Онтология казаков-4. гл. 1. от кыпчаков к казакам

Э.Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ.
    Часть 4. ОТ  КЫПЧАКОВ  К  КАЗАКАМ.
           Глава 1. ТЮРК – ПАСЫНОК  ГУННИИ.
Разделы главы:
«НЕБЕСНЫЕ» ТУРКИ.
КЫТАИ. Продолжение.
АССИАН- КАЗАКИ  В 0….+5 ВЕКАХ.
КЫРГЫЗЫ. Продолжение.
КЫПЧАКИ
САБАНЫ/БАДЖАНАКИ.
 ИСТОРИЯ САУВИР(сувар) , ПЕРЕДАННАЯ  ЛЕТОПИСЯМИ  ИДЕЛЯ
 ЗАПАДНЫЕ  ПРА-КАЗАКИ. Продолжение.
ИДЕЛЬ. САРМАТЫ.ЯЗЫГИ. КАШАН-УЛАГ.
САРМАТЫ. ЯЗЫГИ. РОКСОЛАНЫ.
ОНГРЫ=УГРЫ=ВЕНГРЫ  КАК  ПАРА - КАЗАЧЕСТВО.
КАЗАКИ  ПОСЛЕ  5 ВЕКА.
ГОТЫ-ТРАПЕЗИНДЫ
КАВКАЗСКАЯ АЛАНИЯ.
МОНГОЛОВ  В 3-10 ВЕКАХ НЕ БЫЛО.
 ПРА-КАЗАКИ  и сопутствующие им народы  В 3-7 ВЕКАХ.
ДОНСКАЯ АЛАНИЯ.

                «НЕБЕСНЫЕ» ТУРКИ.
   Гуннская(хонская ) держава умершего Атиллы далеко на западе от Старой Гуннии  стремительно  развалилась и откатилась в пределы Иделя – это не совсем  тяжёлый исход, Хонская династия Иделя (наследники Булымера и Атилле) крепко держали трон ещё тысячу лет. Но отголоски некоторых военных и политических поражений сыновей атиллы в Европе создали значительные проблемы хонам в Хине и вообще в Центральной Азии. Многие народы , любящие свободу, вздохнули облегчённо и начали строить свою судьбу без императоров. Кельтоиды Прибайкалья пра-тюрки по старинным своим традициям , укреплённым в Хуннской и Сянбийской державах, консолидировались для покорения иных народов. Более тысячелетней  мимикрии в среде хоно-сянбийцев кельтоиды пра-тюрки в 4-м веке получили возможность  создать свою государственность. 
(Цит.47) « Алтайские тюрки – тукю ( тюркют ) происходят –якобы-от западных гунов , но не прямо , а мистически , через посредство волчицы , причем если учесть что западные гунны были уничтожены около 468 г . . а тюрки выступают как народ уже в 545 г .,то можно было бы только подивиться быстроте размножения их и смене поколений ! « [6].
   Умные строители государств-господарств умеют писать мифы –легенды для выгодного представления своей нации окружающим  профанам.
   История с новым именем кельтоидов не имела бы большого для нас значения, если бы не была столь созвучна с древним именем саков –туры(туранцы,турки). Никого из лингвистов это не заинтересовало, но вот летописи Иделя кое-что нам доносят:
(Цит.48) «...А в "Хон китабы" сеида Гали содержится такое известие Шамса Тебира о происхождении народа булгар: "Тридцать три тысячи лет назад предки хонов - имэнцы проживали в Большом и Малом Руме, а народ синдийцев - на берегах Идели, тогда называемой Ура.... Через некоторое время на ура (урцев) напали тюрки и потерпели поражение. Одна часть тюрков бежала в Хин и даже за Чулманское море, другая ушла в Большой Рум, третья же попала в плен.[8.3]
   Выше упоминался Старый (Эчке) Туран меж  р.Идель(Волга) и Уральским хребтом. В
-19 килолетии здесь зародился gaplogroup R1a («эрайны») , а тремя тыс.лет позже ;R1b («эрбины»). Но к моменту второй мутации мужской хромосомы эти общности уже набрали значительные различия в общем генофонде; среди этих различий был и язык народа. Тур (бык) и турки(люди быка) у саков звучали через грубое «у», то же самое у кельтоидов звучало мягко как «тюр» и «тюрки». Бог мужской силы и урожая сохранился Тюр=Тир=Тор у кельтов до самого христианского времени (тюринги, тирцы, торки).
  Тюрки Азии, кроме того взяли себе тотемное животное волка, который не был Божественным, но был как бы «одним из всех, среди всех».
    «Эрбины» в самой глубокой древности не смогли ужиться с родственниками в Уральском регионе, были длинные войны и ас-саки(синдийцы Ура) их выгнали за бесчеловечность бродить по свету  . Известны две кардинальные миграции пра-кельтов/пра-тюрков из Эчке Турана: в Хин и в Малую Азию.
(Цит. 49) «Булгары западной части Малой Азии основали большой город Атряч (Троя, по имени которого стали называться атрячцами (этрусками), а в восточной части Малой Азии взяли себе одно из имен любимого ими духа урожая Самара - Тюрк (Великий Бык) и прозвались тюрками (в 6 в. до н. э. персидские цари выселили в Среднюю Азию тысячу малоазиатских булгар-тюрков, и от них среднеазиатские булгары также восприняли обычай называться тюрками).[8.2.Бахши Иман]
   Современные исследования не согласны с деталями этой летописной цитаты: этруски соотносятся не к уралоидам, а к кроманьонам-расенам ;I2 (пра-славянам), а  гнездование пра-тюрков в Малой Азии противоречит сообщениям Ч.Тукембаева о пра-родине тюрков в пустыне Гоби. Место, где Бахши Иман располагает пра-тюрков – западные отроги Южного Кавказа, - есть место древних хаев(хайков)=пра-армян, генеалогически входящих в кельтоидную общность ;(R1b1 + R1b1a).
W: Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрк государство было создано древней правящей тюркской династией, называвшейся Ашина, с помощью окружавших ее групп "тюркского рода", образовавшие союз племен (т.е. огузы). ..  С 6-го века пра-тюрков можно именовать просто тюрками ( в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате). [W] СПРАВКА: Приставка «Гёк=кок» означает русск.- небесный.
   Выше было сказано, что пра-кельты Прибайкалья, разбитые наголову ариями, частью ушли в Европу, частью – в пустыню Гоби, которая в те времена (-2Кл) была степью. Далее этот принципиально приспособленческий народ внедрялся в державу Хунну, в державу Сянби, множась в них и укрепляясь. Поэтому в науке можно видеть поверхностное суждение о том, что тюрки и их правящий род Ашина – из сянбийского народа и является наследником Восточной гуннской Импрерии. Фигурально это можно признать, но тюркский Y-gaplogroup R1b1b напрочь отсутствует в любом фрагменте хунно-сянби-гунской нации.
   Имя рода Ашина на кыдано-чинском языке А(с)-чина, то есть «благородный волк», но это есть лишь плагиат тюрков, у которых на основании уральского туранского языка волк – бури , или каcкыр. О древнем тюркском языке наиболее правильно пишут так
W:   Каков бы ни был первоночальный язык этого обьединения (гёк-тюрки) , к Vв.., когда оно вышло на арену истории , всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени – сяньбийский , т.е древнемонгольский .С этим языком Ашина в 439 г. перешли на северную окраину Гоби. [W].  А сянбийский язык – это имэн-хонский язык крупной генеалогической общности ;J. Не даром иногда утверждают, что «кельто-тюрки создали цивилизацию Шумер», ибо язык шумеров именно есть яфетический язык ранних имэнцев Волго-Урала  это – лишь поверхностные суждения, наличие тех или иных языковых основ ещё не определяет историю этноса. Свой кельтический язык тюрки в целом потеряли, но отголоски его внесли в языки Хина, в том числе в хоно-сянбийский и ирано-сакский, они смягчили грубую речь пра-казаков, изобилующую гласными «ы», «у», «э».
   Гёк-тюркский каганат был предельно монархически-клановым.
 W: Ашина — тюркютский род правителей тюркских каганатов, происходящий по легенде от внука волчицы. Основателями династий считаются Бумын (ст. ветвь) и Истеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лествичному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». Представители рода занимали высшие чиновничьий посты ябгу — первое лицо после кагана, наследники престола — тегин, шад, военачальники — суйбаши, эльтебер — главы подвластных племен. [W]

