19. О послевоенной прессе

19. О послевоенной прессе
    
     Очень большую долю информации о событиях в Советской стране и за рубежом люди получали из прессы. Издавалась масса газет и журналов для детей. Газеты такие, как «Юные ленинцы», «Пионерская правда», «Комсомольская правда». Журналы: «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр». Для взрослых тоже было много разных периодических изданий: газеты местные: «Ленинская правда», всесоюзная «Правда», «Литературная газета». Много разных журналов: для женщин – «Работница», «Крестьянка», юмористический «Крокодил», по искусству – «Экран», «Искусство», «Фотография». Журнал «Советский Союз».

     Стоили подписки недорого, и люди с удовольствием подписывались на все издания. Советский Союз считался самой читающей страной в мире.

     Анна Павловна выписывала всё перечисленное и ещё роман-газету, с произведениями новых современных советских писателей. Дети тоже были в курсе всех событий, которые происходили в стране. В школе по понедельникам в каждом классе проводились политические информации – политинформации. Ученики по очереди их проводили сами. Один ученик рассказывал о том, что случилось за неделю в Советской стране, а другой – за рубежом. Все новости горячо обсуждались.

     Советский Союз тогда тесно общался с государствами, идущим после Великой Отечественной войны по пути развития социализма: Польшей, Чехословакией, Болгарией, Венгрией, Румынией, Албанией и Китаем. С капиталистическими странами СССР не общался. Они сами не хотели, опустили так называемый «железный занавес». Было полное охлаждение отношений, которая получила название «холодной войны».

     Руководитель страны Иосиф Виссарионович Сталин считал, что мы живём во враждебном окружении. Страны капиталистического мира – наши враги, поэтому они не могут желать нам добра, а будут стараться всеми силами нам навредить и всему нашему социалистическому содружеству. Поэтому внутри страны выискивались и разоблачались враги. Общая установка привела к трагическим последствиям. Под жернова политики попадали невинные люди. Кто-то с кем-то сводил счёты, кто-то убирал неугодных ему людей. Забирали людей даже по ложным доносам и путём пыток выбивали из них нужные показания.

     Кроме того, много чинуш на местах щёлкали шпорами ради исполнения циркуляров и наводили тень на плетень. В конце концов, когда пришлось отвечать за свои злодеяния, списали всё на Сталина. Удобная и выгодная позиция: кто разоблачил, тот не виноват. Сталин один во всём виноват, а они как крысы прятались и верноподданно служили, выполняя преступные приказы, рапортуя о борьбе с врагом. Полагаю, что Сталин мог не знать, что творится на местах. А те меры, которые были предприняты им по переселению народов, были связаны с их бунтами и непокорностью. Враги всегда хотели развала Союза. Эти народы тянули одеяло на себя, требуя для себя больше, чем могла дать страна после войны, когда была полная разруха и надо было восстанавливать страну.

     О разоблачении врагов писали в газетах. Люди искренне верили в правдивость разоблачений. А мало сейчас врагов-нацистов, которые плюют в сторону России, а мы пытаемся этого не замечать, а делать из них наших братьев? Тогда враги были враги. И с этим было всё ясно. Когда развалили Советский Союз Горбачёв и Ельцин и иже с ними, когда развалили социалистические блоки содружеств стран, Польша и другие государства рванули в Европу за их ценностями. И оказалось, что, на поверку, они никому не нужны. И в конце концов, как старуха в известной сказке Пушкина оказалась у корыта, получили нужду и разорение и в ряде случаев раздробление своих территорий: то как Чехословакия и Югославия.

     Социализм стоял на страже единства и сохранения национальностей, их культуры, нравов, обычаев, капитализм в этом не заинтересован. В Советском Союзе в паспорте указывалась национальность человека. «Зачем?» - спрашивают сейчас дети. Они не понимают, что пока человек помнит, кто он, - живёт его нация. Политика Советской страны была направлена на сохранение национального достоинства. И если это был последний вепс, все знали, что он вепс, и приходили смотреть, как он выглядит. В капиталистических странах выхолащивается понятие национальности. Ты просто житель, без прошлого и своих корней. Такими людьми легче управлять и манипулировать.

     Сейчас журналист из США Майкл Бон говорит, что мы, русские, не завоевали ни одной страны. Он не понимает разницы между нашими и их завоеваниями. Они, американцы, уничтожали туземцев, превращали их в рабов и стирали с лица земли. Русские селились рядом, с уважением относились к завоёванным народам, предоставляя все возможности для сохранения их национальности и культуры.

     Именно через газеты и журналы народ узнавал о том, как развиваются разные народности. Проводились ежегодно в Москве декады культуры, где представители разных национальностей показывали свои достижения в области искусства, культуры, науки. На ВДНХ – выставке народного хозяйства - все союзные республики имели свои павильоны, где демонстрировали успехи во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.

