Предполагаемая книга Слово об Олесе часть Х

Предполагаемая книга Слово об Олесе, часть Х,  материал

В «Российской газете» вышло мое эссе о Патриархе Кирилле

ТОЧНОЕ СЛОВО

Несколько лет назад у меня умирал муж: с каждым днём, проведённым в больнице, ему становилось всё хуже. Обессиленного болезнью я, по его просьбе, забрала домой. Отчаяние заливало меня мутным потоком тьмы. В тот же вечер – я знала – Святейший должен был выступать в храме Христа Спасителя, куда и я была приглашена. Несмотря на очевидную нелепость – оставлять больного одного, – я поехала туда в надежде, что смогу как-то подобраться к Патриарху и попросить его молитв. Что и произошло. Стоя на сцене, у всех на глазах, я, дрожа от собственной дерзости, шёпотом обратилась к нему, умоляя помолиться за умирающего отца Владимира, которого Святейший знал. Но не успела я закончить свою мольбу, как он твёрдо сказал:
– Всё будет хорошо! Отец Владимир поправится!
И я всем существом почувствовала, что – да, так и будет! И, действительно, начиная с этого вечера болезнь стала уходить, а больной постепенно встал на ноги.

Я знаю, что к нашему Патриарху часто примеряют слова об "эффективном менеджере" или что-то в этом роде. Порой видят лишь парадную сторону его жизни. Глядя на куколь, не замечают человека. Слушают речи и не узнают тайнозрителя. Повторяют слова ектеньи о "Великом Господине и Отце нашем" и не чувствуют своего сыновства. А меж тем любящему сердцу приоткрываются высоты и глубины, и хочется произнести вслух то, что ему известно прикровенно: наш Патриарх – молитвенник и подвижник, милостивый и мудрый человек. Попросту – старец.

Как надо любить Христа и Его Церковь, чтобы богатому юноше, двадцати трех лет от роду, полному сил, идей и талантов, который хорош всем – и видом, и статью, чтобы вот так – раздать всё "своё", принять монашеский постриг и пойти за Господом, куда бы Он ни повёл. Во тьму непредсказуемости и неизвестности, в которую погрузилось атеистическое государство эпохи Брежнева... В разлом тысячелетий с наваждениями глумливого постмодерна...

Человек сильного и яркого ума, красноречия, пассионарности и той свободы, которую даровал Христос, он всегда поражает меня своей способностью открыть неожиданный духовный ракурс и обнажить самую суть явления ли, проблемы, отыскать для неё верную метафору, назвать точным словом. Это можно назвать пониманием криптограмм реальности. И эта оригинальность мышления, взгляд на мир, сформировавшийся в недрах православной патристики и личного молитвенного подвига, свидетельствуют об уникальности христианской личности, о непреложности апостольских слов: "где Дух Господень – там свобода".

Такой человек наверняка мог бы найти своё высокое место и в мирском пространстве. Он мог бы дать фору любому светскому политику, социологу, журналисту, лектору, даже искусствоведу. Он мог бы стать значительной фигурой как государственного истеблишмента, так и российской интеллектуальной жизни. Но сегодня в куда большей степени мне хочется сказать о нём не столько как о церковном деятеле, положившем начало осуществлению новых идей после многих десятилетий разрушений и поруганий церковной жизни, но как о молитвеннике. Это основа его призвания и миссии.

***
С. - ''Дерзай, дщерь!" -  мог бы сказать о Вас  Спаситель, а Святейшему, очевидно, это было открыто! Он и передал, то, что им было услышано.
Неужели не сохранились документальные кадры этого события? Это же было чудо! Может быть при высокочастотных волнах увидели бы Ангела.
А Ваши лица, без театрального позирования, были высочайшей драматургией мирового кино, без постановочной торжественности.
Должно же это сохраняться в архиве кино документов патриарха.

О.. - Вот, Сергей, это было в тот день!

