231. Эготизм и эгоизм
Эготист - болезнь. Главное здесь инстинкт, но он извращён - это бессознательный эгоцентризм. В плане идей это нравственная слепота, не оттого, что человек сознательно зол, а оттого, что он просто не в силах понять, что есть зло и почему не нужно быть эгоцентристом. Причиняя зло другим, он делает это не по сознательной воле, просто всё, что он делает, он оправдывает. Если эгоист связывает себя с обществом, то эготист всегда вне общества, присутствует, а не живёт в обществе, самое реальное для него - он сам, что он хочет, то и закон и только физически его можно остановить, он никогда не поймёт, что его поступок был аморален. Другие люди для него что-то вроде теней, марионеток или тех, кто обслуживает его хотения. Эгоист, делая зло людям, знает, что он делает зло ради такой-то цели. Эготист просто живёт как живёт, не понимая зла и добра. Он тоже хочет удовольствий, но это бессознательные его установки. Инстинкт указывает ему на его "хочу" и при любой физической возможности он это хочу реализует, не думая зло это или добро и как это отзовётся на других. Если он мучает человека, то не сознаёт, что человеку больно, а лишь сознаёт что данные действия причиняют лично ему удовольствия.
Нравственность это благие или злые отношения между людьми, она предполагает коллектив, сознательные взаимоотношения людей, где главное идеи и отношение к каким-то общим ценностям и идеалам. Но и жизнь индивидов в обществе подчинена определённым правилам, хотя бы формальным. Эготист пользуется всем, что даёт ему цивилизация, общество людей. Но он может паразитировать даже не понимая, что он паразитирует. Никаких моральных, а значит и аморальных представлений у него нет Он просто живёт по возможности эгоцентристом без всяких моральных раскаяний. Вместе с тем эготист так или иначе включён в общество, он даже может быть творчески одарённой личностью, то есть не всегда пребывает в своём моральном безразличии. Он даже в некоторых случаях может раскаиваться.Но в каком смысле? Не этически, не в связи с злом, которое он делает другим людям. А биологически, в отношении к самому себе, основываясь не на ясной идее, а на чувстве, что вот это (например,пьянство) вредно лично для него. В жизни он может даже пытаться бороться с пьянством,Ю но не потому, что пьянство плохо, аморально, а потому, что чувствует, что пьянство губит его здоровье. Но обычно инстинкт вреда побарывает и он,каясь в пьянстве, продолжает пить. Поэтому он не в силах обуздать свои инстинкты, но,поскольку как-то мыслит, может мысленно раскаиваться в действиях, вредных лично для него, по прошествии какого-то времени продолжая делать это вновь. Его раскаянье поверхностно, всплеск слабого здорового импульса, откровение мысли. Иррациональное в нём сильнее. Вот так он может раскаиваться в действиях, вредящих его здоровью, когда сознаёт вред. Но не имея воли, он не в силах согласовать эти откровения с практикой жизни.И он никогда не раскаивается в делах, которые имеют в виду не его самого, а других людей или ситуаций.Раскаиваясь в лично вредном,он не считает это вредное аморальным, не мыслит в категориях этики - в отличие от эгоиста даже такого, о котором написали Вы. Эгоист не верит в свой эгоцентризм, в его силу, без усилий самоутвержения. Эготист верит в то, что он единственный, а мир это лишь придаток, для исполнения хотений Я. Также и отвратительное для здоровых для больного не есть отвратительное. Критерий здесь не хотение, а объект в отношении коллектива нормальных людей.
Больной пребывает в безразличии к моральной стороне дела - не видит, это нравственная слепота.
И здесь Нордау выявляет, не показывая это ясно, другой тип больного. Это здоровый, способный на моральное суждение, который несёт в себе патологию в смысле того, что выбирает аморальное сознательно и с радостью, хотя большей частью под влиянием инстинкта. В этом смысле все аморальные люди отчасти безумны, безнравственное патология. Но можно истолковать это место иначе. Идейно человек может относиться к выбору своего действия безразлично, без всякого морального отношения, объективно это действие вредит и самому человеку и другим людям, но переживает он его как нечто "хорошее", входя в экстаз, в кайф, как наркоман. В этом случае может сохраняться как его безразличие к морали, так и его воодушевление злом - не оттого, что это зло, а оттого, что делая именно это больной "ловит кайф". Время от времени такой человек может и впасть в покаяние - в смысле искренности или ханжества.
Свидетельство о публикации №216120602303