               КЫТАИ. Продолжение.
   В гл.3 (стр.24)  первое знакомство с таинственным народом «кытаи». Классика такого этнонима не знает, она занимается потомками кытаев, носящих имя «кидани».  Кытаи занимали ту большую область Дальней Азии, которая ныне называется Маньчжурией. Кытаи не были китайцами в современном смысле. Они были европоидами светлой кожей и волосами, часто – жёлтоволосые и рыжие. Ни этнологи, ни китайские или идельские летописи не могут объяснить генеалогию кытаев. Кое-кто их записывает в предки монголов, «не видя» многочисленных, в том числе археологических , свидетельств об и европеоидности. (Можно утверждать, что некоторая часть современных монголов, имеющих 9.2% ;R1a*произошла от кытаев; базовый монгольский гаплоТип 66% C1+C2+C3.)   Этноним «кытаи» также никто не берётся истолковать по-русски. 
   А.д.р. предположил, что кытаи  в некоторой степени есть микст древних дауров(даарийцев) (;R1) с туранскими мигрантами ч(с)инами сакского генеалогического корня ;R1a*.
1. Асские Веды  сообщают, что часть гиперборейцев-асов даары  распространилась на восток вплоть до Великого океана ещё в килолетиях  -15….-10. Весь Забайкальский край много тысяч лет именовался Даария. Для тех «специалистов», которые не уважают эпос как доказательную базу, напоминаю, и поныне Забайкальский край именуется Даурия. Этнос дауры  были в числе забайкальских казаков. На китайской ныне территории живут  дауры как этническое меньшинство, ОНИ ЕВРОПОИДЫ. Если отсчитывать дауров от асского суперэтноса, то их Y-gaplogroup – R1* + R1a* (ас-сакский).
   Практически единственный источник по кытаям – летописи Иделя (обрывочный, как и во всём).
АРА-КЫТАИ.  (Цит.50) « Аракытаи являются северными кытаями и считаются природными кытаями, почему их и называют "чистыми (ара) кытаями". У этого племени аракытай в подчинении была восточная часть хонов и кыргызов, которых оно называло "аргын" - по имени реки Аргын [Аргунь]…» [8.3. Гул Кули]
   Сообщение это относится к начальным векам христианского летоисчисления, а ведь хоны до н.э. были здесь элитарным этносом и тех же кытаев держали в жёстком подчинении (хотя брали у кытаев женщин для продолжения своего Рода ;J2.)
   В тяжёлых боях за жизненное пространство союз хонов и кыргызов-динлин частью отступил от р.Амул(Амур) на её верховья р.Джилки(Шилка) и , в конечном итоге подчинился ара-кытаям, другая часть ушла на запад и  влилась среду кыпчаков державы Идель.

Карта 1-ОК.4  АССИАН- КАЗАКИ  В 0….+5 ВЕКАХ.    Расположена в иллюстрациях.

   ГеноТип кытаев арийско-сакский, поэтому страна их тысячелетиями не была государством, а лишь, как положено пра-казакам, - федерацией племён и родов.

КЫРГЫЗЫ. Продолжение.
   Знакомство с общностью пра-казаков «кыргызы» на стр.46 гл.3. 
(Цит.32.1) «…..Кыргызы были войском Федоровской культуры… [30]
   Поскольку Фёдоровская АК переросла в страну Динлин, то кыргызы есть часть динлинов, их военное сословие – наподобие казачьего сословия в России. Но они, так же как и казаки, были всё-таки слегка отдельным этносом в этой стране. Какими характерными чертами они отличались, можно понять из самого имени:

ЛИНГВ. Къыр - русск. «степь», гыз/гуз – племя, народ; то есть «кыргызы» - степной народ. Этим они слегка отличались от динлинов – горных охотников. Кыргызы были  сако-сарматами ;(R1a*+ R1a1+ R1a1а) а динлины – смесью асов, саков и сарматаев:
;( R1*+R1a* + R1a1).
   Этноним «кыргызы» в Дж.Тарихы в одних местах дублирует этноним «кыпчаки», в других – отображает разные общности пра-казаков. После детального знакомства с «кыпчаками» мы эту проблему попытаемся разрешить.
   Есть ещё одна проблема: кыргызов средних веков именовали ещё и кыргыз-кайсаками.
W: Киргиз-кайсаки - народ, которому это имя несомненно дано иностранцами, так как сами К.-кайсаки ни теперь, ни прежде так себя не называли и не называют;  В Средней Азии отдельные роды кочевников, отделившиеся от своего племенного союза, получали у тюрков общее название "казаков". Группируясь, они могли образовывать новые союзы - и именно этим путем, по мнению Вельяминова, составился союз киргиз-кайсацкий.[W]
   Очень просто созвучность слов перенести в равенство их значений и объявить , что кайсаки и казаки – одно и то же. Есть даже лингвистическая теория:

ЛИНГВИСТИКА. Племена, которые носили самоназвание саки были объединены в союз, что  в древнее время обозначалось руной ,,Ка,,(современное «ко») . Таким образом, этот союз стал носить название «касаки»(кайсаки) – это стало  самоназванием племен-номадов Восточной Европы. Слово кайсаки со временем превратилось в казаки.
   Однако Бахши Иман передаёт нам иные толкования:
(Цит.51) «Наши презирали их <монгытов>и называли кайманами, то есть "подобными уйгурам - язычникам". Слово "кай" [уйгур-язычник] считается бранным... Оно возникло в ту пору,когда кайцы воевали против хонов и разгромили несколько сабанских родов.» [8.3]
                Не лишне здесь заложить представление об уйгурах;  Наш источник Б.Попов   даёт лаконичную, но очень важную для хинской истории информацию:
(Цит.51.2)  «линия Борджигинов Чингисхана была ветвью династической линии Джалаир Уйгурского Каганата, которая принадлежала к вездесущему племени Кай, Тюркское Киан, Монгольское Киат, Китайское Хи и Си, с множеством других названий, и известное со времен Геродота в области С. Причерноморья и С.-E. Прикаспия, как племя Змеи: Гелони, Куян, Цян/Кян, Кумоси и Кумохи, Кимаки = Йемеки (Пелльо (Pelliot)), Гилан ~ Джилан ~ Илан ~ Уран, Хай ~ Урянхай ~ Хайландур, [23] .
   О хаях выше упоминалось как о народе ;R1b1a , населявшем в -6…-1 килолетиях в Анатолии западные предгорья Южного Кавказа; здесь известно их государство Хайаса.
Распростанившиеся на восток хаи(хайки) захватили сакскую страну Арман и стали армянами. Ушедшие на запад пришли в Древнейшую Грецию как ахейцы=ахаи. Они – кельтоиды, старший братский этнос для галлов и фригов.
   Обнаружение хаев=каев в Хине, в Уйгурском каганате не должно вызывать удивления: там, где имеется «отцовский»  Y-gaplogroup R1b1(пра-кельты/пра-тюрки), там должна быть некоторая часть из «сыновнего  Y-gaplogroup R1b1а. Евразия слишком мала для таких проходимцев, как кельты и тюрки, чтобы вечно локализоваться в одном месте.
   Характерно, что тотем (священное животное) у хаев (хайков,каев, куян), галлов(галанов,гелонов,…) – змея.
   Итак, «кайсаки» лингвистически должно означать что-то такое: змеиные саки, плохие саки, проклятые саки. В Средней Азии и ныне есть птица с названием «кайсак», активно охотящаяся на змей. Сразу становится ясно, что самоназванием пра-казаков саков это не может быть. А вот змеиные племена кельто-хайе-тюрков реально могли именовать так саков и их потомков кыргызов, приложивших немало военных усилий для нейтрализации агрессивных этих племён.
   С другой стороны, как гласит цит.51, со стороны арийско-сакских и хонских народов такие племена назывались кай-манами=змее-людьми (ман- человек). ;

               КЫПЧАКИ
   Историки пишут, что этноним «кыпчаки» впервые появляется в артефактах с 7 века. Джагфар тарихы использует его для описания времён значительно более ранних – с начальных веков н.э. Это слово постепенно смяло повсеместно слово «саки». Что удивительно: историки и даже лингвисты «не увидели» в нём – во второй части – тех же самых саков, ведь сак=шак=чак. Следовательно, для уразумения нового этнонима для пра-казаков нужно знать, что такое «Кып» (иногда пишут «кыб»).
(Цит.52) «сеяньто (сиры древнетюркских надписей)<в данной повести – серы=сарматы> бежали на Алтай и Тянь-Шань, сменив этноним «сиры» на «кыбчак» (впервые упоминается в 760 г.). [6]
   Как дилетанты лингвистики мы можем максимум, как использовать самый поздний язык Иделя туран-теле:
   Кип-, киб-      такие слоги в тюркском словаре отсутствуют.
къыбыла 1)юг; зюйд 
къып -къызгъанч очень жадный
кьып -къызыл- красный-красный, очень крас¬ный; ~ болургъа а) раскалиться докрасна; б) раскраснеться; покраснеть до корней волос
В этих переводах на русский  къып, похоже, означает «очень-очень»
   


