

Джон
Может быть.

Луиза
Ты ж, наверное, Ванька какой-нибудь.

Джон
Может и так.

Луиза
Тебя уже накрыло?

Джон
А каком смысле?

Луиза
Я говорю с тобой танцем, глупенький. Присмотрись – мои губы не шевелятся. Но это не важно. Язык тела – такой же язык, и танец – его речь. А разве танцем можно сказать имя? Разве у текучего есть формы? Я меняю фигуру за фигурой, и ты видишь, что они меняются, но не видишь – как.

Джон
Если разобраться, чем меня привлекает эта девушка, если разложить всю анатомию моего чувства, то и правда, имени там не будет места. Это будут: большие глаза, в которых мужчина улавливает глаза будущего ребёнка, длинная шея, которая отводит взгляд от не очень больших грудей… Это сами груди, не очень большие, а ведь на кормление здорового потомства лучше большие… но и эти сойдут. Как у моей мамы. Это крепкие бёдра и таз, рождающий орган. И, конечно, запах.

Луиза
Я говорю с ним своим телом, хотя предпочитаю не думать о том, что он думает только о моём теле. В этом доме ему негде получить это тело. Тут ни спален, ни комнат. Тут полно глаз. Тут мы играем, и мне просто хорошо.

Джон
Если разобраться анатомически. Она устаёт. Пот. Это животная усталость, это блеск в глазах. Она ведь тоже чувствует мой запах. Танец сближает особенно, потому что усиливает запахи.

Луиза
Я говорю с ним языком глаз и запахов. Эти духи с ноткой сдобной булочки. Мужчины заводятся от кулинарных запахов. А если я встряхну волосами вот так, запах будет сильнее.

Джон
И как хорошо, что она обо всём этом не догадывается.

Луиза
Просто смотрит в мои глаза и тащится от меня.

(Рядом танцуют Галя с Арканом)

Галя
А у тебя здорово получается.

Аркан
Мы же только начали.

Галя
Дебют показывает всё.

Аркан
Вот как.

Галя
Это как с книгой. Достаточно первой страницы, чтобы понять, читать дальше или нет.

Аркан
Кто твой любимый автор?

Галя
Ремарк.

Аркан
М-да… Отличный выбор.

Галя
Это не выбор. Мужественность – вот что решает всё.

Аркан
И женственность.

Галя
Ну, скажешь тоже, женственность (смеётся). Только не в манере письма. Хотя каждому своё. Мальчикам девочки, девочкам – мальчики. Ну а твой?

Аркан
Что?

Галя
Любимый автор.

Аркан
Тургенев.

Галя
Нет, ты просто замечательно танцуешь.

Аркан
Хорошо.

Галя
Я в вас не ошиблась, мсье.

Аркан
Так и я в вас не ошибся, мадам.

Галя
Пока только мадемуазель.

Аркан
Вот как.

Кучер
Иди и скрась моё ничто! (Пытается схватить официантку, та увёртывается и со смехом убегает)

Галя
Слушай, а как же она?

Аркан
Она?

Галя
Ну, с кем ты.

Аркан
Я с тобой.

Галя
Вот как?

Аркан
Точно так.

Галя
Уже со мной?

Кучер
(воет, как волк)

Аркан
Именно.

Галя
Отчего же?

Аркан
Нет надобности быть с ней.

Галя
Ты решаешь по надобностям?

Аркан
По ненадобностям. Я уже давно понял, что никто никому не нужен.

Галя
Патетично.

Аркан
Реалистично.

Галя
Мне нравится, когда мужчина реалист. Однако человек – существо общественное.

Аркан
Человек определяется тем, чем он не является.

Галя
Дом у Дороги закрывают.

Аркан
Слышал. Жалею.

Галя
О, слабое место?

Аркан
Любовь делает слабым.

Галя
Любишь блюз?

Аркан
Тут нельзя решить. Он либо есть, либо его нет. Как мозги.

Галя
А любовь – так же?

Аркан
Либо есть, либо…

Кучер
Пить! Пить! Эй, Гитлер капут!

