227. Новейшие афоризмы 2

Продолжение.

...51. Зло и Добро столь же объективны,сколько субъективны. Зло - Разрушение, Добро - Созидание (во всех смыслах этих понятий и действий, в их противопоставлении и диалектическом содружестве).В сущности же,всегда разрушение одного есть и созидание другого...

52. Он сказал мне,что ничего не понимает...Какой умный человек!..\

53. Грёзы человека о других людях часто делают нас совершенно слепыми в отношении нас самих.

54.Без людей нельзя,с людьми плохо...

55. Прыгая через яму отчуждения,ломают не ноги - душу.

56. Сколько же тысячелетий мир ждёт Конца Света?Дождётся ли?

57.У надежды и гроб золотой.

58. Любовь к надежде подогревается надеждой на любовь.

58.Прозревая запретное или то,что мы не в силах исправить,мы желаем "закрыть на это глаза". Это случай,когда знание не сила,а слабость.

59. "Для многих справедливость - основа благополучия, - значит больше,чем свобода" - так пишет Камю. То есть сама справедливость есть отрицание свободы? Но,отрицая свободу,не отрицает ли справедливость тем самым и саму себя? Благополучие мило,но несправедливо,ибо существует лишь для избранных...

60. Свобода не в силах реализоваться полностью,не распадаясь на ряд несвобод,которые я лишь "свободно выбираю" (не во всех случаях.Свобода - равенство возможностей здесь и сейчас.Выбор деятельности,состоящей из ряда ограничений и самоограничений.Поэтому "всё позволено" - это не свобода, а лишь разгул эго,пьяного от своей случайной или добытой нечестно мощи.Это рабство духа,Я,чувства и мышления у произвола.Причём скотское становится главным и личное выдаётся за общезначимое.Но тогда ведь человек по существу перестаёт быть человеком и,созидая собственный культ,отказывается от себя же - лучшего,хотя и не осознаёт этого.Всё позволено не ему,а скоту,которым он стал. К тому же его личный произвол ведёт к тому,что весь мир объединяется против него и указывает скоту его место - место свинарника,существующего необходимо в храме Жизни,этой колыбели всех возможных противоречий.Этот проходимец избирает себе худший вид несвободы и гордится этим. А истинному человеку не всё позволено и он свободен истинно,т.е. относительно,но свободен.

61. Чем полнее эго,тем оно сильнее и тем больше оно начинает - неосознанно - отрицать себя,свою значимость,сталкиваясь с целым миром ему противоречащим. Эго начинает конфликтовать с миром,полагая себя моральным Я,а мир аморальным ОНО.Бес осознания своих обязанностей,эго похоже на наркотик:приятно,но травит и разрушает Личность. Плохо не само эго,а негативная (объективно) форма его выражения.

62. Когда мы в благодушном настроении,зеркало вдруг начинает нам льстить...

63."Покажите мне человека!" - Кричал Диоген.И кто-то протянул ему зеркало...

65.Возможно,в мире самообмана больше,чем обмана...

66. Нечаянно сказал правду и был очень смущён...

67. "Он ненормальный!" - "А что такое?" - "Да вот,говорит одну правду..."

68.Зрелый разум?Это когда он начинает бояться самого себя?

69. Счастливый человек не выдумка фантазёров. Абсолютно счастлив,например,сумасшедший в состоянии эйфории...

70. "Суд" и "суть" - разные явления.

71.В нашем мире и рационализм может быть безумным...

72. Любовь способна и созидать и разрушать.

73. Извечные враги в одной упряжке - любовь и секс.

74. Убей свой разум и разум убьёт тебя.

75. Свойство мазохизма и у разума... Мазохичность морали.

76. Мораль - абстракция. В жизни не мораль,а конкретные формы её проявления. В своей форме мораль приобретает свою истинность, но форма морали не есть внешнее, а способ реализации внутреннего.Низшая форма морали в мире - лжемораль. Другие важнейшие формы морали - коллективная и индивидуальная. Естьб и диалектические её состояния...

77. Мораль как картина мира - картина мира,рассмотренная именно этически. Эта мораль принимает в мире все формы ложности и истинности, она слияние и размежевание объективного и субъективного,смесь реального и идеального бытия человека. Своя мораль у злодея и глупца, а для аморалиста значение морального приобретает само аморальное начало и это сознаётся\или не сознаётся им. В общем же мораль это вся сфера должного в реальности - сознательная и бессознательная. А имморализм - миф. В лучшем случае это оценка другими "моей" морали.*

* См. также мои "Тезисы об абсурде".

78.Камю пишет:"Мир помешан на добродетели". (Записная книжка,апрель,1948 г.) Мои комментарии.
1. В то время сама добродетель часто являлась прикрытием зла, т.е. выражением ханжества. Доброе слово при злом деле,прикрытие собственной глупости, пассивности,слабости,дань моде,потребность самовозвышения... Точнее,такое положение дел присутствует во всей истории человечества, но в целом выражается в соответствии со своей эпохой. Отсюда понятно признание,пусть чисто формальное,важности морали в обществе.
2. "Моральное помешательство" - это и иллюзии самой искренней морали.
3. Нашей эпохе действительно присуще сознательная морализация всего и вся. Поиск везде морального значения или его отсутствия. Уже моральный Бог делает мораль Богом мира - истинным или идолом.Мораль становится совокупностью всех идеалов общества и его тоской по "нормальной жизни и оптимальному общению".

79. Когда говорят,что "гуманист прав",путают,отождествляют две вещи - истинность и нравственность. Но нравственный человек может быть и субъективно неправым,утопистом,например.Он может быть правым частично.


Рецензии