234. Гитлер и Ницше
Второе, что привлекло Гитлера - антихристианство Ницше: "смерть Бога" ведь можно здесь мыслить и как смерть "морального человека", мораль по Ницше есть нечто сомнительное, орудие аморализма и подчинения, угнетения "слабых". Наконец, у Ницше имелся и культ власти, что Гитлер превратил в культ государства и деспотию.
Надо учесть кое что.
1. Ницше неоднозначный философ, со своими недостатками, достоинствами, противоречиями и истинами.Чтобы его понять, нужно анализировать его философию в её глубине и диалектике. По знаком Ницше прошёл весь последующий век. Он дал очень много философам, разного рода свободомыслящим.
Отвергая нравственную личность как ложную, он тем самым, вольно или невольно, возвысил нравственную личность истинную и показал, что ханжеская мораль, создавшая из себя орудие обмана и эксплуатации - не мораль,лжемораль. До сих пор Ницше третируют и считают его,как Нордау,психически ненормальным. Но даже враги Ницше не отвергают его лишь на том основании, что его "признал" Гитлер. Любую информацию можно использовать во благо и во вред людям.Важно как толковать учение.
2. Гитлер исказил, опошлил ницшеанство. Он скользил по поверхности, а из глубины брал лишь самое худшее. Под видом философии он проводил деспотическую и агрессивную политику. Если бы Гитлер не знал Ницше вообще, он имел бы такую же идеологию, которую имел. Его настоящие учителя не Ницше, а ряд немецких мистиков-расистов. Расизм - душа гитлеризма - совершенно чужд ницшеанству.
Свидетельство о публикации №216120602329