Галя
Вот ты говоришь, у нас в мире никто никому не нужен… От чего же так?

Аркан
Люди любят вещи, а не людей.

Галя
А ты тоже любишь вещи, а не людей?

Аркан
Я люблюз.

Галя
И что для тебя блюз?

Аркан
Три ненужности.

Галя
Туманно. Разверните ответ.

Аркан
(разворачивает её в танце)
Мой блюз – это замёрзший пьяный негр, раздающий рекламки. Это берёзки, растущие из крыш дорогих домов в центре города. Это самое ненужное. Дом из него не построить, шубу не купить. Но секи – и дом и шуба созданы для жалких коротких удовольствий.

Галя
А музыка?

Аркан
А музыка дарит вечный кайф. Мне чертовски жаль успешных домовладельцев с шубами, они этого кайфа лишены навсегда.

Галя
Выходит, умение радоваться у одного человека выше, чем у другого. Один умеет радоваться, другой нет?

Аркан
Я умею. И мне жаль половину человечества – они не умеют. Может они умеют много есть или водить дорогие авто, но не могут получить и дольки того удовольствия, какое получит блюзмен, взявший нужную ноту.

Джон
Может, пойдём пройдёмся?

Луиза
Куда? Там же мороз.

Джон
Я бы хотел побыть с тобой наедине.

Луиза
М… Боюсь, если мы запрёмся в кабинке туалета, привлечём много внимания.

Джон
Ну что ты! Просто в тишину. Я никогда не слышал твой голос в тишине.

Луиза
Голос, каких много!

Джон
Самый красивый. Я бы слушал и танцевал только под звук твоего голоса в тишине…

Луиза
Ты слишком горячишься… Я же сказала – мы будем встречаться тут.

Джон
Ах, Луиза…

Луиза
Хорошее! пусть я буду видеть только хорошее.

Джон
Я учусь на патологоанатома и провожу много времени в морге…

Луиза
Как это романтично.

Джон
У меня есть твоя фотография на телефоне, и…

Луиза
Не продолжай, пожалуйста.

Джон
Следующий танец ты со мной?

Луиза
Здесь я всегда с тобой.

Джон
Бог создал это место.


Галя
Ты хочешь сказать, твоя радость выше их радостей?

Аркан
Прямо сейчас – она всё выше и выше.

Галя
Вот как? Почему?

Аркан
Это твои глаза.

Галя
Глаза? И что же в них?

Аркан
В них необходимость.

Галя
Необходимость видеть?

Аркан
Не видеть - жить.

Галя
Когда я была девочкой, я верила в слова. Когда долго не улыбаешься, мышцы улыбки отмирают. Когда человек становится старым, от него отворачиваются молодые.

Аркан
И так, всеобщая ненужность.

Галя
Но на то нам и дана свобода. Тонуть в омуте ненужности или учиться плыть самому.

Аркан
Человек слишком испорчен, Галя.

Галя
И что же остаётся?

Аркан
Смех. Смеяться.

Галя
Но несмотря ни на что, ты хмурый.

Аркан
Я пропащий.

Галя
Потому что не умеешь смеяться?

Аркан
Я хочу смеяться. И смеюсь. И потом смеюсь над тем, что смеюсь, смеюсь над собственным смехом. Убиваю смех.

Галя
Ты сомневаешься?

Аркан
Да. Но я сомневаюсь в самом сомнении.

Галя
А в чём тогда вообще можно быть уверенным?

Аркан
В одном точно. Я не поеду провожать тебя до дома.

Галя
Хм, а я только собралась предложить эту авантюру.

Аркан
Ты же не боишься змей?

Галя
Змей! Обожаю их!

Аркан
Отлично. У меня дома живёт настоящий удав. Тебе следует с ним познакомиться…

Галя
Ну если он ручной.

Аркан
Мы снимем страх хорошим вином.

Галя
И?

Аркан
Мы едем ко мне.

Галя
Откуда такая уверенность за меня?

Аркан
У нас нет выбора. Блюз либо есть, либо его нет.