С. - Патриарх в молневидной благодати. Это так явно! Я чуть ли не впервые вижу такое свидетельство  действия Святаго Духа в нем в такой полноте. Просто фреска и икона Феофана  Грека. Для меня был недосягаем патриарх Алексий ||,  бурная и конструктивная деятельность патриарха Кирилла производила сильное впечатление. А теперь понятны слова папы Римского Францицска, что при встрече   со Святейшимна Кубе он пережил действие Святаго Духа. Вы здесь почти тростник надломленный. Какое поразительное свидетельство эта фотография, явление Божией силы. Можно поверить в Бога, глядя на неё .Спасибо, Вы меня убедили таким свидетельством, что Патриарх не только политик.
Нельзя такое сокровище, жемчужину хранить под спудом, это свидетельство святости Святейшего.

У меня рисунок сделанный с натуры - ''Выход семейного старца в метафизику'', явления одного порядка. Да они -Святейший и ''семейный старец'' и работают рука об руку.

19 ноября 2016 г.

ТОРЖИЩЕ

Мы на торжище, на старом
рынке – бродим, месим грязь
и торгуем мы товаром,
прибедняясь, богатясь.

– Чем торгуешь ты, молодка?
– А солёным огурцом!
– Чем торгуешь ты, красотка?
– Хмелем, лестью и лицом.

– Чем торгуешь, повитуха?
– Знамо дело, молодой!
– Чем торгуешь ты, старуха?
– Чёрной немощью, бедой!

– Чем торгуешь ты, монашек?
– Кладом: жемчуг, бирюза.
– Дай мне от твоих стекляшек
за несчастные глаза.

За сиротство, лихолетье,
горечь, слёзы, лемеха, –
пусть меня нарядят в эти
радости – для Жениха.

Чтобы Он – узнал, заметил,
крикнул, голосом звеня:
– Кто так кроток, кто так светел,
словно праздник у Меня?..
 
– Чем торгуешь ты, бродяга?
– Сельским ветром из мешка.
– Чем торгуешь ты, деляга?
– Палочкой от петушка.

Да и я за ахи-охи,
возле торжища паря,
тоже получаю крохи
от Небесного Царя.
2010
***
''Мы на торжище, на старом
рынке – бродим, месим грязь
и торгуем мы товаром,
прибедняясь, богатясь.'' -
Это наша жизнь., временная жизнь.
Всем даны таланты, и дан капиталл и чем торговать. У кого огурцы, у кого хмель и красивое лицо, у кого горький опыт жизни.
Но вот автор, покупательница кладет глаз на жемчуг и бирюзу монаха, который  тоже ведёт ''торговлю'' в этой временной жизни.
Жемчуг, жемчужине Христос уподобляет Христос Царствие Божие, ради которой человек продаёт все, чтобы приобрести ее.
Ну а нитки бирюзы - четки, молитвы. Средство достижения Царства Божия.
''сиротство, лихолетье,
горечь, слёзы, лемеха, –
пусть меня нарядят в эти
радости – для Жениха. ''

''Многими скорбями подобает войти нам в Царство Божие''
Но в перенесении этих скорбей и рождаются кротость и смирение души, что является праздником для Христа.

''Научитесь от Меня кротости и смирению''

А можно торговать и ''ветром из мешка'' и ''палочками от петушка'' ( оригинальный образ!)

"Да и я за ахи-охи,
возле торжища паря,
тоже получаю крохи
от Небесного Царя."

Это можно воспринимать не как ахи-охи от скорбей, а ''ахи-охи'' , а как талант  и псалмопевицы, коей и приумножает автор во время земного торжища.
Не только огурцами живёт человек, но и ''ахами-охами'' поэзии.

О. - О! Сергей! Вы отточили свое интерпретаторское перо! Куда мне теперь без Вас?

С. - А я так привык к Вашим стихам, что жить без них не могу!
Я Вам оставил несколько строчек в личке, потом хотел их убрать, и все-таки оставил. Что есть, то есть.

20 ноября 2016г.