къыппа клубок [ниток]; ~-~ клубками; къолдан ~ тёнгерер (загадка) со склона клубок катится? (отгадка джыламукъ слеза);джыламугъу ~-~ барады он обливается слезами; у него слёзы градом катятся; чилле ~ шелко¬вичный кокон
            Къыб-сак ; южный сак;  къыппа-сак ; сплочённые (клубком) саки. Вот такие предположения мы навскидку можем сделать. Быть может, более правильные варианты нам когда-нибудь откроются.
   Озадачивает исследователя то сообщениие, что «кычаками» стали именовать себя серы=сарматы(восточные); хотя последние являются «сыновней» генеалогической общностью для саков (можно и не удивляться!), но раньше такого смешения этнонимов не замечалось. ДОПОЛНЕНИЕ: бегство кыбчаков из Хина на Алтай и Тянь-Шань (древне арийское общее название Ирийские горы) привело их к динлинам, которые были родственной смесью сарматов с саками.
   По легенде об Огуз-кагане, приведенной у Рашид-ад-дина, кипчаки были одним из 24 племен огузов. Мифический мальчик, которому Огуз-каган присвоил имя Кипчак, и по имени которого назвали его племя, родился во время неудачного похода огузов на племя ит-барак. Чтобы переправиться через реку, Огуз-каган приказал срубить деревья и соорудить плот. Во время переправы он якобы сказал ребёнку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О, будь ты также князем, как и я, и пусть твое имя будет Кипчак». Абул-Гази замечает: "На древнем тюркском языке кипчак означает дуплистое дерево ". Обязательное упоминание дерева и леса в преданиях может вызвать предположение о том, что кипчаки происходили из той местности, в которой лес постепенно сменяется степью, то есть в лесостепной зоне. Некоторые ученые предполагают, что первоначальным местопребыванием кипчаков были Южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей, примыкавших к ним с юга.
   Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженным Рамстедом в Центральной Монголии южнее р. Селенги в 1909 г. В литературе эта эпитафия получила название «Селенгинский камень». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана, одного их основателей Восточно-Тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кыпчаки властвовали над нами 50 лет…».
   «А кыпчаки — западная отрасль народа, живущего в Минусинской котловине ещё до нашей эры. За 200 лет подчинения тюркютам и те и другие стали тюрко-язычными и слились в один народ, который по словам Шахиб ад-Дина Яхьи, географа ХIV в., отличался от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт лица и благородством».
   Летописи Иделя сообщают, что «кипчаки» были ещё ранее н.э.:
(Цит.53) « В 7 веке до н. э. знаменитый булгарский царь из Сарматской династии Буртас ('Партатуа' ближневосточных источников) решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Сын Буртаса Азак совершил поход в Среднюю Азию и, дойдя до Булгарского озера (Балхаш) присоединил к Иделю индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками). Однако индоарийские племена южных саков - массагетов (булгары называли их масгутами) отказались подчиниться Иделю и стали нападать на кыпчаков. Разбитые ими кыпчаки обратились к Буртасу с просьбой предоставить им новую землю для жительства - подальше от масгутов. Буртас попросил у живших в Северном Причерноморье киммерийцев уступить Иделю половину их земли - Приазовье - для поселения кыпчаков, а когда те отказались, переселил кыпчпков силой …» [8.2]
   Идельчи (народ Иделя) более других сочетали меж собой два этнонима: кыпчаков и кыргызов:
(Цит.54) « Между горами Хон и пустыней Куман<Гоби>, к северу от Хина, кочевали кыргызы. Когда Дугар<хонский царь кытаев> вторгся во владение Джилки<Массагетский (южные саки) царь западных хонов> и разбил его, некоторые масгуты бежали к кыргызам-канглы. Когда Дугар покорил этих кыргызов, часть их во главе с Сабаном ушла к баджанакам и там слилась в народ сабанов или баджанаков. Сабаны стали говорить на кыргызском языке, но более благородном, так как на него повлияло наречие масгутов. Кыргызская речь куманов, оймеков и других потомков кыргызов, называемых также кыпчаками - по имени кыргызского вождя, брата Сабана, Кыпчака, подчинившегося Дугару - звучит грубо из-за влияния речи кытайских тюрков.[8.2]
   Происхождение этнических имён летописцы часто сводят в именам неких вождей-родоначальников; такой вариант практически всегда является исторической подделкой, а вожди оказываются просто знаменитыми тёзками своего народа. Так и с кыпчаками: выше в цитатах мы видим уже 2 индивидуальных Кыпчака-родоначальника.
   Преобладание в кыпчаках (къыб-саках) сарматской составляющей означает, видимо, медленное, но верное уменьшение численности «отцовского» gaplogroup R1a с увеличесним «сыновнего» ;( R1a1+R1a1a). Для обозначения истинных саков часто используется знак парагруппы R1a* - а это большой ряд субкладов R1a, по малочисленности выявленных носителей не удостоенных звания gaplogroup, биологически хиреющих. ;R1a1, самый первый «ребёнок» «папы»  ;R1a, оказался биологически мощным и увеличивал численность своей «семьи» ;( R1a1+ R1a1а+ R1a1а1+…), а это – все сарматаи, потомки арья. Где-то в Европе сарматаи стали балтами, эллинами, славянами, скандинавами, сардинцами и т.д., потеряв культурологическую связь с арийско-сакскими предками; а здесь в Центральной Азии сарматаи, наоборот, соединялись с арие-саками, принимая определённые фрагменты их культур/цивилизации.

              САБАНЫ/БАДЖАНАКИ
   Третьей по численности  ветвью пра-казаков была и остаётся линия са(у)вир, которых летописи Иделя именуют сабара=сабаны. В части 2 «Онтологии казаков» эта генеалогическая ветвь обозначена очень кратко, но заслуживает она большего внимания любителей истории. Для начала продублирую  таблицу из ч.2:
Табл.1-ОК.4.САВИРСКАЯ  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ казаков - в иллюстрациях.
 
   Предистория саувир   -35...-6 килолетия , начинаясь в самом центре Волго-Урала(Эчке Туран). Трансформация самоназваний этой ветви уралоидов самая, пожалуй, длинная и замысловатая для лингвистов: су-баш(речные головы);суваш;сувар;саувир; савр(мат);сабир; сабар;сабан;север, саур, срб. Жизненный путь в 35 тысяч лет для этой популяции ариан начинался на р.Каме в среде су-башей (нынешних чувашей), продолжился в Беловодье на Иртыше, в Индском Семиречье , на берегах Южного океана, затем опять в Сибири (которая  носит имя этого народа), далее в Волго-Донском междуречье и на Кубани, далее по Донцу Северскому (носящему их имя) , далее в Центральной Русии, включая Чувашию – совершили географический круг за 10 тысяч лет с возвратом на прародину.

    Потерпев неудачу в -8…7 веках в сопротивлении персидских захватчиков, саувиры всем народом отступают к ДАРДАМ (это ещё одно сакское племя, живущее в горах Северной Индии и поныне), затем переходят Памирские горы в пределы Турана. Родственники-массагеты, видимо, не согласились их принять на поселение, и саувиры ушли на северо-восток в сторону исседонов (асиан). Здесь они (или их окружение) последовательно трансформировали имя саувир;савир;савир;сибир. Они возглавили новую этническую общность с участием  асиан, саков и, возможно, сарыйцев, тохар и угров под названием  «савроматов». С этого времени (-4...-3 века) появилось столь родное нам, казакам, имя СИБИРЬ.
   Карта 2-ОК.4 - в иллюстрациях.
 
W: САВРОМАТЫ  НА  ДОНУ. После -5...-4 веков саувиры разрезали на Дону яфетическую ось Волга-Кавказ, сами заполонили Северный Кавказ. В этой струе собственно савиры мигрировали на Северный Кавказ. Их хорошо помнят в Астраханской области и Дагестане. На Кубани близ Екатеринодара имеется станица Северская, об истоках имени которой всё ещё гадают местные краеведы. Это имя должно произноситься с ударением на второе «е», и исходит оно от живших здесь «сев`еров»- савиров. Они стали уже 4-м казачьим заселением Кубани (после синдов, саков и  массагетов ). Савроматы были весьма многочисленным племенем. Свой этноним они распространили на огромных территориях. Сначала экспансия сарматов с юга на западных савроматов (4 век до н.э.), а затем вторжение хонов в Западную Сибирь с востока (1 век до н.э.) разметали этот  народ по огромным пространствам Евразии.   Растиражированный этноним савроматов отметился во многих уголках европейского континента: на Кавказе - савиры, на Балканах - сербы, в Белоруссии - сябры, в Полабье и Прибалтике -(сорбы), в Италии - сервы (возможно).[W]