Галя
Вы достойны самой жаркой пощёчины, мсье.

Аркан
Я весь к вашим услугам.

(Целуются и удаляются)
(Появляются Кучер с официанткой, танцуют)

Кучер
Не сойти мне с этого места, если ты не похорошела!

Официантка
Ой, да ладно.

Кучер
Да ты чертовски похорошела, дорогая моя.

Официантка
Вот уж… Старый дренч.

Кучер
Я пью за вас!

Официантка
Отпусти! Застукает директор, больше меня тут не увидишь.

Кучер
Если так будет, я его сам застукаю…

Официантка
Да ты сегодня в ударе.

Кучер
А ты хороша, как танки в Париже!

Официантка
Вот не надо. Похорошеешь тут… Ношусь с утра до вечера, думала – для талии полезно…

Кучер
Вздор! Да и вообще, если есть, что пощупать – это ж торжество жизни.

Официантка
Вот это уж точно вздор.

Кучер
Значит моя жизнь – вздор. Наверняка так и есть. А вообще, знаешь, что для меня жизнь?

Официантка
Догадываюсь.

Кучер
Жизнь – это такая толстенная матрона, что-то вроде оперной дивы. Такая беломясая, с подсолнухами. Ей душно, она сопит, пар и градины пота. Она огромна, груди и тело – океанище! Всюду жар, и она размыкает липкие свои губищи. И ты уже готов задохнуться от неё… Но вот из этого толстого жара, из самого нутра его, рождается кристалл такой чистой ноты, такой звук… И если тебе суждено умирать, то молись, чтобы ты умер под этот голос.

Официантка
Всё, антракт.
(Вырывается от него, уходит)

Кучер
Давай-давай… Придёт и твоё время. Эх, я бы её… да жаль, закроют.

(Кучер преследует её. Уходит.)

(Выходит конферансье. Музыка замолкает)

Конферансье
Дорогие леди и почтенные джентльмены! Это был привет из Дельты Миссисипи! Пароход в Новый Орлеан. С палубы вам машет наше блюз-трио. Позвольте представить тем, кто ещё не знает: Оля Булочка, гитара, вокал. Как всегда sweet little sixteen. Бас-гитара – Стас Домовой. И сегодня почти Джинджер Бейкер - наш дядя Боря за барабанами. В последний раз на этой сцене. Не в последний раз вместе.

(Аплодисменты. Конферансье уходит. Музыка замолкает. Остаются Оля Булочка, Стас и Борис)

Борис
А какое уютное местечко было, а!

Стас
Говорят, теперь тут Макаревич арендует.

Оля
Це буде смачно.

Борис
Да хоть бы и так. В нашем деле консорция нужна.

Оля
Чего-чего?

Борис
Консорция, Оля, это то, что организуют двое-трое, единой судьбою связанные. Чтобы, так сказать, общую цель выдержать.

Стас
Чтоб выжить.

Оля
В нашем случае, чтоб нужными оставаться хоть кому-то. Друг друга слушаем, друг к другу на концерты ходим… (напевает из песни Аквариума «Электрический пёс»)
«Но сами давно звонят лишь друг другу,
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг»!

Борис
Тогда это уже конвиксия…

Стас
Ну-ну, профессор. Полегче там. А то без ста грамм никак.

Оля
Приятно всё же иметь дело с профессурой.

Борис
Не, профессора мне не дают. А уж знали бы, где Борис Петрович досуг проводит – и доктора бы не дали.

Стас
Но всё же, Борис Петрович, удивительное дело жизнь. Не каждый день доктора исторических наук в кабаке встретишь.

Оля
Да ещё за барабанами.

Борис
Пётр Первый себе денщиков набирал по умению в барабан дроби дать. Да и вообще, ударные – первейший на земле инструмент.

Стас
Студенты на экзамене тоже дробь выдают зубами?

Оля
Не, Стас, он у нас добрый.

Борис
Да. Ибо барабаны – отличный выход агрессии. Булочка вон тоже как закричит в микрофон! А в жизни добрая.

