Мы - слитки русского крестьянства, Часть - XXV

  Отец Мартиниан

   После революции 1917 года и затем Гражданской войны  с 1922 года
настоятелем храма Святого Георгия Победоносца стал отец  Мартиниан  Салин.
Он родился  в  многодетной семье старообрядческого священника, отца Иоанна  и
матушки Наталии в гжельском селе Игнатьево. По рекомендации  духовного отца
– протоиерея  Льва из гуслицкого селения Молоково, Мартиниан был рукоположен   
в иереи неокружным епископом Филаретом Московским 7 мая  (по старому стилю)
1922 года  в храм  великомученика  Георгия  в  Новохаритоново,  расположенном
рядом с  селом  Игнатьевым. (Отец  Иоанн  поставлен  в  иереи  в  зрелом  возрасте,  прежде  он  был  художником  по  гжельскому  фарфору). 
«Легальный»  период  священства  отца  Мартиниана  длился  до начала  первой
высылки в 1935 году. Следует заметить, что первый  раз он был репрессирован ещё  в  1925 году,  в  период  служения  в  Новохаритонове.
   Отец  Мартиниан Салин пренадлежал к т.н. «иовцам», то есть к неокружникам (новозыбковцам), являвшимся последователями епископа Иова (были ещё и
«иосифовцы», «даниловцы»). Иовцы были единственными  из  неокружников,  кто
после объявления староверам вероисповедных свобод  в 1905-1906 гг. признали
официальную  регистрацию  общин.
   В 1929 году было принято решение о закрытии храма. Прихожане храма, узнав
об этом решении, бросились, под покровом ночи, спасать имущество храма, пряча 
его у себя в домах (Аналогичное  действие  происходило  с 1842  по 1859 гг. после запрета царских властей  на существование молельного  дома  в  Новохаритонове .* Данная  репрессивная  акция  повторилась, только  уже  при участии большевиков).
   Удалось  спасти  немногое  –  редкие   иконы,  книги  и  другое  имущество. Утром следующего дня  начался разгром храма.  Руководил  разгромом  один  из  местных чиновников, его фамилия специально не указывается, т.к.  ещё живут его родственники и наследники (примечание автора). Судьба чиновника  и  его  наследников  в  дальнейшем  сложилась  трагически.  Безбожники  по  команде  этого  чиновника сбросили  с  колокольни все колокола, полностью    разбили  и выбросили фарфоровый иконостас, выбросили из храма  все  иконы  и  имущество  храма.  Для  прихожан храма  и многих жителей д. Новохаритоново и Речиц  это была  трагедия, ведь храм это был их родной дом, где проводились  не просто церковные обряды, но  и  место, в  котором  они  могли  покаяться  в  своих  грехах,  исповедоваться  и   облегчить  свою  душу.
   В  советское  время  с  1929  по  1989 гг. Новохаритоновский  храм   Св. Георгия Победоносца был закрыт, а затем в нём размещалась керосиновая лавка, а  позже он был занят под склад.
   Бесследно  исчезли  главный  колокол   храма,  призывающий  православных  на  молитву и  облицовочная   плитка,  украшающая снаружи стены храма.
   В 1935 году отца Мартиниана  отправили  в  первую ссылку в  Караганду из неё вернулся он в 1940 году. С этого времени начинается новый, важный период  его  жизни и деятельности  на  поприще  священства.  Отныне  он  не  шёл  ни  в какую легализацию,  а выполнял свой пастырский долг по  окормлению неокружнической  иовской  и  не  только иовской  паствы, находясь  на  нелегальном  положении.  Как настоящий  старообрядческий  священник,  он   отказывался  принять  какую-либо регистрацию  и идти  на  соглашение с  богоборцами.
   Предположительно  отец  Мартиниан  в годы  войны  мог  служить  в храме 
подмосковного селения Токарево, находившегося в Ухтомском (ныне Люберецком
районе.
   После войны, в середине 1945 года, ситуация для староверов  изменилась.
Власти  разрешили  открыть  некоторое  количество  храмов, преимущественно,
находящихся  в  подчинении  Рогожского  кладбища. Неокружникам  же, тем, кто
пытался добиться официальной регистрации, пришлось  же несладко. Им  всячески
отказывали в  легализации. Отец Мартиниан стойко не признавал возможностей
легализации, и не шёл  ни  на какие  соглашения. Члены его семьи, которые помнят этот  период,  до  сих пор  содрогаются  при фамилии Бесшапошников – именно  он был   послевоенным   уполномоченным  Совета   по  делам   культов   по  Москве  и Московской  области. Он  всячески  терроризировал  отца Мартиниана, требовал от него регистрации.
   Бесшапошников предлагал и храм, и райскую жизнь, только  зарегистрируйся.
Как  это   напоминает    евангельское     искушение    Христа   в   пустыне!   И   отец   Мартиниан, по примеру Спасителя,  не поддавался  ни  на  какие посулы, не шёл на сделку со своей совестью, против долга христианского пастыря. Он    продолжал    окормлять    свою многочисленную  паству, разбросанную по Подмосковью и  другим регионам.  За это в 1948 году  его  сослали  во  второй  раз, теперь уже в Джамбул.
   В 20-50-е гг. прошлого века  семья отца Мартиниана  проживала в  различных   
сёлах и деревнях в районе Гжели (Речицы, Володино, Новохаритоново, Токарево).
   Сам отец  Мартиниан  во  избежание  ареста  постоянно  скрывался  по  различным  домам и квартирам у своей паствы. В годы арестов и  ссылок отца Мартиниана  вся тяжесть  прокормления  и  воспитания детей ложилась на  плечи   матушки  Синклитикии  при  постоянном  притеснении   безбожной   власти   и   враждебного  отношения антирелигиозно настроенного окружения.
   Отцу  Мартиниану  посчастливилось во второй раз вернуться из ссылки  домой.  Произошло  это  в  1953 году.  Сразу   после  возвращения  он  снова   приступил  к выполнению  своих  пастырских  обязанностей.     Он  ездил  практически по всем деревням, где проживала его паства. Всегда наготове был   чемоданчик  со священническими  принадлежностями. 
   Как только к нему приходили звать на требы, в любое  время  дня  и  ночи,  он одевался,  брал  его  и  шёл  выполнять  свой  долг.
   После 1960 года отец Мартиниан  проживал в Малаховке  и Родниках. В этот
период, ввиду слабого здоровья, подорванного двумя ссылками в казахстанские
степи, он  уже  с  трудом  мог  исполнять свой пастырский  долг. В 1972 году  он получил страшный  удар – отошла  в  Вечность его супруга – матушка
Синклитикия.  После  этого  отец  Мартиниан  уже  не мог выполнять  свои
священнические обязанности.  Сам прожил ещё пять лет и  умер 21 мая 1977 года в посёлке Родники в возрасте 85 лет.
   Похоронен он на обычном кладбище посёлка Родники.**
 *   ЦИАМ.Ф.17.Оп.13.Д.259.
 **  Киприян Королёв. Альманах «Гуслицы».


Рецензии