СЕМЕЙНОЕ БОГОСЛОВИЕ

В этот ноябрьский день в Москве был объявлен «снежный Апокалипсис»: намело так много снега, так заледенели ветки деревьев, и дороги, и провода, что стало опасно передвигаться по улицам даже пешком, не то что на машине. Мой муж, который собирался ехать из Переделкина на вечернее богослужение в центр Москвы, сказал:
– Поеду на электричке. Ты только довези меня до станции, а там уж я сам.
Я суетилась около него, боясь, что он что-нибудь забудет: очки, лекарства от давления, телефон, шапку, перчатки, ключи от квартиры, где он собирался ночевать, и поминутно донимала его вопросами, всё ли он взял, что, честно говоря, его немного нервировало. 
Наконец я вышла из дома, чтобы расчистить машину от снега и разогреть мотор. Тут пришел и отец Владимир, и мы двинулись на станцию, но метров за сто до нее, встали в пробке: железнодорожный переезд был закрыт, и мой муж решил дойти до электрички пешком. Я развернулась и через пять минут уже входила в дом, когда мне раздался звонок:
– Слушай, я в последний момент решил надеть пальто вместо куртки, а в ее кармане остались и ключи от квартиры, и мои лекарства…
– О! – возгласила я. – Так я и знала! Все ты забыл, это какая-то патология! Сейчас я привезу.
И я опять села за руль и покатила к станции. Не доезжая до нее, на площадке возле нового храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского стоял отец Владимир, разговаривая с какой-то женщиной, которая приветливо и даже радостно со мной поздоровалась, как со знакомой. Я передала моему мужу то, что он оставил в кармане своей куртки, помахала ему рукой и укатила восвояси. А он пошел к станции. Но не успел он пройти и нескольких метров, как проехавшая мимо него машина, попав на полном ходу колесом в яму с черным грязным месивом, окатила его с головы до ног. Пальто, ботинки, брюки, да что там – лицо, волосы, даже воротник белой рубашки, едва выглядывавший из-под шарфа, – всё оказалось заляпанным этой черной смесью! Тем не менее, он, боясь опоздать, заторопился на электричку, где уже кое-как салфеткой стер со лба и щек липкую густую жижу.
Рассказывая мне о том, что с ним случилось, он все же произнес не без укора:
– Ты с таким раздражением отнеслась к тому, что я оставил дома необходимые вещи! И что сказала? «Патология!» Вот чем твое злое слово обернулось…
Я была поражена и долго обдумывала этот странный ход его мысли. А он смотрел на меня так, словно был обижен.
Но женщина, которую он случайно встретил возле храма, когда ждал меня с ключами, восприняла это совсем, совсем иначе. Вот как выглядела эта история в ее глазах:
«Какое чудо! Вышла я из храма, томимая унынием, и думаю: как давно я не была у отца Владимира! Как бы к нему доехать! Вот бы увидеть его сейчас и хотя бы немного поговорить!.. И вдруг он выходит из темноты и идёт прямо ко мне! И сразу у меня на душе такая радость!»
Этим она поделилась с моей дочерью. А та, будучи посвящена в наши версии этого события, глубокомысленно заметила мне:
– Вот, никогда мы не знаем, зачем с нами произошло то или это. Может быть, папа и ключи-то дома забыл, чтобы Господь подвел его в тот момент к этой унывающей рабе Божьей для ее утешения.
– А враг рода человека, должно быть, за это ему и отомстил, швырнув грязью в лицо, – завершила  я диалог в духе этого семейного богословия, нашей доморощенной экзегезы.
***

С. - Верошпирон 1,
Лозартан 1
Индапамид1
Утро

Верошпирон1,
Карведилол1,

День

Верошпирон1,
Амлодипин1,

Вечер.
Железно держат давление низким.
Как раз сегодня вечером повторно опубликовал воспоминания о больнице, куда меня привезли в реанимацию с давлением 236 на 141. Перед этим ясно переживалось присутствие моего Ангела. Как ясно оно переживалось  оно перед пожаром усадьбы, и смертью матушки.
Перед пожаром в пасхальные дни было возглаголено - ''Праздников праздник, и торжество из торжеств'' - и через два часа усадьба заполыхала.  ( хозяин держал в гостиной маску сатаны как икону. Я предупреждал, что дом может сгореть.)
В лето того же года умерла матушка. И тоже было явление Ангела накануне, как она сломала ногу и у неё возобновился рак, от которого она и умерла. Тогда было сказано - ''Плачь, и бейся головой о стену''
И перед реанимацией было явление. Но сказано ничего не было.
До этого меня лечили разные врачи, предлагали разные схемы, за компанию я воспользовался услугами сверхдорогущего врача - не помогало.
И вот молодой врач 55 больницы, подобрал мне схему которая работает очень сильно. Я стал принимать только утреннюю порцию таблеток.
Просто хочу поделиться своим опытом с о.Владимиром. В два раза усиливает действие таблеток спаржа. Я чуть не упал в обморок от резкого понижения давления на 80 едениц.