Стас
Кстати, Оль, а я вот всё никак не сподобился спросить - чего это тебя Булочкой кличут?

Оля
Ну вот, сколько лет знаемся… В булочной работаю, вот и кличут.

Стас
Хлеб – всему голова.

Оля
Ох не знаю… куда угодно бы пошла. Двое детей, знаешь ли.

Стас
Вот это по-русски.

Оля
Вот тебе и рок-н-ролл… Бейба.

Стас
А чего сюда детишек не приводишь?

Оля
А ты с ними тут посидишь?

Стас
Мы их вон Борис Петровичу на воспитание отдадим, пущай истории обучает.

Оля
Мужички. Как до дела доходит – одна история от вас и остаётся.

Борис
Ну я бы их за барабаны посадил. При царе в каждой роте аж по шесть барабанщиков было!

Стас
Ты, Борис Петрович, докторскую по барабанщикам защищал что ли?

Оля
…только воздух и сотрясают.

Борис
И всего один флейтист.

Оля
Хотя чей бы горн мычал… сама хороша. Ночь, а матушка с микрофоном целуется.

Стас
Ладно, Оль, ты чего? Приводи пацанов.

Оля
У меня обе – девочки.

Стас
Так тем более! Тут же клуб холостяков.

Оля
Боже упаси их отсюда.

Стас
Правильно, пусть в науке пасутся у Бориса.

Оля
Ну а твоя-то как? Давно ушла?

Стас
Да дней пять или шесть.

Оля
А может год.

Борис
Крепко горюшко залил.

Стас
Э-э, я его пять лет как заливать начал. Вот как поженились, так и начал. А веришь – ушла, так третий день трезвым хожу.

Оля
Вот так. Баба – причина мужского алкоголизма. И мы ещё недовольны, что мужики бухают.

Стас
Эх, Олька, глаголешь! А как бы мы с тобой зажили, а?

Оля
Нет уж, ограничимся совместным блюзом.

Стас
А то бы кайфота – два никому ненужных сердца под одной крышей. Постигали бы новые ритмы.

Оля
Только шведской семьёй – у меня Борис Петрович в фаворитах.

Борис
А мы и так под одной крышей. Боюсь, только, скоро и эту крышу сорвёт.

Оля и Стас (одновременно)
Это да.

Борис
И кто тогда приютит три одиноких сердца?

Стас
Ну ты, Оль, счастливая – уйдёшь к своим дочуркам, обучишь на гитаре играть. И петь.

Оля
Достоевщина какая-то. Ещё на шарманке.

Стас
Ты, Боря, тоже не проказой мечен. Доктор наук, как никак. Вернёшься к своим Петрам-Елизаветам. Тоже, поди, жена-дети…

Борис
Да не успел ещё нагулять.

Стас
Ну. В библиотеках ребёночка не приживёшь. А наука в наши дни не кормит. А баба нынче до монеты жадная пошла.

Оля
Вот слушаю тебя, Стасик, и всё кажется, что с Магаданской отсидки вернулся.

Стас
Согласен хоть сейчас туда, если ты смотрящей будешь.

Оля
Ого, и словечки-то какие…

Борис
На жаргон просьба не переходить, а то я выпаду из контекста.

Оля
(Смотрит на часы) А время, господа одинокие, время. Пора сворачиваться.

Стас
Предлагаю выпить за былую славу сего места.

Оля
Нет уж, я домой. Магазин закроется, я не за рулём, а до рынка замёрзну.

Стас
А как же шведское братство?

Оля
Сумки тащить – вот тебе братство.

Борис
Я подвезу.

Оля
Не стоит, меня встретят.

Стас
Кавалерия?

Оля
Ага, две.

Стас
Жаль-жаль.

Оля
Чёрт, и гитару ещё…

Стас
Отлично, Боря, я пойду по рюмочке закажу пока.
(встаёт, движется на выход)

Оля
Вали-вали… Кому нужна эта лошадь.
(вскидывает гитару на плечё, уходит в другую сторону)

Борис
Да, вот было время, не то что теперь… Яблоку не упасть – всюду леди, да джентльмены. Куда дама без сопровождения пошла бы? Разве что в могилу.

