229. Мифы и боги
...Чудища на древней земле - и не только динозавры - могли обитать, могли существовать и чудовищные инопланетяне. А у мифов были всякие реальные, социальные основания. На них сказывались взаимоотношения людей с природой на определённом историческом этапе, социальные взаимоотношения, рост духа и ряд других явлений. Мифы не возникают на пустом месте - они отражение нашего отчаяния и надежды, чаяний, картин мира, нашего устремления к святыне и страха перед чудовищным, отражение силы и слабости человека и общества, сплетение любви и ненависти,разума и суеверия, света и тьмы, процесс оформления религии и то, что её поддерживает.
С анимизмом сформировалось представление о космосе, как о мире душ и духов, каждая вещь имела свою душу. Образец был один - душа человека. Как известно, это привело к многобожию или язычеству, где представители стихий природы, боги, были предельно очеловечены, телесны, чувственны. Из чудовищных богов они превратились в человекоподобных, прекрасных божеств. Древние греки изначально имели тягу к оформлению сущностей, упорядочиванию всякого хаоса. Представление о сверхъестественном божестве сложилось лишь в мировых религиях. Для грека даже космос был огромным телесным шаром, он ещё не познал ужаса бесконечности, перед которой отдельный человек ничто, в которой так легко затеряться. Духи природы сперва мыслились разрозненно, потом как союз духов, потом выделяется среди них главный дух, духи становятся богами, демократия взаимоотношений богов перемежается их иерархией. Всё это отражение исторического развития древнегреческого социума. Древний грек не полагал телесность грехом и выражением бессилия существа. Он любил телесные удовольствия больше духовных. Поэтому и боги были такими же чувственными: любовные похождения,жестокость, пиры, борьба и прочие особенности человеческой жизни переносились в мифы. Такие боги были греку понятнее, они участвовали в жизни людей и полагали, что они и создали мир людей по своему подобию, а не наоборот. Человек осознал важность любви и любовные похождения Зевса удостоверяли это. Идеи чувственной любви как секса были популярнее в народе идей любви духовной. Надо учитывать и то, что телесные особенности богов в мифе имели значение и символов, важных для социальной жизни людей. Например, сила, могущество бога отражала греческий культ физической силы, было символом Рока или судьбы, говорящим о слабости и бренности человеческого существа. Любовные похождения богов не только скреплял своеобразный контакт людей и богов, но были художественно-словесным оформлением магии плодородия (обильные роды и урожаи). Существовали две линии мифов - элитарно-философская (бог-природа, бог-шар, моральный бог, бог как покровитель власти) и народная, плебейская (телесный бог как подобие и образец для простого человека). Государству была выгодна мифология, формировавшая религию и отражавшая её - в смысле генеалогии или как орудие укрепления власти и официальных представлений. А развиться мифология может только через искусство. Поэтому искусству в жизни власть придавала большое значение. К тому же в искусстве и мифологии развивалась душа грека, его фантазия, художественные таланты. В мифе отражалось всё важное, что происходило в душе и жизни греков, вырабатывались увлекательные сюжеты, происходила борьба света и тьмы, оптимизма и пессимизма, свободомыслия и фатализма. Грек умел жить в своих мифах, не теряя при этом житейского реализма. А жизнь и смерть обязательно порождают и вопросы о загробной судьбе души.Миф таким образом смыкался и с поэзией, с моралью, по своему пытался объяснить малопонятное. В мифе происходила встреча человека (героя) с богом. Миф выражал страдания и радости живых разумных существ. Центральными персонажами мифов были исторические персонажи, герои и боги - как бы жители одного большого дома - и помимо понятия "вражда богов" имело место понятие "милость, помощь бога". В греке вечно боролись противоположные стихии - одна относилась к вечному, другая называлась "бренностью". Греки умудрялись быть и отчаянными пессимистами и упрямыми оптимистами. Я писал выше о перерастании в мифе чувственного начала в духовный символ. Вот ещё один пример: "Смех богов". С одной стороны это выражало телесное упоение, удовольствие на пиру, отсутствие голода, веселье. С другой стороны этот образ стал символом бренности - "выражением презрения богов к людской жизни и людским знаниям. Телесность богов способствовала перенесению в миф жизненных реалий людей с их вечными вопросами о смысле жизни.
Могут ли в реальности существовать такие чувственные боги? Очень сомневаюсь в этом.
Что до развратности, то греческому народу похождения богов вовсе не казались такими уж развратными. Это скорей понималось как выражение жизненной и сексуальной силы сверхчеловека, то, что желалось обычным людям, выражение благополучия и радости любви.
Свидетельство о публикации №216120602275