С праздником Михаила Архангела!
А рассказ Ваш очень тёплый! Какие-то небольшие штрихи, детали передают уютную жизнь.
Поминаю каждый раз на своём Правиле Вас и о. Владимира. Не видел фотографии младенца Александры. Фото других детей    время от времени всплывают на фб. Дай Бог вам всем здоровья.

21 ноября 2016 г.

***

ИЗ ЦИКЛА «ЩАСТЬЕ»

Не оводы, не осы, не слепни,
а мушка некая – незрима, мельче сита,
но жалит так, что алые огни
на теле вспыхивают ядовито.

Расчесываешь до крови укус,
покуда зуд не сгложет боль тупая,
пока едва не мазохистский вкус
не ощутишь, под утро засыпая.

И ведь – незримая! Кто бы – ничто, нигде!
Ни имени, ни вида – не потрогать…
Но образ этот страшен: в пустоте
она – сама Алчба и Похоть.

И если ты для города – кинто,
для мира – инок, для Эдема – нищий,
для Господа – любовь, то для Никто –
питьё горячее и дармовая пища.
***
С. -
Вариант Гулливера в стране лилипутов, которые привязали его к земле тоненькими, почти невидимыми нитками. Но их было так много, что Гулливер не мог встать. Наши каждодневные грехи, почти невидимые, приводят к помрачению образа Божия в человеке
''а мушка некая – незрима, мельче сита,
но жалит так, что алые огни
на теле вспыхивают ядовито.''
Последние строки очень сильные, - ,
''для Господа – любовь, то для Никто –
питьё горячее и дармовая пища.''
неожиданный ракурс, отражающий вопросы бытия, вопросы происхождения зла. Бог зла не создавал, откуда оно? Непосеянная трава, однако поросшая бурным цветом. Семена зла, из которых выраста,ют деревья вражды и ненависти, да ещё какие!  ( о. Всеволод Шпиллер)
Если собрать творения автора, поэтессы, то получится "Евангелие от Олеси'', или Послание Апостольское от Олеси, только в стихах.
Но нет пророка в своём отечестве, и когда я говорю о будущем прославлении, люди умные и образованные, отягащенные знаниями начинают  приходить в ярость. И сама поэтесса плачет, что я выставляю ее на посмешище.
Банально прозвучит, но придёт время и Путина канонизируют как благоверного правителя Руси.

24 ноября 2016 г.

***

БУРАН

Ах, что-то случилось, наверное, что-то стряслось:
вдруг день покачнулся и вниз – понеслось, понеслось,
как будто бы спятили кони и город в огне!
Наверное, друг мой совсем позабыл обо мне!

Наверное, друг мой совсем про меня позабыл:
дорога в буране, и вой, и биение крыл,
и чёрные хлопья лицо забивают и рот,
и мечутся тени, и падают камни с высот!

И только лишь призракам вольно и празднично тут:
они на глазах вырастают, тучнеют, растут,
цепляются, дразнят, кричат, пред глазами рябя:
– Наверное, друг твой совсем позабыл про тебя!

И вот я пытаюсь подняться из тёмных глубин,
из рыхлого снега, из мрака, из мятых рябин,
кричу, надрывая всю душу, все горло садня:
– В вас истины нету – неправда, он помнит меня!

Конечно, он помнит, он ждёт со свечою в окне:
“Зачем же так долго она не приходит ко мне?
Спокойна луна, и надёжен у проруби лёд…”
Вот так меня ждёт он, вот так меня громко зовёт!

…И все утопает в промозглом и липком снегу,
а я – ни ответить, ни шага ступить не могу!
1989

***

Все-таки Вы родственники с Пушкиным. И Ваши стихи с Пушкинскими ''Бесами'' ''из одной оперы. Только у Пушкина бесы, а у Вас призраки.

''И только лишь призракам вольно и празднично тут:
они на глазах вырастают, тучнеют, растут,
цепляются, дразнят, кричат, пред глазами рябя:
– Наверное, друг твой совсем позабыл про тебя!''

