Как писать стихи. Размышления пишущего... Часть 3

Написал две части своих размышлений. Все нужно для написания стиха: и любовь, и поэтический настрой, и сопереживание. Допустим, что все это в наличии. Но стиха пока нет. Можно конечно придумать или уловить из каких-либо источников тему стиха и попытаться поразмышлять о ней рифмованными строчками. Так, пожалуй, и пишут заказные стихи. Чаще всего, это стихи о Родине. Ну что можно сказать вот о таких строках :  «Пусть все пройдет, и высохнут моря. Материки исчезнут словно тени. А ты сверкай яснее янтаря, Отчизна, полная волнений…» Где сверкать, если исчезнут материки? Почему полная волнений, потому что высохли моря? Или вот это: « Тяжелое забудется, хорошее останется. Что с Родиною сбудется, то и народом станется…». Вряд ли кто-то знает авторов этих строк. Так и остались в забвении.
Чего же не хватает? Волнующего начала, первой строки. Строки, задевающей душу, дающей жизнь всему стихотворению. А вот эти строки! « Гой ты, Русь, моя родная, хаты – в ризах образа… Не видать конца и края, только синь сосет глаза…». Конечно, Есенин! Или вот эти: «Песни, песни, о чем вы кричите? Иль вам нечего больше дать? Голубого покоя нити я учусь в мои кудри вплетать…» Открывая для себя эти стихи, вы открываете дверь в мир души автора. Его нет, ушел, а душа живет в стихах, в этих строчках. Не по заказу написано, а по зову души. Но как поэту пришли эти образы? Кто посылает их. Да, они рождаются в глубинах сознания. Но рождаются, то есть появляются на свет божий.  Они не родились одновременно с поэтом, они не жили с ним всю жизнь, а появились в строго определенное время. Ни раньше, ни позже.
На готовую для появления стиха почву упало зерно. Посыл, зов, сигнал? Что это?  Итак! Первая строка  - это посыл души поэта, это родившееся в глубине сознания откровение. Это слова, сопровождающиеся болью души. Без нее, этой боли, стихи не живут.
Мне кажется, что эта боль – это переживание чего-то, что поэт никогда не достигнет, а может, и не поймет до конца. Не хватит ни физических, ни моральных сил.
«Рукопись вижу синичью на первозданном снегу. Я понимаю по-птичьи - перевести не могу». (В.Ситникова). И конечно, посыл идет откуда-то сверху, с небес.
Сейчас модно говорить о едином информационном поле, пространстве, тонких материях. Но если такое поле  и существует, не посылает же оно каждому свой сигнал, свой посыл. Поэты пишут с древних веков. До нас дошли произведения некоторых из них.
«Рука моя лежит в руке твоей. По телу разливается блаженство…» (Перевод с древнеегипетского). Тоже посыл. В древнеегипетские времена. А Гомер! «Илиада».  «Пышноцветущая фиалка. Прекрасная завязь розы…» И они получали сигналы, посыл. Я бы назвал их, эти сигналы,  мыслеобразами.   
Мне кажется, пояснить прием мыслеобразов и в наше время невозможно. Открыть их природу – значит нарушить тайну их существования, их прихода к человеку. Избранному человеку, поэту.
Но думаю, что любому современному поэту, а , тем более, начинающему, необходимо как можно больше читать своих собратьев. В данном случае, больших поэтов, прославивших русскую литературу. Вы не откроете тайну появления мыслеобразов, ложащихся в первую строку стихотворения. Но каждый раз, читая их, вы будете приближаться к этой тайне, становиться сопричастными.
Выберете для себя одного, двух ваших любимых поэтов. Читайте их, открывайте для себя заново. Думайте о тайне первой строки. И через какое-то время и в ваших строчках будут звучать их мотивы. Появится и легкость, и мелодичность, богатство образов.
И вы будете ждать прихода первой строки ниоткуда, из космоса, из поля Земли, из волны океана. И польются стихи!
Первая строка может придти к вам вечером, перед компьютером, и в парке, на скамье. Сильные строки приходят посреди бушующего моря, и в самолете, и в безлюдной тундре, и в вагоне, и на вокзале. И в гроте Пушкина, и на тропе, где гуляли поэты. И на месте дуэли Лермонтова, и среди соснового леса. Просто надо быть готовым к их приходу, чтобы не потерять, не упустить. Это мгновение не повторяется. Оно приходит только раз. 


Рецензии