Гибель Рихарда Зорге и его команды

Людмила Корина  Три обещания Великого Сутры о Жизни Вечной
перевод энциклопедии "Секретные войны"Эдди Бауэра

Ханако, любимая женщина великого разведчика

Зорге познакомился с Ханако в день, когда в ресторане “Рейнголд”  отмечал с друзьями своё 40-летие -4 октября 1935 года.Там Ханако  выступала перед гостями.Понадобились несколько месяцев, пока ему удалось покорить женщину. Они стали любовниками. Ханако хотелось стать профессиональной певицей. Зорге помог ей уйти из ресторана и она стала брать уроки пения. Их связь длилась шесть лет, вплоть до ареста Зорге.

Ханако любила Зорге. Он считал её своей гражданской женой. Она очень хотела иметь от него детей, но Зорге отказал ей в этом, не объясняя причин, зная, что рискует каждый день. Он не был ей абсолютно верен, и она это допускала, но Рихард был нежным, заботливым другом Ханако.

Она была ему предана при жизни и после смерти. По окончании войны,зная на каком кладбище он захоронен, она в течении двух лет просила власти, чтобы ей разрешили опознать его труп и ухаживать за могилой. И ей наконец разрешили.  Она опознала скелет по золотой коронке зубов и перевезла останки любимого на кладбище Тама, в пригороде Токио. Там рядом похоронены Зорге, Озаки и Мияги.

Операция политической полиции “Токко”

Операция, в результате которой были схвачены члены разведгруппы Рихарда Зорге,была проведена не службой контрразведки Кемпейтай, а политической полицией “Токко”. В ноябре 1939 года был арестован подпольщик, член компартии Ито Ритсу. Ниточка этого ареста через несколько месяцев привела к  группе Зорге.

Мияги пытался найти на островах вблизи Кобе нефтехранилища. 11 ноября эта работа была прервана - в его квартиру ворвались полицейские и отвезли его в комиссариат района Цикижи, в Токио.
Его долго допрашивали и били, предъявив обвинение в шпионаже, но Мияги решительно отрицал свою вину. Но он знал, что ему долго не продержаться - он был тяжело болен туберкулёзом.

Чтобы не выдать товарищей, он решил покончить с собой.Допрос проводился на втором этаже, окно было открыто. Воспользовавшись тем, что следователь на мгновение отвлёкся, Мияги выбросился из окна.
Когда он очнулся, он услышал голоса полицейских. Он лежал на спине, был неподвижен. Мияги понял, что остался жив, и что его заставят говорить.Болела сломанная нога. Он заплакал.

Мияги при падении зацепился за дерево. Полицейские грубо схватили его и перенесли на второй этаж.Не позвав врача, продолжили допрос. За каждый неотвеченный вопрос следователь бил арестованного по сломанной ноге.
Художник терял сознание, его приводили в себя и продолжали допрос. Настал предел, когда он не мог больше терпеть пытки, и заговорил.

Озаки был арестован 15 октября и после такого же страшного допроса признал то, что сообщил полиции Мияги.
Брать Зорге полиция не спешила. Момент был сложным - Япония со дня на день должна была начать войну против США, и ей нельзя было портить отношения с союзной Германий.

16 октября 1941 года неожиданно принц Конойе подал в отставку и премьер-министором стал генерал Хидеки Тожо. Контрразведка представила результаты своего расследования новому  министру юстиции. Этому было не до политических тонкостей, и он подписал приказ на арест Зорге.

Зорге жил в фешенебельном квартале Токио (Нагасака-чо,30) в маленьком домике, в японском стиле.В таком доме у входа оставляют обувь и спят на матрасе, постеленном на ковре, “татами”. Ванная комната в таких домах тоже маленькая. Единственным предметом  европейского стиля был стол с книгами и картами. Зорге как раз писал книгу о современной Японии, написав 300 страниц.

Полиция арестовала его на рассвете 18 октября, вытащив из постели, не дав переодеть кимоно. Зорге был сильно простужен. Клаусен и Вукелич  были арестованы в то же день.
В квартирах трёх арестованных полиция обнаружила массу документов, которые не оставляли сомнения в принадлежности иностранцев к разведке.

С самого начала тюремного заключения Зорге признал, что был разведчиком, но немецким, в пользу Германии. Клаузен продержался четыре дня, Вукелич ещё больше, но потом стал говорить. Только под пытками на седьмой день Зорге признал, что он является членом русской компартии.

Это произошло в тюрьме Сугамо. Японцы показали ему признания его коллег.Уже не было необходимости упираться и отрицать. Но произнести эти слова Зорге не мог. Он написал несколько слов на бумажке, смял в комочек и бросил инспектору полиции.
Инспектор подбежал, развернул бумажку и прочёл :”Я являюсь членом Интернационала с 1925 года”.