Но правда у Вас в первых строках ещё и ''Последний день Помпеи''

''Ах, что-то случилось, наверное, что-то стряслось:
вдруг день покачнулся и вниз – понеслось, понеслось,
как будто бы спятили кони и город в огне!
...                ''
Вы ещё добавили Апокалиптические штрихи

''дорога в буране, и вой, и биение крыл,
и чёрные хлопья лицо забивают и рот,
и мечутся тени, и падают камни с высот!''

Падают камни с высот  - почти реализм Апоколипсиса, не привидения.
Но если у Пушкина бесы и буря, снег летучий вне его самого, то очевидно автор сих стихов ''Буран'' описывает бурю и смятение происходящие внутри ее, с ее душой.
''Наверное, друг мой совсем позабыл обо мне!''

''И вот я пытаюсь подняться из тёмных глубин,
из рыхлого снега, из мрака, из мятых рябин,
кричу, надрывая всю душу, все горло садня:
– В вас истины нету – неправда, он помнит меня!''

Это уже вопрос веры - ''Или! Или! Лама савахвани?!"

''Конечно, он помнит, он ждёт со свечою в окне:
“Зачем же так долго она не приходит ко мне?
Спокойна луна, и надёжен у проруби лёд…”
Вот так меня ждёт он, вот так меня громко зовёт!''

''Он''должно было бы быть с большой буквы. Но это Он назвал нас Своими друзьями, если мы исполняем слово Его. Мы то не можем назвать Его ''Другом''своим, хотя это так и есть.

Оказалось, что эти стихи - вопль души к Богу!
И оказывается, что призраки призраками, а напитались кровью автора, сковали  ее волю, как тёмные силы в "Вийе'' Гоголя, или как в реальности вошли в служку Серафима Саровского Мотовилова после беспечно брошенного им вызова, так, что сам Преподобный испугался.
''а я – ни ответить, ни шага ступить не могу!''

Очень драматичные стихи! Пушкину бы понравились бы. И мне понравились, я в них увидел реальный опыт.
Не молилась ли автор в это время Иоанну Богослову? Что-то здесь есть от него.

Олеся - О, Сергей! Да Вы просто стали моим личным экзегетом! Мне самой интересно Вас читать...

С. - Только об'ясните, что это такое?

По правде говоря я пишу, и не знаю, что я напишу. Пишу ''что скажут'', почти как Сомнамбула. Но использую метод, дарованный Божией Матерью, в день молитвы к Ней перед образом Иверской. Я молился о преодолении литературного слабоумия, не мог исполнить послушания, написать очерк о старицах Серафиме и Марии. Это было на самый праздник в Сокольниках. Вечером было подсказано, как надо писать.
Это было в 1987 году. Тогда даже подумать не мог, что буду писать очерки о святых. И конечно, профессиональным писателем себя не считаю. Не я пишу!

С. - Прочитал - Экзеге;тика, экзеге;за (др.-греч. ;;;;;;;;;, от ;;;;;;;;, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.'' - Очень польщен!

Олеся  -  Да? А я думала - это просто толкование (без священных) текстов.

С. - Именно священных!!!
***
БЕЛАЯ  ГВАРДИЯ

Скажи – пусть будят хорунжего, бегут к есаулу: едем!
В казачьем полку прибыло, все юнкера в засаде,
Мамонтов в оцеплении, в нетерпенье – Каледин,
Деникин же в полном порядке и при параде.

Так им скажи – выступаем – зима ли, лето.
Цвет офицерства. Грудь колесом. Первая Мировая.
Впрочем, скажи – гражданская. У всех – ремни, эполеты…
А возраст как скошен косарём – ровно трава полевая.

Вот вам и дым Отечества: рано ли поздно –
но – “Боже царя храни”. Новобранцы. Герои. Точка.
Долго стояли в дозоре – ни один не опознан.
Так и скажи – мол, гибельна и напрасна отсрочка!

К тому же, глядишь, подмога архангела Михаила,
а там, глядишь, и небесная – манна ли, брашно…
Степи, говоришь, ковыльные – им могила?
Море, говоришь, Чёрное – им пашня?