   ИСТОРИЯ САУВИР(сувар) , ПЕРЕДАННАЯ  ЛЕТОПИСЯМИ  ИДЕЛЯ
   Таковая история в принципе не противоречит классическим наброскам историков, но гораздо богаче; некоторые этносы, непостижимые и даже неизвестные классике, в «Джагфар тарихы» обретают родственный круг с общими предками. Этноним «савроматы» здесь вообще отсутствует, хотя корень «савр=саур» непреложен. Греческих легенд об амазонках, породивших вместе со скифскими мужами матриархальный сей народ (откуда взялось «-маты»), здесь тоже нет.
   Выберем для данной повести два из многочисленных этнонимов, представленных выше: для Востока – сабаны, для запада – сауры.
  « Джагфар тарихы» относительно Саксина (междуречье Итиля(Волги), Шира(Дона), Кубани(Кубана) и Кумы  на времена до начала н.э. вообще ничего не сообщают. По археологической графике здесь  обозначены «племена ямной культуры», а они считаются частью историков очагом зарождения «арийцев». Исходя из версии Ч.Тукембаева, относящего ариев к горным охотникам, в абсолютно степной области Саксин мы можем расположить только лишь «вторичных» ариев – сако-сарматов.
  С  -7 века произошла сарматская активность в Иделе, которая в военном значении опиралась непременно на пра-казаков: саков, сауров и часть самих сарматов. Геополитика Иделького трона была направлена на юго-запад, в области (Кафа)Кавказа, Яна-Иделя (Анатолии), (Самара)Шумера и Мисра(Египта).
(Цит.55) «(Царь№33) Буртас Бурджан или Бурджантай, Берендей (683-633 гг. до н.э.). С его правления началась эпоха "сильных правлений" или "Тазбаш" - "бритых голов".  "Победитель кимеров - киммерийцев. Большая часть киммерийцев бежала в Атряч (Турция), а на их земле Буртас поселил азиатских саков - кыпчаков. На Ближнем Востоке его называли "Партатуа". Пытался восстановить булгарское господство на территории бывшей Самарской (Шумерской) державы и на некоторое время захватил большую часть ее в Буртасской войне (началась в 653 г. до н.э.).[8]
ЗАМЕЧАНИЕ. Знаменитые бритые головы, кроме макушечного «хвостика» - оселедца) Киевского князя Святослава и запорожских казаков – это наследие «Тазбаш».
   Если Идель заселил (Баклан)Причерноморье Туранскими кыпчаками, то в Саксин были переселены сауры из Мидии(Иран), об этом можно понять не из ДТ, а из сообщений отдельных историков:
W: … Легенда о скифах и амазонках относится у Геродота к легендарной истории скифов. Их же появление в киммерийских землях согласно «Истории», рядом авторов относится к VII в. до н. э. О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора. Сообщение Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) заключается в следующем: скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена…а самых важных было два: одно из Ассирии…другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами.Информация подобного рода содержится и у Плиния Старшего (I в. до н. э.): «По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками.[W]
   Наличие и неблагополучная жизнь савроматов=саувиров – беглецов из Акадана (Юж.Индия) – в Мидии(Иран) подтверждается Авестой: имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима(cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания.
   Для новых условий Идельского Саксина историки предполагают, что «Возможно, савроматы играли важную роль в распространении господства скифов в Европе и Азии.»
С нашей поправкой к тому, что происходило распространение господства не скифов (они были только подчинённым воинством), а сарматской династии Иделя, реально, что и сувары, как одна фундаментальная часть сакского супер-этноса, были дополнительной казачьей ( то есть – воинская служба не отдельных людей, а целых племён) силой уральской державы Идель.
   Но подчинённое положение не могло устраивать долго свободолюбивый народ; сувары медленно, но верно выходили из-под контроля сарматской династии, как происходило такое же со скифо-саками в Баклане, сдвигались по линии донского притока Кичи-Шира (Донца Сев`ерского).
   Половина из сауров-савроматов постепенно перекочевала на приток Дона Кубар(нынешний Хопёр), имя которого Кубар=Купер считается вариацией имени данного народа «сувар-север»), затем – достигли пра-родины своей Су-баш(Чувашии). На р.Сура они заложили столицу своей колонии Сувар, подчинённый Иделю. В наши дни чуваши активно включились в движение по возрождению казачества.
   Джагфар тарихы многократно упоминают этот город и его население, которое идельчи именуют по сибирски –сабаны.

   В степях Саксина сауров заменили сарматы к -1 веку; именно этот факт отображён на карте №9-ОК-3. Однако видна остановка сарматов по р.Кубан, а это значит, что здесь отступление сауров прератилось в активную оборону. Тогда-то и появились военные укрепления, подобные современной станице Сев`ерской=Суварской. Сауры соединились со своими индийскими родичами синдами, и тогда Синдика получила максимальное своё расширение от Тамани до Карачая. В летописях Иделя закубанская страна именуется Тамья. «Тамья - западная часть Предкавказья; это название бытовало также в формах "Дамья", "Тэмэн".[8.1]

. ЗАПАДНЫЕ  ПРА-КАЗАКИ. Продолжение.
   Часть 3 «Онтологии…»  представила западных пра-казаков лесо-степной полосы Восточной Европы широты Самара – Киев, здесь историю вершили (верховодили) вплоть до 5 века не местные народы анто-славянского и вендо-славянского генеалогического типа ;I2, а державные интересы Иделя и волеизъявление сарматской, аланской и хонской царских династий. Южная степная полоса от Иделя(Волги) до Сулы(Дуная) оставалсь подконтролем полу-самостоятельных степных народов.О них сейчас и пойдёт речь в дополнение к материалу части 3.
 На Нижний Дунай пришли из Баклана сако-скифы, и создали Малую Скифию , сохраняя дружбу с Македонией и Византией.
W: Малая Скифия (;;;;; ;;;;;;) — так со времён Страбона называлось (по аналогии с Малой Азией) черноморское побережье к югу от Истра (Дуная), в более поздние времена известное как Добруджа. Первое описание её можно найти у Геродота; коренные обитатели — геты. Главные города — Истрия (древнейший из всех), Одессос (совр. Варна), Томис (совр. Констанца), Дуростор (совр. Силистра). Из скифских правителей Нижнего Подунавья наиболее известен Атей. 
   До реформ Диоклетиана входила в состав провинции Нижняя Мёзия, затем выделена в отдельную провинцию Скифия. Оставалась в составе Византии до нашествия славян и болгар в VII веке.
САКСОНЫ. Массовое отступление скифо-саков на запад не ограничилось Малой Скифией/Добруджей, ведь там было много местных сильных хозяев страны Мёзии. Нелёгкий боевой путь для скифов лежал преимущественно вверх по Суле(Дунаю), где они прочно остановились в нынешней Южной Германии – это хорошо известная «земля» Саксония. Выясняя происхождение саксонцев, историки Европы «в упор не видят» артефактов для того, чтобы признать сакское происхождение саксонцев. И, как всегда в случаях массового «научного» неведения и фальсификата, трудно, но можно обнаружить правдивое исследование, которое подобно известному «а король-то голый!». Такой работой является книга английского автора Т.У.Шора; вот нужная нам цитата:
(Цит.56) «… я пришел к одному интересному выводу, в котором нет ничего удивительного. Все эти англы, саксы, юты, геты, готы, даны, фризы, венды, лангобарды, на начальном этапе своей истории – суть, протославяно-русские племена… Те же англы – это унглы, или углы и дальше – угличи. Саксы – это саки, пришедшие из Азии, одно из скифских племен. И т.п. «/Томас Уильям Шор . Происхождение англо-саксонского народа . Перевод Б.Новицкого. get-book-file.php?id=2979\

ИДЕЛЬ. САРМАТЫ.ЯЗЫГИ. КАШАН-УЛАГ.
   К -2веку в державе Идель сарматская династия стала ослабляться (как оно всегда бывает в империях). И, как обычно, для укрепления шатающихся монархий используется проверенный тысячелетиями способ – война. На западном направлении были выдвинуты сарматские племена языгов. Они разрушили равновесие Иделя с Русколанью в Причерноморье (примерно в -160году)
(Цит.57) « Вот, Язы идут на нас от Танаиса и Тмуторокани, мощная конница и рати неисчислимые. И тьма за тьмою несется и движется на нас. Против этого не было у нас другой помощи, кроме как Боги велели нам, и мы удесятерили силы свои и понеслись на них. Дощечка 14 (III 14)    И так Стрибы свищут в степях и Бореи гудят к полуночи об опасности для нас. Была тут сеча великая, чтобы с Язами и Костобоками сразиться, с пакостными убегающими ворами говяд наших. И брань та двести лет вот так была. И родичи к Ляхам убежали, ввержены во беды, и там осели.
    Вот эти Язы отошли на полдень и там не тревожат нас. И так пошли они скот водить и говяд своих. И видели тут, как множество птиц к ним летело. И те-то галки и вороны с пира летели. И пир был великий в степях.[2, Дощечка 5б (2) (II 5б)]
    Обычно экспансию языгов в Европу датируют первым веком н.э., но так оно и получается с учётом 200лет их борьбы с Русколанью. Неплохо бы знать любителю русской истории, какому сопернику противостояли их славные предки в конце старой эры.  Вот цитата из летописи Джагфара:
(Цит.58.1) «Кашан (Азан) Канджал(царь №72) (?-200г…-170г.?) … Один из самых могущественных идельских царей. Его матерью была кашанская (массагетская) бика (княжна). В молодости совершил поход на восток и дошел до реки Хин (Инд) в Улуг Хине (Индия)….На западе он разгромил и подчинил улагцев (даков). На юге он совершил победоносный поход на Кавказ и Малую Азию, разгромив Мидан (Азербайджан), Арьяк (Армения), Барджиль (Персия) и подчинив Чиляр (государство Селевкидов), Кавыл (Каппадокия и Киликия) и Атряч (Западная Турция). Некоторые считают, что это он разработал кашанское письмо, применявшееся камбоянами и служителями дворцового хозяйства. В память о нем булгары называли Кашаном Восточную Валахию(Молдову)»[8.1.Гази Барадж]
 ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ.  Напомним себе, что это – сарматская царская династия ;R1a1, люди того самого Y-gaplogroup, который в современном русском народе имеет самую большую частоту из всех других: 25-30%; в сумме с потомками саков ;R1a* их 47-50%. Эту половину русской нации почему-то считают славянами и (или) русами. Видимо, потому, что очень слабо знают этнологию и историю.
   В частности: на рубеже старой и новой эр племена сарматов аорсы, роксоланы, языги столь величественно  разрослись  в Саксине (Северный Кавказ), что одно за другим отправились «воевать Европу».
(Цит.58.2) « (Царь Иделя №73) Кубан. Сын Кашана. Великий булгарский музыкант и сказитель, царь Иделя. Создал ряд поэм-песен, в которых отразил мифологию и историю булгар. Кул Гали сохранил такие его слова: "Джам-Иджик собрал под своей властью семь племен, благодаря чему сложился один великий народ булгар. Таргиз заставил всех задуматься о необходимости сохранять единство тем, что отступился от власти. Азан решил расширить Кашан от Семиречья(Алтай) до Сулы(Дуная) - и это ему удалось. Все эти действия настолько непонятны, что ясно; они предприняты по внушению Тангры. Я, живущий на берегах сакланской реки (Кубань), Кубан - потомок Иджика, Таргиза и Азана, а поэтому я прошу Тангру: вразумляй меня также, как [вразумлял] моих предков".[8.1, «Об идельских царях»]
   Детали: передовые войска царя Кубана, (у которого ставка была действительно на р.Кубань) под именем «языги=ясы» оттеснили Русколань от Причерноморья, подавили сопротивление греков в Хорсуни, вошли в Гето-Дакию и захватили эту страну, ещё недавно при царе Буребисте бывшую победителями самого Рима.
   С тех пор Поднестровье (бывшая Гетия и Русколань) стало называться Кашан- Улаг, а остаток этого хоронима – г.Кишинёв.

