Статья о творчестве Еврипида
(около 480 – 406 гг. до н. э.)
Еврипиду принадлежит заслуга создания трагедии с усложненной интригой («Ион»), применения новых театральных эффектов («Ипполит»), создания пьесы с хорошо разработанным сюжетом в сочетании с углубленной психологической трактовкой ее персонажей. В отличии от Софокла, Еврипид изображал обычных людей такими, «какие они есть на самом деле» (Аристотель), делал главный упор на показ внутренних переживаний и настроений своих основных героев. Отдельные трагедии Еврипида по тематики и художественным особенностям приближались к бытовой драме и оказали влияние на развитие этого жанра в последующее время.
По позднему свидетельству в «Суде», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем. Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился в Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 г. до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается три раза – чаще, чем имя любого царя.
Первая пьеса «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел трех сыновей, но развелся с ней из-за супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург покинул Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Историки считают, что основной причиной отъезда явилась обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг; из 92 пьес только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.
Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, восстановлено названия 80. До нас дошло из них 19 трагедий, где сатировская драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны. Из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя «Алкеста, а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. В драмах Еврипида видное место занимают мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в соединении с хитростью, коварством и жестокостью. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств, Сила автора, прежде всего, в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида. В «Ипполите» страсти особенно напряжены: неразделенная любовь мачехи к пасынку, изощренная месть отвергнутой женщины, в результате – смерть обоих. Но зритель искренне сочувствует страдающей Федре. Первоначальный вариант трагедии вызвал резкое неприятие афинян: там мачеха сама признавалась в любви целомудренному пасынку. За эти действия героини Еврипид был обвинен в оскорблении нравов – проступок, за который в Афинах могли присудить к смертной казни. Трагедию Еврипид переделал. Если раньше Федра говорила напрямую и откровенно, теперь эти отношения превратились во внутренние муки и сомнения, а, о ее любви Ипполиту рассказывает посредница – кормилица. Возмущению и гневу юноши нет предела. Опозоренная Федра накладывает на себя руки и кончает жизнь в петле, успевая, однако, написать клеветническую записку, где всю вину возлагает на пасынка.
Первый вариант трагедии назывался «Ипполит закутанный» - главный герой появлялся на сцене закутанным в плащ. Этот вариант не сохранился. Второй вариант – «Ипполит увенчанный»; герой появляется перед зрителями с венком на голове. Все персонажи трагедии играют важную роль в эллинской мифологии. В истории Ипполита – Тесея – Федры сплелись в узел миф и реальность, прошлое и настоящее, люди и Боги. Вся трагедия может быть представлена, как борьба двух непримиримых мировоззрений, носителями которых выступают боги – антагонисты – Афродита и Артемида.
Сюжет «Ипполита» - на тему необузданной страсти и женского коварства из-за неразделенной любви, использовали Сенека и Расин, в одноименной постановке – «Федра».
Трагедию «Медея» современники Еврипида считали лучшим творением автора. Но уже Аристотель в своей «Поэтики» критиковал ее за искусственность развязки: Медея скрывается от возмездия на колеснице, запряженной драконами. А может – нравственный стержень трагедии плохо вписывается в общепринятые нормы морали? Убийство матерью собственных детей во имя отмщения мужу-изменнику – поступок, который ни как нельзя оправдать!
В трагедиях «Андромаха», «Троянки», «Елена» поэт выразил свое отношение к войне как явлению через изложение событий Троянских событий. Еврипид прославляет афинский народ и клеймит виновников войны, которыми, с его точки зрения, являются спартанский царь Менелай, царица Елена и их дочь Гермиона. Автор здесь выступает как патриот Афин. Еврипид в своих трагедиях показал множество бытовых деталей, что является особенностью его драматургии. Он считал, что такой прием помогает наиболее ярко и глубоко раскрыть образ героя. Эту манеру Еврипида можно проследить в трагедиях «Елена», «Ифигения в Тавриде» и «Ион». Основные мотивы трагедии «Ион» стали в дальнейшем ведущими сюжетными элементами в новоаттической комедии: насилие над девушкой, брошенный ребенок и счастливый конец. Его трагедии повлияли также и на развитие позднегреческого романа.
Умер Еврипид в Македонии, куда вынужден был уехать из-за ссоры с другими знаменитыми поэтами. Высокую оценку трагедии Еврипида получили еще в 4 веке до н. э. Они хорошо были известны во все времена.
Свидетельство о публикации №216120701570