Емельяненко Н. Ф

7.12.82.
(копию нашего письма в воениздат с критикой книги "От Волги до Шпрее" высылаю этим письмом для ознакомления. Прошу его после ознакомления вернуть. Желательно со своими замечаниями).
Дорогой Андрей Осипович!
Прошу меня простить за задержку с ответом на Ваше письмо. Обстановка сложилась так, что не мог выбрать свободное время. Вначале сильно болела жена, хлопот и забот был полон рот. Затем заболел я сам. Только выздоровел, как получил письмо от Рукавцова, в котором он сообщал о том, что в воениздате вышла в свет книга Н.И.Афанасьева "От Волги до Шпрее". Это книга о боевом пути 35-й гвсд. В этой книге автор многие истины исказил (короче говоря, наврал), допустил ряд неточностей. Рукавцов просил срочно написать критическую статью в воениздат с просьбой при переиздании книги устранить все искажения истины и неточности. Я уже не говорю о множестве приглашений на встречи с молодёжью в связи с 40-летием Сталинградской битвы. За один только ноябрь было 10 встреч.
Большущее спасибо Вам за присланный номер газеты "Орловская Правда" с очерком "Памятник при жизни". Статья написана очень хорошо, видна рука высококвалифицированного журналиста; читается с удовольствием. Я рад за Вас, за то, что Вам в Орле воздают должное как участнику героической обороны Сталинграда, а вместе с Вами воздают должное и 92й осбр. Хотя о бригаде в целом, о её роли на Царице сказано маловато.
А ещё я не согласен с тем, что в начале боя за город элеватор обороняло небольшое подразделение воздушнодесантников. Иначе говоря, речь идёт о том, что гарнизон элеватора являлся якобы подразделением 35-й гв сд.
Но ведь в одном из писем ко мне Вы, Андрей Осипович, писали, что никто не знал, какое подразделение оборонялось в элеваторе, что, скорее всего, здесь была группа бойцов, собранная при отходе наших частей от пригорода Минина (откуда они отходили, мягко выражаясь, в беспорядке). Да и как могли очутиться в подразделении численностью около 40 чел. 6-8 офицеров от ст.лейтенанта до капитана и даже даже батальонный комиссар Баранов? Как я понял из Ваших писем, и бывший ст.лейтенант из 35й гв сд Степанов тоже считает, что в элеваторе сражались бойцы разных соединений, а не подразделение 35й гв сд.
Спорной является и дата отхода остатков гарнизона из элеватора. В статье говорится, что элеватор был оставлен нашими бойцами в ночь на 23 сентября. Но доклад Полякова (ему ведь тоже нельзя не верить) свидетельствует, что это было в ночь на 22 сентября.
Это подтверждается и записью Гофмана в своём дневнике. О том, что "Сопротивление русских в здании элеватора сломлено", что "В здании элеватора найдено около 40 трупов русских", обо всём этом Гофман сделал запись не 23-го, а 22-го сентября. Не мог же он записать авансом 22-го сентября о том, что ещё случится на следующие сутки (23-го).
Надуманным является версия автора о том, что ветераны 92-й сбр и даже военные историки (высоко хватил) пришли, якобы, к выводу, что захваченный в плен тяжело контуженный моряк, о котором упоминал в своём дневнике Гофман, всего вероятней и был Хозяинов.
Во-первых, ни ветераны, ни историки таких выводов не делали.
Во-вторых, никаких оснований (доказательств)для таких выводов нет.
И в третьи: от Вас лично я ни разу не слышал о том, что Вас немцы допрашивали.
Таковы мои замечания на очерк. Они, конечно, не имеют крупного значения. Однако вопрос о том, кто же оборонялся в здании элеватора, имеет принципиальное значение. Можно, конечно, поставить вопрос так, что не всё ли равно, кто его оборонял, обороняли его славные наши советские люди, солдаты славной Советской Армии, воздадим им почести, не поднимая вопроса, к какой воинской части они принадлежали. Но ведь существуют такие понятия, как гордость (ведь мы многим и законно гордимся, например, своей Родиной, образцами качественно сделанной нами вещи, своим предприятием, учреждением, своими детьми(если сумели воспитать их полезными для общества людьми) и т.д.).Во время войны воины гордились (да и сейчас ещё гордятся) своими соединениями, воинскими частями, подразделениями. Разве мы не протестовали бы, если бы в чьих-то произведениях о Сталинградской битве предали забвению 92ю осбр? Безусловно протестовали бы. Так почему мы должны мириться с тем, что воины 10-й сбр, сражавшиеся в здании элеватора (чему есть солидные подтверждения - свидетельства командира и комиссара 10сбр, бывшего начальника гарнизона элеватора ст.л-та Полякова), что воины этой 10сбр преданы забвению.
А у меня плюс к этому добавляется отвращение к стремлению таких людей как Павленко вылезти в герои, не имея к этому никаких оснований, при помощи лживых выдумок. Вы только почитайте, как он вывел моряков-североморцев к элеватору, как он первым ворвался в расположение немцев, которые пытались не пустить его группу и взвод пулемётчиков 92й к элеватору. Вот такие дела.
7.12.82. С уважением. Подпись.
(прим.)доклад Полякова будет выложен отдельно (ред.)


Рецензии