Стас
(возвращается)
А к чёрту всё! Булочка, погоди. (убегает за Олей)

Борис
Забавно всё это. Вот ещё один год. Сколько раз кабачок наш съезжал? (считает по пальцам) Так, это уже два…три… шестой раз. И только на моей памяти. Боже ж мой, это сколько же я тут лет? Все пять. Нехитрая арифметика. Играю дважды в неделю, восемь раз в месяц. Это будет… Девяносто шесть дней в году. И четыреста с лишним дней за пять лет. Это цельный год выходит, больше. Год из жизни я просидел на этом стуле. Шесть лет писал диссертацию. Шесть лет – докторскую. И год здесь. Тринадцать. Неудивительно… Как всё неудивительно в жизни, дамы и господа. Человек, занятой в науке, чей досуг – музыка, лучший из досугов – этот человек один есть, и один останется. Неудивительно, что никому он и не нужен. Со всеми его Петрами-Елизаветами, со всеми дудками... Как удивительно. Как всё в мире удивительно, дамы и господа! Вот он где, блюз-то. (Оглядывается) М-да, ну вот и нет никого. Убежали голубки… Ну Бог им в помощь – может, ночка повеселей выйдет, чем у меня. Пора что ли. (Встаёт, идёт к выходу в бар). А знаете, я ведь могу и напиться (останавливается). Да, мне ничего и не стоит. Вы не думайте, что, раз профессор, значит бархатный. Я вот сейчас и напьюсь. К тому же вовсе я и не профессор. Господи! Иисус сладчайший! Какое счастье не быть профессором! Какое счастье не зависеть. Да здравствует Дом у Дороги! (убегает. В створках двери сталкивается с Кучером)
Кучер!

Кучер
Борис Петрович! (пропускает его с поклоном) Прошу-с. (Борис проходит с коротким поклоном). Учёным людям… дорогу… За мой счёт!

Занавес.

Действие третье

За барной стойкой Вика и Женя. Рядом, упершись в ладони подбородком изрядно пьяный Борис. Бармен то появляется, то исчезает, протирая стакан.

Женя
(в телефон)
Чес слово… два, три честных слова, Семён Иваныч. Завтра трезвый, как огурец. Я? Ну что вы, меня не знаете что ли? Чего вспоминать год назад. У нас с вами всё чётко. Да ни к кому я не еду – беру бумаги и штыком у вас. Понял. Семён Иваныч, завтра утром в девять. Да, Семён Иваныч. Можете не сомневаться, Семён Иваныч, всё в лучшем виде. Я вам перезвоню, если не поздно. Сейчас десять. Не… (смотрит на телефон). Достал, сукин сын. (снова прислоняет телефон к уху). Алло, нет это я не вам. Думал, вы трубку положили. Всё по… (смотрит на телефон). Господи помилуй.

Вика
Да он из вас верёвки вьёт.

Женя
Нет, Вика, он мне обязан. От меня, можно сказать, всё его благоденствие зависит. Я компании нужен, это всё нужда!

Вика
Вьёт. Как пить дать вьёт. Кто он такой вообще! Позвонить да послать его куда подальше. Тюлень!

Джон
Плешивый.

Вика
Дайте мне ваш телефон!

Женя
(пряча телефон)
Это зачем ещё?

Вика
Дайте, кому говорят!

Женя
Ага, дам,  а вы хулиганить станете.

Вика
Так… телефон сюда, быстро.
(Женя передаёт телефон Вике, и та набирает номер)

Женя
Ох-о-хо… Куда деваться! Задёргали человека. Всем я нужен!

Джон
Я узнал, что «Дом у дороги» закроют… и  мы с ней никогда больше не увидимся.

Вика
(в телефон)
Алло! Семён Семёныч?

Женя
(шепотом в ужасе) Иванович!