Днём и ночью шли допросы. Их вёл прокурор Иошикава. Они начались в декабре 1941 и закончились в мае 1942 года. Зорге сам писал на машинке свои ответы. Документ в 50 тысяч слов, и в нём Зорге ничего не сказал о своём прошлом, до прибытия в Японию. Как и его товарищи, он утверждал, что работал в интересах Японии, чтобы предотвратить войну между Японией и СССР.

Расследование закончилось тем, что дело было передано в суд. Судебный процесс начался весной 1942 года и длился до начала зимы. По пути из тюрьмы в здание суда арестованные могли видеть улицы Токио через прорези колпаков, которыми были прикрыты их головы, чтобы скрыть лица.

Зорге удалось узнать от переводчика и судьи об исходе Сталинградской битвы. Он плакал от радости и даже протанцевал по коридору, когда узнал об освобождении города.
29 сентября 1944 Рихард Зорге был приговорён решением суда к смертной казни. Тот же приговор получил Озаки. Клаузен и Вукелич были приговорены к пожизненному заключению. Мияги умер в тюремной больнице в августе до начала суда.

Какие ошибки допустил Зорге накануне своего возвращения в СССР ? Никаких.
Арест в ноябре 1939 года Ито Ритсу,  работавшего на железной дороге на юге Манчжурии, навёл политическую полицию Токко на след Мияги.
На допросах Ито Ритсу, болевший туберкулёзом, как и Мияги, отрёкся от коммунизма и назвал имя Томо Китабаяши, члена компартии.

Эта женщина была другом Мияги в Лос Анжелесе. Ито Ритсу ухаживал за ней, она его отвергла, и он из мести донёс на неё. Женщина к тому времени вернулась в Японию и Мияги с ней  повидался.
Томо Китабаяши была арестована 28 сентября 1941 года.На допросе она назвала имя Мияги. Его выследили и арестовали. В его квартире были арестованы те агенты, которые приходили туда в последующие дни.

Так ниточка клубка, раскручиваясь, привела к Зорге. Всего было арестовано 35 человек, имевших отношение к группе Рихарда Зорге.
Из них 18 человек были оправданы, другие были приговорены к тюремным срокам от 2х лет до пожизненного заключения.

После вынесения приговора Вукелич был переведён в тюрьму на остров Хоккайдо, известный своим тяжёлым климатом. После пяти лет тюрьмы и пыток, страдая хронической дизентерией, Вукелич умер 15 января 1945 года.
Его  жена-японка получила лаконичное извещение телеграммой. Она и их сын  были единственными , кто шёл за гробом. В нём Бранко Вукелич лежал в белом кимоно. Зимняя дорога к крематорию, в телегу были впряжены две лошади...

Клаузен находился в тюрьме Сугано, когда американцы стали бомбить город.Бомбы попали в здание тюрьмы и он рисковал заживо сгореть или задохнуться от дыма. Затем его перевели в тюрьму Акита, откуда его освободили американцы 8го октября 1945 года. Клаузен  исхудал, как в концлагере -он весил 45 кг, похудев на 35. Как только он  пришёл в себя, советские дипломаты переправили его в СССР. Американская военная разведка уже начинала им интересоваться.

7 ноября 1944 , 10.20 утра

“Жизнь и смерть едины для тех, кто стремится  понять природу божественного...” 7го ноября 1944 года в день Октябрьской революции в России, двери тюремной камеры, в которой сидел Озаки, открылись.Вошёл директор тюрьмы,  отвлекая пленника от письма, которое он писал своей жене.

Ровным невыразительным голосом он задал Озаки три вопроса :он спросил его имя, возраст, и адрес, по которому проживал в Токио. Озаки понимал, что означают эти вопросы, и спокойно ответил на них. Директор сказал, что приказ о казни получен и будет приведён в исполнение безотлагательно. Озаки молча поклонился, как принято в таких случаях среди японских аристократов. Затем он одел протянутое ему кимоно и соломенную шляпу, чтобы прикрыть лицо.

В  наручниках в сопровождении судебных чиновников он вышел из камеры и пошёл по коридору, затем пересёк тюремный дворик и вошёл в камеру смерти. На пороге его ждал буддистский священник.
Озаки встал на колени перед алтарём, окружённым свечами. Выпил предложенный ему чай со сладостями.Священник зачитал Три Обещания Великого Сутры о Жизни Вечной.В комнате приятно пахло ладаном.Озаки помолился перед изображением богов и прочитал молитву за тех, кто в эту минуту умирает, но будет жить вечно в Будде. Он поднялся и подошёл к  палачу.