             САРМАТЫ. ЯЗЫГИ. РОКСОЛАНЫ.
   На карте.№14-Гл Причерноморье восточнее Хорсуни, а позже и сама Хорсунь до Истра(Дуная) обозначены до начала н.э. как «Сарматы». Позже мы установили, что это не столько сами сарматы как народ, а области Сарматской династии державы Идель. Русы-ории (карпы) не враждовали с ними, о чём видно из цит.:
(Цит.59) «Тогда пошли мы на полночь <на север от Сурожа>и были там двести лет, и там мы и есьмы, и вы есте, и они суть от тех времен и доныне…Дощечка 20 (20) «... Стали Скифы и        родичами. Десять сот лет скот пасем и поле роем. 
   Базовый для д.р. переводчик Велесовой книги Слатин оставил  непонятное ему слово
«сурьмэ», но мы не должны сомневаться, что это «сарматы».
   Однако на карте №20-Гл место сарматов заняли «аланы», и это соответствует тому, что в Иделе к верховной власти в -140г пришла аланская царская династия. Но в Кара-Иделе (Западный Идель) этническое содержание не изменилось. Сюда могли прибывать малые орды степняков державы Идель, в целом состав Кара-Иделя оставался уралоидным и, в общем, родственным Русколани.
   Тяжёлая вражда появилась в виде языгов.
(Цит.60) «     Вот, Язы идут на нас от Танаиса и Тмуторокани, мощная конница и рати неисчислимые. И тьма за тьмою несется и движется на нас. Против этого не было у нас другой помощи, кроме как Боги велели нам, и мы удесятерили силы свои и понеслись на них. Дощечка 14 (III 14)
   Классика относит языгов к сарматам(т.е. к ;(R1*+R1a1),  , но некоторые редкие данные показывают противоположное:
(цит.61) «Язиги идентифицируются с Язской культурой Анау, где роксоланы (аланы Окса) жили рядом с язигами. Под давлением гуннов язиги выдвинулись на Дунай и доставили множество хлопот Риму, где они действовали вместе с роксоланами, так как эти братские племена всегда жили и шли в бой рядом, как в Анау….  [30,c.51] 
   Архео-культура Анау сугубо земледельческая, а этнический состав её за большой давностью никто не устанавливал. Язская культура уже ближе к новой эре, она тоже земледельческая. Отличается самыми ранними признаками Зороастризма. Но известно, что в район Язской АК смещались жители Приаральской Кельтемиранской АК при экспансии саков-андроновцев с севера. А Кельтемиран твёрдо относят к онграм(уграм) (;Q1a & ;C3); они американоиды. Пришедшие из Америки через сухую (поднявшуюся над уровнем океана) в -20…-17 Кл Берингию, онгры преимущественно не были степными животноводами, но практически всегда и везде присоединялись к сако-сауро-сарматским ордам; они играли важную культур/цивилизационную роль, будучи самыми сильными на планете инженерами, строителями, ремеслинниками.
ОНГРЫ=УГРЫ=ВЕНГРЫ  КАК  ПАРА - КАЗАЧЕСТВО.
    Языги – онгрское земледельческое население предгорий Копет-Дага. Вынуждено было покинуть родину под давлением с востока тюрков. Имело промежуточные стоянки в Кубанском Приазовье. Ушли оттуда под давлением сарматских родов. Но большая часть их осталась в Циркумазовье под именами, оканчивающимися на –гуры (Кутургуры, оногуры и др.).
   Языги в Подунавье пришли (-69год) к онгрским(угорским, венгерским) родичам мёзам=мушкам=мишарам и, тем самым, увеличило контингент онгров в Центре Европы.
(Цит.61.2)  «И так Стрибы свищут в степях и Бореи гудят к полуночи об опасности для нас. Была тут сеча великая, чтобы с Язами и Костобоками сразиться, с пакостными убегающими ворами говяд наших. И брань та двести лет вот так была. И родичи к Ляхам убежали, ввержены во беды, и там осели. [2,, Дощечка 5б (2) (II 5б)]
   Да, языги не являются родственниками «эрбинов» (людей ;R1b, к которым относятся руш=русы, даки, карпы – жители Приднестровья тех времён), поэтому как настоящие вороги прошлись по землям Русколани и Дакии. Это событие конца старой эры, если посмотреть цит.58, отображается в летописях Иделя победоносной войной царей Кашана и Кубана, и видно, что цари эти воевали не своими регулярными войсками, каковых практически не было, а подчинёнными и оплачиваемыми ордами пра-казаков – в данном случае не обычными сако-сарматскими, а угорско-ясскими. (В Румынии на р.Прут до сих пор стоит крупный город Яссы).
РОКСОЛАНЫ
   Если языги, вытеснив руссов-ориев из Хорсуни и затем из Приднестровья, переместились далее на запад к Суле(Дунаю, Истру), то роксоланы , следуя за ними, осели в земле дако-карпов – в Пруто-Днестровском междуречье.
В виду того, что роксолан классика относит также к сарматам, то нам следует читать данные азиатских учёных для исправления этого заблуждения:
(Цит.62) «Основной максимум доли R1b** приходится на туркмен, которые вытеснили с Амударьи язигов, роксолан и других аланов так, что им выбило память о том, что они построили одну из самых древних цивилизаций Анау. Заблуждение Вернадского Г.В. [6] привело к ошибке в отношении целого народа, который теперь повис над Каспийским морем. Нетрудно догадаться, что в названии роксолан сидит корень их родины – река Окс. Так иранцы называли Амударью, а язиги – это основатели Язской культуры в Туркмении. Поскольку Туркмения находится южнее пересохшей реки Узбой, то до 2-го тысячелетия до н.э. из Анау аланов выдавили шумеры, т.е. какая-то ветвь пратюрков. Поэтому аланам пришлось разбегаться в горы Памира и на Кавказ, где они породили иранские народы.[30,c.40]
   Как видно, соседи и последователи языгов-ясов роксоланы относятся не к онгрской генеалогии, а к массагетско-аланской. То есть, для роксолан не может быть сарматского gaplogroup R1a1, а может быть один из тормэнских ;(R1*+R1b1b1), либо  ;(R1*+R1b1b2), но и тот и другой есть гапло руссов-ориев и алан.   Роксоланов же, с «лёгкой руки» Г.Вернадского считают зачатком Киевской Руси и самого термина «русы». Исходя из ДНК-генеалогии, это можно было бы принять, если бы не было одросов до появления роксолан. Впрочем, и одросы и роксоланы реально могли «вылететь из одного гнезда», что было свито пра-росами на берегах величайшей реки мира УЗБОЙ/ОКС/Аму-ДАРЬЯ.

                ПРА- КАЗАКИ  ПОСЛЕ  5 ВЕКА.
   Как уже упоминалось, распад супер-империи Атиллы отразился на судьбах всех народов Евразии, и, как уже стало привычным, трансформации начались на Дальнем Востоке, передвигаясь на Запад со средней скоростью 10 метров/час.