Пусть из варяг в греки кровью скользит, кривые
реки загораются, лишь поднеси спичку?
Так ведь ещё не кончено, а мёртвые и живые
на первый-второй все рассчитываются,  все ведут перекличку

Ибо – в горчайших зёрнах замешанный пафос смерти –
под древком Отечества, под крестным древом и плащаницей
разнесён ветрами по землям пахотным,
растолчён, и выпечен, и уже от тверди
не отличен, новой шумя пшеницей!
1987г.
***
''А возраст как скошен косарём – ровно трава полевая.''
Показалось, что это самая художественная строчка в стихах.
А потом и смерть их будет косить ''ровно траву полевую.
Интересно, в Новом завете, в слове Христа сеятель приобретает очень большое значение, почти и символ. У автора с сеятелем Нового завета переклинулся косарь. Но этот косарь перекликается и с образами Апокалипсиса   - ''хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.''
''  И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. ''
Пшеница, мука, хлеб  - жизнь тела. Но тот же хлеб по слову Божию становится плотью Христа, жизнью вечной, жизнью и тела и духа.
Так и в строчках Олеси косарь приобретает духовное, бытийное значение, это не просто деревенский, сельскохозяйственный работник.

Горящие реки крови это тоже по Апокалиптически.
Пафос смерти, и новая пшеница.
И опять-таки слова Христа - Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих".
Хотя здесь другой смысл - раздельно друг от друга.
Но опять -пшеница.
Как яблоко Адама и Евы, это не яблоки растущие в современных садах.
Некий святой, которого должны были бросить на с'едение львам, писал, что готов претерпеть это, чтобы стать как пшеница перемолотая в жерновах, мукой  хлеба Христова.

А в строках - ''Так ведь ещё не кончено, а мёртвые и живые
на первый-второй все рассчитываются,  все ведут перекличку'' могла на подсознании, отразится очень часто звучащая песня Владимира Высоцкого о солдатах группы ''Центр'', расщитывающихся на ''первый-второй''
Да и "Воздушный корабль''   Лермонтова проплывал мимо.

Прошу прощения за вялость мысли, пиво не позволило хорошо слышать диктующего свыше. Вино позволяет, а пиво глушит.
Тут ещё и Старушка задала вопрос, в каком месяце она умерла? Произведя сильное впечатление. Теперь у нас подобные разговоры и вопросы каждый день. На мозги это действует.

О. - Сергей! Я Вас не узнаю! Как? Вы- пьете - пиво? Фи! Переходите на красное вино! Оно возвеселит Вам сердце! Особенно в метельную ночь, сидя у камина, в кресле качалке, с котиками на руках!

С. - Я избегаю пиво, надо было поддержать компанию сыновей Старушки. Получилось заговенье на пост. Меня очень серьёзно убеждал один спортсмен алкоголик, что пиво намного вреднее чем водка. Старушка тоже не признаёт ни пива, ни вина,- только водка.
У меня третий инсульт произошёл после пива.

О. - Сергей Федоров-Мистик Ну, так что же Вы? Даже шампанское лучше, чем пиво!

С.- А шампанское, настоящее, понижает давление! Это личный опыт, после двух бутылок. Правда начинается другая бурная деятельность организма.

О. - Сергей Федоров-Мистик Ну, шампанское еще ладно, уговорили. Но пиво...

С. -Согласен. Каюсь. Прошу прощения.
Я потихонечку собираю материал отзывы на Ваши творения. Они в перевернутой последовательности на фб. их приходиться выстраивать заново. Целая Вселенная Ваше творчество!  То, что хочется издать, по предложению Ваших почитателей. Вам присылать? И если '' да", то по частям или сразу все? С большим удовольствием перечитываю отзывы и ответы, конечно сами стихи. Пласты бытия затрагиваются.

О.- Сергей Федоров-Мистик Спасибо! Пришлите, пожалуйста, если Вам не трудно. Какой обоюдовежливый у нас получился диалог, однако!

27 ноября 2016 г.

***

К главе - '' Деньги для Саваофа''
Когда я читал заявление Архиерейского собора о невозможности канонизации Ивана Грозного, что тогда надо будет проводить деканонизацию святителя Филиппа и преподобного Корнилия Печерского, и о невозможности канонизации Григория Распутина было ощущение фантасмагории нашей жизни, казалось это гротеск, почти насмешка, как у Булгакова в ''Мастере и Маргарите'' заявление старушки в милицию, что ее кот никогда не работал гипнотизером и не ездил в Москву.  Но общение с исступленными почитательницами Грозного, молодыми женщинами показало, что фантасмагория сильнее и реальнее, нормальной жизни. Такой же фантасмагорией казались идеи и ритуалы фашизма в Германии, но они погубили пятьдесят шесть миллионов жизней.

