Рожайте в дороге и дома
Закрывать маленькие сельские роддома стали четыре года назад. Только за 2015 год в стране было сокращено 3400 коек для беременных и рожениц и 4450 гинекологических коек.Сегодня в Мартыновском районе Ростовской области не осталось ни одного роддома. Все ездят рожать в Волгодонск. Это 70 километров от Большой Мартыновки,— рассказывает жительница села Большая Мартыновка (население поселка 6 тысяч человек). Наш роддом закрыли. Женщины то в дороге рожают, то в отделении хирургии нашей районной больницы, если нет шансов успеть доехать. Рядом может оказаться больной с гнойным сепсисом — и ничего. У нас в районе на 40 с лишним тысяч человек один врач-гинеколог. Приезжаешь в Волгодонск, там врачи говорят — опять эта ваша Мартыновка, нам своих девать некуда...
В Ростовской области роддома закрыты в пяти районах. В Тверской области осталось всего два роддома. В Волгоградской области было 33 родильных отделения, сейчас их меньше десятка. В Хабаровском крае сокращено 14 процентов акушерских коек. Во Владимирской области закрыты родильные отделения в пяти районах. В программе модернизации здравоохранения Владимирской области, принятой в 2012 году, так и сказано: "С целью улучшения качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов планируется уменьшение количества коек в муниципальных учреждениях родовспоможения 1-й группы (это роддома, принимающие до 500 родов в год) с 89 до 16 коек, то есть на 82 процента (73 койки).
В Кемеровской области расстояние от некоторых поселков и деревень до акушерских пунктов достигает 200 километров. В Курганской области закрыто родильное отделение в селе Шатрово. Расстояние между этим райцентром и перинатальным центром в Кургане 180 километров, от других деревень района — 220 километров. Большая часть дороги от Шатрово до Кургана в ужасающем состоянии, как будто после бомбежки в годы войны,— говорят местные жительницы.— И как беременная женщина перенесет 3 часа такой дороги — это если она добирается на личном транспорте, или почти 5 часов — если на общественном, чтобы попасть в роддом?! А как такую дорогу перенесет двух-, трехдневный младенец после выписки из роддома?
В Удмуртии не осталось роддомов в девяти районах. Рожениц отправляют в межрайонные центры, до некоторых больше 80 километров. Так, роддом города Можги принимает будущих мам из трех районов. Причем Можгинская районная больница укомплектована врачами лишь на 48,7 процента. Там не хватает терапевтов, реаниматологов, акушеров-гинекологов, детских травматологов, педиатров...В Пермском крае жительниц некоторых населенных пунктов от роддома теперь отделяют 200-300 километров бездорожья. "Как нам ездить? — сетуют женщины.— Большинство — семьи малоимущие, денег на дорогу у многих просто нет".
В Псковской области в районном центре Опочка (проживают 10 480 человек), закрылся роддом. Женщины ближайших районов ездят рожать в Остров (77 километров) и Псков (129 километров). В отчаянье люди писали письма губернатору. Это был единственный роддом в Опочецком районе. Вокруг уже все закрыли! И жительницы всех близлежащих деревень и поселков ехали к нам рожать. Теперь мы со схватками вынуждены ехать по кочкам (час езды в лучшем случае). Это и так дикая боль, а еще и по колдобинам! Приехать в чужой город в родильный дом это еще одно, а как оттуда попасть домой с новорожденным малышом? На автобусе с ребенком? Автомобиль есть не у многих... Не издевайтесь над женщинами!..
Масштабное закрытие родильных коек произошло в 40 регионах. Теперь роженицу приходится везти в областной, краевой или республиканский центр. Или в межрайонный центр, где есть работающее родильное отделение. Где-то это десятки километров, но могут быть и сотни. Например, в Кировской области везут роженицу из поселка Суны рожать в город Киров. Эти 130 километров как терка!
Четыре года назад начался переход на так называемое "одноканальное финансирование". Дело в том, что деньги, выделяемые из фонда ОМС на лечебное учреждение, напрямую зависят от количества родов. При этом тариф на естественные, физиологичные роды ниже, чем на кесарево сечение. А большинство сельских роддомов из-за отсутствия необходимого оборудования принимали именно физиологические роды. Кроме того, майские указы президента предусматривают, что зарплата врача должна расти. Обеспечить это в роддоме, который принимает 60-100 родов в год, совершенно невозможно. При таких вводных последствия новаций легко угадывались: после того как финансовое благополучие роддома стало напрямую зависеть от количества рожающих, сельские и районные роддома и койки для рожениц в акушерских пунктах были обречены — маленькие родильные отделения не могут себя прокормить.
Кроме экономических резонов есть и гуманитарный, причем тоже благой — горячее желание обеспечить население качественной медицинской помощью. Одна причина закрытия небольших роддомов — это большой процент родов с осложнениями (патологиями). Сейчас, по статистике, их больше половины. Таких сложных рожениц отправляют (на языке бюрократии — маршрутизируют) в более крупные роддома с необходимым оборудованием. Так что вполне объяснимо: на претензии людей, лишенных доступной медицинской услуги, чиновники отвечают: ради вас же стараемся...Ставка на крупные медицинские, в том числе перинатальные, центры нанесла сокрушительный удар по сельской медицине. Фактически у многих жителей огромной страны выбор такой: качественная медпомощь, до которой очень трудно добраться, или никакой. Раньше, до пресловутой оптимизации, медпомощь была тоже не мирового уровня, но она была.
Больше стало случаев родов с осложнениями. Почему? Да потому что при таких расстояниях будущей маме наблюдаться у гинеколога просто невозможно. Наблюдаться надо — чтобы на ранней стадии купировать осложнения, если они появятся. Но женщины не ездят: из тех же Гайн до Перми 9 часов на автобусе. Дорога и тяжелая, и дорогая, не всякая семья осилит такие вояжи. Результат — рост осложнений при родах.А ведь кроме рожениц и младенцев, которых угораздило появиться на свет за 200 километров от перинатального центра, есть еще и отцы этих детей, дедушки и бабушки, которые ничем не могут помочь своим детям.
Минздрав, с удовольствием докладывающий об успехах в демографической ситуации, почему-то отказывается видеть и слышать этих людей. В ведомстве без смущения заявляют, что "в популяционном смысле, когда мы говорим о совокупности людей, мы не можем оперировать личным опытом". При этом, как известно, аборты в ЦРБ по-прежнему делают, а вот роды уже не принимают. Не нужны эти люди, живущие в маленьких городках и поселках, что ли? Или всем надо подняться и двинуться в большие города — вот там жизнь. Но что тогда сетовать по поводу брошенных деревень и причитать, что Россия обезлюдела? Впрочем, если речь идет не о народе, а о популяции, вопросы, похоже, излишни.
Свидетельство о публикации №216120600345