ГОТЫ-ТРАПЕЗИНДЫ
В середине III века в Северное Причерноморье пришли готонские ( древнегерманские) племема остготов, визиготов и позднее гепидов, уничтожив или подчинив сарматов и оттеснив восточнославянский союз антов и руссов-ориев - Русколань, заселивший после победы сарматов лесостепи Причерноморья.
Придя с верхних притоков Вислы по Днепру и Бугу, готы осели в степях у Азовского моря, подчинили себе аланов, изгнанных из Иделя хонскими царями (гуннами), и оттуда совместно с аланами стали совершать набеги на побережье Черного маря, Ольвию, Тир, Крымский полуостров, Грецию, доходя через Боспор в Малую Азию. Другим германским племенем — герулами был захвачен и разгромлен в устье Дона Танаис.
   Готы сумели создать государство с границами от Тиссы до Дона и от Балтийского моря до Дуная. В устье Дуная расселились визиготы, в Трансильвании — гепиды, между Днестром и Доном — остготы. К середине IV века готам принадлежала почти вся восточная Европа, Поволжье, Поднепровье, степи Северного Причерноморья и Крым. Столицей государства остготов был «город над Днепром» — «Данпрштадир», упоминаемый в скандинавских сагах. Первоначально у готов не было конницы и они создали ее по сарматскому образцу. Своих вождей-конунгов готы выбирали на собрании племени. С покоренными аланами у готов сложились хорошие отношения, потому что и те и другие были отростками одной генеалогической ветви масагетов(масгутов) ;R1b1b2, и свои набеги они совершали совместно. На Крымский полуостров готы вошли вместе с аланами. Часть готов осело на южном берегу, юго-западном Крыму и Керченском полуострове, уничтожив последние скифские поселения. Область их расселения на полуострове получила название Крымская Готия, а они сами стали называться трапезитскими, очевидно из-за горы Чатыр-Даг, имеющей кадратную форму стола (по-гречески — trapeze).
   Территория, захваченная готами, не входила во владения Иделя, поэтому Джагфар тарихы дают лишь кратчайшую справку: 
(Цит.63) «… На Бури-чай <Днепр>пришли из Садума<Прибалтика, Скандинавия> альманцы <германцы>племени галидж и потеснили сакланов, которых называли по имени вождя Уруса "урусами".  Урус<Боз=Бус русских летописей> попытался выбить садумцев с берегов Бури-чая, но был разбит и убит.» [8]
   Обращаю внимание на этноним «галидж», что по-уральски означает «галлы,галичане»,
И это не противоречит прилагательному «германские», ибо всё описуемое нашествие готов на анто-русов(Русколань) и сарматов (меж собой дружественных) было масштабным предприятием кельтоидов-галичан; и армии, как бы готские, собирались ото всей Европы из среды именно кельтической. Азиатское (хинское) жестокое противоборство пра-кельтов с пра-казаками (кельтоидов с казакоидами – в новой эре) перекочевало в Европу, и готское нашествие оказалось не первым тому проявлением. (Ранее было масштабное нашествие кельто-галлов из Галлии на латинский (алтынбашчи) Рим, сакскую Чехию, Бастарнию(балканский Башкортостан), Малую Скифию в устье Дуная…)

 W:  К 70-м годам III века готами были разгромлены почти все города на Таманском полуострове, включая Горгиппию(Анапа), а также Тира и Ольвия. Войдя в Крым с севера, готы уничтожили все скифские поселения степного Крыма вместе с Неаполем Скифским, и захватили почти весь Крымский полуостров, кроме Херсонеса, в котором находился римский гарнизон. Весь IV век Херсонес оставался морским и стратегическим центром Римской империи в Крыму. Боспорское царство с упадком торговли обезлюдело и попало под готский контроль, но еще продолжало существовать.
  Господство готов было недолгим. Во второй половине IV века из Южной Сибири в Европу вошли многочисленные монгольско-тюрские племена — хунну, получившие в Европе имя гуннов. В 350 году гунны появились в Предкавказье, к 370 году подавили сопротивление местных сарматских племен аланов и через обмелевший Керченский пролив прорвались в Северный Крым, попутно уничтожив Боспорское царство. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в конце IV века на Керченском и Таманском полуострове полностью были уничтожены все поселения, а крупные города сильно разру¬шены. На землях Боспорского царства появилось уже другое государство.     Выйдя к Перекопу, гунны с вождем Баламбером появились в тылу войска готов, союзников алан, сосредоточившегося на Дону в ожидании гуннского вторжения. Остготы были разгромлены и государство полулегендарного Германариха перестало существовать.   Последней попыткой остготов вернуть независимость было сражение войска остготов во главе с вождем Винитарием с гуннами на нижнем Днепре в 375 году, закончившееся поражением остготов и гибелью их вождя. Северное Причерноморье стало принадлежать гуннам, в черноморских степях до 412 года находилась главная ставка гуннских вождей. [W]
     Остатки крымских готов засели в горах и, в виду ухода гунно-идельских войск на запад, сохранились в Крыму, как народ, ещё на килолетие. Жизнь их складывалась вполне по-казачьи.
ТАМЬЯН. Идельчи, как при Сарматской, так и при Хонской царских династиях доходили войсками до Кубана(Кубани) и далее неё не заходили. Закубанское предгорье практически всегда оставалось полу-свободной территорией, древнее порто-франко. Уральское имя её Тамья(н), Дамья(н), Дим`а; кроме лесостепей здесь были древнейшие города-порты Банджа(Фанагория), Тамья-Тархан(Тамань), Синдская гавань(Анапа), Бату(Новоросийск), Геленджик.
   Здесь более-менее дружно проживал интернационал, сложившийся из 2-хтысячелетних заселений: камыр(киммерчи), синды, псессы, фатеи, керкеты,греки-ионийцы, онгры, кешеки(кушане азиатские), адхе(адыги), ахаи, готы, аланы, булгары- черкасы… У всех(кроме кавказоидов ;G и «эрбинов»;R1b1), по причине малой масштабности заселений, преимущественным политическим строем было народоправство – либо общинно-родовое, либо военно-демократическое.

КАВКАЗСКАЯ АЛАНИЯ. Не подчинившиеся гуннскому царскому Дому аланы сконцентрировались в Центральном горном Кавказе.
Казачий словарь-справочник под.ред.Скрылёва относит ас-аланов к казачьему суперэтносу.
   Джагфар тарихы называет истоком алан масгутов, а это в европейской истории – массагеты, их Y-gaplogroup R1b1b2, то есть аланы – «эрбины», и нельзя было бы причислять к казакам (или пра-казакам), ибо характер и культурология народов ; R1b в основных деталях не отвечает признакам казаков. Тем не менее в современной республике Осетия/Алания существует собственное казачье Войско.
   Пришло время разобраться в происхождении и судьбе аланов.
Вот - небольшая (и далеко неполная) подборка из книги Константина Пензева про аланов. Это все - детали для оптимизации.
(Цит.64.1) «...Вполне допустимо указать на алан, которые также представляли из себя этносоциальную общность. Аланами в древности назывался, во-первых, военно-княжеский слой сарматского общества(73), во-вторых, народы попавшие под власть этого слоя. По мнению Т.А. Габуева (74) аланская общность сформировалась на территории государства Кангюй (75) из числа предствителей туземного населения и военизированных группировок юэчжей (восточных тохаров) и усуней (асов), которые приняли наименование «аrуаnа», т.е. «ариец». Причем воспринят он был не в древней фонетической форме — агуаnа, а в новой — alana. Лингвистическая закономерность перехода «r» в «l» в двух этих словах была обоснована В.И. Абаевым . [W]
ПОЛЕМИКА. 1) Летописи Иделя трактуют слово «алан» соразмерно со словом «саклан» - на основе второго корня «лан»=русск. степь,пастбище. Приставка «а» в туран-теле означает величие данного слова (укороченное «ас»).
 2)  Уравнивать лингвистически «алан» с «арий» маловероятно; исторически арийцы ;(R1+R1*+R1a+R1a1) категорически противоположны  кельто/тюркам  ; R1b, к которым относятся массагеты.
3) Возникновение алан как этно-социальной общности в сарматском обществе также проблематично в виду неприязненных отношений сармат к масгутам. Кангюй был чисто пост-арийским ас-сако-сарматским государством, а концентрация же пра-алан отмечена западнее Кангюя в государтсве Яньцяй (китайское слово, собственное имя неизвестно).
   Использование этнонима «сарматы» в дан.цитате сопряжено, видимо, с крупным недоразумением в этнологии, когда восточных сарматов спутали с тохарами юэчжи; разобравшись позже товарищи учёные стали о восточных сарматах(серах) писать: псевдо-тохары. Но путаницу эту мы находим ныне во многих произведениях.
4) Помещать образование алан, как военно-княжеский слой, в ас-тохарскую среду будет самым верным вариантом. Хотя масгуты (;R1b1b2) и тохары (;R1b1b1)  капитально повоевали друг с другом в Хине в конце старой эры, но народы эти генеалогически братские , и вполне могли соединиться в некую новую этническую конструкцию.
5) Наличие асов ;R1 в этой общности отвечает той уникальной культурологической роли асов-ирменов, какую они сыграли для своих «сыновних» и «внучатных» гаплогрупп. Они также утверждали «иранский» языковой приоритет, поэтому исторических и современных аланов, осетин считают ираноязычными (что к современному Ирану не имеет никакого отношения).
6) Вместе с тем хорошо известно и отображено в нашей повести 2-3-тысячелетний микст массагетов с саками, что не могло не привести пра-алан к именно казачьему образу жизни в отдельных временных отрезках их национальной жизни. ;окончание полемики.
   Если говорить о крупном и сильном государстве (Кавказская) Алания, то оно отмеряется во времени с 7-8 веков, и было оно сугубо наследственно-монархическим, и о каких-то казаках в нём невозможно вести речь.
 (Цит.64.2)  «АЛАНЫ - общее прозвище племен и народов, вошедших в состав империи, созданной Асами-Аланами. Завоевывая народы, Асы приказывали им называться всем одинаково - Аланами. Истории известно, что так одно время назывались и Закаспийские Массагеты (сарматские<неверно-Э.Д.> предки Туркменов), Эсседоны и Аорсы (предки Осетинов) и некоторые Адыгейцы<кавказские гуты(готы) ;R1b1b2, присоединившиеся к кавказоидам-адыгам  ;G>. После падения империи Асов (375 г.), каждый народ возвратился к своему натуральному историческому имени, а Аланами остались одни Асы-Аланы или Танаиты. В 9 ст. часть Аланов проживала в горах Крыма. Они приняли христианство одновременно с нашими предками ок. 860 г. после проповеди св. Кирилла. Последний раз их вспоминает Грек Пахимер, как воинов казачьей дружины Крымского хана Нагая в 14 в. С именем Аланов связываются богатые археологические остатки материальных культур Северо-авказской, Болгарской и Салтово-маяцкой. Самая поздняя из них Салтово-маяцкая обнаружена на Среднем Донце и на Дону и датируется 8-10 в.в; Она принадлежит Аланам-Асам и по всем данным находит свое подобие на далеком севере в остатках культуры Асов Скандинавских.» [Казачий словарь-справочник, ред.Губарев]
   