В пустой комнате он встал на табуретку и палач накинул на него верёвку с затяжной петлёй. Озаки наклонил голову в знак покорности и чуть наклонившись, насколько ему позволяла длина верёвки, прочитал молитву утешения :”Наму Амида Бутсу”. Он произнёс эти три слова дважды, поднял глаза на начальника тюрьмы и тот дал отмашку рукой.Люк под табуреткой открылся.
Озаки было 43 года.

Зорге так хотелось побывать в России, в которой он не был с 1935 года. Он был уверен, что его обменяют на кого-нибудь из захваченных в СССР японских разведчиков. Но со стороны Москвы такого запроса не поступило.
Через несколько минут после казни Озаки директор тюрьмы открыл дверь камеры Зорге. Пленник ответил на вопросы о возрасте, имени, адресе и сказал, что больше ему нечего добавить. Он поблагодарил персонал тюрьмы и священника и пошёл мимо алтаря, не взглянув в его сторону.  Подошёл к месту казни и стал прямо, неподвижно, молча.

Было 10.20 утра 7го ноября 1944 года - знаменательная дата в его жизни. В этот день он  в первый раз приехал в Москву в 1924 году. Он умирал в свои 49 лет...
В своей книге “Дело Зорге” Фредерик Декин пишет в эпилоге :”Позже возникла легенда, что Зорге был обменен, не был казнён, что его тайно вывезли в Советский Союз. Но  существует свидетельство палача, который пишет, что за годы тюремного заключения он хорошо всмотрелся в Зорге и  казнён был именно он.

Жена Озаки с адвокатами пришла забирать тело мужа и видела рядом  другой такой же гроб в ожидании предания земле. В нём было тело Зорге.
Генерал Еуген Отт, посол Германии в Токио, сообщил своему правительству о “катастрофе” ареста и о раскрытии немецкого шпиона Рихарда Зорге.

В обвинительном акте содержатся заявления Зорге о его связях с коммунистами в Европе. Зорге, приехавший в Китай в 1930 году и затем через 3 года в Японию, был связным Коминтерна и возглавлял разведгруппу в Японии.
Помощник японского министра юстиции сообщил  министру Кордту, что в обвинительном заключении  не будет упомянуто, что Зорге являлся членом нацистской партии.

Для японской  юстиции он лишь международный коммунист. Начальник европейского отдела министерства иностранных дел добавил, что необходимо огласить дело Зорге - оно прольёт свет на тех, кто в правительственных кругах имел к нему отношение”.
Когда в японской печати было опубликовано правительственное коммюнике, посол Японии в Берлине Ошигава нанёс визит Рибентропу, чтобы смягчить его недовольство, стараясь не нанести урон двусторонним отношениям.

В России именем Зорге названа улица в Москве. Выпущена почтовая марка  с его портретом. Гениальный разведчик был удостоен звания Героя Советского Союза.
4 го сентября 1964 года газета “Известия” опубликовала статью его памяти :”Зорге не походил на тех секретных агентов, о которых пишут  западные романисты. Он не  взламывал сейфов, чтобы украсть документы - владельцы сейфов сами показывали ему их.

Ему не нужно было стрелять из пистолета,чтобы ворваться в нужное помещение - охранники открывали перед ним двери...Разведчик - это прежде всего политик.Он собирает информацию, анализирует её, связывая воедино разные события.Он обладает широтой взглядов стратега, умеет наблюдать, вникать, понимать суть событий.
Разведка требует постоянной концентрации ума и сил человека”.

Задание, которое в течение 8 лет успешно выполнял Зорге, с технической точки зрения было проведено блестяще. Разведчик полагался только на свой ум и способности, и явил пример высочайшего мастерства в выполнении поставленных задач.

Необыкновенно и то, что ему, активному коммунисту с большим стажем, в 1933 году удалось под своим именем проникнуть в ряды нацистской партии и стать пресс-атташе  немецкого посольства  в Японии.
Великолепно его журналистское прикрытие своей разведработы. Невероятно, как Зорге располагал к себе посольских работников, и в частности  посла,  добившись их безграничного доверия.

Зорге работал с небольшим числом  японских сотрудников, занимавших ключевые места в японском руководстве. Ни одному из членов своей группы он не сообщил о настоящих целях, поставленных перед организацией - он ограничивался самой необходимой информацией, соблюдая правила безопасности и продумывая каждый шаг.
За долгие года работы ни один из членов группы не попал под подозрение высокопрофессиональной японской полиции.

Этот гигант двойной игры стал жертвой банальной проверки, не имевшей отношения к работе его группы, и советское руководство, получившее от него информацию глобального значения, и пальцем не пошевелило, чтобы помочь и спасти героя.

Рихард Зорге - это воплощение высших качеств, присущих разведчику и высокоодарённой личности. Прогрессу техники их превзойти не под силу.

Людмила Корина 7.2.16 Генуя


Рецензии