Мне показалось, что в этих описаниях ушла некая пронзительнлсть и свежесть, неожиданный ракурс, когда автор пишет о своих непосредственных впечатлениях, как это было с самосвятом Августином. А здесь есть некоторая вторичность пересказа другого человека, хотя конечно хорошо написано, безусловно, но не так гениально, как другие вещи. Так могла бы писать дочь автора Александрина, есть налет настроя понравиться публике.
Может быть  такое восприятие текстов  результат моей усталости и притупленности ощущений от постоянного общения с болящей Старушкой, когда в сравнении с ее вопросом, а в каком месяце она умерла, все остальное гаснет, даже оригинальное. И начинаешь так же думать, как Старушка. После деревенского самогона не воспримешь утонченного вина. Я прошу прощения, если мои суждения, а скорее впечатления не соответствуют действительности. Все равно хорошо! Но не  ''ах!" и''убиться веником !!!"

29 ноября 2016г.
ХХХ

ИГРА

Кто юности своей не дописал страницу,
тот в старости бодрится, молодится,
изображает пылкость и кураж,
ломая карандаш.

Но прочитай – и, судя по отрывку,
видать, не укатали горки сивку,
в пороховницах порох цел и сух,
хотя перо повылезло и пух.

Но бойки старички, кокетливы старушки,
и после небольшой утруски и усушки –
и блеск в глазах, и шутка льнёт к устам…
И только подлый дух крадётся по кустам. 

Бывает даже так: вдруг посредине смеха
лицо изменится, звук превратится в эхо.
И чья-то тень мелькнёт в зрачках, но вновь
чуть-чуть лукавя, изогнётся бровь…

И вновь взыграет золотая рыбка,
плеснёт хвостом, земля качнётся зыбко.
И как бы на скрипичный ключ игры
сам Ангел Смерти заперт до поры…

***

В какой-то мере это Пир во чумы. К сожалению начинает быть понятна психология старичков и кокетливых старушек. Пришло время.

''Бывает даже так: вдруг посредине смеха
лицо изменится, звук превратится в эхо.
И чья-то тень мелькнёт в зрачках, но вновь
чуть-чуть лукавя, изогнётся бровь…''

Прошлое не отпускает, и люди из прошлого время от времени ''мелькают тенью в зрачках''. Какой глубокий образ! Является не Каменный гость, или дух отца Гамлета при вспышках молний, а именно тень в зрачках. А получается не менее выразительно, чем голоса и молнии.

''И вновь взыграет золотая рыбка,
плеснёт хвостом, земля качнётся зыбко.
И как бы на скрипичный ключ игры
сам Ангел Смерти заперт до поры…''

Печально, что это слишком гениально. Тут и сказать нечего!
Но дай Бог каждому такую золотую рыбку, утешение в старости. Гете в восемьдесят лет влюбился в молоденьку девочку.
Подобную игру я наблюдаю в Крюково, да и по себе уже знаю.
Начинаешь забывать об Ангеле смерти, а с иной старушкой и помирать веселее.  Прыгали же в молодости из окон ради любви, и не боялись.
В молодости ради девушек, в старости на такое уже не решишься.  Нет желания встречаться с этим Ангелом раньше времени!  Лучше общество очаровательных дам , неважно какого возраста.
Бальзак был великим знатоком женского сердца и влюблен в даму несколько старше его.
Какие крайности у маститого старца Гете и пылкого молодого Бальзака.
''Любви все возраст покорны'' - константировал Александр Сергеевич.
Истинно так!
4 декабря 2016
***

Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.

Сергей Федоров Мистик  Проза.ру  X глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2016/12/06/784

http://www.proza.ru/2016/11/17/241
http://www.proza.ru/2016/11/01/1286
http://www.proza.ru/2016/10/18/1080
http://www.proza.ru/2016/10/10/560
http://www.proza.ru/2016/11/30/1332
http://www.proza.ru/2016/11/29/1848
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
http://www.proza.ru/2016/11/27/1585
http://www.proza.ru/2017/02/16/390


Рецензии