ДОНСКАЯ АЛАНИЯ.
W:  Аланы осели в лесостепной зоне рек Оскол, Северский Донец и Дона. Выбор этих мест был предопределен тем, что горный ландшафт этих краев имел определенное сходство с кавказским. Используя рельеф местности, они построили в неприступных местах замки из тесаных камней. Во внутреннем дворе замка помещали цитадель (замки Салтово и Маяцкое находятся в зоне проживания алан). Территория вокруг этих замков застраивалась домами, которые образовывали многочисленные селения.  Могильники алан располагались вне селений и на склонах гор. По старому обычаю аланы хоронили своих сородичей в катакомбах, которые представляли собой семейные усыпальницы. Антропологическое изученныеостанков свидетельствуют, что донские аланы внешне ничем не отличались от кавказских алан. Но они называли себя не аланами, а асами (этноним «ас» имеет не менее древнее происхождение). Дожили здесь до татаро-монгольского нашествия. Один из князей донских асов Качир-укуле оказал упорное сопротивление монголам и его имя попало в историю. Какая-то часть этих алан переселилась впоследствии вместе с булгарами на Среднюю Волгу. Сохранившаяся в этих местах топонимика, типа Оскол<ас-колы ;R1*>, – аланская.[W]
   Здесь нужно вспомнить, что река и местность Оскол имеют имя ас-колов – асско-ирменского миграционного потока, пришедшего сюда в -3…-2 килолетиях из Закавказья.
Ас-аланы, видимо, сумели закрепиться в этих густонаселённых районах потому, что обнаружилась родственная связь с потомками ас-колов.
   Анализ останков 4-х образцов антропологического материала из Подгоровского катакомбного могильника VIII—IX веков в Белгородской области, выявил Y-хромосомные гаплогруппы R1a1a1b2a2 (Z2124), G, J2a. Лишь первый из этих Y-gaplogroup допустимо отнести к асам-ариям. ;G  указывает на бытие здесь, среди аланских потомков, кавказоидов типа адыге;  ;J2a означает идельчи су-башского(чувашского) кроманоидного корня.
   Авторы последней цитаты не соединяют Донскую Аланию с Салтово-Маяцкой архео-культурой, которая датируется 8-10 веками и эта осторожность оправдана малым процентом ;R1b1b2 -  вполне возможно, что народобразующий аланский элемент в началу салтово-Маяцкой культуры уже здесь исчез.

                ПРА-КАЗАКИ  и сопутствующие им народы  В 3-7 ВЕКАХ.
   Нам необходимо вновь обратиться на самый дальний Восток  , чтобы проследить новую цепь событий, новые движения пра-казаков на Запад – после некоторого затишья, вызванного глобально-умиротворяющей властью императора Атиллы, имя которого происходит от названия реки Итиль-Волги.
   Часть 3 «Онтологии казаков» оставила Хин(Северный Китай; не забываем, что «Китая» в современном смысле ещё не было, а была империя Хань и арийский(европоидный) народ кытаи в Приамурье)  в постсянбийские времена, когда два самых крупных наследника Сянбийской державы тобгачи(тоба) и муюны(мужуны) бились меж собой в бассейне р.Кубан(Хуанхэ) в её гигантской излучине Ордос.

РАЗБОР  КАРТЫ № 3-ОК.4
ХУННУ. Истинные куны сакского корня и иные основатели державы Хунну «разбрелись» кто куда, а ханьской части её было деваться некуда, вот они и остались на южных – весьма плодородных – областях в Ордосе. Они на карте закрашены синим цветом, согласно договорённости ДНК-генеологов обозначать ханьский (китайский) Y-gaplogroup O именно этим цветом. Ханьцам далеко до качеств казачества, но столетнее бытие их среди пра-казаков сако-кунов, возможно, что-то из этих качеств в них внедрило. Независимость они свою и от северной и от южной «родни» отстаивали в тяжких боях, но, как повествует Л.Гумилёв, ханьцы всё таки «затёрли» последние остатки нации «хунну».

 МУЮНЫ (МУЖУНЫ) – осколок уже Сянбийской державы.  Поиск в НЕТе сведений о происхождении (генеалогии) муюнов не нашлось. Нам остаётся уповать на созвучие имени этого народа с «жунами», о которых немало написано Львом Гумилёвым, и которые, по его мнению, являются потомками гималайских асов ;R1– горных охотников, первоистока ариев(арийцев). Они родственны индийским горным ас-сакам дардам, а оба этих этноса восходят к х`арийцам, описанным Ведами.
(Цит.65) «Коротко поясним читателю изложенное выше: в древности в Восточной Азии существовали две европеоидные расы 2-го порядка: динлины и ди. Долихокранные динлины издавна жили в Южной Сибири и принадлежали к кроманьонскому типу в широком смысле слова . Китайцы в древности называли Саянские горы Динлин, подчеркивая этим локализацию странного для них народа .
Ди и родственные им жуны обитали на территории современного Китая от оазиса Хами до Хингана и в Сычуани . Они были также европеоиды, но брахикранные, близкие к памиро-ферганской расе. Потомки ди, смешавшиеся с монголоидными тибетцами, встречаются среди амдосских кочевников, ныне неправильно называемых тангутами .
Необходимо отметить, что этноним «тангут» — это средневековое монгольское название минягов, одного из племен ди.» [6]
ТОГОН. Западное государство мужунов жило довольно долго: от 312г до 563г. Возможно, это удивительное для Хина долгожитие основано на управленческих талантах элиты Тогона – кельтоидов пра-тюрков.
ЯНЬ – восточное государство находилось в беспрерывной войне с тобасцами (тобгачами) и хуннами.
 
ТОБА. Тобгачей во времена величия Хунну видели на крайнем востоке державы, близ Восточного (Тихого) океана. А это значит, что корнем этого «омонголенного» европоидного народа должны быть имэнцы ;J, называемые ещё манчжурами. Позже тоба перебрались в Забайкалье в бассейн р.Джилки(Шилка), где, как нам известно, проживали хоны. Классика имеет такое представление о происхождении тоба:
W: Табгачи или Тоба (;;;Tu;b;) — кочевой народ, ответвление сяньбийцев. Название тоба означало косоплёты (Табгачи отличались от прочих сяньби обычаем заплетать косу.) Это обычай не монгольский, а тунгусский, но китайский историк уверенно называет табгачей сяньбийцами. Табгачи говорили на древнемонгольском языке , но находились под культурным влиянием своих соседей тунгусов. Они имели государственность несколько более развитую, чем южные сяньби: они управлялись ханами. Это табгачское слово впервые встречается в III веке н. э. [W]
 
Карта  3-ОК.4  ХИН  В  4….6 ВЕКАХ - находится в иллюстрациях .
 
   Табгачское ханство было тунгусо-сяньбийской химерой.В племенном союзе тоба было 99 родов и 36 владений.   Тобасцы откочевали в Забайкалье с юга в I веке до н.э., были кочевниками скотоводами и жили севернее других сяньбийских племен. В течение трех веков они обитали по р. Онону и затем постепенно стали продвигаться на юг, перешли Гоби и покорили ряд областей раздробленного и враждующего Китая, вторглись в Китай, где основали Дай(217г-377г) и Тоба-Вэй.(386г-534г).

ТУНГУСЫ. На карте они обознчены бордовым цветом, а это (во всех повестях а.д.р) – цвет кельтоидов ;R1b1. Действительно, археологи относят этот народ к потомкам Серово-глазковской АК, то есть к пра-кельтам; выброшенный динлинами и кытаями в дикие сибирские горы, он , перемешавшись с австралоидами ;С3. Потерял былую кельтическую агрессивность и жестокость. Однако значительная воинственность тобасцев могла как раз отвечать записанному выше замечанию Л.Гумилёва о нахождении их «под культурным влиянием своих соседей тунгусов»

ХОНЫ (восточные) со времён военных успехов кана Тугара значительно «съёжилась» в окружении не менее «продвинутых» своих родичей – манчжуров, тобасцев, кытаев.

ГЁК-ТЮРКИ. Тоже самое можно сказать об объединении (огузе) гёк-тюрок; как крупный осколок державы Сянби они сначала размещались по центру её, но были сдвинуты на запад сначала мужунами и тобасцами, затем жужанями.