Вика
Не важно. Это Женина жена. Да, женат. Не знаю, почему не говорил. Слушайте, Семён Семёныч, у Жени слабое сердце, ему нельзя нервничать и слушать всякие гнусности… Что? Врача вызвали – почти приступ был.

Женя
(бьётся головой о стойку) Понеслось…

Джон
Человеку нужно больше возможностей! Больше мест, где можно обрести вторую половинку… А они – закрывают.

Вика
Я хочу заявить, чтоб вы впредь не смели с ним разговаривать в таком ключе, иначе он вам всем задаст. И компания ваша вся к чертям без него отправится. Мне хорошо известно, насколько от него зависят ваши дела.

Женя
(шепотом в ужасе) Да как вы?!

Вика
Что? Это вы так сейчас говорите. Это он вас уволит. Да. Завтра, если будет себя чувствовать хорошо, приедет. А нет – так сами приедете. Чао!

Женя
Пропал… я пропал!

Вика
(отдаёт телефон)
Ставить на место таких надо.

Женя
А знаете, каково мне без высшего образования…

Вика
Ничего, вы человек видный, такие всем нужны. Папе моему бы с вас пример брать.

Женя
Спасибо. А ведь и правда. Вы меня вытащили прямо.

Вика
Меня просто раздражают такие Семёнычи…

Джон
Ивановичи

Вика
…жутко раздражают.

Женя
Спасибо, Виктория. Как мне вас благодарить?

Вика
Мне плохо.

Женя
Бармен! Водки!

Вика
Не смейте пить. Я от одного запаха стошню.

Женя
Бармен! Не надо водки, не надо!

Вика
И не смейте ползать перед ним.

Женя
Бармен! Отставить!

Вика
Вот вы говорите, человек должен преодолевать горы, а вы всё ползаете. Вот куда делся этот ублюдок? (оборачивается, ищет взглядом и хлопает ладонью об стойку). А я говорю – ублюдок! Взял и кинул. Нет, я его ещё найду!

Женя
Не злитесь, пожалуйста. Вернётся ваш юноша.

Вика
Ага! А кто ж его примет. Вот вы не такой, сразу видно. Вы человек достойный и добрый. Сильный. А все эти ваши – пожалеют, что так вас используют.

Женя
Они без меня не смогут.

Вика
Вот увидите…

Женя
О, Вика, вы вселяете в меня надежду и смелость… Позвольте узнать, можно ли вам вопрос задать личный?

Вика
В наше время всё можно… Чёрт, как мне плохо…

Женя
Можно ли проводить вас сегодня?

Вика
Куда?

Женя
Домой.

Вика
Меня? Зачем?

Женя
Как зачем? Мы прогуляемся… такая ночь, тополя, фонари… цветут.

Вика
Нет, благодарю. К тому же, там мороз.

Женя
Но вы же сказали…

Вика
Я сказала – нет, благодарю.

Женя
Ага, простите. Бармен! Водки.

Вика
Не смейте пить.

Женя
Ага. Бармен, не надо водки.

Джон
Бармен, водки!

Борис
(Сначала чуть не роняет голову на стойку, вздрагивает, потом вскидывается и глядит на них)
А вот слушаю я вас, дамы и господа, и совсем мне удивительно.

Вика
Глядите, профессор ожил.

Борис
Я вам не профессор, барышня. Но слушать вас от этого не менее прискорбно.

Вика
Это почему же?

Борис
Вы совсем не верите в ваши мечты. Всё фантазируете, и всё в бочку. Бестолку. Вы топчетесь на месте, а надо – жить! Надо – действовать.

Джон
Да, профессор, верно! Как верно сказано – торопиться надо!

Борис
(Вике) Вот вы – такая резвая дама, оказывается. Как умеете рычать, прямо львица аквитанская! А чего вы тут? Не здесь вы себе счастье найдёте… ну не здесь. Милая моя.

Вика
Я ничего не знаю… Я устала, и хочу домой.

Женя
Виктория, а можно ли мне…

Вика
Нет, вам нельзя.