     Наверное, сейчас кто-то даже не знает, что Советский Союз во время войны состоял из шестнадцати союзных государств: Россия, Карелия, Белоруссия, Молдавия, Украина, три прибалтийские республики – Эстония, Латвия и Литва, три закавказские республики – Армения, Азербайджан и Грузия, Казахстан и четыре азиатские республики – Киргизия, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Сразу после войны Карело-Финская республика была преобразована в Карельскую автономную республику. И после развала Союза осталась в составе России.

     Лиза, пока не умела читать, листала «Крокодил» с карикатурами Кукрыниксов на фашистов.

     Кукрыниксы – это был творческий коллектив художников. Сам псевдоним составлен: Кукры – из первых слогов фамилий – Куприянов Михаил и Крылов Порфирий, Никс – из первых трёх букв имени и первой буквы фамилии – Николай Соколов. Они познакомились в студенческие годы, приехали из разных городов России: Куприянов – из Казани, Крылов – из Тулы, Соколов – из Рыбинска. Стали классиками политической сатиры, народными художниками СССР. Работали в газете «Правда» и журнале «Крокодил».

     Лизе врезался в память их рисунок: на снежном поле стоит много крестов. Это то, что ждало фашистов в России. Была целая серия карикатур по теме «Поджигатели войны».

     Девочки любили приходить к Лизе и читать «Экран» про разных артистов. А когда подросли и научились шить, брали у Лизы выкройки из «Крестьянки» и «Работницы». Очень ярким и красочным журналом был «Советский Союз», он ходил по рукам и возвращался обратно. «Весёлые картинки» и «Мурзилка» зачитывались до дыр. Журналы не выбрасывались, их копили, потом перечитывали. Когда кто-нибудь попадал в больницу из детей, несли подшивки этих журналов и журнала «Крокодил». Это было нескучное чтение. В «Крокодиле» бичевались недостатки общества: высмеивали лодырей, стиляг, фарцовщиков, перекупщиков.

     В Советской стране не было безработицы, места для работы находились для всех. Труд был обязательным.

     Однажды к Алику пришли ребята, его не было дома. Парни стали Алика ждать. Они увидели стопку роман-газет и начали пытать Лизу, о чём они. Но Лиза их не читала и не могла ничего о них сказать. Но как было объяснить им, что у неё нет времени для чтения этой литературы. Но она только краснела от стыда. Парни похохотали и ушли. А Лиза журналы спрятала подальше с глаз долой. Много позже она их все прочитает. Но всему своё время.

     В пятом классе Лиза стала читать «Анну Каренину» Льва Толстого. Она собиралась в школу, а глаз не могла оторвать от жгучих строк о любви Анны. Прочитав книгу, она так и не смогла понять, зачем ей надо было бросаться под поезд. Но одно она увидела, что в жизни бывает несчастная любовь. Эту тему она горячо обсуждала с подругами. У Лели всё было просто: «Не любит, и шут с ним». Люся пожала плечами. Неля была тоже категоричной: она осуждала Анну за её поступок и сказала, что она не стала бы огорчаться, а вернулась бы к верному любящему мужу, тем более что он богатый. Это обстоятельство для Нели было важнее всего.

     Девочки много читали, кроме Люси. Книги брали в библиотеке. Леля любила книги о героях, путешественниках. Она много знала о них и могла рассказывать о каждом часами. Люся была спортсменка, не любила читать. Ей было достаточно учебной литературы. Она много тренировалась, почти не имела свободного времени. Но слушать рассказы девочек о книгах любила. Неля читала книги с броским названиями: «Финансист», «Преступление и наказания» Фёдора Достоевского. Многого не понимала, но просто пропускала эти места.

     Лиза – романтическая натура, прочитала много произведений Виктора Гюго. Роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» о жизни юного музыканта, длинный на восемьсот страницах, она читала долго, но не бросила, одолела его. Плохой чертой Лизы было то, что она не любила продлевать книги, задерживала их и не возвращала в библиотеку в срок. Потом боялась их вернуть, поэтому получила имя злостной задолжницы, а себя она называла трусихой. Чем больше затягивался срок возврата книги, тем страшнее было идти в библиотеку. Наконец, отважившись, Луиза шла с повинной головой и возвращала книги. Выслушав долю справедливых гневных слов в свой адрес, она уходила без книг. Потом приходила, брала новые книги, и история её вины перед библиотекой повторялась. Она перестала пользоваться библиотекой, только уже став взрослой, когда придумали брать пени за просрочку срока возврата книг. На всех можно найти управу.
   
     В старших классах её брат Алик стал выписывать журнал «Америка». Он издавался, как и «Советский Союз», на глянцевой бумаге, был большой и красочный. Алик сразу почувствовал к себе пристальное внимание властей. С ним даже где-то беседовали и советовали отказаться от издания, но Алик не послушался совета. Журнал приходил из-за границы, издавался на русском языке. Как удалось ему выписать этот журнал, одному богу известно. Как бы то ни было, границ для дружбы между странами не существовало, даже в самые ледяные периоды их отношений.
    



    

      


Рецензии