ХАЛХА.   Указанные выше народы проходят у нас с минимальнейшей информацией, поскольку к казачьей теме имеют косвенное (соседское) отношение. Но вот этносы группы Халха должны получить увеличенное внимание, ибо в них заложен значительный пра-казачий культурологический компонент.
Халха (от монг. халх — щит):
• Халха — историческая область Монголии
• Халха-монголы — основное население Монголии
• Халха — вариант названия реки Халхин-Гол
• Халха (халхаский диалект (англ.)) — диалект монгольского языка, на котором основан халха-монгольский язык — литературная форма монгольского языка, употребляемая в Монголии.;окончание разбора карты №3-ОК.4.

        МОНГОЛОВ  В 3-10 ВЕКАХ НЕ БЫЛО.
Ныне в  состав монгольских народов входят: халха-монголы, баргуты, буряты, ойраты (калмыки), а также этнические группы южных монголов(всего 23, из которых я выбираю знакомые этнонимы: чахары, хорчины, харачины, арухорчины, тумэты, джалайты, авга, авганары, баарины, чипчины, му-мянгаты, найманы, аохане, оннюты, дурбэн-хухэты, ураты, горлосы, ордосцы, хонгираты, джаруты, узумчины, хэшигтены, хучиты.  К монгольской группе народов по языковому признаку относятся монгоры (ту), дауры, дунсяне, баоань, татары.(Здесь зелёным цветом выделены этносы уральского происхождения, а для текста «проза.ру», в котором нет цветовых твыделений – этнонимы подчёркнуты).
   Наши славные историки не знают, откуда взялось слово «монгол». Этноним «монгол» впервые встречается в китайских источниках «Цзю Тан шу» («Старая история династии Тан», составлена в 945 году) в форме «мэн-у ши-вэй» — «монголы-шивэйцы». В различных киданьских и китайских источниках XII века для этих племён также использовались названия мэнг-ку, мэнгули, мангуцзы, мэнгу го.
Является ли слово «монгол=монгул=менгул=…» экзоэтнонимом, или его народу дали со стороны?  Может быть «шивэй» или «Халха» есть самоназвание, а  «мен-гу, менг-ку» - это внешнее имя?  Ответы на эти вопросы пока откладываем, и пытаемся узнать: как складывался народ «мо(е)-гу».
W: Монго;льские наро;ды — группа родственных народов, говорящих на монгольских языках, и тесно связанных общей многовековой историей, культурой и традициями.[W] Здесь мы видим 4 параметра коагуляции этносов.
1. Общемонгольский язык, существовавший примерно до XII века, а также старописьменный монгольский язык — общий литературный язык всех монгольских племен с XIII по XVII век. Диалектная основа последнего неясна; фактически он всегда был наддиалектной формой сугубо письменной коммуникации, чему способствовала не слишком точно передававшая фонетический облик слов письменность (в основе своей уйгурская), нивелировавшая междиалектные различия. Возможно, этот язык сформировался у какого-то из монгольских племён, уничтоженных либо полностью ассимилированных при возникновении империи Чингисхана (предположительно, найманов, кереитов или киданей).» По данным трём вариантам пра-монгольского языка:
О языке кереитов нет никаких сведений.
Происхождение найманов кыпчакское, об этом след. (цит.66) «Когда правящая династия кара-кытаев разделилась, то один кара-кытайский принц с большей частью кайманов образовал восточнее Кара-Кытая свой бейлик и стал называть его и свой народ кайманским [найманским]...» Язык найманов – кыпчакский, то есть ирмэн(иранский).
Язык кыданей восходит к тому же ностратическому ас-ирмэнскому.
Таким образом, реальный претендент на первомонголький язык – язык уралоидов ас-ирмэнов. В таком случае слово «монгол» выясняется толкованием двух корней:
Мен – русск. я, мой;   гол: голу(туран-теле)-  древний обрядовый круговой танец, =русск. коло- община, (казачий) Круг. В сумме здесь,очевидно,- не «я-тацор», а «моя община». Такой этноним – не только для одного рода/племени, но и для союза племён с демократической (казачьей) формой верховной власти. Вот почему в идельских летописях монголы звучат как «менгул». И это объясняет, почему «монголы» появились лишь в 10-м веке, когда стали объединяться в союзы мелкие пост-сянбийские этносы. А в начале эры единого пра-монгольского языка не было, как и самих монгол.

2.ХАЛХА-МОНГОЛЫ. Другой стимул объединения этносов – родственные отношения. В 21-м веке имеем не только летописные, антропологические данные о родственности, но и «неподкупную» ДНК-генеалогию. Кто родичи пра-монголов?  Для начала следует усмотреть
Таб.2-ОК.4  Данные IZOGG по Y-gaplogroup современного монгольского народа.
               (находится в иллюстрациях)
   Не лишне напомнить, что приведённые гапло характерны для иных народов мира:
;R1a- саки,сауры,сарматы; ;J- имэн, хурри, греки, нахи, арабы, чуваши; ;G- кавказоиды; ;N- карьяла-финны.
  В исходной таблице IZOGG, собравшей все народы мира, не нашлось места cемейству Y-gaplogroup C, но именно оно является доминирующей у монголов. Отнимая от 100% вышеписаные, получаем 79,3% для (;С2(монголоиды) +;О(ханьоиды)+ ;прочие). Иные источники (чем IZOGG -международная организация ДНК-генеалогии) публикуют  несколько иные соотношения частот гаплогрупп современных монголов.
[Derenko, 2006, Contrasting …; Derenko, 2006, The diversity …], включает 47 человек. Частоты гаплогрупп следующие: P* – 4,3%, R1* – 4,3%, R1a1 – 2,1%, N* – 6,4%,  N3 – 2,1%, С – 57,4%, I – 2,1%, K* – 21,3%.
   В этой раскладке  мы обращаем особое внимание на:
1) 57.4% ;С – это выше среднего значения по всем публикациям в интернете.
2) Отсутствует ханьская(китайская) ;О, хотя в иных публикациях она 1%-20%.
3) Присутствуют очень древние субклады уралоидов:
К*- (рожд. до -36 килолетия) – гиперборейцы, уральские «братья» кроманьонов; процент 21,3 невероятно высок;
Р*-(28 килолет)- одна из ветвей первичного европоида («белого человека»);
R1*(-21 Кл)- асский «сын», «братец» сакской генеалогической общности ;R1а.
   Эти данные согласуются с сообщениями данной повести о большом количестве в пра-монголах переселенцеев из Волго-Урала : баш(башкорты), су-баш(чуваши), асы-ирмэны, саки-чины, саки-хьяуна…
      Далее приобщим к нашему исследованию третью публикации.: [А.М. Тюрин.Имеются ли генетические следы монгольских завоеваний 13 века? new.chronologia.org›Популяционная генетика›turin_mongoly.php]

Таблица 3-ОК.4. Частоты гаплогрупп Y-хромосомы этнических групп монголов и популяций, «сопредельных» с ними с юга и востока [Katoh, 2005].(Иллюстрации)

 РАЗБОР ТАБЛ.№3-ОК.4.Гаплогруппы монголов в разных выборках определены с различным разрешением. Кроме того, для обозначения гаплогрупп приняты разные номенклатуры. При приведении этих данных к общему знаменателю мы пользовались номенклатурой International Society of Genetic Genealogy (IZOGG) 2009 года [Y-DNA]. 
 Считается, что именно Khalkh (халхи), являющиеся сегодня самой большой этнической группой монголов,
    Наличие двух строк для каждой популяции, вероятно, отображает два разных исследования; нам, потребителям результатов этих исследований остаётся исчислять среднее значение в каждой клетке таблицы.
   Большие расхождения данных по приведённым и другим таблицам есть результат малочисленных экспедиций на территорию Монголии и малым количеством исследованных людей. Но при столь приблизительных данных, наши выводы из них имеют значительно большую точность, ибо их координируем с данными глубинных летописей, археологии и исторических трудов.
НАШИ  ВЫВОДЫ.
1.  Современные монголы – многоэтническая нация; большинство субэтносов монголов имеют родословную, исходящую из уральских народов, которые преимущественно являлись пра-казаками.
2. До 10-го века монголов как таковых не было; нынешние компоненты их были самостоятельны и имели антропологию, кардинально отличную от расы монголоидов.
3. Стержневой этнос монголов халха относился к расе австралоидов(Y-gaplogroup C3),не был монголоидным, ибо никто из современных австралоидов ;С не носит монголоидные черты; но значительный процент в нём
- мужчин ханьских (монголоидных) этносов ( до 20%),
- жён «китаянок»(монголоидных)
   привёл к устойчивому распространению монголоидных черт лица.
4. Все остальные субэтносы совр.монголов также получили монголоидность лица через матерей ханьского происхождения. Некоторые субэтносы (хотоны, дорбены, найманы,…)
имеют в себе ноль или чуть более нуля мужчин от монголоидных гаплогрупп ;С и;О.
5. Учёные-расологи крупно напутали, дав название узкоглазым, скуластым народам имя монголов, ибо вся таковая наследственность исходит из аляскинских племён ханьской группы ;О.

           Далее - глава 2.


Рецензии