Борис
Ну а вы. Вы мужчина в полном расцвете сил, вам бы в горы, как вы и хотите. Бросьте вы к чёрту город, бросьте ваши шашни, пошлите этого тюленя болотного. И вперёд!

Женя
Вам просто говорить. А я связан.

Борис
Да вы просо боитесь жить без плана.

Женя
Начальство меня не простят.

Борис
Начальство его не простят! Да как они с вами обращаются, ваши президенты, коллегии, учёные… Вы равны. В прежние времена за это на дуэль звали. А вы, ещё раз повторю – боитесь.

Женя
Ну уж пощадите. Чего ж я боюсь?

Борис
Жизни. Вас пугает природа, неупорядоченность, энтропия.

Женя
Тропики…

Борис
Офис. Стекло. Зоопарк.

Женя
С девяти до восьми.

Борис
Бумажки, под каблуком.

Вика
И начальник из вас собаку делает…

(Вдали воет Кучер)

Борис
Немудрёно дело – охотнику собака нужна. Вот вы и думаете, что нужны кому-то. А на деле – в собаку. Но ведь вы на то и человек, что свободу имеете.

Женя
Ну не знаю. Человек должен служить высшему, так сказать…

Борис
Только Богу и искусству.

Женя
Нет-нет, служить высшему, так сказать…

Борис
Только Богу и искусству! Я знаю, что свободен человек в выборе. Я человек учёный.

Женя
Ну а вы-то, что же, свободный?

Борис
Царю мира сего бренное моё тело принадлежит. Но дух! Дух свободен! Свободен слушать и принимать советы. Или не принимать. Я свободен в своих возможностях выбора. Слышите вы? Это личный выбор, пойми же, друг – сидеть в библиотеке или в баре. Блюз играть или нефтью торговать. Любить или тонуть в болоте. Господи, как хорошо!

Вика
Браво! Браво, профессор!

Борис
И поступать в соответствии со своей волей.

Вика
А я хочу на море.

Борис
Вот вы – сейчас же идите в свои горы! А вы – заведите настоящего друга. Дружите вместе. Дружите здесь! Неизвестно, куда Дом у Дороги денется дальше. Пока он тут, а завтра там.

Джон
Carpe diem! Лови момент!

Борис
Прямо сейчас вставайте и идите жить. (Джону) А вы быстро догоняйте свою леди!
(Входит Кучер)
Кучер, друг мой. Идите жить!

Кучер
(Бармену)
Лёха, воды! Три стакана. Угощаю, дамы и господа!

Бармен
Отличный выбор, сэр.

Кучер
(обнимая сидящих) Вот что нам всем нужно, господамы! Три вещи. Только три вещи… (Вике) Вода, (Жене) гора, (Борису) и ясная голова.

Борис
Дом у Дороги.

Женя и Вика
За Дом у Дороги!

Женя
(достаёт телефон) Сообщение пришло… Ну-ка. От Семён Иваныча. Батюшки! ну вот и случилось. Вот вам и свобода.

Вика
Что такое?

Женя
Уволили. Меня уволили.

Борис
Вот и славно!

Женя
Какой ужас!

Джон
Простите, а где вы работали?

Женя
Недвижимость…

Джон
Кого только сюда не заносит.

Женя
Но я здесь тоже по работе, так сказать. Мой босс это место хочет закрывать. И меня послали разузнать… Составить акт… коммерческое предложение… А я увлёкся, позабыл, познакомился вот… Ну и он пишет мне, мол, сорвал сделку. Уволен.

Борис
Стало быть, что?

Вика
Живём?

Джон
Ура! Отсрочка!

Кучер
Вот тебе на…

Джон
Значит, я ещё увижу её!

Вика
Ура!

Кучер
Ура!

Джон
Ура!

Женя
Вам радостно. А человека уволили.

Кучер
(поднимая стакан, запевает)
Когда б имел златые горы
И реки полные вина
Все отдал бы за ласки взоры
Чтоб ты владела мной одна...


Все подхватывают.


Конец


Москва, 2016


Рецензии